|
Начальнику ГУ «Отдел образования г. Караганды»Стр 1 из 5Следующая ⇒ Начальнику ГУ «Отдел образования г. Караганды» Жекебаеву Д.Ш. Уважаемый Дулат Шайкенович! В целях оказания методической помощи организациям образования (а именно инспектору, методисту, педагогу, воспитателю) в обучении детей правилам пожарной безопасности Комитетом противопожарной службы разработаны Методические рекомендации. Прошу Вас организовать обучение учащихся и детей в подведомственных Вам организациях. А также, данные Методические рекомендации размещены на сайте Министерства по чрезвычайным ситуациям в разделе «Информация» в рубрике «Государственный пожарный контроль». Приложение: Методические рекомендации. Начальник Подполковник п/п М. Мухин Мусина Р.М. 565981
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности. Несомненно, что основам пожарной безопасности надо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания, пусть элементарные, в равной степени нужны и учащимся начальной школы, и старшеклассникам и даже маленьким воспитанникам детских дошкольных учреждений. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды. Для специалистов является бесспорным то, что пропаганда знаний в области пожарной безопасности среди работающего и неработающего населения — это важное государственное дело. Очевидно, что положительные результаты пропаганды выгодны государству, а, следовательно, любому гражданину страны. Зачастую информация о мерах по предотвращению пожаров и методах спасения при пожаре попросту не доходит до своего главного потребителя - населения. И это несмотря на то, что буквально каждый человек жизненно заинтересован в соответствующих сведениях. В результате такого положения мы имеем крайне неблагоприятную обстановку с пожарами и их последствиями. За 2010 год в Республике Казахстан произошло 19058 пожаров, по причине детской шалости с огнем произошло 596 случаев. В огне погибло 528 человек, в том числе 60 детей. Пострадало 723 человека. Потери от пожаров составили более 5 млрд. тенге. Ежедневно в среднем происходит 52 пожара, при которых погибают 1-2 человека. Подразделениями государственной противопожарной службы МЧС Республики Казахстан за 2010 год на пожарах спасено 2823 человека. Анализ статистических данных о пожарах и их последствиях в нашей стране показывает, что свыше 65% пожаров происходит в жилом секторе. Причиной подавляющего числа пожаров стало неосторожное обращение с огнем – 48 % от общего количества пожаров. Исходя из двух показателей того, что в основном количество пожаров происходят в жилом секторе и что они вызваны неосторожным обращением с огнем, отсюда следует, что, прежде всего надо улучшить профилактику пожаров, усилить противопожарную пропаганду и обучение населения. Приведенные выше цифры говорят о том, что население тотально не владеет элементарной противопожарной грамотой и совершенно не соблюдает правила пожарной безопасности. Почему мы наблюдаем некомпетентность, невежество основной части населения относительно соблюдения правил пожарной безопасности в быту и в общественных местах? Очень важно, какую позицию занимают местные власти и СМИ в отношении обеспечения и освещения работы по профилактике пожаров. Бывает так, что периодические издания не горят желанием (в переносном смысле) печатать материалы пожарно-профилактического характера, но зато, когда горят (в прямом смысле) здания и гибнут люди, тогда материал идет крупным шрифтом на первую полосу. В наших центральных и местных СМИ практически отсутствует реклама средств предупреждения и тушения пожаров, оборудования для спасания и самоспасания, средств индивидуальной защиты от опасных факторов пожара, предназначенных для разновозрастных категорий населения (в данном случае мы не учитываем специализированные издания и каталоги для профессионалов). Конечно, всем читателям и зрителям тоже хочется, чтобы информация, касающаяся их личной безопасности, «лежала на поверхности», но в то же время – не была поверхностной. При соблюдении правил пожарной безопасности люди старшего поколения, как правило, более дисциплинированны, исполнительны - иногда до автоматизма, что, в принципе, и требуется. По-прежнему продолжают работать старые лозунги, ставшие шаблонами: «Уходя, гасите свет!», «Отключайте электроприборы», «Не бросайте непотушенными спички и сигареты» и др. Между тем, жизнь общества сильно изменилась, выросли новые поколения, а нужные привычки – не наработаны. И это при том, что сейчас значительно возросла потенциальная пожарная опасность жилых и производственных объектов, особенно в крупных городах с плотной многоэтажной застройкой. Не пора ли использовать в противопожарной пропаганде новые методы, соответствующие современной молодежной аудитории? В наше время просто необходим творческий подход к воссозданию культуры безопасности, к выработке устойчивых навыков пожаробезопасного поведения у населения. Известный алгоритм современного подхода к обеспечению личной безопасности «предвидеть — предотвратить — спастись», к сожалению, может дать сбой уже на первом слове. Чтобы предвидеть событие, надо обладать изначально необходимой информацией. И далее – нужно желание самого человека предотвратить негативное событие (во многом, конечно, это зависит и от уровня его воспитания, культуры). Для нас же важно сделать так, чтобы естественная потребность человека в его личной безопасности переросла бы в потребность приобретения им необходимых знаний в области пожарной безопасности, навыков и опыта, которые сопутствовали бы ему на протяжении всей жизни. Предлагаемые ниже методические рекомендации помогут в подготовке и проведении занятий с учащимися общеобразовательных учебных заведений по обучению правилам пожарной безопасности.
Безопасности
Частота проведения занятий: 2 раза в месяц. Цель программы: формирование навыков безопасного поведения в быту, приобретение детьми навыков адекватного поведения в пожароопасных ситуациях. Задачи программы: углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров; объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей с огнем; знакомить с историей появления бытовых электроприборов (утюг, пылесос, телевизор, стиральная машина), учить безопасному обращению с ними; формировать чувство повышенной опасности огня; рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов; познакомить с правилами поведения при пожаре; убедить выучить важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес и номер телефона); учить набирать телефонный номер пожарной службы; формировать навыки общения с диспетчером пожарной части на случай экстремальной ситуации; продолжить знакомить детей с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожары и спасать людей, воспитывать уважение к труду пожарных; углублять и расширять знания об охране жизни людей; формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение; воспитывать любовь к природе родного края и умение бережно к ней относиться; развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Формы работы: индивидуальная, групповая групповая форма проведения занятий – с 5-7 детьми, в зависимости от уровня подготовки и конкретных условий организации учебного процесса; индивидуальная форма деятельности - выполнение детьми индивидуальных заданий. Методы проведения занятий: игровой метод (дидактические игры, проигрывание ситуаций и др.); словесный метод (рассказ, беседа); наглядный метод (показ иллюстраций, использование видеозаписей); метод художественно-творческой деятельности (организация различных конкурсов); методы контроля над эффективностью образовательного процесса. Формы организации деятельности воспитанников: экскурсии; беседы; выставки, конкурсы; игра; исследовательская деятельность; музыкальная и театрализованная деятельность. Ожидаемый результат. По окончании курса обучения воспитанники должны показать следующие прогнозируемые результаты: наличие систематизированных прочных знаний о причинах возникновения пожаров, понимать вероятность последствий детских шалостей с огнем; знать о свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов; четко знать правила поведения при пожаре; наизусть знать информацию о себе: фамилию, имя, домашний адрес, номер телефона, уметь набрать телефонный номер пожарной службы и сообщить о пожаре; иметь знания о работе пожарных, уважительно относиться к их труду; знать правила безопасного поведения в лесу, беречь лес от пожаров; знать правила пожарной безопасности при проведении праздников и массовых мероприятий, соблюдать их; учащиеся должны стать более самостоятельными, ответственно относиться к своей жизни и здоровью. Где сидит огонь
Детям очень нравится повторять действия взрослых - это помогает им самим почувствовать себя взрослыми. Очень притягательной силой для детей обладает огонь. Наблюдая за тем, как обращаются с ним старшие - зажигают газовую плиту, дрова в печи, сжигают после уборки двора мусор, закуривают трубку или сигарету дети хотят, чтобы и им дали попробовать, скажем, разжечь костер или зажечь спичку. Когда где-то поблизости случается пожар, ребенка так и тянет пойти и посмотреть на огонь. Такое поведение совершенно естественно, и поэтому очень важно, чтобы дети запомнили с малых лет с огнем шутки плохи, так как он легко может выйти из-под контроля и стать чрезвычайно опасным. Не так-то легко аккуратно зажечь спичку. Учиться этому можно только с разрешения взрослых и под их наблюдением. Дело в том, что от одной зажженной спички, если обращаться с ней небрежно, может вспыхнуть весь коробок, и если его не потушить сразу же, недалеко и до беды. Малыши обычно очень пугаются огня, даже от всего лишь выпавшей из рук спички. Уронив горящую спичку, ребенок может со страху убежать, а от спички вспыхнет ковер, занавеска, мебель, и, наконец, запылает вся квартира. Вот почему в руках маленьких детей огонь особенно опасен. Когда ребенка учат обращаться с огнем или когда он просто находится возле костра или зажженной плиты, рядом обязательно должен быть кто-нибудь из старших и внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не случилось беды. Только с разрешения взрослых и под их присмотром можно попробовать, например, зажечь спичку. Надо разъяснить детям, что когда они вырастут, у них будет много возможностей научиться разводить костер, подкладывать дрова в печку, зажигать газовую плиту, а пока лучше немного подождать. В любом случае разрешают им пользоваться спичками или еще нет дети должны усвоить следующие правила обращения с огнем. 1. Когда требуется приготовить еду на костре, нужно разводить огонь на открытом месте, в специально вырытой для этого яме, чтобы ветер не перенес языки пламени на окрестные деревья и кусты. Неправильно разведенные костры часто бывают причиной лесных пожаров. А в хвойных лесах разведение костров вообще запрещено. 2. Не стоит детям даже пытаться разжигать костер при сильном ветре. Ветер разнесет пламя, и ребенок не сможет его загасить. 3. Нельзя лить в костер керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости: возникающие при этом высокие вспышки пламени могут обжечь. 4. Надо помнить, что самый быстрый способ загасить огонь - это лишить его воздуха и залить водой. Если возгорание произошло в доме, на огонь нужно набросить одеяло, ковер, пальто или любое плотное покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха. 5. Если пожар начался когда в доме все спят, немедленно надо разбудить спящих и сразу же покинуть помещение. 6. Каждый ребенок должен знать, как вызвать противопожарную службу. Но все должны помнить, что нельзя вызывать пожарных, когда пожара нет! Постоянно внушайте детям, что спички – не игрушка. Это очень нужная и полезная вещь, но совершенно не подходит для детских игр. А еще от родителей требуется помнить, что нельзя оставлять детей без присмотра!
Не учите детей на спичках!
Пожары наносят большой ущерб людям и всему государству в целом. Тот, кто хотя бы раз видел пожар, знает, какое это страшное бедствие. Он не только губит материальные ценности, но порой уносит самое дорогое - человеческие жизни. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Огонь жестоко расправляется с теми, кто к нему относится небрежно. Пожары, происшедшие по детской шалости случаются потому, что многие родители, заботясь о жизни и здоровье своих чад, бывают в то же время невнимательны к вопросам пожарной безопасности и не осуществляют должного контроля за играми детей. Мы привыкли к примелькавшимся лозунгам: «Спички – детям не игрушка», «Шалость с огнем опасна» и т.п. Но порой забываем, что запретное вызывает интерес у ребят, тем более коробки спичек, пачки сигарет. Помните, что дети, представленные самим себе, играя со спичками, являются невольными виновниками пожаров. Храните спички, сигареты, керосин в местах, недоступных для детей. Причем прятать нужно так, чтобы у ребенка не возникло подозрения о наличии запретных вещей в доме, иначе любопытство может взять верх над запретами. Все наверняка не раз слышали пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». Каждый раз, когда приходится прочесть или услышать ту или иную пословицу, мы поражаемся, с какой меткостью и остроумием излагаются в ней важные, значительные выводы. Но, к сожалению, многие люди в своей повседневной жизни не только не считаются с опытом наших предшественников, но и совсем забывают о нем или того хуже его высмеивают. Мудрость народных пословиц нередко постигается только тогда, когда мы на собственном горьком опыте убеждаемся в их правоте, конечно, личный опыт и практика тоже имеют немаловажное значение. «Не играйте с огнем!» - эта истина нам известна с детства. Вероятно, многие помнят, как родители предостерегали нас от игры с огнем, когда мы пытались взять в руки спички или тянулись к тлеющему огоньку. А достаточно ли мы разъясняли и разъясняем детям, какую опасность таит в себе баловство с огнем? К сожалению, не все родители задумываются над этим. Надо всегда помнить, что ребенок очень любознателен, он внимательно следит за действиями взрослых и в своих играх и забавах подражает им. У детей отсутствует защитная реакция на пожарную опасность, свойственная взрослым. Большинство из них не знает, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. Они прячутся под кровать, под одеяло, в шкафу. Отыскать их в задымленных помещениях очень трудно. И большинство детей гибнет на пожарах не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами горения. Все ли дети могут правильно занять свое свободное время? Как часто можно увидеть малышей, слоняющихся без дела. На улице от этого «нечего делать» они разводят костры, поджигают мусор. Особенно мальчишки любят поиграть с огнем. А как часто мы, взрослые спокойно проходим мимо, не обращая внимания на детей, играющих у костра. Дети размахивают горящими ветками, бросают в костер предметы, которые взрываются в огне. Взрослые считают это невинными забавами. Все запретное оказывается для них самым интересным. Любое, даже небольшое загорание по вине детей, должно настораживать родителей и работников школы. Но не ограничивайтесь только одними запретами, старайтесь ярко и убедительно объяснить детям, чем может закончиться игра с огнем. Помните, что любая игра детей с огнем должна немедленно пресекаться. Избегайте, чтобы дети играли в сараях, на чердаках, в подвалах домов, не поручайте им присмотр за электронагревательными приборами и не оставляйте их дома одних. От шалости детей с огнем прежде всего страдают сами малыши. Не разрешайте детям разводить костры и бросать в них огнеопасные предметы, играть со спичками, самостоятельно включать электронагревательные приборы и телевизоры. Во избежание пожаров не разрешайте школьникам чинить электроприборы и выполнять другие электромонтажные работы дома без участия взрослых.
Сценарий занятия
Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Ход игры Воспитатель: Дорогие ребята! Мы сегодня с вами собрались в зале, чтобы еще раз поговорить о правилах осторожного обращения с огнем, о людях, которым приходится бороться с огнем. Воспитатель: Пожарные! Сколько вас, героев, совершивших подвиг в борьбе с огнем… 1-й ребенок: Пограничники охраняют землю от незваных пришельцев. Летчики берегут небо. А пожарные? Им доверено беречь и небо, и землю, и лес, и дом, и заводы… 2-й ребенок: Ребята! Может ли огонь быть нашим другом? Все: Может! 2-й ребенок: Может ли огонь быть нашим грозным врагом? Все: Может! 3-й ребенок: Знают все, человек без огня не живет не единого дня! При огне, как при солнце, светло! При огне и зимою тепло! 4-й ребенок: Посмотрите ребята вокруг: Нам огонь - повседневный друг! Но когда мы небрежны с огнем, Он становится нашим врагом. 5-й ребенок: Человеку - друг огонь, Только зря его тронь! Если будешь баловаться, То беды не миновать! От огня несдобровать! 6-й ребенок: Знайте, в гневе он сердит, Ничего не пощадит. Уничтожить может школу, Поле хлебное, твой дом. И у дома все кругом! И, взметнувшись до небес, Перекинется на лес. 7-й ребенок: Гибнут в пламени пожара Даже люди иногда… Это помните всегда! Все: Это помните всегда! Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня к нам на праздник прибыла пожарная команда «Огонек». (Трое детей в костюмах пожарных входят в зал под марш и хлопки детей) 1-й пожарный: Друзья! От нашей маленькой бригады, От «Огонька» – большой привет! Признаться, вам мы очень рады, Что мест почти свободных нет. Приятно то, что «Огонек» Всю детвору сюда привлек. Скажем прямо Все знают артистов, Космонавтов, врачей и хоккеистов. А о нас вспоминают тогда, Когда в доме случится беда. Вахта серьезная Мы это знаем, Богатство страны От огня охраняем. Трое пожарных (обращаясь к детям) Правила пожарные без запинки знайте, Правила пожарные строго соблюдайте! 1-пожарный: Правило первое касается каждого, Правило это – самое главное! И на улице, и в комнате, вы о нем ребята помните! Все: Спички не тронь, в спичках – огонь! Ведущий: Огонь – не игрушка, запомните каждый, Вот что, ребята случилось однажды. 1-й ребенок: Две лисички взяли спички. К морю синему пошли, море синее зажгли. (Две девочки-лисички выполняют соответствующие действия под музыку, ставится макет костра) 2-й ребенок: Море пламенем горит, Выбежал из моря кит. 3-й ребенок: «Эй, пожарные, бегите, Помогите, помогите!» Ведущий: Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами и блинами И сушенными грибами. (Крокодил выполняет движение) Прибежали два курчонка, Поливали из бочонка. («Курочки» бегают и поливают из бочонка) Приплывали два ерша, Поливали из ковша. («Ерши» плывут с ковшами) Прибегали лягушата, Поливали из ушата. (Лягушата прыгают с ведром) Ведущий: Тушат, тушат – не потушат, Заливают не зальют. Тут бабочка прилетела, крылышками помахала, Море стало потухать и потухло. (Макет костра убирается) Ведущий: Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, Ушками захлопали, ножками затопали. (Общая пляска зверей) 2-й пожарный: Правило второе легко запомнить можно: С электроприборами будьте осторожны! А то может случиться с вами вот такая история. (Выходит кошка под музыку. Гладит фартук, уходит, оставляя утюг. Звучит тревожная музыка) Ведущий: Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! (Ставят макет огня у домика) Кошка вскочила, глазки выпучила. Кошка бегает, машет руками. Бежит курочка с ведром Заливает Кошкин дом! (Пожарный помогает курочке заливать из ведра) Кошка (курочке): Спасибо пожарным, а то бы беда! Пожарные нас выручают всегда! 3-й пожарный: Правило третье: Топишь печь за ней следи никуда не уходи! (На сцене дети, изображающие маму и ее дочку) Ведущий: Мать на рынок уходила, дочке напоследок говорила: Дети: Печку, доченька, не тронь. Жжется, доченька, огонь! (Мама уходит) Только мать ушла с крылечка, Дочка села перед печкой, В щелку красную глядит, А в печи огонь гудит. Приоткрыла дочка дверцу Соскочил огонь с полена, Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на стол, Стены дымом заволок, Лижет пол и потолок. (Ребенок, изображающий огонь, бегает, кружиться, скачет около печки) Ведущий: Но пожарные узнали, Где горит, в каком квартале. В пять минут автомобили До пожара докатили. Заклубился дым угарный, Гарью комната полна. На руках бравый пожарный Вынес девочку из огня. Он, пожарный старый – Двадцать лет тушил пожары. Сорок душ от смерти спас, Бился в пламени не раз. Ничего он не боится, Надевает рукавицы, Смело лезет по стене, Каска светится в огне. Пламя ежится и злится, Убегает как волчица. А струя издалека Гонит пламя с чердака. Вот уж бревна почернели, Злой огонь шипит из печки. Огонь: Пощади меня пожарный, Я не буду жечь дома! Пожарный: Замолчи, огонь коварный, - Говорит ему пожарный, - Посажу тебя в тюрьму. Оставайся только в печке, В старой лампе и на свечке! Пожарные: Поработали недаром! Славно справились с пожаром! Ведущий: Помни о правилах ночью и днем, Будь осторожен с огнем. (Под музыку марша пожарные выходят из зала)
Чтобы не было беды КВН
Программное содержание: Закрепить знание детьми правил пожарной безопасности, обращения с электробытовыми и нагревательными приборами, поведения в случае пожара. Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами проведем КВН, который назовем «Чтобы не было беды». В КВНе будут принимать участие две команды - «Огонек» и «Искорка». Просим вас занять свои места. Под музыку дети занимают свои места. Ведущий: А судить наши команды будет жюри, которое мы тоже просим занять свое место. Итак, мы начинаем КВН. Первым заданием будет представление команд.
1-е задание. Команде «Огонек». Для чего нужен огонь? Команде «Искорка». Почему огонь иногда называют врагом? 2-е задание - для обеих команд. Чья команда больше назовет сказок, стихотворений, герои которых сталкиваются с огнем? 3-е задание Для команды «Огонек». Отгадать загадки. Красная девушка по небу ходит. (Солнце.) На улице - столбом, в избе - скатертью. (Дым.) Шипит и злится, воды боится. (Огонь.) С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь.) Для команды «Искорка». Отгадать загадки. Это темный-темный дом, Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер. (Спички.) Сидит на крыше всех выше И дымом дышит. (Труба.) Черный конь скачет в огонь. (Кочерга.) Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (Молния.) 4-е задание Команде «Огонек»: Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер («101»). Команде «Искорка»: Какого цвета пожарная машина? 5-е задание Ведущий: Это задание вам помогут выполнить сказочные герои. 1. Задача для команды «Огонек». Лесная поляна. На поляну выходят волк и лиса. Волк: Ой, лисичка, холодно, все косточки мои старые продрогли, давай костер разожжем. Разжигают (ставят макет костра). Лиса: Хорошо греться у огня, сейчас бы зайчатины зажарить... Волк: Да, я бы тоже не отказался. Лиса: Мечтать хорошо, да этим сыт не будешь, пойдем на охоту. (Звери уходят, а костер остается гореть.) Вопрос: Какую ошибку допустили звери? Почему нельзя оставлять костер непотушенным? Как правильно его тушить? Задача для команды «Искорка». За столом сидят Незнайка и Буратино. Они смотрят по телевизору сказку, обсуждают ее. Им это надоедает, и они уходят, не выключив телевизор. Вопрос: Какую ошибку совершили сказочные герои? Почему нельзя оставлять телевизор включенным? Если загорелся телевизор, что нужно сделать в первую очередь? 6-е задание. Исполнение песен о пожаре, огне, профессии пожарного. Подведение итогов.
Берегись огня! Викторина-соревнование
Цели: закрепить знания учащихся в области пожарной безопасности; привить им навыки правильных действий при возгорании и оказанию помощи при спасении людей; научить быстро оценивать опасную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления; побудить детей к глубокому изучению курса ОБЖ. Место проведения: спортивная площадка на территории школы. Материальное обеспечение: плакаты и стенгазеты по противопожарной тематике, а также представляющие призывы команд-участниц; огнетушители; тазики с водой, санитарные носилки, противогазы; гимнастические перекладины, судейский свисток, столы для жюри и команд-участниц; зрители. Ход соревнования Й этап. Практическая часть пожарная эстафета (2 команды по 5 человек) Ведущий: Думаю, нет нужды убеждать вас в том, насколько важно хорошо знать правила пожарной безопасности и уметь правильно действовать в экстремальной ситуации. Но прежде чем приступить к выяснению этих знаний, для начала проведем пожарную эстафету, посмотрим, насколько вы готовы к преодолению трудностей, которые могут возникнуть как при возгорании, так и при спасении попавших в беду людей. Командам предстоит посостязаться в быстроте и силе: сначала бег на 40 метров; затем подтягивание на перекладине: мальчики - 10 раз, девочки - 3 раза. Пробежав дистанцию и подтянувшись, в центре на обратном пути 1-й участник от каждой команды готовит к применению огнетушитель. После проверки судьями правильности применения огнетушителя 1-й участник быстро бежит к финишу и касается рукой плеча 2-го участника команды. Тот бежит к стулу, где лежит противогаз, и быстро надевает его. В это время 3-й и 4-й члены команды находятся в готовности транспортировать пострадавшего на пожаре. От них требуется правильно определить его состояние. Представитель жюри вручает им отпечатанное на отдельном листе описание признаков ожога. Ребята должны его квалифицировать и сообщить результат судье. Правильный ответ оценивается в 10 баллов, за неправильный высчитываются штрафные баллы. Оценив результат, судья разрешает осуществлять перенос пострадавшего на носилках в «безопасное место». Здесь высшая оценка - 5 баллов. Последний, 5-й член каждой команды, участвует в самом необычном конкурсе: «выживание в условиях задымления». Но поскольку создавать задымление нельзя, роль дыма может выполнить вода, налитая в тазы. Участник должен опустить лицо в воду и выдержать так, задержав дыхание, как можно дольше. Нормативное время - 35 секунд, это проходной балл. Каждая последующая секунда пребывания в воде оценивается дополнительным баллом. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Й этап. Теоретический — викторина Ведущий: Сейчас мы переходим к викторине. Командам будут задаваться вопросы, отвечать на которые нужно быстро, потому что в реальной опасной ситуации времени на размышление тоже может не оказаться. Так что быстрота и правильность ответов станут главными критериями для жюри при начислении баллов.
1-й конкурс - конкурс капитанов по знанию элементарных основ пожарной безопасности. Ведущий: Вам будут предлагаться вопросы, на которые нужно дать ответы с комментариями. Время на подготовку — одна минута. Кто готов, поднимает руку. Оценки - по пятибалльной системе. Каждая неточность наказывается штрафным баллом, подсказка - тоже. Вопросы: Какими способами можно вызвать противопожарную службу? (По телефону «101», через переговорное устройство в лифте, привлечь внимание соседей или прохожих криками из окна или с балкона. Нужно ли выбивать во время пожара окна в комнате? (Нельзя, так как приток свежего воздуха усилит горение.) Почему горящий бензин нельзя тушить водой? (Бензин легче воды, поэтому вода опустится вниз и не окажет никакого огнетушащего эффекта.) Почему во всех учреждениях двери должны открываться наружу? (Чтобы при эвакуации людей не создавалась давка и столпотворение.) Можно ли включать свет, если произошла утечки газа? (Нельзя, при возникновении искры может произойти взрыв.) Как потушить горящую одежду на человеке? (Его нужно остановить, повалить на землю и катать, пока не погаснет пламя; можно накрыть плотной тканью или верхней одеждой, оставив голову открытой.) Ведущий: Будем считать, что капитаны достаточно размялись, и ужесточим их испытания. Теперь каждый из них получит вопросы на карточках и всего 10 секунд на размышление. Вопросы на карточках: Назовите причины возникновения пожаров в быту (Курение в нетрезвом виде, оставленные без присмотра печи и электроприборы, игры детей со спичками, перегрузка напряжения при одновременном включении в розетку нескольких нагревательных приборов.) В каких случаях при пожаре применяются углекислотные огнетушители? (При тушении всех видов горючих материалов и электроустановок под напряжением.) Можно ли тушить горящую электропроводку водой? (Если она под напряжением, нельзя, сначала ее нужно обесточить.)
2-й конкурс - тестирование команд. Ведущий: Переходим к испытанию соревнующихся коллективов. Командам предлагаются вопросы о порядке действий человека, оказавшегося в экстремальной ситуации, и 3 варианта ответа. Максимальная оценка - 3 балла, ошибка — 0 баллов. Время на подготовку — 3 минуты. Команды получают карточки с вопросами, отмечают свои ответы и сдают их ведущему. Вопросы: Если случится пожар, как вы будите действовать? (Позвоню по телефону «101»; позову на помощь соседей; убегу, никому ничего не сказав.) Если комната начала наполняться густым дымом, что вы станете делать? (Открою окно или дверь; буду продвигаться к выходу; закрою рот и нос мокрым носовым платком и ползком буду пробираться к выходу.) Что нужно предпринять, если при приготовлении пищи загорелся жир на сковородке? (Накрою ее мокрым полотенцем; залью водой; попытаюсь вынести сковородку на лестничную площадку и вылью ее содержимое в мусоропровод.) Вы разжигаете газовую плиту. Спичка погасла, а газ не зажегся. Что вы будете делать? (Перекрою газ; достану вторую спичку; перекрою газ и попробую тягу.) Как вы поступите, если на опушке леса горит прошлогодняя трава? (Пройду мимо; забросаю огонь землей, захлестну ветками; сообщу о пожаре взрослым.) Вы увидели, что малыши бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы и аэрозольные баллончики. Как поступите в этом случае? (Пройду мимо; остановлюсь и объясню, что это опасно; попытаюсь переключить их внимание на другое занятие.)
3-й конкурс - работа с рисунками. Ведущий: Цель следующего конкурса - определить, насколько глубоко наши соревнующиеся усвоили правила пожарной безопасности. Командам будут предложены карточки с рисунками, на каждой изображена одна из опасных ситуаций и фраза по пожарной безопасности, в которой нужно восстановить недостающие слова. За правильный ответ начисляется максимальное число - 5 баллов, за не совсем точный - 3 балла, за неправильный - 0. Учитывается также, какая из команд быстрее выполнит все задания. Каждая команда получает комплект из 8 рисунков (одинаковых). Ответы на рисунки: ... приводит к пожару! (Неосторожное обращение с огнем) «... курить в постели. (Опасно) «... электропроводкой с поврежденной изоляцией. (Опасно пользоваться) Не оставляйте... (детей без присмотра.) Не сушите белье... (над газовой плитой.) ... чердаки и подвалы (Содержите в чистоте и порядке) Не храните на балконах... (горючие предметы.) ... электроприборы без контроля. (Не оставляйте включенные).
4-й конкурс - выявление источников опасности. Ведущий: Теперь выдаем каждой команде по одинаковому рисунку на тему: «Ребенок на кухне». Нужно найти максимум источников возможного пожара и травм ребенка на кухне. Их должно быть не менее десяти. За каждый названный источник - один балл. На подготовку ответа отводится 7 минут. Команда, выполнившая задание полностью и раньше других, имеет шанс получить поощрительные баллы. Перечень опасностей, изображенных на рисунке: Маленький ребенок на кухне один, в окружении всяких опасностей. 1. Кухонные полотенца сушатся над плитой. 2. Из крана льется горя Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|