Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опыт западноевропейских стран





Положение дел в социальной сфере в большинстве стран Западной Европы схоже с американским, но имеются и существенные отличия. Здесь более ощутимы потрясения, происходящие в современном мире, острее выражается потребность в общем рынке и экономической интеграции государств, традиционно сильны рабочее движение, профсоюзы, позиции политических партий социал-демократической ориентации. В ряде стран (Австрия, Германия, Франция, Швеция и др.) после второй мировой войны сложилась система хозяйствования, которую именуют социальной рыночной экономикой. Ее характерные черты — свободно функционирующий рынок, активная регулирующая роль государства, высокая степень социальной; защиты населения, неотъемлемой частью которой является система социального обеспечения и социальной поддержки.

Практика стран Западной Европы доказывает, что рыночная экономика не может не быть социально ориентированной. Рынок, рыночные отношения должны служить лишь средством удовлетворения потребностей людей.

Рыночная экономика не может успешно функционировать без посредства государства, соответствующих институтов власти, действующих по правилам рынка и опирающихся на понимание и солидарность общества. Социальная политика в западноевропейских странах при всех различиях конкретных механизмов ее проведения направлена на то, чтобы обеспечить гражданам равные стартовые возможности, страховать их от рисков лишиться достойного уровня жизни, регулировать доходы.

Подтверждением улучшения жизни людей в условиях рыночного хозяйства может служить пример Германии.В этой стране после второй мировой войны был взят твердый курс на социальную ориентацию рынка, на включение в рыночный механизм системы социальной защиты населения. Достигнуты заметные успехи в развитии экономики и социальной сферы, сравнительно быстро повысился уровень жизни в стране. Регулирующая роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы уберечь «магический четырехугольник»: устойчивые цены, высокий уровень занятости, сбалансированный внешнеторговый оборот, экономический рост, соразмерный с возможностями страны. Частная собственность и свобода частной инициативы гарантированы, подчинены социальным условиям. «Правила игры» устанавливает государство. Например, оно непосредственно не вмешивается в ценообразование и определение уровня заработной платы, однако следит за тем, чтобы получение прибыли не наносило ущерба общим социальным целям, чтобы зарплата, предусмотренная соглашениями работодателей и профсоюзов, росла пропорционально повышению производительности труда, чтобы рынок наемной рабочей силы реагировал на безработицу и сужал ее масштабы. Уровень оплаты труда в Германии достаточно высок.

В случае если человек по уважительным причинам не имеет работы, он получает материальную поддержку, которая дифференцирована. Оставшимся без работы выплачиваются пособия в размере 800—1000 марок в месяц за счет земельного (регионального) бюджета. Безработные и люди, относящиеся к слабозащищенным группам населения (многодетные, увечные, иммигранты и т.п.), могут получать помощь также из федеральной казны; когда же истекает установленный законом срок и выплата пособия по безработице прекращается, человек может рассчитывать на социальную помощь.

Основу социального рыночного хозяйства, которое формировалось и развивалось в ФРГ, составляет ряд важных принципов - социальная направленность — функция самой рыночной экономики, обеспечиваемая ее прогрессом. Сущность социально ориентированной экономики заключается в достижении благосостояния и социальной защищенности для всех.

Образцом государства с социально ориентированной рыночной экономикой является и Швеция. Суть «шведской модели» заключается в том же соединении частной собственности и свободного рынка (3/4 предприятий страны — частные) с вмешательством государства в социально-экономические процессы посредством использования национального бюджета и обширного государственного сектора социальных услуг.

В Швеции фактически бесплатные здравоохранение и образование, надежно функционирует социальное обеспечение. Регулирование со стороны государства преследует цель общего подъема благосостояния как косвенно — посредством стимулирования экономического роста, так и непосредственно — за счет поступлений из социальных фондов, составляющих до 40% семейных доходов.

В стране укрепился «солидарный подход», согласно которому общество в своих же интересах обязано проявлять заботу о том, чтобы никто не впал в полную нищету и не стал бы источником чрезмерной социальной напряженности, через налоговую политику, регулирование рынка труда и солидарную систему зарплат, не допускающую крайностей в доходах. Самая низкая заработная плата в стране — 9—10 тыс. крон, самая высокая — 40—50 тыс. крон, т.е. соотношение не более 1:5. Взимание налогов производится по прогрессивной шкале и составляет в среднем около '/3 зарплаты, а у высокооплачиваемых — 40%.

Практика Германии, Швеции и других европейских стран показывает, что социальная ориентированность рыночной экономики требует дополнения системой мероприятий, обеспечивающих партнерское сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединенными, как правило, в ассоциации предпринимателей. Такое партнерство осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (фирм) и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения.

Специфическим видом социального партнерства является трипартизм (т.е. состоящий из трех частей): к привычным партнерам — работникам и работодателям — присоединяются и представители государства, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Это сотрудничество может осуществляться как на постоянной основе, так и нерегулярно, лишь в случаях обострения социальной ситуации в отрасли, регионе или стране в целом. По такому принципу действовали в свое время, вплоть до 70-х гг., Национальный совет экономического развития в Великобритании, Социальный и экономический совет во Франции, Паритетная комиссия в Австрии и т.д.

Со временем социальное партнерство претерпело изменения, а в 70—80-х гг. проявился кризис сотрудничества при рассмотрении и решении социально-трудовых проблем. Однако после острых дискуссий, забастовок страсти поулеглись и начал утверждаться «новый консенсус». Подверглись пересмотру формы сотрудничества, в частности трипартизм. Это выразилось в ослаблении роли общенациональных и отраслевых соглашений, перемещении центра тяжести коллективных договоренностей на уровень предприятий. В трудовых отношениях возросло значение индивидуального контракта. Естественно, основы социального партнерства сохраняются.

Определенным образом связан с социальным партнерством социальный аудит —форма экспертизы проблем социального характера. Суть аудиторской проверки сводится к диагностике причин возникновения социальных проблем, ревизии условий социальной среды предприятия (фирмы) с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их воздействия.

О пыт стран Западной Европы стал в последние годы предметом подражания в Венгрии, Польше, Чехии, Болгарии и некоторых других восточноевропейских странах.

Практические формы социал-демократизма в странах Еворпы.

Во-первых, государственные структуры в этих странах не чинят препятствий распространению рыночных отношений. Считается, однако, что без регулирующего участия государства, его активного вмешательства в функционирование рыночного хозяйства невозможно обеспечить социальную направленность развития экономики и избежать крена в сторону «дикого» капитализма, который был типичным для Европы XVII—XVIII вв.

Во-вторых, ключевая задача преобразований должна, по мнению стоящих у власти руководителей, заключаться в том, чтобы снижать социальную цену реформ, сочетать разумную жесткость в бюджетной и денежно-кредитной политике со стимулированием производства товаров и оказания услуг, сокращать безработицу. Не менее важно предотвращать обогащение одних за счет обнищания других, в том числе и в процессе приватизации имущества, находившегося в государственной собственности.

В-третьих, признание необходимости поддерживать в обществе патриотические чувства, уважение к истории страны, ее культуре и традициям.

В-четвертых, главным объединяющим общество духовно-нравственным началом социал-демократы считают идею социальной справедливости, предоставления человеку возможности выделиться среди сограждан достатком и профессиональными, деловыми качествами. Осуществление этой идеи ставится в зависимость от способностей каждого, его знаний, умений и предприимчивости, а также от наследования по закону семейного имущества, перехода от поколения к поколению нажитой собственности.

Несмотря на положительные стороны опыта западноевропейских стран, социально-трудовые отношения в этих странах не избавлены от отрицательно воздействующих настроений: разногласия по экономическим, валютным, финансовым и иных вопросам между странами — участниками Совета Европы и Общего рынка; деятельность Североатлантического военного союза (НАТО), наличие в ряде стран американских баз и значительных контингентов вооруженных сил; нередки забастовки и массовые протесты как индустриальных рабочих, так и владельцев крестьянских хозяйств во Франции, Бельгии, Португалии и некоторых других странах; подпольный бизнес, разгул мафиозных группировок, распространение наркотиков, порнографии, торговли «живым товаром» и т.п.; экстремистские движения, сепаратизм и связанные с ним террор (например, в Испании и Великобритании); эпизодические погромы, устраиваемые националистами в местах проживания иммигрантов и иностранных рабочих. В ряде государств проводится приватизация тех крупных индустриальных предприятий и банков, которые после второй мировой войны подверглись «науколизации» и сыграли роль мощных локомотивов развития рыночной экономики. Многие экономисты Германии, Великобритании, Франции и ряда других стран ищут пути «улучшения» капитализма, соединения его с позитивными чертами социализма, усиления влияния государства, которому, как утверждается, надлежит использовать новые инструменты регулирования с тем, чтобы государственная власть имела возможность заботиться о всех, помогая в первую очередь малоимущим организациям.

Опыт корпораций Японии

Японский опыт весьма специфичен. Социальные проблемы в Японии решаются иначе, чем в США, Германии, России и других странах. Эта страна не использует чужие образцы, а применяет собственные методы в экономике, ведении хозяйства, устройстве жизни народа, тщательно оберегаемой культуре.

Особенности Японии в определенной мере обусловлены:

1. ее уникальным географическим положением. Это государство, население которого превышает 126 млн. человек, занимает в восточной части Азии вытянутую с севера на юг цепь островов общей площадью 372 тыс. кв. км, что в 1,5 раза меньше территории Франции, в 25 раз — США, в 46 раз — Российской Федерации.

2. страна не богата полезными ископаемыми. Ее хозяйство находится в большой зависимости от завоза энергоносителей, руды и других сырьевых ресурсов.

3. высокая степень национальной однородности. Свыше 98% населения страны — японцы. В религиозных верованиях преобладают буддизм и синтоизм, для которых характерны обращенность к внутреннему состоянию человека, обожествление предков и природы.

Жизненные ценности большинства японцев восходят также к этическим нормам конфуцианства древнего учения, которому свойственно повышенное внимание как к врожденным, так и приобретенным нравственным качествам человека, развитию его способностей к знаниям и действию, проявлениям подлинной гуманности. По Конфуцию, в человечности выражаются мудрость, чистота помыслов и честность по отношению к другим людям; предпочтение трудности перед легким успехом, бережливость перед расточительством и справедливость перед жадностью; великодушие, правдивость и беспристрастность в суждениях, неприятие безделья и тщеславия. Стержнем японского характера издавна были верность общему делу и чувство долга перед коллективом. Культурное своеобразие страны обусловлено длительной изоляцией от остального мира.

После войны в Японии проводились социально-экономические и демократические преобразования. Их результатом стали демилитаризация, аграрная реформа с передачей крестьянам за выкуп большой части помещичьих земель, пересмотр позиций монополистического капитала в сторону ослабления его диктата в национальной экономике, активизация деятельности профсоюзов, а также сторонников мира и запрещения ядерного оружия.

Среди ведущих индустриально развитых стран мира Япония, по статистике ООН, продемонстрировала самый впечатляющий экономический рост: производство в среднем на душу населения выросло за минувшее столетие почти в 17 раз.

В 50—80-е гг. Япония стремительно наращивала свой хозяйственный потенциал, став в результате второй (после США) экономической сверхдержавой. В то время японцы не скупились на закупку зарубежных лицензий и патентов, наращивали инвестиции, расширяли экспорт своих товаров, проявляли бережливость в собственном потреблении. В таких условиях были уместны коллективное общение, пожизненный наем работников, неизменный круг надежных поставщиков и стабильных источников финансирования.

Японцы инстинктивно склонны считать, что общее благо выше личных интересов. Их готовность к коллективному труду явилась одной из базовых причин послевоенного рывка, сотворения «японского чуда».

В послевоенном развитии японской экономики и социальных отношений в Японии большая роль принадлежала государству. С 50-х гг. оно практиковало прогнозное планирование. Правительство обеспечивало разработку экономической стратегии и определение перспектив социальной сферы, его политика направлялась на достижение долговременных целей.

Общегосударственное планирование в Японии не имеет силы закона, не является обязательным к исполнению, а носит индикативный характер, устанавливающий показатели-ориентиры; ему присущи разработка целевых программ социально-экономического развития, выбор основных направлений, отвечающих общенациональным интересам. Прогнозное планирование, как и все государственное регулирование, «вписывалось» в японскую модель, в которой главным субъектом экономической деятельности являются не частные собственники (отдельные лица) и не общество (государство), а корпорации. Государственная власть, не допуская излишнего вмешательства в оперативное управление экономикой, стремилась благоприятствовать естественной конкуренции между корпорациями и партнерству между объединениями деловых людей, заботиться о создании стимулов для экономического роста и процветания.

Следование глубинным национальным традициям — это принципиально важная отличительная черта японского менеджмента.

Придавалось большое значение не только размерам, но и порядку оплаты труда. Соблюдался относительно небольшой разрыв в оплате различных категорий работников предприятий. Заработная плата и система поощрений непременно учитывают как результаты труда, так и возраст работника, продолжительность его работы в данной фирме, профессиональную подготовку и семейное положение. Кроме основного оклада и стимулирующих надбавок производятся специальные выплаты на оплату жилья, медицинское обслуживание, транспортные расходы и т.п. Как правило, подобные выплаты составляют 1/5 часть всей суммы оплаты труда.

Первостепенное значение в работе с персоналом придается заботе о том, чтобы эффективнее использовать в интересах фирмы присущие японцам целеустремленность, трудолюбие, созидательный потенциал. От управляющих требуется проявлять уважение к труженику, умение гармонизировать отношения между работниками и придавать совместной работе творческий характер. В цехах японских предприятий нередко выставляются доски почета с портретами местных новаторов и описанием их достижений, организуются те или иные формы соревнования среди сотрудников за решение сложных производственно-технических задач.

В 90-е гг. минувшего столетия в Японии было отмечено резкое замедление и даже спад производства. По мере глобализации мировой экономики, в которой Япония принимает активное участие, а также массированного внедрения информационных технологий расшатываются устои японской самобытности, классовой верности ради общего дела. Обостряется конкуренция внутри корпораций, рвутся патриархальные узы, ослабляются дисциплина и следование государственному регулированию. Даже свойственный японцам консенсус — непременное общее согласие, служившее до недавнего времени прочным основанием социальной гармонии, поощрение усердия в работе и стабильности в деловых отношениях воспринимается не иначе как ограничитель личной инициативы и индивидуальной ответственности, тормоз реализации новых идей и проектов.

Значение некоторых особенностей решения социально-трудовых проблем на предприятиях США, ряда западноевропейских стран и Японии.

Во-первых, усвоение зарубежного опыта полезно как постижение практики, науки и искусства социального управления в условиях рыночной экономики. Оно, в частности, убеждает нас в том, что рынок — это не только равнозначные отношения по поводу купли-продажи товаров и услуг, а еще и культура взаимоотношений, которая должна быть ориентирована на признанные в данном обществе ценности, социальные нормы и нрав­ственные требования. К тому же рыночные отношения не помеха проявлениям национального характера, а, напротив, могут с ними органично сочетаться.

Во-вторых, опыт многих стран является убедительным подтверждением того, что в современных условиях человек стремится к результативному труду не только в силу материальной необходимости, но и под влиянием целой гаммы социальных условий, которые обеспечивают стабильность общества и гражданский мир, свободу личности и права человека, соблюдение демократических принципов в экономической и социальной жизни. Поэтому всегда важна упорядоченность рынка, рыночных отношений, чтобы, в частности, коммерциализация не захлестывала социальную сферу — здравоохранение, образование, науку и культуру, не вела к чистогану в межличностном общении и социальных связях, чтобы все полезное и выгодное было вместе с тем высоконравственным. Не следует возлагать излишних надежд на рынок, который, мол, способен все уладить и исправить, только на материальный интерес, диктуемый спросом и предложением, куплей-продажей.

В-третьих, оплотом социальной направленности рыночной экономики является государство, призванное эффективно осуществлять регулирующую роль. Только оно, используя присущие ему средства (законоположения, налогообложение, социальную политику и т.п.), в состоянии противостоять рыночной стихии, быть гарантом достойной жизни граждан и их социальной защищенности.

В-четвертых, мировая практика предостерегает от слепого копирования зарубежного опыта, укрепляет понимание того, что искусственная «пересадка» любой чужой модели на российскую почву противопоказана, поскольку у нас иные условия, специфика, сложившиеся за века традиции и ценностные установки. Успешное продвижении России по пути общественного прогресса возможно лишь при органическом соединении универсальных принципов социально ориентированной рыночной экономики с реальной ситуацией в стране.

В-пятых, представление об особенностях решения социально-трудовых проблем в других странах позволяет критически оценивать отечественный опыт управления социальными процессами, в том числе и на микроуровне — непосредственно на предприятиях. А это дает возможность определить положительные и отрицательные аспекты социального развития российских организаций, оценить, что заслуживает поддержки, а что следует устранить.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные черты новой экономической политики (нэпа) на начальном этапе советского периода в истории России. Что отличало состояние социально-трудовых отношений в советском обществе в годы первых пятилеток?

2. Когда и с какой целью предпринимались попытки реформирования советской экономики?

3. Назовите разделы планов социального развития трудовых коллективов в бывшем СССР.

4. Укажите положительные и отрицательные моменты социальных реформ в Российской Федерации на этапе ее перехода от плановой к рыночной экономике.

5. Какие мероприятия составляют содержание конкуренции и конкретных программ повышения качества трудовой жизни, получивших распространение на предприятиях США и других зарубежных стран? Какова роль государства в условиях социальной рыночной экономики? Перечислите специфические моменты социального развития корпораций Японии.

6. Что дает отечественным менеджерам знание опыта решения социально-трудовых проблем на зарубежных предприятиях?

7.. Почему невозможно непосредственное применение интересных моделей социального развития предприятий и управления в российских условиях?







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.