Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ключи к тестам для самоконтроля





11б 21а 31б 41а 51а 61г 71в
12а 22б 32б 42б 52в 62а 72б
13в 23б 33в 43г 53 1б, 2г, 3а, 4в 63б 73б
14в 24а 34в 44в 54а 64а 74в
15в 25б 35а 45а 55б 65б  
16а 26в 36в 46б 56а 66б  
17а 27а 37а 47а 57б 67 1а, 2в, 3б  
18а 28а 38а 48а 58а 68б  
19б 29б 39г 49в 59б 69а  
10а 20б 30а 40а 50а 60а 70в  

Темы курсовых работ

1. Проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения.

2. Психолого-педагогические проблемы усвоения знаний в информационном обществе.

3. Портфолио как средство развития рефлексии учащихся.

4. Психолого-педагогические проблемы обучаемости и ее диагностика.

5. Современный мультимедийный урок: содержание и формы.

6. Психолого-педагогические проблемы слабой успеваемости и пути ее преодоления.

7. Активизация усвоения знаний обучающимся.

8. Проблема целеполагания на уроке.

9. Организация контроля и оценки знаний обучающихся. Самоконтроль и самооценка.

10. Мыслительная деятельность обучающихся (возрастные и индивидуальные особенности).

11. Требования к уроку в современной школе.

12. Руководство самообразованием обучающихся.

13. Воспитывающий характер обучения в современной школе.

14. Трансформация принципов обучения в современной дидактике.

15. Пути повышения эффективности оценки знаний, умений и навыков обучающихся в образовании информационного общества.

16. Новые информационные технологии в обучении.

17. Образовательная технология «Мастерская знаний».

18. Использование технических средств в процессе обучения.

19. Формирование у обучающихся учебных умений и навыков.

20. Пути повышения качества знаний обучающихся.

21. Тест как метод проверки знаний: достоинства и недостатки.

22. Метод проектов в процессе обучения.

23. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.

24. Индивидуальный подход к обучающимся в процессе обучения.

25. Пути повышения эффективности урока в современной школе.

26. Использование компьютера как средства обучения.

27. Условия развития внимания обучающихся в учебной деятельности.

28. Восприятие учебного материала при решении учебных задач.

29. Развитие познавательных интересов у обучающихся.

Методические рекомендации

По выполнению курсовых работ

Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины. Цель ее выполнения состоит в углубленной разработке одной из проблем курса, представляющейся актуальной и недостаточно исследованной, либо требующей переосмысления в новых условиях.

Выполнение курсовой работы обеспечивает закрепление и творческое освоение знаний. В процессе подготовки работы студент осмысливает, «пропускает через себя» новые сведения, новый опыт, получает возможность проверить их эффективность в практике повседневной жизни. Такая работа способствует формированию собственной внутренней позиции по отношению к самому себе и окружающему миру, что повышает качество освоения и других учебных дисциплин, как теоретических, так и практических. Общая цель выполнения курсовой работы по проблемам образования и обучения – развитие исследовательской культуры и профессионально-педагогической компетентности студента.

Основные задачи:

-закрепление и систематизация знаний;

-формирование умений анализировать педагогические явления с использованием научных понятий;

- формирование умений анализировать педагогические явления с использованием научных методов;

-формирование готовности самостоятельно проводить исследование по проблеме на базе образовательного учреждения;

-формирование готовности к профессиональной деятельности.

Контрольная работа должна содержать следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).

Введение в курсовую работу должно содержать описание проблемы и оценку ее современного состояния, формулировку объекта и предмета исследования, актуальности темы и проблемы, цели и задач исследования.

Основная часть работы раскрывает вопросы, предусмотренные в плане работы. Вначале описываются теоретические положения, раскрывающие сущность рассматриваемой проблемы, затем анализируются собранные материалы, характеризующие практическую сторону объекта исследования. Этот раздел работы следует иллюстрировать таблицами, схемами (диаграммами) и другими материалами. При раскрытии выбранной темы необходимо использовать методы педагогического исследования. При использовании материалов из других источников следует делать сноски с указанием автора, названия и год издания книги или других материалов. В конце раздела подводятся итоги по основной части работы.

Заключение должно состоять из выводов и предложений, которые получены в результате работы. Их следует формулировать четко и по пунктам.

Объем курсовой работы должен составлять около 30 страниц. Шрифт № 14 через 1,5 интервала. Страницы должны иметь поля и быть пронумерованы. В приложениях страницы не нумеруются.

По результатам работы студент может выступать на конференциях, семинарах по рассматриваемой проблеме.

Курсовая работа оценивается на основании следующих критериев:

-актуальность темы исследования и умение студентом ее продемонстрировать;

- соответствие содержания работы теме;

- продуманность структуры работы;

- соответствие содержания основной части работы задачам, заявленным во введении;

- правильность и полнота использования литературы;

- обоснованность выбора источников;

- глубина проработки теоретического и практического материала;

- умение студента занять дистанцию по отношению к источникам, самостоятельность мысли;

- обоснованность и значимость полученных результатов;

- качество языка, отсутствие ошибок и опечаток;

- соответствие оформления работы стандартам;

- умение студента выступить с докладом и ответить на вопросы в ходе защиты работы.

Задания для самостоятельной работы

 

Задания по теме 1.1.Современная социокультурная ситуация и требования к образованию и обучению

1.Анализ разных трактовок понятия «образование», «обучение», поиск общих признаков разных дефиниций.

2. Создание символа современного образования, обучения (знак, образ, рисунок), его обоснование.

3. Анализ вопроса о том, какие ценности несет и развивает образование, правомерен ли подход к образованию как к сфере услуг, как к элементу рыночной системы.

Задания по теме 1.2. История становления, предмет и задачи дидактики. Понятие о дидактической системе

 

1.Составление таблицы «Становление дидактики как науки».

2. Разработка дефиниций основных педагогических категорий, которые были бы понятны детям младшего школьного возраста.

3.Составление прогноза развития дидактики на ближайшие 30-50 лет.

4. Формулировка 10 проблем современной дидактики и обоснование вопроса: а) какие из них наиболее актуальны; б) разработка каких из них может существенно продвинуть теорию обучения; в) в какой степени решение предложенных проблем будет способствовать качеству обучения?

 

Задания по теме 2.1. Процесс обучения и дидактические принципы

1.Анализ психологической структуры деятельности. На основе анализа компонентов процесса обучения доказательство того, что процесс обучения - это деятельность, развернутая во времени и пространстве.

2.Анализ статьи по проблеме обучения в педагогической периодике за последние два года.

3.Составление перечня правил обучения, необходимых для учителя современной школы.

4.Составление схемы принципов дидактики в их историческом развитии.

 

Задания по теме 2.2. Урок. Его роль и особенности в информационном обществе.

1.Выделение особенностей, признаков классно-урочной системы, отличающих её от других существующих систем обучения, выделение её достоинств и ограничения.

2. Анализ мнения, что урок как форма обучения безнадежно устарел.

3. Описание различных путей совершенствования урока.

4.Анализ мнения П.Ф.Каптерева - видного педагога России второй половины XIX - начала ХХ столетия: «… урок бывает хорош, когда он интересен, когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но для воли…».

 


Вопросы для подготовки к экзамену

1.Современная социокультурная ситуация и задачи современного обучения.

2. Предмет и задачи дидактики. Ее место в педагогике и связь с другими науками.

3. Понятие о дидактической системе и основных категориях дидактики.
4. Цели образования, обучения. Цели общие и конкретные. Таксономия целей обучения Б. Блума.

5. Основные дидактические подходы.

6.Специфика компетентностного подхода к образованию.

7. Сущность процесса обучения. Преподавание и учение.

8. Функции процесса обучения. Способы их реализации.

9. Законы и закономерности обучения.

10. Связь обучения с практикой, с жизнью как дидактический принцип.

Метод проектов.

11. Принципы дидактики.

12. Развивающее обучение: проблемы и перспективы.

13. Содержание образования в современной школе. Государственные образовательные стандарты. Учебный план образовательного учреждения.
14. Образовательные программы разных уровней и направлений. Учебные дисциплины, учебные программы по предмету.
15. Методы обучения. Их классификация в современной дидактике.
16. Виды обучения в современной дидактике. Поиск новых моделей обучения.
17. Практические методы обучения. Продуктивное обучение.
18. Словесные методы обучения. Работа с учебником.
19. Наглядные методы обучения. Роль эмоций в обучении.
20. Характеристики процесса обучения в информационно-образовательной среде.

21. Новые требования к методам и технологиям обучения.

22. Формы обучения. Классно-урочная система обучения.

23. Роль и особенности урока в информационном обществе.

 

ГЛОССАРИЙ

Авторская школа – учебное заведение, деятельность которого построена на основе оригинальных и эффективных авторских идей и технологий.

Гуманистическая ориентация – конструирование и осуществление образовательного процесса, исходя из целей развития и расширения возможностей человека, на основе его запросов и интересов.

Диагностика процесса и результатов обучения – проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, выставление отметок.

Дидактика – часть общей педагогики, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; общая теория и методика обучения.

Дидактическая концепция – часть образовательной концепции, представляющая собой ориентиры, идеи, общие подходы, способы осуществления обучения, направленного на достижение современных целей образования.

Дидактическое правило – прикладная практическая рекомендация по реализации дидактического принципа.

Дидактическая система – система процесса и результатов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание и учение.

Дифференциация обучения - такая организация обучения, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым учащимся; ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей.

Задача познавательная – учебная конструкция, содержащая условие и требование и стимулирующая познавательную деятельность учащихся.

Закономерности обучения – устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Индивидуализация обучения – такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.

Инновация – распространение новшеств в педагогической практике.

Инновационный процесс – процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений.

Информационно-образовательная среда – системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования (О.А. Ильченко).

Ключевая компетенция – осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях.

Компетентность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний (на основе использования научных понятий, принципов, научных законов, теорий, методов науки).

Компоненты педагогического процесса: учитель, ученик, конкретные задачи, содержание, средства, формы, методы деятельности, результаты, составляющие внутреннее единство.

Личностная ориентация в обучении – система построения обучения, обеспечивающая воспитание учащихся как инициативных и активных субъектов, способных к самостоятельному целеполаганию и самореализации.

Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся; способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения.

Новшество в образовании – педагогические средства и системы, которые в таком виде, с данными функциями ранее не встречались.

Образование – система, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности.

Образовательный стандарт – система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности; основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету.

Обучаемость – группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие; способность к научению.

Обучение – процесс развития личности обучаемых на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством культуры; процесс, включающий преподавание и учение.

Обученность – уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности.

Отметка – качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников и студентов.

Оценка – суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности учащихся.

Преподавание – педагогическая деятельность учителя по организации учебной деятельности учащихся.

Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения.

Принципы дидактики –обязательные требования к содержанию и организации педагогического процесса, отражающие его внутренние закономерности и противоречия.

Процесс обучения в информационном обществе – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде.

Развивающее обучение – обучение, в котором развитие личности служит главной целью и результатом всего процесса, а не является его сопутствующим продуктом.

Система дидактическая (тип обучения) – устойчивое единство целей, содержания, психологических механизмов, средств и методов обучения (сообщающее, проблемное, программированное, игровое и др. типы обучения).

Содержание образования – система знаний, умений, навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие способностей учащихся, формирование их мировоззрения, поведения, подготовку к общественной жизни и труду.

Средство обучения – материальный объект или предмет духовной культуры, предназначающийся для осуществления педагогического процесса.

Таксономия целей обучения – классификация совокупности целей обучения, внутри которой выделены категории и уровни целей, то есть выстроена их иерархия.

Тест – задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений, навыков.

Технология обучения – система алгоритмизированных действий и операций, условий, обеспечивающих получение запланированного результата; поэлементное осуществление процедур обучения; в широком смысле – методика или способ обучения.

Технология педагогическая – направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. В основе П.т. лежит идея полной управляемости учебно-воспитательного процесса, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.

Урок – основная форма организации учебного процесса в школе, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства для решения образовательных задач.

Условия обучения – обстоятельства, облегчающие или усложняющие решение задач обучения, развитие педагогических систем.

Учебная программа – документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам.

Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

Учебный план - документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных учреждений, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.

Учение – целенаправленно организованная учителем с помощью дидактических или технических средств управления деятельность ученика по решению определенного класса учебных задач. в результате которой ученик овладевает знаниями, умениями, развивает свои личностные качества.

Форма обучения – способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом.

Цель образования – образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели образования выступало создание предпосылок для самореализации личности.

Эвристическое обучение – обучение, в котором ставится цель конструирования учеником собственного смысла, целей, способов и в определенной мере – даже содержания деятельности (А.В. Хуторской).

Эффективность образования – характеристика соотношения затрат (материальных и духовных) и полученного продукта; мера совпадения результатов с целями; различают эффективность экономическую, социальную и личностную.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.