Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политическая мысль в средневековом Китае.





План:

1. Эволюция китайских политический идей в период средневековья.

2. Основные политические проблемы в трудах Ли Гоу.

3. Даосская политическая мысль в средние века.

Источники:

1. Ли Гоу. План обогащения государства. План усиления армии. План успокоения народа //Искусство властвовать. М., 2001. С.33-169.

2. Хрестоматия по истории Китая в средние века (15-17 вв.). Под ред. Л.В.Симоновского. М., 1960.

Литература:

1.Лапина 3.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 198.1

2.Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

3. Синицын Е. П. Конфуцианство в эпоху Цинь //История и культура Китая. М., 1974.

Вопросы для самоконтроля к текстам Ли Гоу:

1. Сформулируйте основную идею каждого пункта (главы) и дайте им название.

2. Выделите основные тезисы Ли Гоу.

3. Раскройте доктрину «небесного мандата».

4. Что значит «успокаивать народ»?

5. Какие методы управления предлагает использовать Ли Гоу? Как соотносятся мягкие и суровые меры наказания?

6. выделите конфуцианские принципы в тексте.

7. какую роль выполняют указы правителя и какими свойствами они должны обладать?

8. В чем Ли Гоу видит недостатки современных чиновников, за что их критикует?

9. Назовите по тексту виды дани.

10. Какую политику в отношении земледелия должен осуществлять правитель?

11. Какие бы вопросы ещё вы могли бы задать по данному тексту.

Вопросы для самоконтроля к книге «Тайпинцзин»:

1. Раскройте основные понятия даосизма, приведенные в данном тексте.

2. С какими природными стихиями связан государь?

3. Какие основные задачи решает правитель?

4. Какими способами можно достичь Великого Благоденствия.

5. Что конкретно должен (не) делать правитель для установления Великого Благоденствия?

6. Почему концепцию даосов называют натурфилософской с сохранением черт ранних форм религии, прежде всего магии?

Тай пин цзин (каноническая книга великого благоденствия)

I Способы умиротворять и радовать государей

Что касается государей, то они должны посредством Дао-пути и благой силы-Дэ преобразовать все сущее и сделать так, чтобы каждая вещь заняла свое место.

Тот, кто не может изменить и преобразить все сущее, не может и называться государем. Например, поскольку мужчина и женщина рождают сына, то их называют родителями. С другой стороны, если в семье не рождаются дети, то разве могут они называться родителями? По этой же причине тех, кто не может преобразить и породить все сущее, нельзя называть родителями людей.

Поскольку огонь может преобразить другие четыре первоэлемента, сам будучи пятым, то его и считают образом государя. Природа первостихии дерева – гармония и единство, под действием огня оно рассыпается и превращается в пепел. Природа [первостихии] металла – крепость и твердость, под действием огня он размягчается. Природа [первостихии] почвы – предельная мягкость, под действием огня она твердеет и становится черепицей. Природа [первостихии] воды – холод, под действием огня она нагревается. Огонь, сам [являясь] одним из пяти первоэлементов, к тому же может еще изменять и преображать их, [он] не имеет постоянной формы, его природе [присущи] движение и устремление вверх.

Инь следует за ян, подданные следуют за государем, [который] наделен прозорливостью – ясной, просветленной, проникающей [всюду], различающей правду и ложь. По этой причине он и называется государем. У него не может быть ничего лишнего!

Что касается почвы, то она не изменяется, а если изменяется, то через очень длительное время, потому-то она и называется землей-матушкой. Что касается трех помощников, то они являются образами подданных.

Нет ничего, что Дао не могло бы преобразить; поэтому, если изначальная пневма следует Дао-пути, то она реализует [свою природу] пневмы и тогда рождает Небо и Землю, стоит, не имея опоры.

… Поскольку самоестественность следует Дао-пути и осуществляет [свою природу], постольку каждая вещь из всего сущего занимает свое место. Поскольку Небо следует Дао-пути и осуществляет [свою природу], постольку его называют божественным и безграничным.

Высшее являет образ государя-отца [всех] людей, и нет такого, чем бы оно не управляло и что бы оно не преобразовывало, в самой сердцевине своей постигнув смысл Дао-пути.

… Если сегодня утратить Дао-путь, то наступит Великая смута. Поэтому, если ян умиротворено, то все сущее порождает само себя, поэтому, если инь умиротворено, то все сущее самозавершается. Если инь-ян следуют пути упорядочивания, то тогда учительные наставления достигают подданных и преобразующее влияние стекает на народ. Когда люди получают свою судьбу от Неба, получают тело от Земли, получают наставления от учителя, то тогда слышно, что в Поднебесной воцарился Дао-путь. Тот, кто заботится о корнях, является царем, тот, кто заботится о стволах, является министром. Если же тот, кто заботится о недолговечных цветах, добр, то тогда смуты не будут долговечными.

Императоры и цари – [это] сыны Неба. Императрицы – [это] дочери Земли, они есть единая божественная пневма Неба и Земли. Небо и Земля всегда стремятся к тому, чтобы в мире царила радость. Если не печалясь и не тоскуя сочувствовать всему подобным образом, то можно стать первым из тех, кто обрел разум, сознание и пневму Неба и Земли.

По этой причине, если цари печалятся и тоскуют, то пневма четырех времен года и пяти первоэлементов [находится] в разладе, губит живое и [утверждает] непостоянство.

II Способы избавления царей от печалей

Путь великого следования [истине заключается в том, чтобы] цари [благодаря] отсутствию печалей и недеянию устанавливали Великое благоденствие. Ведь [если] Небо и Земля не испытывают сотрясений и колебаний, ветер и дождь не нарушают [порядок], все божества считают мирными свои жилища, то в Поднебесной нет стихийных бедствий. Если каждая вещь из всего множества сущего занимает свое место, то царит радость, а печалей вовсе нет. Как же достичь этого?

Если императоры и цари следуют гуманности, то тогда они [пребывают] в постоянной радости. Если [министры и слуги] следуют Дао-пути, то тогда у них нет ни горестей, ни страданий. Если императоры и цари грустят и страдают, [то] в Поднебесной нет мира. Ведь императоры и цари – это сердце Поднебесной; чиновники – это правая рука [Поднебесной]; народ – это конечности [Поднебесной]. Если сердце печалится, то правая рука действует неверно, а конечности все время движутся, и тело не может отдохнуть и народ бродит повсюду без дела. Именно их самоестественность обусловливает действия друг друга. Таково и Небо. [Если] Небо утрачивает Дао-путь, [то оно] не может быть хранилищем [жизни]. Что касается царей, то они и Небо находятся в единстве и взаимодействии. Ведь сын радует отца, [а] чиновники радуют государя; Небо радует землю, Дао-путь радует Небо, так можно достичь [появления] пневмы Великого благоденствия, и тогда Небесная пневма сразу же упорядочится, а Великий верховный император сразу же установит процветание [в мире]. [Если] Небо и Земля [находятся] в состоянии гармонии и согласия, [а] императоры и цари осуществляют свой Дао-путь, то за что же их еще можно порицать? Дао-путь – это сердце Неба, голова Неба.

Когда сердце и голова перестают [повелевать] движением, то разве тело и его конечности не остановятся вслед за ними?







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.