|
Ключи к тестам для самоконтроля⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Темы курсовых работ 1. Проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения. 2. Психолого-педагогические проблемы усвоения знаний в информационном обществе. 3. Портфолио как средство развития рефлексии учащихся. 4. Психолого-педагогические проблемы обучаемости и ее диагностика. 5. Современный мультимедийный урок: содержание и формы. 6. Психолого-педагогические проблемы слабой успеваемости и пути ее преодоления. 7. Активизация усвоения знаний обучающимся. 8. Проблема целеполагания на уроке. 9. Организация контроля и оценки знаний обучающихся. Самоконтроль и самооценка. 10. Мыслительная деятельность обучающихся (возрастные и индивидуальные особенности). 11. Требования к уроку в современной школе. 12. Руководство самообразованием обучающихся. 13. Воспитывающий характер обучения в современной школе. 14. Трансформация принципов обучения в современной дидактике. 15. Пути повышения эффективности оценки знаний, умений и навыков обучающихся в образовании информационного общества. 16. Новые информационные технологии в обучении. 17. Образовательная технология «Мастерская знаний». 18. Использование технических средств в процессе обучения. 19. Формирование у обучающихся учебных умений и навыков. 20. Пути повышения качества знаний обучающихся. 21. Тест как метод проверки знаний: достоинства и недостатки. 22. Метод проектов в процессе обучения. 23. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. 24. Индивидуальный подход к обучающимся в процессе обучения. 25. Пути повышения эффективности урока в современной школе. 26. Использование компьютера как средства обучения. 27. Условия развития внимания обучающихся в учебной деятельности. 28. Восприятие учебного материала при решении учебных задач. 29. Развитие познавательных интересов у обучающихся. Методические рекомендации По выполнению курсовых работ Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины. Цель ее выполнения состоит в углубленной разработке одной из проблем курса, представляющейся актуальной и недостаточно исследованной, либо требующей переосмысления в новых условиях. Выполнение курсовой работы обеспечивает закрепление и творческое освоение знаний. В процессе подготовки работы студент осмысливает, «пропускает через себя» новые сведения, новый опыт, получает возможность проверить их эффективность в практике повседневной жизни. Такая работа способствует формированию собственной внутренней позиции по отношению к самому себе и окружающему миру, что повышает качество освоения и других учебных дисциплин, как теоретических, так и практических. Общая цель выполнения курсовой работы по проблемам образования и обучения – развитие исследовательской культуры и профессионально-педагогической компетентности студента. Основные задачи: -закрепление и систематизация знаний; -формирование умений анализировать педагогические явления с использованием научных понятий; - формирование умений анализировать педагогические явления с использованием научных методов; -формирование готовности самостоятельно проводить исследование по проблеме на базе образовательного учреждения; -формирование готовности к профессиональной деятельности. Контрольная работа должна содержать следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости). Введение в курсовую работу должно содержать описание проблемы и оценку ее современного состояния, формулировку объекта и предмета исследования, актуальности темы и проблемы, цели и задач исследования. Основная часть работы раскрывает вопросы, предусмотренные в плане работы. Вначале описываются теоретические положения, раскрывающие сущность рассматриваемой проблемы, затем анализируются собранные материалы, характеризующие практическую сторону объекта исследования. Этот раздел работы следует иллюстрировать таблицами, схемами (диаграммами) и другими материалами. При раскрытии выбранной темы необходимо использовать методы педагогического исследования. При использовании материалов из других источников следует делать сноски с указанием автора, названия и год издания книги или других материалов. В конце раздела подводятся итоги по основной части работы. Заключение должно состоять из выводов и предложений, которые получены в результате работы. Их следует формулировать четко и по пунктам. Объем курсовой работы должен составлять около 30 страниц. Шрифт № 14 через 1,5 интервала. Страницы должны иметь поля и быть пронумерованы. В приложениях страницы не нумеруются. По результатам работы студент может выступать на конференциях, семинарах по рассматриваемой проблеме. Курсовая работа оценивается на основании следующих критериев: -актуальность темы исследования и умение студентом ее продемонстрировать; - соответствие содержания работы теме; - продуманность структуры работы; - соответствие содержания основной части работы задачам, заявленным во введении; - правильность и полнота использования литературы; - обоснованность выбора источников; - глубина проработки теоретического и практического материала; - умение студента занять дистанцию по отношению к источникам, самостоятельность мысли; - обоснованность и значимость полученных результатов; - качество языка, отсутствие ошибок и опечаток; - соответствие оформления работы стандартам; - умение студента выступить с докладом и ответить на вопросы в ходе защиты работы. Задания для самостоятельной работы
Задания по теме 1.1.Современная социокультурная ситуация и требования к образованию и обучению 1.Анализ разных трактовок понятия «образование», «обучение», поиск общих признаков разных дефиниций. 2. Создание символа современного образования, обучения (знак, образ, рисунок), его обоснование. 3. Анализ вопроса о том, какие ценности несет и развивает образование, правомерен ли подход к образованию как к сфере услуг, как к элементу рыночной системы. Задания по теме 1.2. История становления, предмет и задачи дидактики. Понятие о дидактической системе
1.Составление таблицы «Становление дидактики как науки». 2. Разработка дефиниций основных педагогических категорий, которые были бы понятны детям младшего школьного возраста. 3.Составление прогноза развития дидактики на ближайшие 30-50 лет. 4. Формулировка 10 проблем современной дидактики и обоснование вопроса: а) какие из них наиболее актуальны; б) разработка каких из них может существенно продвинуть теорию обучения; в) в какой степени решение предложенных проблем будет способствовать качеству обучения?
Задания по теме 2.1. Процесс обучения и дидактические принципы 1.Анализ психологической структуры деятельности. На основе анализа компонентов процесса обучения доказательство того, что процесс обучения - это деятельность, развернутая во времени и пространстве. 2.Анализ статьи по проблеме обучения в педагогической периодике за последние два года. 3.Составление перечня правил обучения, необходимых для учителя современной школы. 4.Составление схемы принципов дидактики в их историческом развитии.
Задания по теме 2.2. Урок. Его роль и особенности в информационном обществе. 1.Выделение особенностей, признаков классно-урочной системы, отличающих её от других существующих систем обучения, выделение её достоинств и ограничения. 2. Анализ мнения, что урок как форма обучения безнадежно устарел. 3. Описание различных путей совершенствования урока. 4.Анализ мнения П.Ф.Каптерева - видного педагога России второй половины XIX - начала ХХ столетия: «… урок бывает хорош, когда он интересен, когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но для воли…».
Вопросы для подготовки к экзамену 1.Современная социокультурная ситуация и задачи современного обучения. 2. Предмет и задачи дидактики. Ее место в педагогике и связь с другими науками. 3. Понятие о дидактической системе и основных категориях дидактики. 5. Основные дидактические подходы. 6.Специфика компетентностного подхода к образованию. 7. Сущность процесса обучения. Преподавание и учение. 8. Функции процесса обучения. Способы их реализации. 9. Законы и закономерности обучения. 10. Связь обучения с практикой, с жизнью как дидактический принцип. Метод проектов. 11. Принципы дидактики. 12. Развивающее обучение: проблемы и перспективы. 13. Содержание образования в современной школе. Государственные образовательные стандарты. Учебный план образовательного учреждения. 21. Новые требования к методам и технологиям обучения. 22. Формы обучения. Классно-урочная система обучения. 23. Роль и особенности урока в информационном обществе.
ГЛОССАРИЙ Авторская школа – учебное заведение, деятельность которого построена на основе оригинальных и эффективных авторских идей и технологий. Гуманистическая ориентация – конструирование и осуществление образовательного процесса, исходя из целей развития и расширения возможностей человека, на основе его запросов и интересов. Диагностика процесса и результатов обучения – проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, выставление отметок. Дидактика – часть общей педагогики, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; общая теория и методика обучения. Дидактическая концепция – часть образовательной концепции, представляющая собой ориентиры, идеи, общие подходы, способы осуществления обучения, направленного на достижение современных целей образования. Дидактическое правило – прикладная практическая рекомендация по реализации дидактического принципа. Дидактическая система – система процесса и результатов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание и учение. Дифференциация обучения - такая организация обучения, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым учащимся; ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей. Задача познавательная – учебная конструкция, содержащая условие и требование и стимулирующая познавательную деятельность учащихся. Закономерности обучения – устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Индивидуализация обучения – такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого. Инновация – распространение новшеств в педагогической практике. Инновационный процесс – процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений. Информационно-образовательная среда – системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования (О.А. Ильченко). Ключевая компетенция – осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях. Компетентность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний (на основе использования научных понятий, принципов, научных законов, теорий, методов науки). Компоненты педагогического процесса: учитель, ученик, конкретные задачи, содержание, средства, формы, методы деятельности, результаты, составляющие внутреннее единство. Личностная ориентация в обучении – система построения обучения, обеспечивающая воспитание учащихся как инициативных и активных субъектов, способных к самостоятельному целеполаганию и самореализации. Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся; способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения. Новшество в образовании – педагогические средства и системы, которые в таком виде, с данными функциями ранее не встречались. Образование – система, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности. Образовательный стандарт – система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности; основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Обучаемость – группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие; способность к научению. Обучение – процесс развития личности обучаемых на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством культуры; процесс, включающий преподавание и учение. Обученность – уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности. Отметка – качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников и студентов. Оценка – суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности учащихся. Преподавание – педагогическая деятельность учителя по организации учебной деятельности учащихся. Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения. Принципы дидактики –обязательные требования к содержанию и организации педагогического процесса, отражающие его внутренние закономерности и противоречия. Процесс обучения в информационном обществе – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде. Развивающее обучение – обучение, в котором развитие личности служит главной целью и результатом всего процесса, а не является его сопутствующим продуктом. Система дидактическая (тип обучения) – устойчивое единство целей, содержания, психологических механизмов, средств и методов обучения (сообщающее, проблемное, программированное, игровое и др. типы обучения). Содержание образования – система знаний, умений, навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие способностей учащихся, формирование их мировоззрения, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Средство обучения – материальный объект или предмет духовной культуры, предназначающийся для осуществления педагогического процесса. Таксономия целей обучения – классификация совокупности целей обучения, внутри которой выделены категории и уровни целей, то есть выстроена их иерархия. Тест – задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений, навыков. Технология обучения – система алгоритмизированных действий и операций, условий, обеспечивающих получение запланированного результата; поэлементное осуществление процедур обучения; в широком смысле – методика или способ обучения. Технология педагогическая – направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. В основе П.т. лежит идея полной управляемости учебно-воспитательного процесса, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства для решения образовательных задач. Условия обучения – обстоятельства, облегчающие или усложняющие решение задач обучения, развитие педагогических систем. Учебная программа – документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам. Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики. Учебный план - документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных учреждений, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет. Учение – целенаправленно организованная учителем с помощью дидактических или технических средств управления деятельность ученика по решению определенного класса учебных задач. в результате которой ученик овладевает знаниями, умениями, развивает свои личностные качества. Форма обучения – способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Цель образования – образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели образования выступало создание предпосылок для самореализации личности. Эвристическое обучение – обучение, в котором ставится цель конструирования учеником собственного смысла, целей, способов и в определенной мере – даже содержания деятельности (А.В. Хуторской). Эффективность образования – характеристика соотношения затрат (материальных и духовных) и полученного продукта; мера совпадения результатов с целями; различают эффективность экономическую, социальную и личностную. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|