|
Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Типология уроковУрок - основная структурная единица учебного процесса в школе, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач. Можно назвать несколько противоречий урока: -между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия и развития каждого ученика.; -между регулярностью прямой связи субъектов учебного процесса и нерегулярностью обратной связи. Это приводит к тому, что снижается управляемость учебным процессом, растет число педагогических ошибок; -между необходимостью развития навыков практической деятельности и преимущественно вербальным характером обучения. Таким образом, коллективное обучение на уроке мало способствует формированию практической преобразующей деятельности; -между временем, необходимым для изучения все возрастающего объема учебного материала, и стандартными временными рамками урока. Названные противоречия приводят к поиску путей и факторов обновления урока. Среди них -углубленное понимание целей урока; -совершенствование средств и способов организации деятельности учащихся на уроке на основе современного понимания обучения; -поиски гибкой структуры и расширение типологии урока.
Типология уроков Вопросу типологии уроков посвящены многие педагогические исследования. Уроки классифицировали исходя из цели и методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся, содержания урока. Поэтому единой общепризнанной классификации уроков в современной дидактике нет, наблюдаются различные подходы к делению уроков на типы.
Табл.4. Типология уроков
Театрализованный урок Выделение такого типа уроков связано с необходимостью расширения пространства смыслосотворения для учеников. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на театрализованном уроке требует от учащихся серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно-популярной литературой, при изучении соответствующих исторических сведений, что, в конечном счете, вызывает у них интерес к знаниям. Непосредственно на самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функции организатора представления. Оно начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого не обязательно возлагать на учителя. Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся. В заключительной части представления желательно предусмотреть этап подведения итогов и связанную с ним тщательную подборку критериев оценок, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке. Их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам. Отметим, что необходимо достаточно времени для проведения заключительного этапа театрализованного урока, ведь нужно повторить и обобщить использованный в представлении материал, не подводить итоги в спешке, а также оценить знания учащихся. Разумеется, предлагаемая структура применяется как один из вариантов при конструировании театрализованных уроков, многообразие которых определяется, прежде всего, содержанием используемого материала и выбором соответствующего сценария. Урок - деловая игра В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются: - моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций; - поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего; - наличие конфликтных ситуаций; - обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли; - использование описания объекта игрового имитационного моделирования; - контроль игрового времени; - элементы состязательности; - правила, системы оценок хода и результатов игры. Методика разработки деловых игр включает следующие этапы: 1. Обоснование требований к проведению игры; 2. Составление плана ее разработки; 3. Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры; 4. Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку; 5. Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов; 6. Разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности. Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким: - знакомство с реальной ситуацией; - построение ее имитационной модели; - постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре; - создание игровой проблемно ситуации; - вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; - решение проблемы; - обсуждение и проверка полученных результатов; - коррекция; - реализация принятого решения; - анализ итогов работы; - оценка результатов работы. Урок - ролевая игра Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом и распределенными ролями. Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы: 1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия; 2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации; 3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии, на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки-суды и т.д. Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов: 1. Подготовительный; 2. Игровой; 3. Заключительный; 4. Анализ результатов. На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры. Организационные вопросы: - распределение ролей; - выбор жюри или экспертной группы; - формирование игровых групп; - ознакомление с обязанностями. Предваряющие вопросы: - знакомство с темой, проблемой; - ознакомление с инструкциями, заданиями; - сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения; - изготовление наглядных пособий; - консультации. Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием, проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе, выявление позиций; принятие решения; подготовка сообщения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения. На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение. При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры. Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенных в ее противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней всегда должны иметь место и условность, и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, игра не достигает цели. Она превращается в скучную инсценировку в случае излишней регламентации и отсутствия импровизации или в фарс, когда играющие утрачивают серьезность и их импровизации носят абсурдный характер. В современном образовательном пространстве урок приобретает еще более разнообразные формы. Это может быть не только урок, связанный с непосредственным общением учащихся и учителя, где педагог играет доминирующую, направляющую роль при «введении» школьников в содержание учебного предмета, актуализации их личностного опыта, консультационной (коррекционной) работе в ходе изучения материала. На занятии может присутствовать виртуальное общение субъектов образовательного процесса, полностью посвященное индивидуальной (или групповой) самостоятельной познавательной деятельности учеников, что предполагает поиск информации в информационно-образовательном пространстве, изучение письменных источников, выполнение самостоятельных заданий. Отличительной чертой является «автономность» учащихся, а также возможность их организации вне класса и даже школы. Структура урока В зависимости от типа урока выделяют его структуру[10]. Урок изучения нового материала Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. 1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; 3. Ознакомление с новым материалом; 4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; 5. Постановка задания на дом; 6. Подведение итогов урока. Урок закрепления изученного Основная дидактическая цель урока - формирование определенных умений. 1. Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации материала; 2. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; 3. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; 4. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; 5. подведение итогов урока; 6. Постановка домашнего задания. Урок применения знаний и умений В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. Этим обусловлена возможная структура такого урока: 1. Проверка домашнего задания; 2. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; 3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; 4. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; 5. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; 6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. Урок обобщения и систематизации знаний На уроках обобщения и систематизации знаний выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы: 1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся; 2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний; 3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; 4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий; 5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний; 6. Подведение итогов урока. Урок проверки и коррекции знаний и умений Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем учитель может провести специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса. При определении структуры урока контроля и коррекции целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, то есть от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней. При таком подходе возможна следующая структура урока: 1. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; 2. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; 3. Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; 4. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; 5. Проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; 6. Подведение итогов (на данном и последующих уроках). Комбинированный урок Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Их (задач) многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока: 1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; 2. Проверка домашнего задания; 3. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу; 4. Изложение нового материала; 5. Первичное закрепление изученного материала; 6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. Наряду с традиционным, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру: 1. Проверка выполнения домашнего задания; 2. Проверка ранее усвоенных знаний; 3. Сообщение темы, цели и задач урока; 4. Изложение нового материала; 5. Восприятие и осознание учащимися нового материала; 6. Осмысление, обобщение и систематизация знаний; 7. Постановка домашнего задания. Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и самостоятельностью. Это выражается в том, что структура модульного урока, как правило, включает: - мотивационную беседу (то, что именуется организационным моментом или введением в тему урока), завершающуюся постановкой интегрирующей цели урока; - входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного ранее); - работу с новым материалом; - закрепление изученного материала; - завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке); - рефлексию. Последнее связано с самооценками и суждениями учащихся о работе класса, группы, своей деятельности на уроке; о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать. В последние годы педагогами активно используются такие типы уроков, как театрализованный, урок-соревнование, урок-деловая игра, урок-ролевая игра. Информационно-образовательная среда дает возможность использовать базы данных и лабораторные комплексы с удаленным доступом. Учащиеся могут получить доступ к ресурсам библиотек, вузов, научно-исследовательских институтов. Возможно использование вычислительных и имитационных моделей, виртуальных лабораторий для осуществления экспериментов в режиме он-лайн. На уроках в распоряжении современных педагогов также электронные учебники, возможность включать в содержание урока постоянно обновляемые данные, использовать Интернет-тестирование. При всех новшествах, появившихся в последнее время в связи со спецификой существования образования в информационной среде при конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему. Требования к уроку Требования к уроку очень разнообразны в силу того, что его можно рассмотреть с различных сторон: дидактической, психологической, гигиенической и других. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|