|
Преобразования в области культуры в XVIII веке. Развитие науки и просвещения⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Петровские реформы означали мощный прорыв, прежде всего в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина. 1) Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния. Возникает проблема подражательства западной культуре, некритического заимствования ряда ее элементов. 2) Серьезной проблемой становится подчинение, в том числе и в культурном отношении, новых территорий. Начался процесс русификации Прибалтики, Польши, Украины, Кавказа, Средней Азии, но в отношении более отсталых восточных земель русификация имела естественный, добровольный и полезный характер. 3) Происходит решительное обмирщение культуры, которая приобретает ярко выраженный светский характер. Сфера культурного влияния церкви постоянно сокращается. 4) В связи с созданием сети учебных заведений и возрастающими потребностями государства начинает формироваться слой российской интеллигенции, к которой применительно к XVIII в. можно достаточно условно отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, инженеров, актеров. В культурной сфере на первое место выдвигается просвещение. При Петре I наряду с церковными возникли светские (цифирные) школы, в которых изучали математику, навигацию и другие предметы. Навигацкая, Артиллерийская и другие школы готовили специалистов для армии, флота, государственной службы. В 1725 г. был основан Петербургский университет, в 1755 г. – Московский, в 1783 г. появилось горное училище (ныне Горный институт в Петербурге), первое высшее техническое учебное заведение России. При Екатерине II впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. Священников стали готовить в духовных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование носило сословный характер. Только для дворян в 1730 г. был создан закрытый Кадетский корпус. Для дворян образование было обязательным. Обычным стало получение образования за границей или с помощью частных учителей – гувернеров, часто также иностранцев. Смольный институт давал образование преимущественно дворянским девочкам. Для основной массы населения получение образования было весьма проблематичным. Параллельно с просвещением развивалась российская наука. В 1725 г. открылся главный научный центр страны – Академия наук. Сначала ученые в ней были иностранные, приглашенные, но затем появились и свои. Изучались природные условия страны, ресурсы, полезные ископаемые, составлялись карты, атласы, описания. Появились профессиональные исторические сочинения. При АН возник первый естесственно-исторический музей – Кунсткамера. Гениальным энциклопедистом XVIII в. был Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765), которому принадлежит ряд открытий в физике, математике, химии, а также осуществление ряда проектов. Ломоносов выдвинул идею Северного морского пути, написал «Древнюю Российскую историю» и первую научную грамматику русского языка, наладил производство мозаичных панно, русского фарфора, содействовал открытию университета в Москве. В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских традиций. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые использовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А.К. Нартов. После Петра Великого, который сам владел 14 ремеслами, долгое время было некому по достоинству оценить и финансировать русские достижения. Более простым казалось закупить новинки за рубежом. Печатное слово обретало все большую значимость. При Петре I появилась первая газета – «Ведомости», журнал, новые типографии. Во второй половине XVIII в. в поэзии заметный след оставили Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, в прозе - Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Публицистом и литератором была Екатерина II. Российская академия под руководством Е.Р. Дашковой специально занималась проблемами русского языка. Был составлен словарь русского языка. XVIII век был благодатным временем для архитектуры. Многие объекты, украшающие обе российские столицы, были построены в эти сто лет. Самого Петра Великого принято считать автором идеи генерального плана Санкт-Петербурга, проектов Петропавловской крепости, Адмиралтейства, типовых проектов застройки Санкт-Петербурга жилыми домами для знатных и для «подлых» людей. Детальная разработка первого плана северной столицы осуществлена П.М. Еропкиным. Он же перевел на русский язык первую книгу по архитектуре. При Петре I Д. Трезини построил Петропавловскую крепость, здание Двенадцати коллегий (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), Летний дворец. В 1703 – 1760-х гг. в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вычурный стиль барокко. В этом стиле крупнейшим мастером В.В. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь в Киеве. С 1760-х до 1840-х годов преобладал классицизм. В.И. Баженов построил Пашков дом в Москве (здание Библиотеки им. В.И. Ленина), Михайловский замок в Петербурге. М.Ф. Казаков в этом стиле выстроил старое здание Московского университета и Дворянского собрания с Колонным залом в Москве. В Петербурге яркий представитель классицизма Д. Кваренги построил павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (ныне Университет экономики и финансов), Эрмитажный театр, Смольный институт. А. Ринальди построил павильон «Катальная горка» и Китайский дворец в Ораниенбауме (Ломоносов), Мраморный дворец в Петербурге и дворец в Гатчине. В живописи наибольшее развитие получил портрет. Галерею прекрасных образов создали художники И.П. Аргунов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский и другие. В середине XVIII в. Ф.Г. Волковым в правление Елизаветы Петровны был основан первый русский профессиональный театр в Ярославле, создано несколько десятков крепостных театров. Частыми гостями в России были зарубежные театральные группы. В XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизацией пользовалась меньшая часть общества. Создателями, носителями культуры были по преимуществу дворяне, зачастую иностранцы. В XVIII в. российские правители сделали крупные приобретения, которые поныне составляют гордость страны: коллекция скульптур для Летнего сада, картины для Эрмитажа, редкости и уникальные вещи для Кунсткамеры, ювелирные изделия для Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты. В качестве меценатов выступали члены царской семьи, крупные землевладельцы, церковь. Многие авторы считают, что в результате реформ Петра I произошел социокультурный раскол российского общества. Дворянство ориентировалось в культурном отношении на Запад. Большинство населения, податные сословия продолжали жить в условиях патриархального быта. Таким образом, русское искусство XVIII в. явилось новым этапом в развитии отечественной культуры, когда европейские тенденции были усвоены и синтезированы с национальными художественными традициями и в духовной культуре общества произошел решительный сдвиг, который обусловил наступление «золотого века» русского искусства и литературы начала XIX века.
«Золотой век» русской культуры. Славянофилы и западники. Русская идея Принято считать, что с творчества Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837) начинается «золотой век» отечественной художественной культуры. Он охватил начало и середину XIX века. А.С. Пушкин внес выдающийся вклад в художественную культуру не только своими произведениями, поэтическим мастерством и разнообразием стилей, но и созданием современного литературного языка. Традиции А.С. Пушкина продолжили Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.И. Герцен и многие другие. Основателем национальной музыки как самостоятельного профессионального направления художественного творчества стал М.И. Глинка. Его слова: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» (то есть видоизменяем, перекладываем, упорядочиваем) стали лейтмотивом опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), «Руслан и Людмила», многих симфонических произведений, романсов. Национально-музыкальную традицию отечественной классики упрочили А.С. Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин и др.). Днем творения русского национального гимна можно считать 23 ноября 1833 г., когда прозвучала мелодия А.Ф. Львова «Молитва русского народа» на слова В.А. Жуковского. Всемирную известность приобрели оперы, балеты, симфонии, романсы П.И. Чайковского – гордость русской музыкальной культуры. В русском изобразительном искусстве «золотого века» великолепные произведения портретной реалистически-романтической живописи создали О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов; пейзажной и жанровой живописи – П.А. Федотов, А.Г. Венецианов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан и др. Развивалось упрощенно-примитивное направление отображения сюжетов бытовой жизни, лубковое искусство. В 1869 г. было создано «Товарищество передвижных художественных выставок» («Передвижники»), творчество которых определило стиль и содержание реалистической живописи последующего «серебряного века» отечественной художественной культуры. Существенно расширяется меценатство. Архитектура развивается преимущественно в классическом стиле: строгой по формам и исполнению, единой по стилю, торжественной по восприятию. Ампир как поздний классицизм характеризовался созданием городских ансамблей и гражданских построек, арок и соборов, в которых были запечатлены героико-триумфальные сюжеты и события отечественной истории. Широкую известность и признание получили творения А.Н. Воронихина (Казанский собор в Санкт-Петербурге и др.), А.Д. Захарова (реконструкция Адмиралтейства и др.), а также приглашенных из Европы архитекторов К.И. Росси, О.И. Бове, Д.И. Жилярди и др. Шедеврами скульптурного творчества стали памятники А.В. Суворову (М.И. Козловский), К Минину и Д. Пожарскому (И.П. Мартос), конные скульптуры П.К. Клодта и др. Архитектура и скульптура XIX в., как и другие виды искусства, демонстрировали высокий уровень развития отечественной духовной культуры. Начало и середина XIX в. характеризовались созданием первых философских и культурологических концепций. В мировоззренческих исканиях XIX в. поднимается вопрос о месте России в общем ходе всемирной истории. Историософия русской судьбы становится темой русской философской мысли. Общество раскалывается на «западников» и «славянофилов». Суть западничества (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.) в трактовке культуры как сознательного творчества человечества. Славянофилы (А.С Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, и др.) под культурой понимали главным образом народную «бессознательную культуру». Из того кризиса в который вся Европа была вовлечена своей историей, выход представлялся через восстановление цельности жизни, и хотя славянофильство мыслило себя как философия истории, пафос славянофильства заключался именно в том, чтобы выйти из истории найти новый вариант «замкнутого» идеального общества, противопоставить общество и государство на основе «взаимного невмешательства». В идейном противостоянии славянофилов и западников получила оформление «русская идея». В систематической форме русскую идею как своеобразную культурологическую концепцию изложил В.С. Соловьев (1853-1900) в докладе, прочитанном в 1888 г. в Париже. Русская идея, народно-религиозная по своей сути, должна, по Соловьеву, быть подчинена исходному принципу: «не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразовать его». Соловьев предложил объединить три разновидности христианства – католичество, православие и протестантизм, исходя из того, что все человечество представляет собой единый социальный организм. Следовательно, «органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенной жизни, - вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога». Чтобы познать «истинную русскую идею», надо уяснить, полагал Соловьев, что должна сделать Россия во имя христианского начала и во благо христианского мира. Соловьев прославляет князя Владимира Святославовича, осуществившего христианизацию Руси, и Петра I, который внес, хотя и насильственно, в Россию «ту цивилизацию, которую она презирала, но которая ей необходима… постоянно занимая при этом своеобразное место между Востоком и Западом». «Русская идея» Соловьева получила развитие в трудах целой плеяды представителей «серебряного века»: В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, Л.П. Карсавина и др. Таким образом, XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура – это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. «Серебряный век» русской культуры При рассмотрении такого сложного и многообразного явления, каким представляется русская культура, неизбежно встает необходимость четкого определения и глубокого освещения различных периодов его развития. Без этого трудно доказать уникальность русской культуры в системе мировой культуры. Период в развитии русской культуры конца XIX- начала XX вв. принято называть «серебряным» веком в сравнении с «золотым» XIX в. и это определение возникло как обозначение крупнейшего этапа в развитии русского искусства после пушкинского «золотого века». На рубеже столетий Россия переживала сложные и трудные времена: многообразные социальные катаклизмы, охватившие все слои населения страны, разрушение государственных устоев, войны и революции,- казалось бы, не способствовали духовному и культурному подъему. Тем не менее, удивительным образом именно в этот тяжелейший период истории России наблюдается расцвет искусства и философии. Яркое и образное определение «серебряного века принадлежит великому русскому философу Николаю Александровичу Бердяеву, который назвал его «культурным или духовным ренессансом», «одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии». Основным мотивом в развитии культуры этой эпохи является попытка многих художников и мыслителей отказаться от традиционных «застывших» форм и методов осмысления мира предшествующего времени, желание найти новые средства выражения собственного мироощущения. Это способствовало появлению многообразия новых течений в искусстве и различного рода новейших философских направлений. Однако полного разрыва в культуре «серебряного века» с духовным наследием прошлого не было (в частности, в философии религиозной направленности; в литературе, живописи - сохранялись традиции реализма). Полное отрицание традиций прошлого осуществлялось в разнообразных модернистских (авангардистских) течениях. Модернизм -(от французского слова moderne – новейший, современный) есть художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, сущностными характеристиками которой является протест против канонизированных форм и стилей в искусстве (отрицание реализма, романтизма и натурализма), осуществление стремления к свободному индивидуальному выбору художественных средств. Высшим смыслом творческой деятельности объявляется эксперимент и абсолютная независимость от любого диктата, ограничений воображения и интуиции творческой личности. Общая тенденция – отказ от разумного начала, недоверие к рассудочному восприятию реальности и опора на «сверхчувственное» и «бессознательное» в познании мира. Модернизм объединяет различные направления в искусстве: абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм, фовизм, футуризм, дадаизм и т.д. В России эпохи культуры «серебряного века» наиболее ярко выделяются такие модернистские направления, как символизм, акмеизм и футуризм в литературе, кубизм, фовизм, конструктивизм, абстракционизм и его разновидность супрематизм в живописи, неоклассицизм и неорусский стиль в архитектуре. У русского символизма в литературе особое место, так как он стал главным течением модернистского направления избегая «стандартов» и «устаревших» форм провозгласил культ красоты и новаторства, свободы в самовыражении поэтического слова. Символисты (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, Д. Мережковский) выдвинули концепцию интуитивного, чувственного «проникновения» символа в сущность мира. Представители акмеизма (от acme –высшая степень чего либо) попытались совершить возврат к точному значению слова и эстетизировали чувственный мир человека. Творчество представителей футуризма (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин) значимо, прежде всего, смелым языковым экспериментированием и отражением эстетики городской культуры того времени. Особые модернистские искания обнаруживаются в русской живописи конца XIX- начала XX вв. Именно в живописи символы времени раскрывают устремленность «серебряного века» преодолеть «одиночество творцов духовной культуры» начала века. Художники этого времени почти буквально восприняли призыв Александра Блока, который утверждал: «Россия – молодая страна, и культура ее – синтетическая…это культура общения и объединения…». Образуется целый ряд художественных объединений таких как «Мир искусства» (А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих),«Голубая роза » (П. Кузнецов, А.Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян), «Бубновый валет» (П. Кончаловский, Р. Фальк и др.) Значительные достижения были и у представителей «русского авангарда» (М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин), основа творчества которых также связана с новаторскими экспериментами, а именно с искусством «чистых» форм и «беспредметности». Модернистские идеи повлияли и на такой «консервативный» вид искусства, как театр. Идея синтеза искусств успешно реализовывалась в Художественном театре в Москве, основанном К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко. В русской музыкальной культуре новейшими изобразительными средствами и формами в духе модерна успешно пользовались великие русские композиторы С. Рахманинов, И. Стравинский, А. Скрябин. Культура «серебряного века» характеризуется и расцветом русской философии, представители которой (Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов), давали оценки духовной и общественной жизни России того времени, прогнозировали перспективы ее развития в будущем. Безусловно «серебряный век» русской культуры –один из наиболее ярких периодов ее развития, ценность которого, говоря образно, словами Анны Ахматовой состоит в том, что «по неведомому назначенью» отражал атмосферу «не календарного», настоящего Двадцатого века».
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|