|
Примерная схема оценки выполнения заданий на составление фразовых высказываний
Примеры составления фраз‒высказываний детьми дошкольного возраста по картинкам с изображением простых действий
В приведенных примерах отмечаются следующие особенности выполнения задания: составление фраз‒высказываний подменяется простым перечислением изображенных действий (примеры 2,3); для составления фразы требуется дополнительный вопрос, указывающий на выполняемое действие. Характерно наличие пауз с поиском нужного слова (примеры 2-4); пропуски денотатов – значимых смысловых звеньев речевого высказывания (примеры 1,2), что может быть связано с нарушением операций смыслового программирования. Отмечаются нарушения в грамматическом оформлении высказываний – ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении, нарушения нормативного порядка слов в предложении (прим. 3, 4).
Последующие задания предназначаются для изучения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества). При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов. В целях комплексного исследования связной монологической речи детей используется серия заданий, которая включает: – пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа); – составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; – сочинение рассказа на основе личного опыта, – составление рассказа‒описания. – окончание рассказа по заданному началу; – придумывание рассказа на заданную тему.
Первое задание имеет целью выявление возможностей детей с ОНР в воспроизведении небольшого по объему и простого по структуре литературного текста. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистические рассказы (например, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию рассказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др. Следующее задание используется для выявления возможностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов‒эпизодов. Для исследования рекомендуется использовать серии из трех‒четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), или серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы» и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например, «дупло», «поляна», «лужок» – по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях оказывается помощь в виде наводящих вопросов, а также жестового указания на соответствующую картинку или конкретную деталь. (Характер и объем оказываемой помощи фиксируются в протоколе обследования и выступают в качестве одного из критериев оценки уровня выполнения задания.) Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания, смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками - эпизодами. Как вариант задания на составление рассказа по наглядной опоре детям может быть предложено оставление рассказа по сюжетной картинке.
Оценка результатов выполнения задания: 5 баллов ‒ высказывание носит развернутый характер, словарный запас соответствует возрасту ребенка; 4 балла ‒ развернутое высказывание характеризуется ограниченностью словарного запася, наблюдаются единичные случаи аграмматизма; 3 балла ‒ кроме бедности словарного запаса и аграмматизма встречаются нестойкие звуковые замены, отмечается забывание слов; 2 балла ‒ признаки, характерные для третьего уровня, сочетаются со стойкими звуковыми заменами, забыванием слов в сочетании с вербальными (смысловыми) заменами; 1 балл ‒ пересказ самостоятельно не удается, необходима помощь в виде наводящих вопросов, наблюдаются эхолалии и персеверации. 0 баллов – речевые высказывания ребенка не связаны с предложенным заданием; отказ от выполнения задания.
Третье задание ‒ составление рассказа из личного опыта ‒ имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду («На нашем участке», «Игры на детской площадке», «В нашей группе» и др.). Дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, при составлении рассказа «На нашем участке» предлагается рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос-задание повторяется. При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, несущих ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения. Для составления описательного рассказа детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предмета. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в т.ч. персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить рассказ о нем по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие ‒ отсутствие логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не в состоянии составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом. Пятое задание – продолжение рассказа по данному началу (с использованием картинки) имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку предъявляется картинка, изображающая кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение. Ниже приводится примерный материал для обследования по данному заданию.
Текст начала рассказа Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой Коля возвращался домой из школы. Он шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики своей деревни. Вдруг из‒за деревьев выскочили четыре больших волка. Коля бросил портфель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыгнул и хотел схватить его... Что было дальше? Содержание картинки: мальчик залез на дерево; внизу, под деревом, волки; вдали виднеется деревня. Вопросы по содержанию картинки: Что ты видишь на картинке? Какое время года изображено? Что виднеется вдали? Что лежит под деревом? При оценке составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения, используемые языковые средства, грамматическая правильность речи. Как дополнительное задание можно использовать также составление рассказа на заданную тему. Задание предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений. Может быть использован такой вариант. Ребенку предъявляются картинки с изображением девочки, корзинки и леса, к которому через поле идет дорожка. Задаются следующие вопросы: «Как мы назовем девочку?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?» После этого предлагается составить рассказ о каком‒нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительное составление «экспозиции» рассказа с опорой на картинку облегчает детям переход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов. При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа (текстового сообщения) обращается внимание на структуру и содержание детских рассказов, особенности монологической речи, наличие элементов собственного творчества. Учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, полнота и точность отображения предмета речи (темы высказывания); связность и последовательность речевого сообщения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. Приведемдифференцированные критерии оценки развернутых речевых высказываний. Количество смысловых единиц (элементов): v Число законченных смысловых фрагментов – подтем. o Число смысловых фрагментов – подтем, отображенных в пересказе по отношению к числу подтем в исходном тексте; o Число смысловых элементов ‒ микротем o Число смысловых элементов ‒ микротем пересказе по отношению к числу микротем в исходном тексте; v Полнота отображения предмета речи o Количество смысловых единиц (элементов): подтем и микротем, o Степень полноты отображения предмета речи; o Адекватность отображения предмета речи (наличие смысловых элементов, не связанных с предметом речи; v Число денотатов в речевом сообщении (РС); степень отображения основных свойств предмета (основных подтем) через отображение денотативного содержания предмета речи; o Соотношение числа денотатов в составленном пересказе по отношению к числу «обязательных» денотатов в исходном тексте (денотаты первого порядка); o степень смыслового соответствия в отображении денотативного содержания текста; o отображение в РС денотатов, не связанных с предметом речи. v Степень отображения предмета речи через предикацию (связей и отношений между денотатами): число отображенных в речевом сообщении предикативных связей (их характер, соотношение предикаций 1‒го и «последующих» порядков, полнота отображения самих предикативных отношений и др.); · степень смыслового соответствия в отображении предикативных связей и отношений; · наличие в РС предикативных связей, не связанных с отображением предмета речи. v Связность РВ, обеспечиваемая через связь смысловых единиц (элементов) текста: · наличие связи между подтемами, · наличие связи между микротемами (в т.ч., в рамках подтем), · наличие связи между денотатами (при отображении предмета речи, предметной ситуации, денотатами, обозначающими свойства, признаки предмета /явления/; связи между денотатами при раскрытии содержания подтемы /микротемы/); · наличие связи между предикативными единицами (словосочетаниями, предложениями) и др. Для оценки составляемых рассказов рекомендуется следующая таблица параметров оценки составленных рассказов (с.с. 50-53). Такая таблица анализа данных обследования используется в динамических исследованиях (обследование детей в динамике), проводимых до и в ходе специального, целенаправленного обучения. Дифференцированный качественный анализ высказываний детей с ОНР и с нормальным речевым развитием (на основе приведенной методики исследования) позволил установить несколько уровней выполнения заданий по каждому из видов рассказа.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
Может быть использована также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший ‒ 4, удовлетворительный ‒ 3, недостаточный ‒ 2, низкий ‒ 1, что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей при обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в т.ч. по суммарной балльной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. (Суммарная оценка в пределах 16‒20 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший » уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 11 до 15 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 6 до 10 ‒ «недостаточному» и от 1 до 5 ‒ «низкому».) Комплексное обследование связной монологической речи позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление пересказа небольшого по объему текста): до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний, выявленные у детей с общим недоразвитием речи в ходе проведения специальных исследований (В.П. Глухов, 1989, 2001; В.К. Воробьева, 1998, 2006, Т.Д. Бурёнкова, 1995 и др.). По данным этих исследований, дети с ОНР (III уровень речевого развития) мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложении, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний (как отдельных, так и развернутых), отсутствие связи между элементами сообщения. Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, особенно по таким лексико‒понятийным разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и др.). Выявляются затруднения при выполнении задании на подбор обобщающих слов‒понятий, на определение пространственного расположения предметов и др. У многих детей с ОНР существенные затруднения возникают уже при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико‒грамматическом оформлении высказываний. Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов‒микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.
В качестве иллюстрации приводим рассказы по серии картинок «Медведь и зайцы» двух детей ‒ ребенка с ОНР и ребенка с нормальным речевым развитием. 1. «Медеть встетии зайчиков... Показывает... Побезаи... Деево... Деево катяй... Отдуда птеи... Стаи кусаться. Упай... Они убезаи.» (Рассказ Иры Т., 5,5 лет, общее недоразвитие речи).
Рассказ составлен с помощью педагога (использовались вспомогательные вопросы). Отмечаются: пропуск существенных моментов действия, выраженная ситуативность; отсутствует достаточное воспроизведение наглядно представленной сюжетной ситуации, характерны длительные паузы между отдельными словами, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа, обращает внимание бедность употребляемых языковых средств, несоответствие их задаче построения связного развернутого высказывания.
2. «Однажды медвежонок захотел угостить двух зайцев медом. Они пошли в лес, к дереву, где дупло. Миша полез на дерево, когда они подошли к дуплу. Когда он залез, на него налетели пчелы, и Миша свалился с дерева. Когда он полез, зайцы просто веселились, а когда Миша упал, зайцы стали смеяться. Потом пчелы полетели за ними. Два зайца и медведь бросились бегом, лишь пятки сверкали» (Рассказ Юли Т., 5,5 лет, нормальное речевое развитие).
Рассказ составлен самостоятельно, ведется свободно, живо, эмоционально, с отражением сюжетной ситуации в целом. Используются сложные конструкции и образное сравнение. Задание выполнено на достаточно хорошем уровне (с учетом возраста ребенка).
Индивидуальная оценка детских рассказов дает возможность установить, на какие моменты следует обратить внимание при обучении ребенка данному виду рассказывания, а также получить объективные сравнительные данные в первичном и динамических исследованиях. Данные обследования фиксируются в индивидуальной карте ребенка по следующей форме:
Особое внимание следует уделять анализу связности детских высказываний. К нерезко выраженным нарушениям связности относятся пропуски отдельных, важных в смысловом отношении слов, фраз, единичные случаи отсутствия смысловой и синтаксической межфразовой связи. При значительных нарушениях связности отмечается повторное отсутствие в рассказе смысловой и синтаксической связи между смежными фразами, пропуски слов или частей текста, влияющие на логическую организацию высказывания, нарушение смысловой связи между двумя фрагментами текста. Пропуск нескольких фрагментов, отсутствие смысловой связи между рядом последовательных предложений, незавершенность частей текста, а также сочетание различных недостатков приводят к резким нарушениям связности рассказа. Для рассказов, составляемых детьми с ОНР, в большинстве случаев характерны нарушения связности повествования. Приведем примеры.
1. Продолжение рассказа по данному началу (задание 7): «Пхыгнул, не схватил... Они лес ушли... Вольки стали лизать а деево. Коля спьятался... и его не нашли вольки... На деево... Пасусел домой. Пьиди Коля двей. Дома, а вольки усли». (Сережа Г., 5,5 лет).
В приведенном окончании рассказа имеются значительные нарушения связности повествования за счет отсутствия смысловой и синтаксической связи между отдельными фразами и пропусков существенных моментов действия; нарушена последовательность в передаче событий (несмотря на определенную ее заданность, вытекающую из сюжетной ситуации начала рассказа). Отмечаются выраженные недостатки в языковой реализации замысла.
2. Составление рассказа на заданную тему (задание 8): «Она. Она в лесу собияля гибы... Потом там волки бегали и лисы и... зайки. А потом... потом она пофла домой... В фои игфы... Они там повоили гьибы... поели» (Максим Б., 5,5 лет). Связность повествования нарушена за счет пропусков моментов действия, отсутствия связи между частями рассказа, смысловой и синтаксической связи между смежными предложениями и др. При анализе и оценке рассказов детей с недоразвитием речи специальное внимание обращается на недостатки в грамматическом оформлении высказываний. Для рассказов детей с ОНР характерныбедность и однообразие используемых средств фразовой речи (короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений), что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения. Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений (неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы и др.); выявляются серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний ‒ нарушение синтаксической связи между фразами, прежде всего из‒за несоответствия видовременных форм глаголов в следующих друг за другом предложениях, пропуски глаголов‒предикатов и др. Часто возникают лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок. Указанные особенности необходимо учитывать при проведении коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи. Организация обследования. Исследование состояния связной речи начинается с изучения имеющейся на ребенка медицинской и педагогической документации; дополнительные анамнестические сведения необходимо получить из бесед с воспитателями и родителями. Обследование словарного запаса у детей проводится индивидуальным методом в два‒три приема. Изучение связной речи с помощью серии заданий проводится по окончании обследования словаря. Все задания выполняются последовательно, в разные дни и в утренние часы. Динамические наблюдения за состоянием речи осуществляются в течение всего периода коррекционного обучения. Анамнестические сведения, результаты специальных исследований словаря и связной речи, данные наблюдений за спонтанной речевой деятельностью, личностно‒психологическими особенностями ребенка заносятся в индивидуальную карту логопедического обследования. В ходе наблюдений за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, воображения, отдельных сторон мыслительной деятельности (способность к сравнению, обобщению, классификации), показатели работоспособности и др. Выявляются характерологические особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к учебным занятиям и др.), особенности поведения и ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|