Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Таким образом, при допросе флегматика п. А, необходимо выуживать из него информацию, постепенно, медленно но уверенно продвигаясь к цели по намеченному алгоритму допроса.





При допросе меланхолика п. В, ни в коем случае нельзя на него давить необходимо создать свободную, непринужденную обстановку, чтобы ребенок не испугался и не закрылся, можно, например, поговорить с ним о его успехах, тем самым наладив с ним контакт.

При допросе холерика п. Б, и сангвиника п. Г акцент необходимо делать на интересе и значимости ребят для процесса следствия, тем самым они могут постараться раскрыться полностью, и предоставить максимум информации. Но при этом необходимо следить за логикой и четкостью рассказа, в нем могут содержаться преувеличения или неточности. Обязательно хвалить их амять и способности к запоминанию, и благодарить за помощь следствию, тогда можно достичь максимального эффекта.

Задача № 7

При обыске в спальне у спекулянтки С. Было обнаружено много ценностей. С. Сильно нервничала, но при обыске столовой заметно успокоилась.

Разбираясь в причинах перемены настроения С., члены оперативной группы решили повторить обыск в спальне. Вторичный осмотр вначале не дал результатов. Но когда еще раз была обследована внутренность платяного шкафа вниманию следователя привлекла массивная задняя стенка. Несмотря на возражения С. обшивка шкафа была снята и под ней оказалась полость, где хранились изделия из драгоценных металлов и камней.

Во время оформления протокола один из участников обыс­ка вспомнил, что при завершении обыска в спальне С. часто поглядывала в угол комнаты и даже всплакнула. Было заме­чено, что С. старалась постоянно находиться около тех мест, где впоследствии обнаружили наиболее ценные вещи. Поэто­му было решено повторно обследовать и этот угол. В стене оказалась незначительная неровность. После удаления не­скольких кирпичей обнаружили узелок большим количеством золотых изделий и монет.

В чем выразились непроизвольные реакции обыскиваемой? Каково их значение в тактика-расследования?

Какие существуют приемы, вызывающие непроизвольные реакции у обыскиваемого? Сформулируйте правила наблюде­ния за обыскиваемым.

РЕШЕНИЕ:

Все описанные непроизвольные реакции С. Выражались в подсознательном желании скрыть или попытаться скрыть улики. Дело в том, что инстинктивно она тянулась к тем местам где были спрятаны драгоценности и прочие улики с целью их максимальной защиты, однако следователи правильно истолковали поведение С., что привело к результативному повторному обыску квартиры. Именно поэтому кроме собственно обыска огромное практическое значение имеет процесс наблюдения за человеком чье имущество обыскивается.

Истина, во многом определяющая результативность усилий следователя во время обыска, довольно проста: нельзя рассчитывать на положительные результаты (особенно в условиях противодействия заинтересованных лиц), если утрачена уверенность в успехе, если поиски во время обыска ведутся «на всякий случай» – вдруг вещественные доказательства будут найдены. Вот почему во время обыска у следователя должна быть сформирована своего рода поисковая доминанта, когда буквально весь его интеллектуальный, эмоционально-волевой потенциал подчиняется единственной задаче —найти искомое. Проще говоря: чтобы что-то найти, надо очень сильно желать этого.

Такому целенаправленному поведению предшествует соответствующая психологическая подготовка к обыску, во время которой оценивается вся добытая по делу информация, формируется целевая установка — отыскать разыскиваемые вещественные доказательства, преодолеть связанные с этим трудности, т.е. создается тот необходимый эмоционально-волевой настрой, который сопутствует любой творческой, поисковой деятельности. Неуверенность в себе — в психологическом отношении одно из серьезных препятствий, которое необходимо преодолеть, если окончательно принято решение проводить обыск. Другое важное в психологическом отношении условие, во многом влияющее на решение следователем творческих поисковых задач, обусловлено многопредметностью обстановки, в которой проводится обыск. Известно, что с увеличением количества воспринимаемых предметов, величина поля восприятия, качественные показатели восприятия, полнота внимания резко снижаются, что приводит к различным пробелам в любой познавательной деятельности, тем более в такой специфической, как обыск. Чтобы нейтрализовать эти неблагоприятно действующие факторы, во время обыска (как и при осмотре места происшествия) вся обстановка, подлежащая обследованию, мысленно разбивается на отдельные участки, соответствующие находящимся здесь предметам, и определяется последовательность их изучения.

Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются следователем в незнакомой для него обстановке, а иногда еще и в условиях активного противодействия обыскиваемого, что в совокупности само по себе является фактором, в сильной степени отвлекающим, рассеивающим внимание следователя. Все это приводит к повышенной утомляемости, к более быстрому снижению, особенно к концу обыска, работоспособности. Поэтому во время обыска необходимо делать небольшие перерывы в работе, внося соответствующие коррективы в ход и последовательность поисковых действий. Поскольку основная нагрузка во время обыска ложится на органы зрения, необходимо создавать такие условия, которые повышали бы порог их чувствительности, поддерживали перцептивные способности следователя на высоком уровне. В этих целях на месте обыска должна быть обеспечена необходимая освещенность (не случайно криминалисты рекомендуют начинать обыск утром, чтобы иметь достаточный резерв светлого времени), следует применять научно-технические средства криминалистики и специальные приемы (например, используются лупы, предметы осматриваются под разными углами зрения с применением дополнительной подсветки и т.д.). Весьма важно исключить воздействие на психику, сознание следователя затрудняющих его деятельность отрицательных раздражителей, таких, например, как посторонние разговоры и т.п. От всего, что не имеет отношения к проведению обыска, необходимо полностью отрешиться. Ничто постороннее не должно беспокоить, отвлекать внимание следователя. Никакой спешки, суеты в проведении обыска. В этот момент важно осознать, внушить себе, что пока обыск не завершен, ничего другого не существует. Особенно важно следить за своим эмоциональным состоянием. По возможности следует нейтрализовать негативные эмоции, связанные с обследованием объектов, вызывающих отвращение, чувство брезгливости. В подобных ситуациях целесообразно иметь с собой техническую одежду (халаты, фартуки, перчатки, сапоги и т.п.). Не следует поддаваться растерянности в случае безрезультатности поисков, тем более показывать такое состояние обыскиваемому. Если весь объем работы, как представляется следователю, выполнен, а искомые предметы не найдены, нужно еще раз проанализировать весь ход своих поисковых действий, подумать над тем, что еще не сделано, на что не было обращено должного внимания. Поиск можно прекращать лишь тогда, когда есть безусловная уверенность в том, что сделано было все возможное, чтобы найти искомые предметы. Если такой уверенности нет, завершать обыск нельзя.

Большое влияние на эффективность обыска оказывают интеллектуальные качества следователя, его высокая познавательная активность, гибкое, творческое, нестандартное мышление, позволяющие в изменяющейся обстановке своевременно использовать новую, порой незначительную на первый взгляд информацию, быстро переключать свое внимание в условиях воздействия большого объема информации, выбирать из информации самое нужное в данный момент. К этим качествам следует добавить собранность, организованность, высокую работоспособность, склонность к оперативному анализу, сопоставлению разрозненных фактов и выявлению на этой основе скрытых взаимосвязей. Например, многое может дать следователю такой, казалось бы, незначительный факт, как совпадение по времени осмотра какого-либо предмета и возникших едва уловимых признаков нервно-психической неустойчивости, напряженности в поведении обыскиваемого.

Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки непроизвольных реакций обыскиваемого, которые разработаны в судебной психологии и криминалистике: а метод беседы (словесной разведки), суть которого состоит в том, что следователь, прежде чем начать обследование какого-либо нового объекта, интересуется у обыскиваемого, что там находится, и наблюдает за реакцией обыскиваемого; а метод испытания, когда следователь через некоторое время вновь возвращается к обследованному объекту, осмотр которого совпал с появлением у обыскиваемого непроизвольных реакций; •метод сравнения, позволяющий выявлять в осматриваемых предметах существенные различия, неоднородность окраски или, например, оклейки обоями стен, отсутствие признаков, которые должны быть. Применяются и другие тактико-психологические и технико-криминалистические методы (приемы) проведения обыска, описанные в различных учебниках и руководствах по криминалистике.

 

Какие приемы вызывают непроизвольные реакции у обыс­киваемого?

В ряде случаев обыскиваемые своим поведением дают возможность определить, где спрятан искомый предмет. Волнение обыскиваемых, как правило, возрастает по мере приближения следователя или оперативного работника к тому месту, где спрятан предмет. Иногда по признакам поведения обыскиваемого (волнение, страх, радость) можно судить о приближении или удалении от того места, где спрятаны разыскиваемые объекты.

Так, при обыске в квартире спекулянтки следователь обратил внимание, что после того, как обыск в спальне был окончен, начат в столовой, обыскиваемая повеселела. Следователь решил повторить обыск в спальне. Вторичные поиски дали положительные результаты — в тайнике, сооруженном в задней стенке платяного шкафа, удалось обнаружить ценности.

Иногда положительные результаты дает так называемая словесная разведка, которая заключается в том, что следователь называет вслух очередные объекты обыска, наблюдая при этом за поведением и реакцией обыскиваемых, т. е. за тем, какое действие это окажет на лиц, у которых производится обыск.

В ходе обыска рекомендуется создавать у обыскиваемых лиц убеждение, что оперативные работники обязательно найдут искомое. Убеждение следует подкреплять тщательностью обыска, что в свою очередь может привести к добровольной выдаче искомых предметов.
Помогают во время обыска и некоторые психологические расчеты. Для этого нужно мысленно поставить себя в положение обыскиваемого (с учетом его профессии, образа жизни) и попытаться разрешить вопрос: «Куда бы я сам на его месте спрятал те или иные, предметы».
Важно знать и профессиональные навыки обыскиваемого, Поскольку, как показывает практика, преступник в ряде случаев, пряча предметы или оборудуя тайники, пользуется привычными производственными приемами. Практике известны случаи, когда соучастники используют одни и. те же приемы сокрытия ценностей-. Это нужно учитывать при проведении обыска по групповым делам.

В психической деятельности обыскиваемого интенсивно функционируют защитные механизмы. Обыскиваемое лицо может проявить общительность и замкнутость, сдержанность и показную откровенность, высокомерность и агрессивность.

Скрываемое жизненно значимое событие, страх перед изобличением создают в сознании обыскиваемого лица "очаг аффектации", функционально перестраивающий всю его психическую деятельность. Этот очаг психотравмы не только дезорганизует нормальную психическую деятельность индивида, но и субъективно переживается как душевная тяжесть. При этом спонтанно (самопроизвольно) формируются защитные механизмы, варьирующиеся в зависимости от психического склада личности.

На этом фоне четкие, уверенные действия следователя, в которых обнаруживается его определенная осведомленность о предыдущих действиях обыскиваемого, могут вызвать как добровольную выдачу искомого, так и крайние проявления агрессивности по типу фрустрации.

Стремясь воздействовать на обыскиваемое лицо, следователь действует в двух направлениях: усиливает "аффективный очаг" или пробивает "брешь" в его защитных механизмах.

При обыске следователь должен не просто искать, а действовать, используя тактические и психологические приемы, постоянно оказывая влияние на обыскиваемое лицо. Чаще всего добровольная выдача искомого происходит не в связи с первоначальным предложением следователя о добровольной выдаче искомого, а в ответ на его правильно осуществляемые первоначальные поисковые действия.

С целью воздействия на "аффективный очаг" следователю целесообразно как можно шире использовать все то, что может ассоциироваться у обыскиваемого с предметом сокрытия и способами сокрытия. При этом существенное значение имеют различные вопросы, суждения и действия, в том числе и те, которые допускают многозначное их толкование.

Известен случай, когда постоянные взгляды следователя на шкаф привели к добровольной выдаче спрятанного там оружия. "Берите, все равно уже знаете", - объявила при этом хозяйка обыскиваемой квартиры.

Нередко обыск проводится после допроса. Предполагая возможность обыска, следователь уже при допросе обращает особое внимание на наиболее важные для подследственного лица факты, события, переживания, на все то, что влияет на поведение допрашиваемого и вызывает у него отклоняющиеся реакции. Полученная информация может быть в последующем использована при проведении обыска.

Стратегия воздействия на обыскиваемое лицо состоит в ослаблении защитных барьеров, в снижении их сопротивляемости. В связи с этим следователю необходимо хотя бы ориентировочно знать побуждения обыскиваемого к сокрытию определенных предметов (стыд перед родственниками, соседями, сослуживцами; страх наказания, боязнь повредить престижу, потерять хорошую репутацию и т.п.).

В зависимости от характера мотивации поведения обыскиваемого лица следователь определяет тактику взаимодействия с ним. В одних случаях акцентируется внимание на выгоды, связанные с добровольной выдачей, в других — подчеркивается правило неразглашаемости результатов обыска. При этом следователь преодолевает определенные "смысловые барьеры", сформировавшиеся в сознании обыскиваемого лица. Преодолевая их, следователь оказывает воздействие на внутренние позиции обыскиваемого, выдвинутые им для смыслового оправдания своего поведения.

Лицо, утаивающее определенное обстоятельство, контролирует все то, что имеет отношение к этому обстоятельству. При этом моделируется определенная "зона охранения", специально перекрываются все возможные подходы к этой зоне. Но эта специальная "перекрытость" и является демаскирующим обстоятельством.

Одним из проявлений защитных механизмов может быть усиление речевой активности обыскиваемого лица, стремление его вести разговоры на посторонние темы, которые могли бы отвлечь внимание обыскивающих от поисковой деятельности.

Психологические знания целесообразно использовать, сообразуясь с разработанными криминалистикой стадиями обыска: подготовительной, обзорной, детальной и заключительной.

Вызванная первоначальной "установкой на запирательство" ригидность поведения в дальнейшем блокирует реакции обыскиваемого лица. Особенно значимы первые контакты с обыскиваемым, ибо его дальнейшее поведение будет соотноситься с первоначально выработанной позицией. Отказ от собственных первоначальных утверждений сопряжен для человека с преодолением определенных психологических трудностей.

Успешная подготовка к обыску предполагает прежде всего получение максимальной информации (как из процессуальных, так и непроцессуальных источников) не только о предметах отыскания и возможных местах их сокрытия, но и об индивидуальных особенностях обыскиваемого лица. Это позволит правильно (в психологическом и тактическом отношении) организовать и осуществить прибытие на место обыска и проникновение в обыскиваемое помещение. В целях обеспечения внезапности обыска средства транспорта должны быть оставлены на некотором удалении от места обыска. Сосредоточение у места обыска значительного числа лиц должно происходить постепенно и бесшумно. При наличии лифта следует подниматься на несколько этажей выше, а затем пешком спускаться на нужный этаж, чтобы не вызвать повышенной ориентировочной реакции. Через дверной глазок должен быть виден лишь один человек из числа пришедших (желательно, чтобы он был знаком обыскиваемому). При операции, готовящейся в коммунальной квартире, звонить следует соседям обыскиваемого лица. За окнами и вторым выходом устанавливается наблюдение.

Сформулируйте правила наблюде­ния за обыскиваемым

Следователю полезно знать особенности своей наблюдательности, уметь видеть и специально усиливать ее слабые стороны. Так, зная свою склонность к детальному анализу, он должен больше внимания уделить обзорной стадии обыска, выявлению взаимосвязи явлений. В некоторых случаях ему полезно, например, обратить внимание на поведение животных около определенного места.

В целях обеспечения наивысшей направленности и сосредоточенности сознания на поисковой деятельности следователь должен придерживаться рекомендуемых пяти правил.

Во-первых, не следует приступать к обыску очень уставшим.

Во-вторых, не допускать конфликтов с обыскиваемым лицом, при этом избегать другой крайности — излишней близости и "панибратства" (за исключением случаев, когда это оправдывается в качестве тактического приема). Все необходимые контакты надо осуществлять вежливо и сдержанно.

В-третьих, необходимо устранить все отвлекающие факторы (ненужное хождение, хлопотливость участников, посторонние разговоры и т.п.).

В-четвертых, важно не спешить и не приступать к осмотру нового объекта до полного обследования предыдущего. При этом надо действовать строго последовательно, в рамках намеченной системы.

Пятое условие, которое должен соблюдать следователь, — это делать перерывы для отдыха при появлении признаков усталости.

Направленность и сосредоточенность психической деятельности (внимание) может сопровождаться сменой фаз подъема и спада. Особенно сложным процессом является распределение внимания между различными объектами, а частое переключение внимания в пределах одного вида деятельности вызывает процесс утомления. Наряду с этим смена видов деятельности может быть отдыхом от предыдущей стадии работы.

При обыске следователь воспринимает обилие однотипных раздражителей. Эти однообразные раздражители и монотонность поисковых действий могут отрицательно воздействовать на его общее состояние и снижать работоспособность, ослаблять внимание — вызывать охранительное торможение. Поэтому следователю необходимо чаще менять виды деятельности, чаще переходить от исследования одной группы объектен к исследованию другой, от изучения мелких предметов (писем, книг) к осмотру крупных предметов (мебели). Не следует допускать непроизвольного отвлечения внимания. Любой резкий и неожиданный раздражитель, вызывая сильную ориентировочную реакцию, тормозит текущую деятельность.

Наряду с активной формой маскирующего поведения может быть избрана и пассивная форма — воздержание от контактов со следователем.

Изыскивая способ сокрытия, преступник руководствуется разными оборонительными принципами, "концепциями". Но во всех случаях неизбежно моделируется поисковая деятельность следователя. Позиция прячущего определяется на фоне субъективно моделируемой "слабости" обыскивающего. Наиболее вдумчивые преступники учитывают даже установку следователя на трудный, изобретательный поиск и оставляют скрываемую вещь почти на виду (прибегают к мнимой маскировке). Однако страх изобличения в большинстве случаев вызывает гиперболизацию действий прячущего, аномалию его поведенческих проявлений, что и выступает в качестве важнейшего демаскирующего признака. Предвидя возможность обыска, прячущее лицо осуществляет рефлексию, но, как правило, это рефлексия первого порядка (не учитывающая рефлексивности самого следователя). В связи с этим в качестве мест сокрытия часто избираются объекты, вызывающие резко отрицательные эмоции: помойки, выгребные ямы туалета, грязное белье, крайне загрязненные места и т.п. В расчете на стеснительность следователя местом сокрытия могут быть избраны объекты, обычно вызывающие обостренное этическое отношение (постель ребенка, больного, иконы, культовые принадлежности и т.п.). В ряде случаев прячущий рассчитывает на отталкивающий эффект места сокрытия. В практике работы следователи обнаруживали в качестве мест сокрытия электролампы, электророзетки, патроны для электроламп, клетки диких животных, собачьи будки, пчелиные ульи и т.п. В расчете на прямолинейность действий следователя в качестве места сокрытия нередко избираются объекты, не пригодные для использования в качестве хранилищ (стены здания, предметы обихода, мебель, дрова, кучи мусора и т.п.). Часто ставка делается на утомляемость следователя, используется большое количество однородных предметов (книги, старые журналы, обилие вещей). То, что разыскивается, нередко помещается в малоценный обыденный предмет, который специально оставляется на видном месте (сахарница, солонка, кусок хлеба, мыла, колбасы, открытая банка консервов, полено, кусок торфа и т.п.). Субъективно моделируя "недоступность", прячущее лицо устраивает тайники за картинами, зеркалами, батареями водяного отопления, унитазами, бачками с водой, в колодцах, печных переходах и т.п.

Все вышеуказанные проявления рефлексивности прячущего лица должны рефлексироваться самим следователем — при этом он осуществляет рефлексию второго порядка.

В действиях по сокрытию проявляются характерологические особенности прячущего. Так, недоверчивый и жадный человек стремится, как правило, приблизить объекты сокрытия к месту своего постоянного пребывания. Трусливый прячет в более отдаленных местах, осуществляет перестраховочные действия. Физически сильные и умные люди могут оборудовать тайники в труднодоступных местах.

При обыске следует учитывать и профессию прячущего (книги — у научного работника, деревянные предметы — у столяра, кирпичная стена — у каменщика, приусадебный участок — у лица, постоянно работающего на нем, и т.п.).

Следует обращать особое внимание и на предметы увлечения обыскиваемого лица (музыкальный инструмент, шахматная доска, швейная машина и т.п.). Следователю нужно знать не только профессию, но и повседневные занятия обыскиваемого лица, образ его жизни, увлечения, наиболее развитые навыки, особенности поведения. Необходимо обратить внимание на все инструменты и материалы, принадлежащие обыскиваемому, определяющие диапазон его навыков и увлечений. Уже при подготовке к обыску необходимо иметь сведения о составе семьи обыскиваемого, о его взаимоотношениях с соседями, о круге его знакомых.

Особенно ценны сведения об изменении поведения обыскиваемого в последнее время, о его действиях по изменению обстановки, по перестройке надворных построек и т.п.

Общим правилом обыска является максимальная направленность сознания на объекты, внешний вид и местонахождение которых выходят за пределы нормы (нахождение банки с краской на книжной полке, зонтика — в спальне, на приусадебном участке — увядающего куста, дерева и т.п.).

В процессе обыска следователь может получить значительную информацию, наблюдая за поведением обыскиваемого лица, особенно за его непроизвольными реакциями. О приближении обыскивающего к месту сокрытия могут сигнализировать дрожание и хрипота голоса (с этой целью с обыскиваемым ведется речевой контакт), аритмия дыхания, покраснение или побледнение лица, появление пота, непроизвольные движения. Особенного внимания заслуживает само поведение обыскиваемого (поведенческая доминанта — особая фиксированность определенных действий). В качестве примера можно привести факт, когда тщательное вытирание ног о подстилку ориентировало следователя на поиск предмета в этой подстилке.

Обыскиваемое лицо может стремиться к дополнительной маскировке объекта сокрытия (заваливает место сокрытия предварительно просмотренными вещами).

Следует учитывать и отвлекающие действия обыскиваемого. С целью проверки их целенаправленности следователь может неоднократно приближаться к тем объектам, около которых возникли отвлекающие действия обыскиваемого.

Наблюдение за поведением людей, у которых производится обыск, целесообразно поручить помогающим в проведении его лицам.

Уже в самом начале контакта с обыскиваемым следователь, объявляя порядок осмотра, должен внимательно следить за его эмоциональными реакциями.

Одним из поисковых приемов является побуждение к действию самого обыскиваемого лица (вынимать и раскрывать вещи, открывать хранилища и т.п.). При этом следует учитывать, что обыскиваемый может стремиться увести следователя в сторону от объекта поиска, проявлять информативно значимые реакции.

Необходимость изъятия определенных предметов диктуется как заранее поставленными задачами обыска, так и рядом обстоятельств, обнаруживаемых уже в процессе обыска: нахождение предмета в тайнике, его замаскированность, несоответствие вещи личностным особенностям обыскиваемого (культурному уровню, занятиям, материальным возможностям), попытки обыскиваемого спрятать предмет, отвлечь от него внимание.

У следователя должна быть выработана повышенная ориентировочная реакция на все то, что, по мнению лица, у которого производится обыск, демобилизует поисковую деятельность. Так, обнаружение тайника может вызвать прекращение дальнейшего поиска. Зная это, преступники иногда делают ложные, дезориентирующие тайники, помещая в них предметы, не имеющие доказательственного значения. Один скрываемый объект может маскировать другие. Производя поисковые действия в конкретной обстановке, следователь постоянно задумывается над тем, каковы возможности этой обстановки для сокрытия искомых объектов. При этом не следует исключать никаких возможностей. Крупные драгоценности могут находиться в ржавой консервной банке, а изобличающая малоценная вещь — среди предметов роскоши. Следует помнить, что каким бы изощренным способом сокрытия не воспользовался преступник, его маскирующие действия неизбежно оставляют демаскирующие признаки и микроследы (исследование осуществляется при помощи технических средств, находящихся на вооружении криминалистических лабораторий).

Ограниченность приемов обыска, применяемых в работе того или иного следователя, может быть использована в своих интересах прячущими лицами (они нередко тщательно анализируют деятельность следователя). Наряду с этим следует иметь в виду, что поисковые усилия следователя не должны сводиться к осмотру всех, без исключения, предметов, к непременной реализации всех возможных средств и приемов поиска. Производство обыска — это во многом случайная, вероятностная деятельность, характер и результаты которой точно предсказать невозможно. В то же время следователь действует не методом проб и ошибок, а на основе профессионального расчета, путем определения наиболее вероятностных направлений для достижения успеха. Система его поисковых действий обусловливается обоснованными предположениями — розыскными версиями. Однако эти версии в процессе обыска постоянно модифицируются с учетом изменяющихся обстоятельств, по мере поступления новой информации (демаскирующие признаки, поведение обыскиваемого, негативные обстоятельства). Ориентирующее и доказательственное значение может иметь не только наличие, но и отсутствие определенных предметов.

Успеху обыска содействует знание способов совершения преступления, орудий преступления, предметов, имеющих отношение к преступлению, и т.п. Так, поисковые приемы по делам о хищении продуктов полеводства и о хищении драгоценностей будут существенно отличаться. Обыск по делам об убийствах будет по своей целенаправленности существенно отличаться от обыска по делу о хищении на спирто-водочном предприятии.

 

Задача № 8

В совершении преступления подозревались два брата - Нико­лай и Петр, достаточными доказательствами вины которых, след­ствие не располагало. Николай на допросах уверял следователя, что они с Петром невиновны. Следователь предложил ему ска­зать брату на очной ставке: «Петя, я сказал всю правду, говори и ты правду». Николай согласился. В результате Петр признался в том, что они с братом совершили преступление.

Допустимо ли признание следователем указанного приема психического воздействия на подозреваемого?

РЕШЕНИЕ:

Эффективное применение средств и приемов психического принуждения — основа тактического мастерства следователя. Все уголовное судопроизводство основано на предусмотренных законом принудительных воздействиях по отношению к участникам уголовного дела.

Прием психического принуждения — воздействие на противодействующее следователю лицо путем создания такой ситуации, в которой обнаруживается скрываемая им информация вопреки его желанию. Например, тактически целенаправленная система вопросов может выявить помимо желания допрашиваемого лица факты и детали, которые могут быть известны только лицу, причастному к совершению преступления.

Средство достижения истины допустимо, если лицо, дающее показания, остается свободным в выборе линии своего поведения. Таков критерий правомерности психического воздействия.

Все тактические приемы имеют психическое воздействие, но они не должны быть приемами насилия. Цель психического воздействия — преодоление установок на противодействие.

Следователю необходимо знать четкую грань между правомерными и неправомерными приемами расследования: психическое воздействие правомерно, если оно не ограничивает свободу волеизъявления проходящего по делу лица, не направлено на вымогательство угодных следователю показаний.

Все то, что ограничивает свободу волеизъявления обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля, наносит ущерб раскрытию истины и противозаконно.

Тактический прием психического воздействия на участвующее в уголовном деле лицо не должен:

• основываться на неосведомленности обвиняемого (подозреваемого) или иных лиц в правовых вопросах;

• унижать достоинство личности и ограничивать свободу ее волеизъявления;

• насильственно побуждать виновного обвиняемого к признанию несуществующей вины, к оговору невиновных, к даче ложных показаний.

Гарантия прав личности в судопроизводстве — одновременно и гарантия достижения истины.

Судебная психология рекомендует ряд приемов правомерного психического воздействия в ситуациях противодействия:

• ознакомление противодействующего лица с системой имеющихся доказательств, раскрытие их юридического значения, убеждение в бесполезности противодействия следователю; разъяс­нение преимуществ чистосердечного раскаяния;

• создание у подследственного лица субъективных представлений об объеме доказательств, оставление его в неведении отно­сительно фактически имеющихся доказательств;

• исправление ошибочных представлений о неосведомленности следователя;

создание условий для действий подследственного лица, ведущих к его разоблачению; временное попустительство уловкам, совокупность которых может иметь разоблачающее значение;

• система предъявления улик по возрастающей их значимо­сти, внезапное предъявление наиболее значимых, изобличающих доказательств;

• совершение следователем действий, допускающих их мно­гозначное толкование подследственным лицом;

• использование внезапности, дефицита времени и информа­ции для продуманных контрдействий противодействующего лица;

• демонстрация возможностей объективного установления скрываемых обстоятельств независимо от его показаний;

• раскрытие разоблачающего значения предъявляемых вещественных доказательств возможностей судебной экспертизы;

• использование эмоциональных реакций обвиняемого на те вещественные доказательства, которые значимы лишь для него и нейтральны сами по себе. Так, предъявление обуви и одежды убитого эмоционально значимо для виновного и нейтрально для невиновного;

• постановка перед подследственным лицом мыслительных задач, связанных с логикой расследуемого события.

Следователь должен рефлексировать реакции подследственно­го лица в отношении своих действий и предъявляемых доказательств и в наиболее благоприятных ситуациях усиливать свое правомерное воздействие, категорически избегая принуждения к даче угодных ему показаний.

Таким образом, следователь в предложенной ситуации создал условия для действий подследственного лица, ведущих к его разоблачению; временное попустительство уловке, которая имела разоблачающее значение. Применение указанного приема психического воздействия на подозреваемого допустимо.

Задача № 9

При осмотре сгоревшего здания швейного ателье следова­тель констатировал, что наибольшему разрушению подверглись помещения, расположенные в разных его концах: примерочная, закройная и приемная. Участки, находящиеся между ними, пострадали значительно меньше. Было также установлено, что в полусгоревшем шкафу в приемной почти нет пепла от находившихся там документов.

В закройном отделении обнаружили выгорание пола по концентрическим окружностям. На месте пожара не обнаружили посуды, в которой преступник мог хранить горючую жидкость. Следователь осмотрел мусорные урны во дворе ателье и обнаружил бутылку, пахнущую керосином, со следами пальцев рук. Оказалось, что эти следы оставлены руками заведующего ателье, который впоследствии и был изобличен в хищениях и поджоге.

Задание.

Дайте психологическую характеристику осмотра места происшествия как познавательной и удостоверительной деятельности следователя.

Проанализируйте решение следователем мыслительных за­ач при производстве осмотра места происшествия (по вышеизложенной ситуации), выделив: 1) восприятие и анализ ключевых знаков места происшествия; 2) анализ взаимосвязи обнаруженных следов, установление причинного отношения обнаруженного к событию происшествия; 3) создание информационно-вероятностной модели расследуемого события.

РЕШЕНИЕ:

Дайте психологическую характеристику осмотра места происшествия как познавательной и удостоверительной деятельности следователя.

Осмотр места происшествия — обнаружение и непосредственное исследование материальных объектов, их признаков и взаимосвязей, имеющих существенное значение для расследования происшествия и находящихся в пространстве, в котором оно произошло или обнаружены его следы.

В психологическом плане, осмотр места происшествия определяется как процесс сбора информации об имевшем место преступном событии на месте его совершения, при помощи активного целенаправленного восприятия, анализа и синтеза полученной информации для решения вопросов имеющих значение по уголовному делу.

Для успешного осмотра места происшествия следователю необходимо решить три основные задачи.

1. Сбор и учёт информации, имеющей отношение к расследуемому событию.

2. Мысленный анализ собранной информации и выдвижение предположений, версий, которые бы объяснили происшедшее событие.

3. Сопоставление выдвинутых версий со всей обстановкой места происшествия, т. е. установление причинно-следственных отношений между характером преступления и следами оставленными преступником в материальной обстановке, что следователь осуществляет с по







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.