Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль учителя в подготовке и проведении урока





В подготовке и проведении урока велика роль учителя. Урок не является только рациональной конструкцией. Это творческое произведение педагога, произведение педагогического искусства, в котором огромную роль играют личность педагога, его культура, эрудиция, изобретательность. В нем должны быть заложены авторская идея и замысел, выявляться индивидуальный стиль деятельности педагога.

Педагогические принципы, схемы, методы и технологии оживают, обретают силу, только преломившись через стремления, чувства, творческое вдохновение учителя. Результат педагогической деятельности связан не только со знаниями учителя, но и его фантазией, интуицией, артистизмом.

Педагогический артистизм[от фр. artistisme < лат. аrs (artis) ремесло, искусство, мастерство] – это целостная характеристика деятельности и личности педагога, отражающая его стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, способность к органическому сопряжению глубинных оттенков мысли, переживаний с внешними движениями, со всей структурой деятельности.

Педагогический артистизмпозволяет преодолевать технократизм образования с его жесткой системой ограничений, максимальной «объективностью», «крутой интеллектуальностью» (К. Ясперс); является воплощением эмоционально-образного начала образовательного процесса, дает ему возможность оставаться живым и рождающим смыслы для образовывающегося человека, влиять не только на ум, но и на чувства учащихся, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру,

Педагогический артистизмв продуктах учительского творчества проявляет внутреннее содержание общей и эмоциональной культуры учителя, его эмоциональной восприимчивости, психологической зоркости, выразительности слов и эмоциональных состояний. Подлинный артистизм – это богатство внутреннего мира педагога, умение глубоко мыслить и чувствовать, красиво решать педагогические задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое. Педагогический артистизм– это деятельность педагога, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда деятельность поднимается на желанную духовную высоту.

Сегодня педагогический артистизм скорее желательное качество для педагога, чем обязательное. Стать артистичным по заказу, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах, нельзя. Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу молодых людей.

В подготовке учителя к уроку различают две стороны: опосредованную и непосредственную.

Опосредованная подготовка к уроку идет непрерывно: она связана с накоплением опыта, знаний, впечатлений, погружением в культуру, развитием способностей и личностных качеств.

К опосредованной подготовке можно отнести целенаправленное глубокое изучение фундаментальных основ базовой для предметника науки, смежных с ней областей знания, новейших достижений науки и техники, искусства, культуры.

Непосредственная подготовка учителя к уроку связана с изучением учителем специальной, педагогической и методической литературы, тщательным ознакомлением с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей.

Учителю рекомендуется составить рабочий план с указанием тем курса, общего количества часов и календарных сроков их изучения.

В процессе подготовки к изучению темы необходимо разработать тематический план. Тематическое планирование позволяет выстроить уроки в систему, увидеть перспективу в работе, помогает продумать предварительные задания учащимся, позволяет провести через все темы ведущие положения, сформировать целостные представления и относительно завершенные способы деятельности. Однако не нужно стремиться предусмотреть в плане все детали, иначе план превратится в оковы для живого общения.

План урока

План урока составляется в произвольной форме, однако в нем должны найти отражение следующие элементы:

· дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

· название темы урока и класса, в котором он проводится;

· задачи образования, воспитания и развития школьников;

· структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

· содержание учебного материала;

· методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой части урока;

· учебное оборудование, необходимое для проведения урока, включая наглядные и технические средства обучения;

· задание на дом.

Составляя план урока, учитель исходит из тематического планирования, определяет место и роль данного урока как структурной единицы в общей системе уроков. При отборе содержания урока учитываются требования учебной программы по предмету, обращается особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность и дозировку, с тем чтобы не перегружать урок и вместе с тем обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.

Не менее важно определить методы и приемы обучения на каждом этапе урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивной и поисковой), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и технические средства обучения. Вся эта работа проводится с учетом реализации принципов обучения, цементирующих и определяющих все компоненты урока.

При подготовке к предстоящему уроку следует проанализировать предыдущие уроки.

Анализ и самоанализ урока

Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий - достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный - отдельных элементов урока.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

3. Организационное начало урока:

- готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;

- подготовленность учащихся -дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

- подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

4. Организационная структура урока:

- мобилизующее начало урока;

- последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

- насыщенность урока, темп его проведения и т.д.

5. Анализ содержания учебного материала урока:

- обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

- соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

- соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т.д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

- цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

- обоснование выбора методов обучения;

- пути реализации дидактических принципов в обучении;

- индивидуализация и дифференциация в обучении;

- взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7. Деятельность учителя:

- научность и доступность изложения новых знаний;

- использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

- организация закрепления учебного материала;

- организация самостоятельной работы учащихся;

- проверка и оценка знаний и умений учащихся;

- вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

- отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

- задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;

- пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

- эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

- контакт учителя с классом и т.д.

8. Деятельность учащихся:

- подготовка рабочего места;

- поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

- интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

- состояние их устной и письменной речи;

- знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

- отношение учащихся к учителю;

- степень и характер участия коллектива в целом И отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

9. Выводы:

- выполнение плана урока;

- достижение целей урока;

- особенно интересное и поучительное на уроке;

- что произвело на уроке наибольшее впечатление;

- какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

- оценка урока.

С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:

1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?

4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?

5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?

6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7. Как отбирались для урока формы обучения?

8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?

Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа "мне урок понравился", "учащиеся и учитель работали активно", "цель урока достигнута" и т.д. Основанный на критическом подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа – способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и самоанализа должны быть в поле зрения учителя и на этапе разработки урока, а не только после его проведения.

Резюме

Понятие «процесс обучения» является центральным в дидактике, так как в ней изучаются именно процесс обучения и его компоненты. В этом понятии воедино сходятся все его “действующие лица”: учитель и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы, средства и другие атрибуты учебной деятельности.

В ходе грамотно организованного учебного процесса усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Сегодня идут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития ученика. Всем известны бинарные, межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги и т.д. Говорить о том, что урок изжил себя, что следует отказаться от него в пользу других занятий, пожалуй, рано. Этой форме обучения потенциально присущи богатые возможности, и все дело в том, насколько они реализуются учителями, насколько педагог учитывает особенности информационно-образовательной среды.

Однако не следует забывать о том, что чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их. Главные действующие лица на уроке – это учитель и ученики. Их совместная деятельность, общение являются залогом успешного процесса обучения.

 

 

Вопросы и задания для самопроверки

1.Как трактуются задачи обучения при технократическом и гуманистическом подходах к образованию?

2. Как вы думаете, почему существует так много определений обучения?

3.Вставьте необходимые слова.

«Процесс обучения представляет собой единство и взаимосвязь двух процессов___и___».

«Движущей силой процесса обучения являются___».

4.Составьте формулу обучения как сотворчества.

5.Выделите специфические особенности обучения.

6.Заполните схему.

7.Насколько обучение может опережать развитие?

8.При каких условиях обучение становится развивающим?

9.Допишите недостающее.

«В культурологической концепции в состав содержания образования входят:

-знания;

-______;

-опыт творческой деятельности;

-______».

10.Почему несмотря на многочисленные недостатки объяснительно-иллюстративное обучение так распространено?

11.Что представляет собой проблемное обучение, в чем его суть?

12.Какие условия необходимы для реализации проблемного обучения? Назовите преимущества и недостатки проблемного обучения.

13.Охарактеризуйте программированное обучение, дайте его характеристику, выявите его недостатки и преимущества.

14.Приведите в соответствие текст правой колонки (содержание принципов обучения) и левой колонки (название принципов).

Принцип научности Принцип требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения
Принцип систематичности и последовательности Принцип отражает требование соответствия содержания образования содержанию культуры
Принцип прочности Принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе
Принцип социокультурного соответствия Принцип требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук

 

15.В чем опасность прямолинейного понимания принципа наглядности (чем больше наглядности, чем она ярче, тем лучше, эффективнее обучение)?

16.Выберите правильный ответ. Преподавание понимается в современной дидактике как: а) сообщение, передача знаний; б) консультирование учащихся; управление учебной деятельностью.

17.Вставьте нужные слова. «Учение - это ... деятельность. В процессе учения происходит усвоение социального опыта и знаний. Усвоение протекает как процесс ... , то есть перевода социального опыта во ... план, в ... новообразования, свойства ученика».
Слова для вставки: преподавание, учение, учебная (деятельность), интериоризация, внутренний (план), психологические (новообразования).

18. Поставьте против каждого утверждения название вида или системы обучения, к которому это утверждение относится.

Утверждение
а. Знания даются мелкими дозами, и тут же проверяется степень усвоения. б. Знания приобретаются в процессе решения проблемных ситуаций. в. Процесс обучения опирается на диагностично поставленные цели и воспроизводимость обучающего цикла. г. Обучение идет на высоком уровне трудности при ведущей роли теоретических знаний. д. Знания даются в готовом виде, их надо запомнить и воспроизвести.
Система обучения
Сообщающее обучение, развивающее обучение, технология обучения, проблемное обучение, программированное обучение.

20. Дайте определения понятия «урок».

21.Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки.

22.Назовите особенности Белл-ланкастерской, Мангеймской системы, Дальтон-плана.Обсудите их достоинства, недостатки, возможность использования в отечественной школе.

23.Назовите типы уроков.

24.Обозначьте структуру комбинированного урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курс дидактики в педагогических учебных заведениях часто критикуют, считается, что дидактика устарела, не отражает новых тенденций обучения. Вероятно, следует говорить о том, что устарела описательная дидактика как учебная дисциплина, раскрывающая чисто внешние признаки традиционного репродуктивного характера обучения, представления о котором имеются у каждого человека с раннего детства, ведь все обучались в детском саду, в школе. Данное учебное пособие является попыткой подойти к дидактике с новых позиций.

В последние годы дидактика претерпела существенные изменения, которые связаны, с одной стороны, с усилением роли личности в образовании, с компетентностным подходом, который призван способствовать самореализации личности через формирование необходимых ему для успешной жизни и деятельности компетенций. С другой – с усилением роли информационной среды в жизни современного человека.

Достижением последних лет являются устойчивые педагогические тенденции – введение профильности, индивидуальных образовательных траекторий учащихся, эвристическая направленность обучения, создание учениками портфолио, информатизация учебного процесса, использование Интернет-технологий и ресурсов. Эти тенденции внесли в дидактику новые понятия, принципы, формы и методы обучения.

Есть и неоднозначно воспринимаемые обществом новшества – например, введение новых образовательных стандартов, единого государственного экзамена.

Чтобы работать в современной школе, нужно ориентироваться в современных тенденциях развития образования, владеть дидактическими системами и технологиями, направленными не столько на передачу знаний, сколько на развитие личности учащихся, их творческую самореализацию.

Цель данного учебного пособия – помочь студенту с интересом и творчески изучить курс основ современной дидактики, поразмышлять над ее проблемами, определить направления совершенствования своего профессионального мастерства.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Тесты для самоконтроля

1. Дидактика – это наука
а) о воспитании;
б) об образовании и обучении;
в) о развитии;
г) о методах воспитания.

2.Дидактика – это часть педагогики, изучающая…

а) инновационные процессы в образовании;

б) содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения;

в) содержание методов обучения;

г) организацию взаимодействия учащихся.

3. Впервые ввел в научный оборот термин «дидактика»

а) немецкий педагог В. Ратке;
б) чешский ученый-педагог Я.А. Коменский;
в) швейцарский педагог И. Песталоцци;
г) русский педагог-демократ К.Д. Ушинский.

4. Предметом общей дидактики являются

а) социальные условия формирования и образования учащихся;

б) принципы, цели, содержание процесса обучения;

в) психологическое развитие личности в процессе обучения;

г) теория обучения отдельному предмету.

5.Из русских ученых дореволюционного периода наибольший
вклад в развитие дидактики внес

а) В. Белинский;
б) К. Ушинский;
в) М. Ломоносов;
г) М. Добролюбов

6.Работа …стала первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики.

а) немецкого педагога В. Ратке;
б) чешского ученого-педагога Я.А. Коменского;
в) швейцарского педагога И. Г. Песталоцци;
г) русского педагога-демократа К.Д. Ушинского.

7. Процесс обучения представляет собой единство и взаимосвязь двух процессов:

а) образования и воспитания;
б) преподавания и обучения;
в) преподавания и учения;
г) образования и учения.

8. Процесс обучения – это…

а) познавательная деятельность;

б) учебная деятельность;

в)специфический процесс познания, управляемый педагогом;

г) образовательная деятельность.

9. Преподавание понимается в современной дидактике как:

а) сообщение, передача знаний;

б) консультирование учащихся;

в) управление учебной деятельностью;

г) воспитание учащихся.

10. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны:

а) преподавание и учение;
б) обучение и воспитание;
в) обучение и развитие;
г) воспитание и развитие.

11. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность

а) воспитания;
б) учения;
в) развития;
г) социализации.

12.Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений является…

а) движущей силой процесса обучения;

б) педагогической проблемой;

в) сущностью процесса обучения;

г) условием развития познавательной активности учащихся.

13. Деятельность ученика и овладение им знаниями, умениями и навыками – это …

а) обучение;
б) образование;
в) учение;
г) развитие.

14. Планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика (учащихся) – это …

а) обучение;
б) воспитание;
в) преподавание;
г) формирование.

15.Логика учебного процесса осуществляется…

а) индуктивно-аналитическим методом;

б) дедуктивно-синтетическим методом;

в) в единстве индуктивно-аналитического и дедуктивно-синтетического методов;

г) в соответствии с уровнем интеллектуального развития учащихся.

16.Способ организации воспитательных и обучающих отношений – это …

а) педагогический процесс;
б) педагогический принцип;
в) дидактика;
г) социализация

17. Предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса, - это

а) педагогическая цель;

б) педагогическая теория;

в) педагогическая задача;

г) педагогическая концепция.

18. Под целью образования принято понимать

а) образовательный идеал, задаваемый соц. заказом и реализуемый через различные подходы;

б) высокий уровень обучаемости учащихся;

в) совокупность дидактических концепций;

г) педагогические теории.

19. Система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку ее к жизни и трудовой деятельности – это …

а) цель обучения;
б) содержание образования;
в) предмет дидактики.
г) методы обучения.

20. Базовая (инвариантная) составляющая содержания образования…

а) способствует индивидуализации процесса обучения с учетом личностных особенностей, интересов и склонностей учащихся;

б) обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям;

в) обеспечивает дифференцированное обучение и изучение предметов в малых группах;

г) обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.

21. Вариативная составляющая содержания образования…

а) способствует индивидуализации процесса обучения с учетом личностных особенностей, интересов и склонностей учащихся;

б) обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям; обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения;

в) является дополнительной составляющей содержания образования (факультативные занятия);

г) обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.

22. Под содержанием образования понимают…

а) совокупность знаний, умений, навыков, развивающих внимание, восприятие, память;

б) педагогически ориентированную систему знаний, умений, навыков, опыта творчества и эмоционально-ценностного отношения к миру;

в) совокупность образовательных программ;

г) финансовую поддержку средней и высшей школы со стороны государства.

23. …формируется в процессе освоения индивидом культурных ценностей общества, обеспечивая разностороннее развитие личности, ее жизненное самоопределение и гармонизацию отношений в социуме.

а) духовная культура;

б) базовая культура личности;

в) образованность;

г) педагогическая культура.

24. … предполагает, что целесообразно дать учащимся как можно больший объем знаний, прежде всего необходимых для жизни и труда.

а) теория материального образования

б) теория формального образования

в) теория развития личности в коллективе;

г) теория педоцентризма.

25. … предполагает, что основное внимание в процессе обучения следует обратить на развитие способностей учащихся, их мышления, памяти, воображения.

а) теория материального образования

б) теория формального образования

в) теория развития личности в коллективе;

г) теория педоцентризма.

26. Сторонником теории материального образования считается…

а) И.Г.Песталоцци;

б) А.Дистервег;

в) Я.А. Коменский;

г) К.Д. Ушинский.

27. При отборе содержания обучения в школе нужно руководствоваться таким критерием из названных, как…

а) соответствие структуре современного научного знания;

б) ориентация на интересы школьников;

в) возможности и уровень подготовки учителей;

г) государственный заказ на специалистов.

28. Ориентацией в развивающем обучении выступает…

а) зона ближайшего развития;

б) актуальный уровень развития;

в) уровень воспитанности;

г) уровень обучаемости.

29. Система основных параметров, которые принимаются в виде государственной нормы образованности, - это

а) государственный заказ системе образования;

б) образовательный стандарт;

в) педагогическая цель;

г) требования к учебному процессу.

30. И.Ф.Гербарт, Я.А.Коменский, И.Песталоцци являются представителями …дидактической концепции.

а) традиционной;

б) педоцентристской;

в) образовательной;

г) современной.

31. Современная дидактическая система исходит из того, что

а) доминирующую роль в обучении играет преподавание;

б) обе стороны – преподавание и учение – составляют единство в процессе обучения;

в) доминирующую роль в обучении играет учение;

г) доминирующую роль в обучении играет метод обучения.

32. Навык – это …

а) способность выполнять данное действие;
б) автоматизированное действие;
в) применение знаний;
г) предпосылка обучения.

33. Понимание и сохранение в памяти теоретических положений, понятий и представлений о предметах и явлениях – это

а) умения;
б) навыки;
в) знания;
г) информация.

34. Упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий – это …

а) умения;
б) знания;
в) навыки;
г) виды деятельности.

35. Методологической основой процесса обучения в современной дидактике является…

а) научная теория познания;
б) учение о высшей нервной деятельности;
в) теория деятельности;
г) учение о сигнальных системах.

36. Движущими силами процесса обучения являются … противоречия.

а) внутренние;
б) внешние;
в) внутренние и внешние;
г) педагогические.

37. Процесс обучения выполняет следующие функции:

а) образовательную, воспитательную и развивающую;
б) образовательную и воспитательную;
в) образовательную, воспитательную, развивающую и формирующую;
г) обучающую, воспитывающую и регулирующую.

38. Основные функции процесса обучения

а) взаимосвязаны и взаимодействуют;
б) реализуются каждая по отдельности;
в) взаимосвязаны, но не все;
г) взаимодействуют, но не всегда.

39. Структура процесса обучения включает в себя …

а) учителя, ученика, методы обучения;
б) цели обучения, общество, учителя и ученика;
в) цели и содержание обучения, учителя и ученика;
г) учителя, ученика, предмет изучения.

40. Существенные устойчивые связи между компонентами обучения – это … обучения.

а) закономерности;
б) принципы;
в) формы;
г) средства.

41. Руководящие исходные положения, отражающие закономерности учебного процесса, относящиеся к нему в целом и позволяющие обеспечить его эффективную реализацию, – это …

а) принципы обучения;
б) правила обучения;
в) методы обучения;
г) формы обучения.

42. Учет индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых обеспечивает реализацию принципа …

а) обучения на высоком уровне трудности;
б) доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

43. Соответствие содержания образования современным научным представлениям обеспечивает реализацию принципа …

а) обучения на высоком уровне трудности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой;

44. Осознание обучаемыми целей, задач и практического значения обучения обеспечивает реализацию принципа …

а) обучения на высоком уровне трудности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

45. Изложение учебного материала в виде стройной системы знаний обеспечивает реализацию принципа …

а) систематичности и последовательности, комплексности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

46. Способ взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого, направленный на решение комплекса задач учебного процесса – это…

а) принцип обучения;
б) метод обучения;
в) правило обучения;
г) закономерность обучения.

47. Прием обучения - это…

а) часть или этап метода обучения;
б) то же самое, что и правило обучения;
в) синоним понятия «метод обучения»;

г) принцип обучения.

48. Монологический метод изложения объемного учебного материала, характеризующегося научностью, логичностью, упорядоченностью – это …

а) лекция;
б) беседа;
в) объяснение;
г) инструктаж.

49. Показ учащимся плакатов, схем, чертежей, графиков и т.п. – это использование …

а) метода демонстрации;
б) видеометода;
в) метода иллюстраций;
г) метода проектов.

50. Наиболее многофункциональным методом обучения из перечисленных в вариантах ответа является …

а) лекция;
б) метод работы с книгой;
в) метод иллюстраций;
г) метод демонстраций.

51.Способ совместной деятельности педагога и обучаемых, направленный на реализацию целей обучения, - это

а) метод обучения;

б) принцип обучения;

в) форма обучения;

г) правило обучения.

52. При использовании … после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и измерения, делают выводы.

а) метода проблемного изложения;

б) эвристического метода;

в) исследовательского метода;

г) диалогического метода.

53. Установите последовательность появления методов обучения

А Проблемные методы
Б Словесные объяснения
В Методы развивающего обучения
Г Практические методы обучения

 

54. Виды контроля в учебном процессе:

а) текущий, промежуточный и итоговый.
б) текущий, оперативный и периодический.
в) тематический, периодический и итоговый.
г) текущий, тематический, периодический и итоговый.

55. Показ учащимся действия реальных приборов или их моделей, постановка опытов и экспериментов – это реализация …

а) метода иллюстрации;
б) метода демонстрации;
в) метода игры;
г) метода лабораторных работ.

56. К педагогическим средствам относятся:

а) учебные пособия;

б) методы обучения;

в) формы обучения;

г) педагогические технологии.

57. Формой обучения называют…

а) способ взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом;

б) способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи;

в) деятельность, осуществляемую на основе определенных принципов;

г) педагогический процесс.

58. Основной формой организации учебного процесса в школе является…

а) урок;

б) лекция;

в) семинар;

г) экскурсия.

59. Первоначальной формой организации обучения выступает… форма.

а) коллективная;

б) индивидуальная;

в) индивидуально-групповая;

г) классно-урочная.

60.Классно-урочная система обучения, при которой учеников распределяют по разным классам с учетом их способностей и интеллектуального развития, называется …

а) мангеймской системой;
б) дальтон-планом;
в) проектной системой;
г) белл-ланкастерской системой.

61. Система обучения, при которой в первой половине дня учитель занимается с группой способных учеников, после чего те во второй половине дня сами проводят занятия по этой же теме с остальными учащимися, называется…

а) мангеймской системой;
б) дальтон-планом;
в) проектной системой;
г) белл-ланкастерской системой.

62. Продолжительность стандартного урока

а) 40-45 мин.

б) 30 мин.

в) 90 минут.

г) 60 минут.

63. При организации обучения используются следующие виды организации учебной деятельности обучаемых: …

а) индивидуальная и коллективная работа;
б) индивидуальная, групповая и коллективная работа;
в) групповая, коллективная и фронтальная работа;
г) индивидуальная и фронтальная работа.

64. Система обучения, при которой учитель излагает знания в обработанном, "готовом" виде – это… обучение.

а) сообщающее;

б) программированное;

в) проблемное;

г) дифференцированное.

65. Дистанционное обучение – это…

а) обучение, направленное на запоминание изучаемого материала;

б) форма обучения на расстоянии с помощью современных

коммуникационных технологий;

в) заочная форма обучения;

г) система обучения без учебников.

66. Я.А. Коменский обосновал…систему обучения.

а) мангеймскую;

б) классно-урочную;

в) чешскую;

г) индивидуальную.

67. Установите соотве<







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.