Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В логопедической группе детского сада





Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Система обучения детей с ОНР рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение ими навыками связной монологической речи в следующих формах:

· формирование навыков составления отдельных (фразовых) высказываний;

· формирование языковых (лексического, грамматического, синтаксического) компонентов связных развернутых высказываний;

· составление высказываний по наглядному восприятию;

· воспроизведение прослушанного текста;

· составление рассказа‒описания;

· рассказывание с элементами творчества;

 

Учебная и внеучебная работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико‒грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно‒практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

Важная роль в развитии монологической формы речи принадлежит обучению рассказыванию. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят: обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинкам и др.) и устному сочинению по воображению.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в включает:

‒ усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями ‒ фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);

‒ формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа‒сообщения;

‒ обучение лексико‒грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Осуществление указанных специальных задач обучения рассказыванию увязывается с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, раз­работанных в отечественной специальной педагогике. Ведущими из них являются:

v Принцип учета особенностей формирования речи в норме. Исхо­дя из этого, исследователи выдвигают положение о необходимости пер­воочередного формирования «ключевых звеньев» или «узловых об­разований» речевой деятельности, «от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». К ним относятся: установление связи между субъектом и действием; овладение детьми способами словообразования по законам аналогии; развитие предикативной функции речи (85, 105, 157, 228 и др.).

v Обучение детей строится таким образом, чтобы они приобрета­ли способность самостоятельно овладевать закономерностями родного языка.

v Осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи ‒ грамматическим строем, словарем, звукопроизношением.

v Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставле­ний.

Основные задачи обучения детей грам­матически правильной связной речи можно обобщить следую­щим образом:

· Перед логопедом стоит задача: определить, какими знаками языка (элементами языковой системы) и какими речевыми действиями должен овладеть ребенок на каждом этапе обучения. Так, на начальном этапе обучения необходимо формирование предметной отнесенности слова и его обобщающего значения, формирование желания и мотивов говорить.

· Важнейшей задачей является формирование речевой практики ‒основы практического усвоения элементарных закономерностей языка, освоение языка, как средства общения.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.

Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

* коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого‒синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;

* усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;

* обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения основных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Рекомендуемая в данном пособии система обучения детей с ОНР рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение ими навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа‒описания, рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и др.). Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) ‒ к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность ‒ к высказываниям по собственному замыслу. По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий (особенности обучения построению данного вида монологического высказывания, его планированию и др.), а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи.

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (5‒6 чел.). Занятия рекомендуется проводить 1‒3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20‒30 минут, в утренние часы. При этом учитываются указания и методические рекомендации по организации обучения детей с ОНР (83, 88, 109).

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.