Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характерные черты развития экономической и социальной географии в СССР





До революции в отечественной экономической географии сложились те же направления, что и в мировой географии. Только штандортные теории не нашли почвы в России, а в советский период, с 40-х гг., эти теории и вовсе подверглись обструкции. Лишь 70-е годы принесли очень незначительное возрождение их в нашей стране.

На заре истории Советского Союза для развития экономической географии важное значение имели три документ а, сыгравшие роль методологических и теоретических оснований этой географической науки.

Первый из них – записка В. И. Ленина в Академию наук "Набросок плана научно-технических работ" (апрель 1918 г.), где он поставил проблему оптимального размещения промышленности на основе рационального использования ресурсов в цикле "сырье - продукт".

Второй документ – принятый в 1922 г. план ГОЭЛРО, в котором на основе полного использования местных ресурсов предполагалось более равномерное размещение промышленности и всего материального производства. Первоосновой социально-экономического развития страны была названа электрификация. Согласно традициям географии и экономической науки в России, региональные вопросы в этом плане рассматривались по крупным экономическим районам.

Третий документ – так называемые "районы Госплана", утвержденные в 1922 г. Госплан РСФСР во главе с Г. М. Кржижановским, был учрежден 23 февраля 1921 г. и сразу же приступил к районированию страны для правильной организации территориального планирования хозяйства. В этой работе участвовали видные экономисты и географы - И. Г. Александров, Л. Л. Никитин, Н. Н. Колосовский и другие. Было выработано представление о районе как территориальном комплексе со специализацией в масштабе страны. Специализацию же района в территориальном разделении труда определял комплекс факторов - природные условия и ресурсы, географическое положение, трудовые ресурсы. По этим основным факторам был выделен 21 район, в пределах которых и определялись пути развития хозяйства и расселения.

На основе этих документов выросла оригинальная районная школа экономической географии - школа Баранского-Колосовского.

Николай Николаевич Баранский (1881-1963 гг.) о своем первом советском учебнике по экономической географии (1924 г.) позднее писал: "Главным достоинством учебника, по сравнению с другими, более поздними, было наличие определенной методологической линии, почерпнутой из госплановских работ. Благодаря этому имелся "стержень" для фактического материала, что обеспечивало возможность продуманной генерализации... Методология владела материалом. Материал укладывался в определенной системе и мог поэтому хорошо усваиваться. И не было, кроме того, погони за последними конъюнктурными данными"5.

Н. Н. Баранский был крупнейшим организатором географической науки в СССР. Он организовал кафедры экономической географии в МГУ и МГПИ, вместе с А. А. Борзовым организовал географический факультет МГУ, основал географические серии "Вопросы географии" и "География и хозяйство", журнал "География в школе" сыграл очень важную роль в разработке методики преподавания географии, был автором ряда вузовских и школьных учебников.

Будучи профессиональным марксистом, Н.Н. Баранский обосновал диалектико-материалистическую методологию экономической географии, экономической картографии, в значительной степени географии населения.

При этом он отстаивал два важнейших основания географии: пространственность географического мышления и природную обусловленность социально-экономических процессов.

О географическом разделении труда он писал как о "пространственной форме общественного разделения труда, характеризующегося разрывом между местом производства и местом потребления". И еще: "Экономико-географ сопоставляет пространственные различия, т.е. различия от места к месту в производственном направлении хозяйства, с пространственными же различиями в природной среде и таким образом выявляет определенные закономерности". Эти положения он отстаивал в активной борьбе с оппонентами, которые часто обвиняли его в буржуазности, как тогда было весьма распространено. Масла в огонь подливало стремление Баранского ознакомить советских географов с лучшими творениями западных ученых: им редактировались и снабжались предисловиями переводы книг А. Вебера, А. Геттнера, коллективный труд "Американская география". Его сотрудник А. А. Рыбников редактировал перевод книги И. Тюнена.

С именем Баранского также связаны полевые исследования советских экономико-географов. Но, пожалуй, главнейшей его заслугой является упрочение районного направления экономической географии. " В районном направлении на первый план вышел анализ связей явлений, прежде всего производственных связей, синтез представлений о природных, трудовых, материально-технических ресурсах, образующих базу для комплексного развития каждого района и всей системы районов ".

Другим основоположником советской экономической географии стал Н.Н. Колосовский (1891-1954 гг.) – один из разработчиков районов Госплана и первого пятилетнего плана.

С 1930 г. он участвовал в комиссиях по созданию Урало-Кузнецкого комбината, был одним из проектировщиков Прибайкальского комплекса, Ангарской энергосистемы. Затем Колосовский работал в Совете по изучению производительных сил (СОПС АН СССР), а во время войны участвовал в работах по размещению эвакуированных промышленных предприятий, в работах по привлечению ресурсов Урала и восточных районов к нуждам войны. За эти работы в 1942 г. он был удостоен Государственной премии.

Научно-теоретическая и конструктивная деятельность Н.Н. Колосовского явилась той основой, на которой выросла концепция территориально-производственного комплекса (ТПК). Суть этой концепции заключается в рациональной территориальной организации хозяйства с учетом географического положения, при рациональном использовании природных ресурсов и социально-экономического потенциала. При этом экономический эффект достигается за счет удачного подбора предприятий, соответствующих наличным условиям региона.

Для обоснования ТПК Н. Н. Колосовский разработал метод энергопроизводственных циклов: подбор таких составных частей материального производства, которые в пределах района образуют только взаимосвязанное единство, не производящее излишков и не знающее недостатков, экономно расходующее вещество природы.

Таким образом, в трудах Н.Н. Колосовского районное направление в советской экономической географии получило конструктивный характер. Гносеологически это положение можно представить следующим образом.

Базовым в географическом знании является конкретное страноведческое знание о регионах. Однако высшее назначение науки составляет создание нового на основе объективного знания о предмете. Всякое новое создается на основе синтеза. В свою очередь, одной из важнейших форм синтеза в географии является районирование. Но районирование - это синтез наличного бытия. Для человека же важно, исходя из возможностей наличного бытия, создавать творческий образ и на его основе конструировать новое. Этим творческим образом в экономической географии выступает проект ТПК, на базе которого должны создаваться реально существующие комбинаты и комплексы. Таким образом в ТПК реализуются творческие подходы человека, его конструктивное отношение к внешней среде на основе районирования, то есть знания о пространственных формах распределения природных ресурсов и условий, размещения наличного производства, расселения населения.

Большая и сплоченная научная школа Баранского-Колосовского, по существу, охватила все разделы и направления современной экономической географии. Она "стала изучать такие территориальные системы производительных сил, как страны, экономические районы, системы расселения, города, транспортные системы и узлы, а затем расширила рамки исследования до территориальных систем сферы обслуживания".

Однако "районная школа" Баранского-Колосовского не была единственной в советской экономической географии.

Существенное значение в первые десятилетия XX в. имело унаследованное от дореволюционной географии отраслево-статистическое направление (школа), основателем и многолетним лидером которого был профессор Владимир Эдуардович Ден (1867— 1933 гг.). В России он впервые ввел курс экономической географии в высшем учебном заведении на одноименной кафедре в Санкт-Петербургском политехническом институте, которую возглавил при ее основании в 1902 г. И на первых стадиях развитие экономической географии в нашей стране как строгой самостоятельной науки обязано целиком этому ученому, именно он впервые ввел научные приемы использования фактических (и особенно статистических) материалов.

В то же время возглавляемое им научное направление, фактически одна из научных школ экономической географии, "подверглось серьезной (и, что особенно существенно, партийно-официозной) критике. Но, как вполне справедливо подчеркивает Ю.Д. Дмитревский, школа Дена "имела право на существование в свое время и, в модифицированном виде, имеет право на жизнь и ныне, ибо развитие экономической географии немыслимо без синтеза отраслевого и регионального изучения территории".

Основные положения методологии школы Денапризнание экономической географии экономической наукой, опора на статистическую информацию, "страновой" уровень исследования при изучении отраслей экономики и их размещении. Официальная критика обвиняла "буржуазное" отраслево-статистическое направление ("деновщину") в геттнерианстве, антисоветских построениях геттнерианцев, и таким образом, провоцировалась борьба между представителями этого и районного направлениями, борьба, которая задержала развитие экономической географии в нашей стране.

При этом "была забыта... простая истина: нет экстерриториальных (т.е. расположенных вне какой-либо территории) отраслей и нет лишенных тех или иных, принадлежащих к определенным отраслям, предприятий районов". Жизнь показала необходимость не противоборства, а сосуществования обоих направлений, сотрудничества их представителей.

Примирение двух научных направлений "произошло на базе районной парадигмы, но лучшие стороны школы В.Э. Дена существенно ее дополнили в виде идеи "экономизации" (но уже на основе современной экономической теории), в опоре на скрупулезный анализ статистической информации. В конечном счете и страна (государство), как район, стала пониматься как материально-пространственная система, обладающая и территориальной, а не только отраслевой структурой экономики. Именно сильные стороны школы, блестящие имена ученых этого направления (к ним относятся такие видные экономико-географы, как С. В. Бернштейн- Коган, В. М. Штейн, Г. А. Мебус, М. Б. Вольф, В. С. Клупт), заставляют нас с почтением относиться к заслугам В. Э. Дена перед отечественной экономической географией".

Среди отдельных отраслей экономической и социальной географии, получивших значительное развитие в СССР, необходимо отметить географию населения, в которой трудами Н.Н. Баранского, В.М. Кабо, Г.М. Лаппо и других ученых, было развито представление о каркасе расселенияописательный анализ пространственных форм расселения в виде городов, городских агломераций, транспортных, особенно, железнодорожных путей.

В работах В.Г. Давидовича, Ф.М. Листенгурта рассматривались основные положения о групповой системе расселенияагломерационный подход, используемый в планировании расселения. На основе этого подхода была разработана Госстроем СССР Генеральная схема расселения населения. И, наконец, в работах В.В. Покшишевского, Э.Б. Алаева, Б.С. Хорева разрабатывалось конструктивное направление по созданию единой системы расселения населения СССР. Основной задачей этого направления является развитие различного типа поселений с целью выравнивания уровня жизни по районам и в пределах районов в системе город-деревня.

Исторически получилось так, что эти три направления географии населения развивались последовательно во времени или, в некоторой степени, параллельными курсами. Однако логика проблемы показывает, что они являются разными гносеологическими уровнями одного исследования. Ведь конечной целью исследования в географии является предложение проекта оптимальной территориальной организации общества, где расселение выступает результирующим процесса взаимодействия общества и природы, проявляющегося в производстве, в его технологии и размещении. В разных стадиях развития цивилизации расселение детерминировалось природой, затем природой и производством, а сейчас расселение оказывает влияние и на производство и на природу. В настоящее время оптимизация расселения в целях улучшения качества жизни путем обоснованного проектирования является основной целью географии. А это невозможно без знания современного состояния вопроса, т. е. без описательного направления и без планировочной стадии. Поэтому и указанные формы исследования расселения составляют единую систему географического знания, исследующего проблемы расселения.

В 70-е и последующие годы характерно медленное расставание с традиционным пониманием общественной географии как совокупности экономической географии (включающей и сферу обслуживания) и географии населения. Это выразилось, в частности, выходом ряда работ с включением в их название слов " социально-экономическая география ". Например, "Экономическая и социальная география: новый этап" (Чистобаев, Шарыгин, 1990), "Очерки социально-экономической географии: развитие и проблемы" (Дмитревский, 1990), "Введение в экономическую и социальную географию" (Голубчик и др., 1993), "Лекции по курсу "Социальная и экономическая география" (Бугаев и др., 1994), "Введение в экономическую и социальную географию." (Гладкевич, 1994).Формируется рекреационная география, как отрасль социальной географии. Появляются работы социально-культурно-географического характера.

В известной степени развивалось и страноведческое направление. В этом отношении необходимо отметить известную "синюю серию" - многотомную экономико-географическую характеристику крупных регионов страны. В 1978-1985 гг. выходили 20 томов географо-этнографического сериала "Страны и народы". В 1937 и 1940 гг. вышли два тома Большого советского атласа мира, включившего карты (в том числе экономические) по всем регионам земного шара. Выходом атласа Армянской ССР в 1961 г. была начата многочисленная серия региональных научно-справочных атласов, как комплексных, так и тематических (например, "Атлас сельского хозяйства Якутской АССР", изданный в 1989 г.).

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.