Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЕМОНТ СКВАЖИН, ОБОРУДОВАННЫХ ШТАНГОВЫМИ СКВАЖИННЫМИ НАСОСАМИ





Глава IV.

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА

СКВАЖИН

ОБЩИЙ ХАРАКТЕР РАБОТ

Текущий ремонт скважин — комплекс работ по проверке, частичной или полной замене подземного оборудования, очист­ке его, стенок скважин и забоев от различных отложений (пес­ка, парафина, солей, продуктов коррозии), а также по осу­ществлению в скважинах геолого-технических и других меро­приятий по восстановлению и повышению их добывных воз­можностей..

Цель текущего ремонта — устранение различных неполадок и нарушений в режиме эксплуатации скважин и подземного оборудования, а также проведение работ по подготовке к опро­бованию и освоению новых скважин различного назначения (разведочных, эксплуатационных, нагнетательных и др.), полу­ченных после бурения и капитального ремонта.

Все работы по текущему ремонту скважин независимо от способа добычи нефти связаны со спуском и подъемом подзем­ного оборудования (труб, штанг, насосов, их узлов и т. д.), а также инструментов и приспособлений. Поэтому к основным при текущих ремонтах скважин относятся работы по спуско-подъемным операциям, монтажу и разборке устьевого оборудования.

Обычно за счет своевременного и качественного текущего ремонта удается восстановить нормальную работу добывающих и нагнетательных скважин.

Все текущие ремонты скважин подразделяют на планово-предупредительные (профилактические) и восстановительные.

Планово-предупредительный — текущий ремонт скважин, запланированный заблаговремено, предусмотренный соответствующими графиками (декадными, месячными и т. д.).

В результате профилактического ремонта предупреждаются различные отклонения от установленного технологического ре­жима эксплуатации скважин — снижение их дебитов и полное, прекращение подачи жидкости, вызываемые отложением пара­фина, солей, пескопроявлением, износом и другими неполад­ками в работе подземного оборудования и самой скважины.

Восстановительный — текущий ремонт скважин, вызванный непредвиденным резким ухудшением установленного технологического режима их работы или внезапной их останов­кой по различным причинам (пробкообразование, забивание труб парафином, солями, обрыв штанг, труб, пропуск клапана при газлифтной добыче и др.).



От качества и своевременного проведения текущего ремонта во многом зависит продолжительность работы скважины на заданном технологическом режиме.

Межремонтным периодом работы скважины (МРП) назы­вается продолжительность ее эксплуатации на установленном режиме (в сутках) от предыдущего до следующего ремонта.

МРП определяется делением числа скважино-суток, отрабо­танных в квартале, на число текущих ремонтов за то же время в данной скважине. Обычно он исчисляется в среднем за год


по отдельной скважине, по цеху по добыче нефти и газа (про­мыслу), нефтегазодобывающему управлению (НГДУ), объеди­нению в целом (в среднем) и по способам эксплуатации.

Различают плановый и фактический межремонтные периоды.

Плановый межремонтный период каждой сква­жины проектируют, исходя из запланированного числа плано­во-предупредительных ремонтов, с учетом средней продолжи­тельности (в часах) каждого вида ремонта.

фактический межремонтный период исчисля­ется исходя из фактических ремонтов данной скважины.

В связи с неизбежными остановками скважин для произ­водства текущего ремонта и по другим причинам время, фак­тически отработанное каждой скважиной за достаточно дли­тельный период работы (квартал, год), часто оказывается меньше календарного. Отношение фактически отработанного скважиной времени к календарному (выражаемых, соответст­венно, в скважино-месяцах, отработанных и числившихся) на­зывается коэффициентом эксплуатации. При хоро­шей организации производства этот коэффициент достигает 0,95—0,98, а по фонтанному способу добычи нефти — 0,99—1,0.

К текущему ремонту скважин относят виды работ, представ­ленные в табл. IV. 1.

СПУСКО-ПОДЪЕМНЫЕ ОПЕРАЦИИ

В зависимости от способа эксплуатации, глубины и геолого-технической характеристики ремонтируемой (или вновь вводи­мой в эксплуатацию) скважины, а также цели ремонта и его вида технология текущего ремонта скважин бывает различной. Основной объем работ при этом связан со спуском и подъемом подъземного оборудования (труб, штанг, насосов, их узлов и деталей), а также различных инструментов и приспособлений.

Спуско-подъемные операции трудоемки и в зависимости от характера работ занимают от 50 до 80% всего времени, затра­чиваемого на ремонт, т. е. фактически эти работы определяют общую продолжительность текущего ремонта. Поэтому механи­зация и автоматизация обязательны для ускорения ремонта. Свинчивание и развинчивание НКТ при спуско-подъемных опе­рациях выполняются с помощью автоматов АПР-2ВБ с приво­дом от электродвигателя. АПР-ГП с гидроприводом, механиче­ских ключей КМУ-32 и КМУ-50, КМУ-ГП с гидроприводом.

Для свинчивания и развинчивания насосных штанг приме­няют штанговые ключи АШК-Г и АШК-Т.

Подъем НКТ. Прежде чем начать подъем колонны "КТ, необходимо убедиться в том, что они не прихвачены. Прихват труб определяют по индикатору веса.

При подъеме колонны труб из скважины следует соблюдать следующие правила:

а) первую трубу колонны следует поднимать при помощи


специального подъемного патрубка; во время ремонта глубоких скважин необходимо применять подъемный патрубок с термо-обработанным резьбовым концом;

б) нельзя допускать резких переходов с одной скорости
подъема на другую и превышения нагрузки более 20% собст­
венной массы колонны труб, что может возникнуть вследствие
трения муфт об эксплуатационную колонну, особенно в искрив­
ленных и наклонно-направленных скважинах;

в) поднимать отвинченную трубу можно лишь тогда, когда
имеется полная уверенность в том, что она полностью вышла
из резьбы муфты;

г) не рекомендуется ударять ручниками по муфте в целях
ослабления, резьбового соединения перед отвинчиванием труб;

д) перед подачей поднятой трубы на мостки следует на ее
резьбу навинтить предохранительное кольцо, а затем ниппель­
ный конец установить на специальный лоток или клапан, мед­
ленно опуская при этом талевой механизм, подтаскивать трубы
на мостки следует при помощи специальных вилок.

Подъем НКТ из скважины начинают с ввинчивания подъем­ного патрубка в муфту посадочной планшайбы, на который на­девают элеватор. Затем планшайбу вместе с подъемным па­трубком приподнимают до выхода из скважины первой муфты спущенных в скважину труб, под которую подводят элеватор. Закрыв элеватор, сажают на него трубы, отвинчивают план­шайбу и, оттащив ее в сторону, приступают к подъему труб.

Спуск НКТ. При спуске колонны НКТ в ремонтируемую или вновь осваиваемую эксплуатационную или нагнетательную скважину рекомендуется соблюдать следующее:

а) при подъеме с мостков не допускать раскачивания трубы
(двухтрубки) и ее ударов о детали вышки, станка-качалки, фон­
танного оборудования или другие предметы, находящиеся внут­
ри фонаря вышки; а при работе двухтрубками — не допускать
задевания средних муфт о первый пояс вышки;

б) посадку навинчиваемой трубы в муфту предыдущей тру­
бы следует производить плавно, без резких ударов, соблюдая
строгую вертикальность трубы и соосность талевого механиз­
ма с осью устья скважины;

в) при свинчивании труб автоматами АПР-2БВ или меха­
ническими ключами КМУ необходимо добиваться полного их
завинчивания на всю длину резьбы;

г) не допускать вращения колонны труб при их свинчива­
нии; во избежание этого на муфте необходимо устанавливать
контрключ;

д) подъем колонны труб для снятия нижнего элеватора или
освобождения от клинового захвата, а также спуск колонны и
посадку ее на устьевой фланец или фланец тройника следует
производить плавно, без рывков и ударов, на малой скорости;

е) при спуске ступенчатой колонны, составленной из труб
разных марок сталей, следует замерять их длины по типораз-

 


мерам; нельзя допускать смешивания труб различных типов,, марок'и размеров (колонна труб различных марок сталей и размеров предварительно должна быть соответствующим обра­зом укомплектована); при переходе от труб меньшего диаметра к большему следует применять соответствующие переводники;

ж) отбракованные трубы убирают с мостков с пометкой
«брак»;

з) на верхний конец колонны спущенных НКТ в планшайбу
или в нижнюю часть тройника следует навинчивать подъемный,
патрубок;

и) при спуске труб, помимо надежного завинчивания очеред­ного резьбового соединения, следует докреплять муфту, а прж спуске двух трубок — промежуточные муфтовые соединения;

к) рекомендуется после 10—12 ремонтов поменять местами расположение труб в колонне: нижние использовать для верх­ней части колонны, а верхние — для нижней (если эти трубьг одной марки), для чего при подъеме половину труб укладывают на одну сторону мостков, а другую — на другую сторону.

Спуск и подъем насосных штанг. Процесс-спуска и подъема насосных штанг такой же, что и для труб.. Так как масса поднимаемых штанг значительно меньше массы труб той же длины, спуско-подъемные операции производят на больших скоростях, чем труб, и.при меньшем числе струн ос­настки. Поднятые штанги укладывают на мостках рядами, про­кладывая между ними специальные деревянные рейки. Во избе­жании изгиба запрещается поднимать сдвоенные штанги (ко­лена) при отсутствии оборудования по новой технологии спус­ка-подъема штанг (НТСПШ). Перед свинчиванием резьбу их очищают и смазывают, а затем крепят до отказа. Стучать, ударять по муфте и телу штанг ручниками, ключами, металли­ческими предметами и инструментами запрещается.

Обнаруженную на мостках или же при подъеме из скважи­ны дефектную штангу бракуют и откладывают в сторону, а no-окончании ремонта убирают с мостков. Укладываемые насосные штанги должны иметь не менее шести опорных точек, равномер­но распределенных по всей их длине. Перед спуском насосных штанг каждую из них тщательно осматривают. Не допускается смешивания штанг разных марок сталей. При спуске ступенча­той колонны следует строго придерживаться указаний наряда на ремонт скважины.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что называется текущим ремонтом скважин и какова его
цель?

2. Какие разновидности текущего ремонта скважин Вы
знаете?

3. Что понимают под межремонтным периодом работы сква­
жины? Их виды.

4. Что такое коэффициент эксплуатации скважины?

5. Какие правила нужно соблюдать при подъеме НКТ?

6. Какие правила нужно соблюдать при спуске НКТ?

7. Как проводят спуск и подъем насосных штанг?

8. Как проводят смену трубного скважинного -насоса?

9. Как проводят смену вставного скважинного насоса?

10. Как устраняют обрыв или отвинчивание штанг?

П. В чем заключаются работы по устранению заклинивания плунжера?

12. Как проводят подготовку к спуску и спуск ЭЦН?

13. Как проводят смену ЭЦН?

14. Какую промывку называют прямой? Обратной?

15. Как проводится промывка скважин с применением про­
мывочного устройства ПУ-1?

16. В каких случаях применяют для промывки скважин
Руйные насосы?

17. Как работает струйный насос?

Глава IV.

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА

СКВАЖИН

ОБЩИЙ ХАРАКТЕР РАБОТ

Текущий ремонт скважин — комплекс работ по проверке, частичной или полной замене подземного оборудования, очист­ке его, стенок скважин и забоев от различных отложений (пес­ка, парафина, солей, продуктов коррозии), а также по осу­ществлению в скважинах геолого-технических и других меро­приятий по восстановлению и повышению их добывных воз­можностей..

Цель текущего ремонта — устранение различных неполадок и нарушений в режиме эксплуатации скважин и подземного оборудования, а также проведение работ по подготовке к опро­бованию и освоению новых скважин различного назначения (разведочных, эксплуатационных, нагнетательных и др.), полу­ченных после бурения и капитального ремонта.

Все работы по текущему ремонту скважин независимо от способа добычи нефти связаны со спуском и подъемом подзем­ного оборудования (труб, штанг, насосов, их узлов и т. д.), а также инструментов и приспособлений. Поэтому к основным при текущих ремонтах скважин относятся работы по спуско-подъемным операциям, монтажу и разборке устьевого оборудования.

Обычно за счет своевременного и качественного текущего ремонта удается восстановить нормальную работу добывающих и нагнетательных скважин.

Все текущие ремонты скважин подразделяют на планово-предупредительные (профилактические) и восстановительные.

Планово-предупредительный — текущий ремонт скважин, запланированный заблаговремено, предусмотренный соответствующими графиками (декадными, месячными и т. д.).

В результате профилактического ремонта предупреждаются различные отклонения от установленного технологического ре­жима эксплуатации скважин — снижение их дебитов и полное, прекращение подачи жидкости, вызываемые отложением пара­фина, солей, пескопроявлением, износом и другими неполад­ками в работе подземного оборудования и самой скважины.

Восстановительный — текущий ремонт скважин, вызванный непредвиденным резким ухудшением установленного технологического режима их работы или внезапной их останов­кой по различным причинам (пробкообразование, забивание труб парафином, солями, обрыв штанг, труб, пропуск клапана при газлифтной добыче и др.).



От качества и своевременного проведения текущего ремонта во многом зависит продолжительность работы скважины на заданном технологическом режиме.

Межремонтным периодом работы скважины (МРП) назы­вается продолжительность ее эксплуатации на установленном режиме (в сутках) от предыдущего до следующего ремонта.

МРП определяется делением числа скважино-суток, отрабо­танных в квартале, на число текущих ремонтов за то же время в данной скважине. Обычно он исчисляется в среднем за год


по отдельной скважине, по цеху по добыче нефти и газа (про­мыслу), нефтегазодобывающему управлению (НГДУ), объеди­нению в целом (в среднем) и по способам эксплуатации.

Различают плановый и фактический межремонтные периоды.

Плановый межремонтный период каждой сква­жины проектируют, исходя из запланированного числа плано­во-предупредительных ремонтов, с учетом средней продолжи­тельности (в часах) каждого вида ремонта.

фактический межремонтный период исчисля­ется исходя из фактических ремонтов данной скважины.

В связи с неизбежными остановками скважин для произ­водства текущего ремонта и по другим причинам время, фак­тически отработанное каждой скважиной за достаточно дли­тельный период работы (квартал, год), часто оказывается меньше календарного. Отношение фактически отработанного скважиной времени к календарному (выражаемых, соответст­венно, в скважино-месяцах, отработанных и числившихся) на­зывается коэффициентом эксплуатации. При хоро­шей организации производства этот коэффициент достигает 0,95—0,98, а по фонтанному способу добычи нефти — 0,99—1,0.

К текущему ремонту скважин относят виды работ, представ­ленные в табл. IV. 1.

СПУСКО-ПОДЪЕМНЫЕ ОПЕРАЦИИ

В зависимости от способа эксплуатации, глубины и геолого-технической характеристики ремонтируемой (или вновь вводи­мой в эксплуатацию) скважины, а также цели ремонта и его вида технология текущего ремонта скважин бывает различной. Основной объем работ при этом связан со спуском и подъемом подъземного оборудования (труб, штанг, насосов, их узлов и деталей), а также различных инструментов и приспособлений.

Спуско-подъемные операции трудоемки и в зависимости от характера работ занимают от 50 до 80% всего времени, затра­чиваемого на ремонт, т. е. фактически эти работы определяют общую продолжительность текущего ремонта. Поэтому механи­зация и автоматизация обязательны для ускорения ремонта. Свинчивание и развинчивание НКТ при спуско-подъемных опе­рациях выполняются с помощью автоматов АПР-2ВБ с приво­дом от электродвигателя. АПР-ГП с гидроприводом, механиче­ских ключей КМУ-32 и КМУ-50, КМУ-ГП с гидроприводом.

Для свинчивания и развинчивания насосных штанг приме­няют штанговые ключи АШК-Г и АШК-Т.

Подъем НКТ. Прежде чем начать подъем колонны "КТ, необходимо убедиться в том, что они не прихвачены. Прихват труб определяют по индикатору веса.

При подъеме колонны труб из скважины следует соблюдать следующие правила:

а) первую трубу колонны следует поднимать при помощи


специального подъемного патрубка; во время ремонта глубоких скважин необходимо применять подъемный патрубок с термо-обработанным резьбовым концом;

б) нельзя допускать резких переходов с одной скорости
подъема на другую и превышения нагрузки более 20% собст­
венной массы колонны труб, что может возникнуть вследствие
трения муфт об эксплуатационную колонну, особенно в искрив­
ленных и наклонно-направленных скважинах;

в) поднимать отвинченную трубу можно лишь тогда, когда
имеется полная уверенность в том, что она полностью вышла
из резьбы муфты;

г) не рекомендуется ударять ручниками по муфте в целях
ослабления, резьбового соединения перед отвинчиванием труб;

д) перед подачей поднятой трубы на мостки следует на ее
резьбу навинтить предохранительное кольцо, а затем ниппель­
ный конец установить на специальный лоток или клапан, мед­
ленно опуская при этом талевой механизм, подтаскивать трубы
на мостки следует при помощи специальных вилок.

Подъем НКТ из скважины начинают с ввинчивания подъем­ного патрубка в муфту посадочной планшайбы, на который на­девают элеватор. Затем планшайбу вместе с подъемным па­трубком приподнимают до выхода из скважины первой муфты спущенных в скважину труб, под которую подводят элеватор. Закрыв элеватор, сажают на него трубы, отвинчивают план­шайбу и, оттащив ее в сторону, приступают к подъему труб.

Спуск НКТ. При спуске колонны НКТ в ремонтируемую или вновь осваиваемую эксплуатационную или нагнетательную скважину рекомендуется соблюдать следующее:

а) при подъеме с мостков не допускать раскачивания трубы
(двухтрубки) и ее ударов о детали вышки, станка-качалки, фон­
танного оборудования или другие предметы, находящиеся внут­
ри фонаря вышки; а при работе двухтрубками — не допускать
задевания средних муфт о первый пояс вышки;

б) посадку навинчиваемой трубы в муфту предыдущей тру­
бы следует производить плавно, без резких ударов, соблюдая
строгую вертикальность трубы и соосность талевого механиз­
ма с осью устья скважины;

в) при свинчивании труб автоматами АПР-2БВ или меха­
ническими ключами КМУ необходимо добиваться полного их
завинчивания на всю длину резьбы;

г) не допускать вращения колонны труб при их свинчива­
нии; во избежание этого на муфте необходимо устанавливать
контрключ;

д) подъем колонны труб для снятия нижнего элеватора или
освобождения от клинового захвата, а также спуск колонны и
посадку ее на устьевой фланец или фланец тройника следует
производить плавно, без рывков и ударов, на малой скорости;

е) при спуске ступенчатой колонны, составленной из труб
разных марок сталей, следует замерять их длины по типораз-

 


мерам; нельзя допускать смешивания труб различных типов,, марок'и размеров (колонна труб различных марок сталей и размеров предварительно должна быть соответствующим обра­зом укомплектована); при переходе от труб меньшего диаметра к большему следует применять соответствующие переводники;

ж) отбракованные трубы убирают с мостков с пометкой
«брак»;

з) на верхний конец колонны спущенных НКТ в планшайбу
или в нижнюю часть тройника следует навинчивать подъемный,
патрубок;

и) при спуске труб, помимо надежного завинчивания очеред­ного резьбового соединения, следует докреплять муфту, а прж спуске двух трубок — промежуточные муфтовые соединения;

к) рекомендуется после 10—12 ремонтов поменять местами расположение труб в колонне: нижние использовать для верх­ней части колонны, а верхние — для нижней (если эти трубьг одной марки), для чего при подъеме половину труб укладывают на одну сторону мостков, а другую — на другую сторону.

Спуск и подъем насосных штанг. Процесс-спуска и подъема насосных штанг такой же, что и для труб.. Так как масса поднимаемых штанг значительно меньше массы труб той же длины, спуско-подъемные операции производят на больших скоростях, чем труб, и.при меньшем числе струн ос­настки. Поднятые штанги укладывают на мостках рядами, про­кладывая между ними специальные деревянные рейки. Во избе­жании изгиба запрещается поднимать сдвоенные штанги (ко­лена) при отсутствии оборудования по новой технологии спус­ка-подъема штанг (НТСПШ). Перед свинчиванием резьбу их очищают и смазывают, а затем крепят до отказа. Стучать, ударять по муфте и телу штанг ручниками, ключами, металли­ческими предметами и инструментами запрещается.

Обнаруженную на мостках или же при подъеме из скважи­ны дефектную штангу бракуют и откладывают в сторону, а no-окончании ремонта убирают с мостков. Укладываемые насосные штанги должны иметь не менее шести опорных точек, равномер­но распределенных по всей их длине. Перед спуском насосных штанг каждую из них тщательно осматривают. Не допускается смешивания штанг разных марок сталей. При спуске ступенча­той колонны следует строго придерживаться указаний наряда на ремонт скважины.

РЕМОНТ СКВАЖИН, ОБОРУДОВАННЫХ ШТАНГОВЫМИ СКВАЖИННЫМИ НАСОСАМИ

Ремонт штанговых насосных скважин заключается в подъеме 1 спуске насосных штанг или труб; ликвидации обрыва и Ввинчивания штанг; проверке и замене клапанов, посадочного <онуса или его гнезда; смене насосов; расхаживании заклинив­шегося плунжера в цилиндре насоса.

 


Разборка и сборка станка-качалки и устье­вого оборудования. Перед началом ремонта насосных скважин частично разбирают станок-качалку. Установив голов­ку балансира в крайнем верхнем положении и закрепив ее тор­мозом, на полированном штоке несколько выше крышки устье­вого сальника устанавливают штанговый зажим. При крепле­нии зажима следует учитывать, что после посадки его на крышку сальника масса всей колонны насосных штанг будет передаваться на него. Отсоединив канатную подвеску от штока, плавно опускают вниз всю колонну насосных штанг до тех пор, пока нижняя сторона штангового зажима не сядет плотно на крышку сальника. После этого, захватив нижний конец голов­ки балансира станка-качалки канатным штропом, заранее под­вешенным на крюк талевой системы, производят плавный подъ­ем. Во время этой операции оператор внимательно следит за движением штропа и головки балансира, подавая рукой сигна­лы машинисту подъемника, который регулирует скорость вра­щения лебедки подъемника, а стало быть и скорость спуско-подъемных операций. В процессе дальнейшего подъема головка балансира станка-качалки поворачивается вокруг шарнира (если она начнет поворачиваться в обратную сторону, по сиг­налу оператора прекращают подъем и начинают плавный спуск), а затем тыльной частью ложится на верхнюю полку балансира и в таком положении находится во время ремонта скважины.

После отсоединения сальникового штока канатную подвеску присоединяют к штропам талевой системы. Немного приподняв ее, оттягивают вручную вправо или влево вспомогательный ка­натик, заранее прикрепленный к головке балансира, при этом последняя отводится в сторону.

После разъединения сальникового штока от головки балан­сира разбирают устьевое оборудование.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.