Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ





Причины войны. Планы Германии и СССР. Периодизация Великой Отечественной войны. Победа СССР над Германией. Итоги войны.

 

1. Причины войны. Планы Германии и СССР. Война – социальное явление, одна из форм разрешения общественно политических, экономических, идеологических, национальных, религиозных, территориальных противоречий между государствами, народами, нациями, классами и прочими средствами вооруженного насилия. Основной элемент сущности войны есть политика, именно она определяет цели войны, ее социально-политический, правовой и морально-этический характер.

Причины второй мировой войны:

1. В системе устройства мира после Первой мировой войны, созданной державами-победительницами, был заложен зародыш нового мирового конфликта и нового передела мира. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. резко обострил противоречия между капиталистическими странами. Сложились две группировки (Германия, Италия, Япония – Англия, Франция), стремившиеся к мировому господству. Наибольшей агрессивностью отличались побежденные государства. Мюнхенский сговор Англии, Франции, Германии и Италии отразил их стремления решать свои геополитические проблемы за счет других государств и народов.

2. Империалистическая сущность политики капиталистических государств сводила на нет любые попытки предотвратить военный передел мира. Западная демократия мирно сожительствовала с антигуманной внешней политикой.

3. Решающим фактором в возникновении войны стал приход фашистов к власти в Германии, Италии и Японии. Мировое сообщество, включая и СССР, до 22 июня 1941 г. не смогло осознать, что фашизм нес смертельную опасность всему человечеству.

4. Катализатором мирового конфликта был антисоветизм. План уничтожения СССР возник у Гитлера задолго до его окончательного утверждения. В 1936–1937 гг. был создан «Антикоминтерновский пакт» с целью свержения советского строя. Правительства Англии и Франции проводили в то время политику «умиротворения» фашизма, чтобы направить Германию против СССР, что позволило ей начать войну в наиболее выгодных для нее условиях. Значительная доля ответственности в этом лежит и на политическом руководстве СССР.

5. Вера большевиков в неизбежность мировой социалистической революции определяла их убежденность в неизбежности мировой империалистической войны, результатом которой будет победа мирового социализма. Сталин не верил в возможность миролюбивых тенденций со стороны любых капиталистических держав. Советское руководство считало справедливым решение внешнеполитических проблем СССР военным путем. Красная Армия, по мнению Сталина, могла вести победоносную войну на чужих территориях, где она встретит поддержку трудящихся. На такую наступательную войну была сориентирована советская военная стратегия до 22 июня 1941 г.

6. Созданный Сталиным и его окружением политический режим закрывал возможности поиска и реализации альтернативных вариантов, если они не совпадали с точкой зрения Сталина. Это особенно негативно сказалось на принятии решения о подписании СССР секретных протоколов о ненападении с Германией (август 1939 г.).

Основными причинами войныбыли:

1) борьба конкурирующих систем, претендующих на глобальное господство: национал-социализма и коммунизма;

2) стремление Германии завоевать «жизненное пространство», захватив ресурсную базу СССР.

Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. закончилась 2 сентября 1945 г. Она длилась 2194 дня, почти шесть лег. В ней участвовало 61 государство, военные действия велись на территории 40 стран Европы, Азии и Африки. В войне сражались 110 млн. человек, погибли почти 50 млн. СССР потерял почти 27 млн., Германия –13,6 млн., Польша – 6 млн., Япония – 2,5 млн., Югославия – 1,7 млн., США – 900 тысяч, Франция – 600 тысяч, Англия – 370 тысяч.

Важнейшей составляющей частью Второй мировой воины была Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Именно силами Советской армии был сломлен хребет фашистской Германии на переломном этапе воины, в 1942–1943 гг. Советская экономика и политическая система выдержали беспощадный экзамен. Если в Первую мировую воину России противостояло до половины войск центральных держав, и она не смогла добиться решающего перевеса, то во Вторую мировую войну страна справилась с Германией и ее многочисленными союзниками практически без помощи держав антигитлеровской коалиции, подключившихся к большой войне лишь на ее исходе в 1944 г.

Вторая мировая война началась нападением Германии на Польшу. Героическое, но плохо организованное сопротивление ее немцы сломили за две с половиной недели. 3 сентября Англия и Франция объявили Германии войну, но реальной помощи Польше не оказали, надеясь на скорое немецко-советское столкновение в условиях выхода Германии к границам СССР. Но Гитлер не торопился на Восток. В апреле 1940 г. без сопротивления была оккупирована Дания и малой кровью захвачена Норвегия. Это открыло немцам доступ к важным морским коммуникациям и обеспечило контроль над Северной Европой. За май-июнь немцы оккупировали Голландию, Бельгию, а также Францию, имевшую немалые силы и хорошо укрепленную линию границы (линию Мажино), однако в обществе и правящих кругах страны царили капитулянтские настроения, так что уже 14 июня немцы вошли в Париж, а 22 июня заключили с Францией перемирие. Англия после прихода в ней к власти кабинета У. Черчилля (10 мая 1940 г.) безоговорочно отвергла мирный вариант развития отношений с Германией. Несмотря на варварские бомбардировки английских городов, дух нации к сопротивлению сломлен не был, и Германия так и не смогла высадить десант на острова. В дальнейшем Англия станет одной из ведущих сил по созданию антигитлеровской коалиции держав наряду с СССР и США. Увязнув в Англии, Гитлер принял решение об изменении направления войны летом 1940 г. 18 декабря 1940 г. им был подписан план нападения на СССР, получивший название «пана Барбаросса».

Планы и цели Германии:

1. План «Барбаросса» – план ведения военной кампании против СССР - был разработан в течение лета 1940 г. в русле стратегии молниеносной (6–7 недель) войны. Он предусматривал одновременное нанесение ударов по трем главным направлениям. Ленинградскому (группа армий «Север»), Московскому («Центр») и Киевскому («Юг»).Цель плана – выйти на линию Архангельск – Астрахань, захватить европейскую часть СССР. Стратегия Германии заключалась в нанесении ударов крупными бронетанковыми соединениями при поддержке авиации, окружении противника и уничтожении его в «котлах». Приказ о наступлении через границу СССР был подписан Гитлером 17 июня 1941 г.

2. План «Ост» – план расчленения европейской территории СССР после войны и эксплуатации его природных богатств – предусматривал уничтожение значительной части населения СССР (до 140 млн. человек за 40–50 лет).

В основу планов ведения войны СССР была положена доктрина «красного пакета» («Бить врага на его территории и малой кровью»), разработанная К. Е. Ворошиловым, С. К. Тимошенко. Все другие военно-теоретические разработки были отвергнуты. В основе доктрины лежал опыт Гражданской войны. Признавалась ценность только наступательных действий. Стратегия обороны подробно не рассматривалась.

2. Периодизация Великой Отечественной войны. В истории Великой Отечественной войны выделяется триосновных периода.

1. 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. – начальный период войны.Стратегическая инициатива, т. е. возможность планировать и проводить крупномасштабные наступательные операции, принадлежала вермахту. Советские войска оставили Белоруссию, Прибалтику, Украину и вели оборонительные сражения за Смоленск, Киев, Ленинград. Битва за Москву (30 сентября 1941 г.-7 января 1942 г.) – первое поражение противника, срыв плана молниеносной воины. Война приняла затяжной характер. Стратегическая инициатива временно перешла к СССР. Весной-летом 1942 г. Германия вновь перехватила инициативу. Начало обороны Сталинграда и битвы за Кавказ. Перевод экономики на военные рельсы в СССР завершен, создана целостная система военной индустрии. Началась партизанская воина в тылу врага (Белоруссия, Брянщина, Восточная Украина). Создание антигитлеровской коалиции.

2. 19 ноября 1942 г. – конец 1943 г. – период коренного перелома, т. е. окончательного перехода стратегической инициативы к СССР. Разгром немцев под градом (2 февраля 1943 г.), капитуляция 6-й армии генерал фельдмаршала Паулюса. Сражение на Курской дуге (июль 1943 г.). Крушение наступательной стратегии вермахта. Битва за Днепр – крушение оборонительной стратегии вермахта, освобождение Левобережной Украины. Укрепление советской военной экономики: к концу 1943 г. обеспечена экономическая победа над Германией. Формирование крупных партизанских соединений(Федоров, Сабуров). В тылу врага появились освобожденные районы. Укрепление антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Кризис фашистского блока.

3. 1944 г. – 9 мая 1945 г. – завершающий период. Освобождение всей территории СССР, освободительная миссия Красной Армии в Европе (освобождение Польши, Чехословакии, Венгрии и других стран). Разгром фашистской Германии. Конференции в Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль-август 1945 г.).

Особый период (9 августа 1945 г. – 2 сентября 1945 г.) – война СССР против Японии, разгром Квантунской армии в Маньчжурии.

3. Итоги войны. Решающий вклад в разгром фашизма внес советский народ. Живший сам в условиях деспотического сталинского режима, народ сделал выбор в защиту независимости Родины и идеалов революции. Массовым явлением стали героизм и самопожертвование. Подвиги И. Иванова, Н. Гастелло, А. Матросова, А. Мересьева повторили многие советские воины. В ходе войны выдвинусь такие полководцы, как А. М. Василевский, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, Л. А. Говоров, И. С. Конев, В. И. Чуйков и др. Выдержало испытание единство народов СССР. Концентрировать людские и материальные ресурсы на важнейших направлениях для разгрома врага позволяла, по мнению ряда ученых, административно-командная система. Однако сущность этой системы вела к «трагедии победы», ибо системе требовалась победа любой ценой. Этой ценой были человеческие жизни и страдания населения в тылу.

Таким образом, понеся огромные потери, Советский Союз победил в тяжелой войне:

1) за время войны была создана мощная военная промышленность, сформирована индустриальная база;

2) СССР по итогам войны включил дополнительные территории на Западе и Востоке;

3) был завоеван серьезный международный авторитет, СССР вошел в различные международные организации и союзы, значительно расширил сферу политического влияния;

4) заложена основа для создания «блока социалистических государств» Европы и Азии;

5) открылись возможности демократического обновления мира и освобождения колоний;

6) в результате возрастания роли и авторитета СССР произошло укрепление сталинского режима.

Победа, завоеванная невиданным героизмом народа на фронте и величайшим самопожертвованием в тылу, означала поражение блока фашистских государств и имела всемирно-историческое значение.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите причины Второй мировой войны.

2. Дайте характеристику планам и целям Германии и СССР.

3. Укажите периоды и основные сражения Великой Отечественной войны.

4. Назовите итоги Великой Отечественной войны.

Лекция 15

СССР В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Восстановление экономики и сельского хозяйства. Преобразование государственного аппарата и восстановление командно-административной системы.

 

1. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития. После окончания войны были возможны два варианта развития общества:

1. Смягчение довоенной мобилизационной модели развития, отказ от репрессий, развитие процессов демократизации.

2. Восстановление довоенной модели развития, сохранение тоталитарного режима.

Реализация второго варианта развития была обусловлена тем, что Сталин и его окружение не мыслили руководства государством иными, не административными методами. Победа в войне укрепила многих в мысли, что именно этот режим спас страну.

Восстановление экономики проходило в сложных условиях: война принесла огромные людские, материальные и культурные потери.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии, одновременно проходил процесс репатриации советских граждан, угнанных фашистами.

В соответствии с требованиями мирного времени был восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены обязательные сверхурочные работы, разрешено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков. Первоочередной хозяйственной задачей являлся перевод народного хозяйства на мирный путь развития, для чего было необходимо: определить новые пропорции между отраслями; переориентировать значительную часть военного производства на выпуск мирной продукции; сократить военные расходы.

Восстановительный период в истории советского народного хозяйства в полном объеме начался в 1946 г. Наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности явился 1946 г. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. Принятый на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва (март 1946 г.) закон о пятилетнем плане ставил следующие задачи: восстановить довоенный уровень развития промышленности и сельского хозяйства; отменить карточную систему; повысить заработную плату; всемерно расширять массовое жилищное и культурно-бытовое строительство.

Одновременно (с декабря 1945 г.) стала осуществляться засекреченная программа – создание новых видов вооружения. Общее руководство этой программой было возложено на Первое Главное управление при Совете Министров СССР, во главе которого стоял Берия. Кроме того, в основном к 1947 г. закончилась демилитаризация экономики, которая сопровождалась одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса.Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25 % бюджета государства. Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом, машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. Заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые предприятия возникали на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья, Средней Азии. В целом за годы 4-й пятилетки (1946–1950 гг.) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73 % (при плане 48 %), чему способствовали:

– высокие мобилизационные возможности директивной экономики, сохранявшиеся в условиях экстенсивного развития (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т. д.);

– репарации с Германии (4,3 млрд. долл.);

– бесплатный труд заключенных ГУЛАГа (8–9 млн. чел.) и военнопленных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев);

– перераспределение средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей;

– конфискационная денежная реформа 1947 г., в ходе которой около трети наличной денежной массы не было обменено на новые дензнаки,

– вынужденное приобретение облигаций государственного займа.

Экономика развивалась экстенсивным путем,росли капиталовложения в новое строительство, вовлекались в производство дополнительные сырьевые, энергетические, людские ресурсы. Легкая и пищевая промышленность финансировались по остаточному принципу и не обеспечивали потребностей населения. Темпы роста производительности труда в послевоенные годы составляли 6 % в год.

Критическим было положение в сельском хозяйстве. Засуха 1946 г. и последовавший за ней голод 1947 г. истощили производительные силы деревни. Правительство решило «прибрать к рукам» крестьянство, контроль за которым в годы войны был до известной степени ослаблен. Развернута широкая кампания по развитию в колхозах сети партийных ячеек.

В феврале 1947 г. пленум ЦК партии обсудил вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». В решениях пленума предусматривалось: увеличение поставок сельскохозяйственных машин, повышение культуры земледелия, строительство водоемов в степных и лесостепных районах. В 1947–1948 гг. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения. Два указа, принятые 4 июня 1947 г. и близкие по духу к знаменитому закону от 7 августа 1932 г., предусматривали от пяти до двадцати пяти лет лагерей за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность».

Правительство продолжало курс на жесткое ограничение личного крестьянского хозяйстваи перекачку ресурсов из деревни в город. В 1946–1949 гг. были сокращены приусадебные участки и более 10 млн. гектаров земель «возвращены» в колхозный фонд. Личное хозяйство крестьян обложено непомерными натуральными налогами (с каждого фруктового дерева, головы скота). Торговать на рынке крестьянин мог только после выполнения колхозного плана поставок государству. Крестьяне должны были отработать в колхозе обязательный минимум трудодней, почти не получая за это натуральной платы. Не имея паспорта, крестьянин не мог самовольно покинуть деревню.

В конце 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, что правительству пришлось разработать ряд реформ. К концу пятилетки восстановление сельского хозяйства было в основном завершено. Однако многие проблемы оставались нерешенными: сохранялась зерновая проблема, не хватало сырья для легкой и пищевой промышленно­сти, имелось много отстающих колхозов.

В 1952 г. в работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» были определены основные принципы экономической политики:

1) приоритетное развитие тяжелой промышленности;

2) необходимость свертывания кооперативно-колхозной собственности путем превращения ее в государственную;

3) сокращение сферы товарного обращения.

Итогами восстановительного периодастали отмена карточной системы, введение в строй 100 млн. м2 жилой площади, увеличение количества общеобразовательных школ, расширение сети вузов (превышена довоенная численность студентов), успешная разработка многих фундаментальных вопросов науки и техники. Таким образом, в послевоенный период особенности самой мобилизационной системы работали на ее сохранение. Возможность кратковременного эффекта методов форсированного развития экономики проявилась в первые послевоенные годы в высоких темпах восстановления и развития тяжелой промышленности, строительства, транспорта. В экономической сфере,несмотря на существование альтернативной позиции пропорционального развития экономики – использования товарно-денежных отношений, расширения хозяйственной самостоятельности, возобладал курс преимущественного развития тяжелой промышленности, жестокого централизма. На такой основе разрабатывался генеральный план строительства коммунизма в 1946–1965 гг. Это процесс шел за счет дискриминации сельского хозяйства, легкой промышленности.

Возврат к модели развития 30-х гг. вызвал значительные экономические потрясения, резко ухудшившие в 1951–1953 гг. все хозяйственные показатели и создавшие серьезную напряженность в обществе. Период 1945–1953 гг. следует считать логическим завершением, итогом экономической и политической линии, проводившейся после нэпа.

2. Преобразования государственного аппарата и восстановление командно-административной системы. Всентябре 1945 г. упраздняется Государственный Комитет Обороны (ГКО). В марте 1946 г. СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР, СНК союзных и автономных республик – в Советы Министров соответствующих уровней, а наркоматы – в министерства. В феврале 1947 г. созданы постоянные Комиссии законодательных предложений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета. В 1947 г. Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР, в задачи которого входили планирование, учет и контроль за выполнением народно-хозяйственных планов. Созданы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства Совета министров СССР и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета министров СССР.

Годы 1946–1953 представляли собой наивысший расцвет сталинизма как политической системы.Была проведена «демократизация» политического фасада. После длительного перерыва возобновились съезды общественных организаций, профсоюзов и комсомола, а в 1952 г. состоялся XIX съезд партии, переименовавший ВКП(б) в КПСС. На самом же деле единовластие Сталина оставалось неизменным и прочно базировавшимся на общем страхе. Важнейшие вопросы Сталин решал на своей даче в Кунцево вместе с несколькими членами Политбюро, отвечавшими за соответствующие направления работы. Политбюро (10 членов и 4 кандидата в члены) почти никогда не собиралось в полном составе. Сталин предпочитал, как правило, принимать членов Политбюро индивидуально или небольшими группами по вопросам, связанным со «специальностью» каждого.

В послевоенный период произошел очередной виток репрессий. Отражением внутренней борьбы в руководстве стало так называемое «ленинградское дело», в результате которого было репрессировано около 3,5 тыс. партийно-государственных работников Ленинграда и области.

В идейно-политической сфере война вызвала ослабление надзора, увеличила число неконтролируемых идейных движений, особенно среди тех, кто в течение нескольких лет находился за пределами системы (в оккупированных районах или в плену), в национальной среде и интеллигенции. С возвращением к мирной жизни власти попытались, действуя чаще всего жестко, восстановить контроль над умами. Обращение с военнопленными, репатриированными в СССР, уже с лета 1945 г. свидетельствовало об ужесточении режима. В целом только около 20 % из 227 тыс. репатриированных военнопленных получили разрешение вернуться домой. Большинство бывших военнопленных были или отправлены в лагеря, или приговорены к ссылке минимум на пять лет, или к принудительным работам по восстановлению разоренных войной районов. Такое обращение было продиктовано подозрительностью, что рассказы репатриированных о пережитом будут слишком расходиться с тем, что официально выдавалось за правду.

Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников»удовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) специально рассматривалось дело этих «вредителей» («Дело Шахурина, Новикова и других»). На рубеже 40–50-х гг. руководители Политбюро обсуждали «дела» лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения. В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей.

Идеологическое и политическое ужесточение 1945–1953 гг. привело к разрастанию репрессивных органов и концентрационной системы, которая в послевоенные годыдостигла своего наивысшего расцвета, когда многие приговоренные в 1937–1938 гг. к десяти годам лагерей без суда получили новый срок на основании административного решения. С другой стороны, есть основания полагать, что и смертность среди заключенных после 1948 г. значительно сократилась благодаря осознанию властями необходимости «беречь» экономически выгодную рабочую силу. Частичное открытие архивов позволило уточнить число «населения ГУЛАГа». Данные Гулаговской бюрократии говорят о 2,5 млн. заключенных в ИТЛ/ИТК в начале 50-х гг., в годы апогея лагерной системы. К этой цифре надо прибавить еще 2,5 млн. спецпереселенцев. Что же касается цифры расстрелянных или не «дошедших до пункта назначения» (умерших в «транзите»), она остается до сих пор неизвестной.

Именно 1948–1954 гг. были отмечены несколькими восстаниями заключенных. Самые известные из них произошли на Печоре (1948 г.), в Салехарде (1950 г.), Экибастузе (1952 г.), Воркуте и Норильске (1953 г.), Кимгире (1954 г.). Брожение в лагерях, особенно «специальных», достигло очень высокого уровня после смерти Сталина и отстранения Берии, т. е. весной и летом 1953 г. и в 1954 г.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику экономического развития СССР в восстановительный период.

2. Какие факторы способствовали восстановлению народного хозяйства?

3. Назовите основные итоги восстановления экономики.

4. Какие изменения произошли в государственном аппарате СССР?

5. С чем был связан новый виток репрессий в послевоенное время?

 

Лекция 16

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР (1985–1991 гг.)

Перестройка: понятие, предпосылки. Изменения в общественно-политической жизни. Складывание многопартийной системы. Экономические реформы.

 

1. Понятие и предпосылки перестройки. Перестройка – это попытка сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.

Предпосылки перестройки:

1. Объективные:

– стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере;

– политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, сращивании партийно-государственной номенклатуры с теневой экономикой;

– апатия и негативные явления в духовной сфере общества.

2. Субъективные:

– приход во второй половине 70-х– начале 80-х гг. к руководству страны относительно молодых политиков (М. С. Горбачев, Е. Г. Лигачев, Э. В. Шеварднадзе, Н. И. Рыжков), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества;

– перестройка вызвана к жизни грузом накопившихся проблем, не подлежащих решению полумерами косметического характера, переход к перестройке оказался вынужденным.

В истории перестройки в широком смысле этого термина некоторые исследователи выделяют четыре периода:

1) с марта 1985 г. по январь 1987 г. – проходящий под лозунгом «больше социализма»;

2) 1987–1988 гг. – «больше демократии»;

3) 1989–1991 гг., ставшие периодом размежеваний и расколов в лагере перестройки;

4) августовский путч и отстранение от власти М. С. Горбачева.

2. Изменения в общественно-политической жизни государства. Вмарте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. На апрельском Пленуме ЦК КПСС было заявлено о начале политики перестройки. На этом партийном форуме был дан общий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускоренияхозяйственного развития в качестве главной экономической задачи вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации застывшего политического режима. Начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее преследовали задачу придания им более либерального характера, способного открыть как бы второе дыхание существующей системе.

Не имея достаточного представления о конечных целях и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики. Так формируется политика гласности. Основные проявления политики гласности:

1) снятие цензуры и разрешение издания новых газет;

2) возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки;

3) широкое обсуждение нового правительственного курса на массовых митингах граждан;

4) развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.

В 1985–1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией.За взяточничество и хищения был наказан ряд бывших государственных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30–начале 50-х гг. граждан.

В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношенияхцеркви и государства. Состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с Патриархом Русской православной церкви Пименом и представителями других религиозных конфессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Новый Закон «Освободе совести» закрепил курс на либерализацию отношения государства к религии.

В конце 80-х гг. преобразования коснулись структуры государственной власти.Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе.Суть реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. Конституционная реформа перераспределила высшую власть в пользу демократического органа – Съезда народных депутатов и Верховного Совета,избираемого из депутатов съезда. Таким образом, была восстановлена двухуровневая система представительных органов.

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял Закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Черниченко. Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М. С. Горбачев. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста. Первым Президентом СССР в марте 1990 г. на Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев.

3. Складывание многопартийной системы. Переход к многопартийности начался в нашей стране с формирования «неформальных» организаций,когда был провозглашен переход к политике гласности. Движения, организации, клубы связывали себя с идеями, которые назывались либеральными, радикальными и т. п., и на первом этапе своей деятельности объявляли о своем противодействии догматической части аппарата, административно-командной системе в целом, выражая поддержку новым начинаниям реформаторской части партийно-государственного руководства. Первоначально новые движения были преимущественно интеллигентскими по своему составу. Но появление новых форм собственности (кооперативной, арендной) вызвало к жизни союзы кооператоров, арендаторов, наиболее активная часть которых также стала ставить вопрос о том, что одной экономической деятельности недостаточно для защиты своих интересов и что надо приступать к организации политических партий. Ряд новых партий вскоре после начала их деятельности распался на несколько групп, течений, самостоятельных движений. Спектр взглядов, которые они представляют, весьма широк: от анархистов до монархистов.

В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПССв обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. После принятия закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий. Начался массовый выход из КПСС, значительная часть коммунистов перестала выплачивать членские взносы. Фактически прекратили свою деятельность комсомол и пионерская организация как молодежная и детская структуры КПСС. После событий 19–21 августа КПСС как всесоюзная организация фактически прекратила свое существование. М. С. Горбачев сложил с себя обязанности Генерального секретаря.

4. Начало экономических реформ. Пленум ЦК КПСС в апреле 1985 г. сформулировал задачу «ускорения социально-экономического развития страны».Предполагалось увеличить темпы роста национального дохода и активизировать социальную политику. Одной из главных задач стала реконструкция промышленного производства, его перевод на новые научные и технологические основы (роботизация, создание мощных производственных комплексов). Резервами «ускорения» должны были стать: более полная загрузка имеющихся производственных мощностей; рационализация и механизация производства; повышение качества продукции; активизация «человеческого фактора».

Новые меры предполагалось вводить в рамках старой системы. Введение госприемки вело к увеличению управленческого аппарата, росту материальных затрат. Старое оборудование увеличивало аварийность. Одним из показателей состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 г. во время испытания турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков атомной электростанции.

Первые годы перестройки показали, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. Существовали два альтернативы развития СССР:

1) широкие экономические реформы при отсутствии политических свобод;

2) осуществление демократизации и экономических реформ одновременно.

Горбачевым и его ближайшим окружением был избран второй вариант развития. Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. выдвинул идею демократизации общественной жизни.

Понимая важность экономических вопросов, Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в экономике. Провозглашен переход от административных к экономическим методам руководства народным хозяйством. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации.Расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, ему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.

Кроме того, к этому времени стали давать сбои две кампании: борьба с пьянством и алкоголизмом и борьба с нетрудовыми доходами.

В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития.Экономическая реформа предполагала: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством; расширение самостоятельности предприятий, хозрасчет, самофинансирование; постепенное возрождение частного сектора; отказ от монополии внешней торговли; интеграция в мировой рынок; расширение форм хозяйствования на селе.

На рубеже 80–90-х гг. были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предприятии, 1987 г.).На центр







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.