|
Воспитывать не боязнь, а осторожность
Рассказывая, почему нельзя играть с огнем, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички не игрушка, а огонь не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжелом бедствии для людей. Процесс обучения лучше всего строить на наглядности, тогда знания усваиваются легко и прочно. Обучение детей правилам осторожного обращения с огнем педагогические коллективы должны рассматривать как составную часть общей воспитательно-образовательной работы, при этом тесно связывая процесс обучения с нравственным воспитанием – одной из главных задач всестороннего развития детей. Не каждый в полной мере может представить себе, каким тяжелым бедствием является пожар, как трудно с ним бороться. Даже взрослые, не говоря уже о детях, при пожарах часто теряют самообладание, проявляют полную растерянность. Задача, конечно, далеко не в том, чтобы воспитывать в детях боязнь перед всем, что горит. Им нужно прививать привычку осторожно обращаться с огнем. Нельзя забывать при этом об особенностях работы с детьми, в частности о том, что она не может опираться на застывшие стандартные формы, которые детям быстро надоедают и вместо ожидаемого эффекта нередко дают нам отрицательный результат. Организуя воспитательно-образовательный процесс с детьми, педагогический коллектив всегда должен помнить, что успехов можно добиться только с сотрудничестве с их родителями. Перед родителями следует раскрывать содержание и важность обучения детей правилам осторожного обращения с огнем, предупреждения игр с ними. В каждом образовательном учреждении целесообразно разработать уголки пожарной безопасности. Уголок – не формальность, это одна из форм наглядного обучения и пропаганды, а также показатель работы педагогического коллектива. С помощью наглядности и рассматривания иллюстраций педагогу надо побуждать детей высказывать свое отношение к увиденному. Работа с детьми должна быть организована согласна плану. Он включает подбор и чтение художественных произведений, беседы после их чтения, комплексные занятия, организацию игровой деятельности, встречи с сотрудниками противопожарной службы и экскурсии в пожарную часть. В играх и беседах нужно знакомить детей с причинами пожаров, с тем, к каким тяжелым последствиям могут привести игры и шалости с огнем. Проводя беседу, педагог должен вызвать чувство жалости к попавшим в беду, бережного отношения к имуществу, которые могут погибнуть в огне. В тоже время нельзя запугивать детей описанием страшных картин последствий пожара. Типовые программы и сценарии уроков по обучению детей мерам пожарной безопасности Спички не тронь, в спичках огонь! Сценарий занятия
Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Ход игры Воспитатель: Дорогие ребята! Мы сегодня с вами собрались в зале, чтобы еще раз поговорить о правилах осторожного обращения с огнем, о людях, которым приходится бороться с огнем. Воспитатель: Пожарные! Сколько вас, героев, совершивших подвиг в борьбе с огнем… 1-й ребенок: Пограничники охраняют землю от незваных пришельцев. Летчики берегут небо. А пожарные? Им доверено беречь и небо, и землю, и лес, и дом, и заводы… 2-й ребенок: Ребята! Может ли огонь быть нашим другом? Все: Может! 2-й ребенок: Может ли огонь быть нашим грозным врагом? Все: Может! 3-й ребенок: Знают все, человек без огня не живет не единого дня! При огне, как при солнце, светло! При огне и зимою тепло! 4-й ребенок: Посмотрите ребята вокруг: Нам огонь - повседневный друг! Но когда мы небрежны с огнем, Он становится нашим врагом. 5-й ребенок: Человеку - друг огонь, Только зря его тронь! Если будешь баловаться, То беды не миновать! От огня несдобровать! 6-й ребенок: Знайте, в гневе он сердит, Ничего не пощадит. Уничтожить может школу, Поле хлебное, твой дом. И у дома все кругом! И, взметнувшись до небес, Перекинется на лес. 7-й ребенок: Гибнут в пламени пожара Даже люди иногда… Это помните всегда! Все: Это помните всегда! Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня к нам на праздник прибыла пожарная команда «Огонек». (Трое детей в костюмах пожарных входят в зал под марш и хлопки детей) 1-й пожарный: Друзья! От нашей маленькой бригады, От «Огонька» – большой привет! Признаться, вам мы очень рады, Что мест почти свободных нет. Приятно то, что «Огонек» Всю детвору сюда привлек. Скажем прямо Все знают артистов, Космонавтов, врачей и хоккеистов. А о нас вспоминают тогда, Когда в доме случится беда. Вахта серьезная Мы это знаем, Богатство страны От огня охраняем. Трое пожарных (обращаясь к детям) Правила пожарные без запинки знайте, Правила пожарные строго соблюдайте! 1-пожарный: Правило первое касается каждого, Правило это – самое главное! И на улице, и в комнате, вы о нем ребята помните! Все: Спички не тронь, в спичках – огонь! Ведущий: Огонь – не игрушка, запомните каждый, Вот что, ребята случилось однажды. 1-й ребенок: Две лисички взяли спички. К морю синему пошли, море синее зажгли. (Две девочки-лисички выполняют соответствующие действия под музыку, ставится макет костра) 2-й ребенок: Море пламенем горит, Выбежал из моря кит. 3-й ребенок: «Эй, пожарные, бегите, Помогите, помогите!» Ведущий: Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами и блинами И сушенными грибами. (Крокодил выполняет движение) Прибежали два курчонка, Поливали из бочонка. («Курочки» бегают и поливают из бочонка) Приплывали два ерша, Поливали из ковша. («Ерши» плывут с ковшами) Прибегали лягушата, Поливали из ушата. (Лягушата прыгают с ведром) Ведущий: Тушат, тушат – не потушат, Заливают не зальют. Тут бабочка прилетела, крылышками помахала, Море стало потухать и потухло. (Макет костра убирается) Ведущий: Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, Ушками захлопали, ножками затопали. (Общая пляска зверей) 2-й пожарный: Правило второе легко запомнить можно: С электроприборами будьте осторожны! А то может случиться с вами вот такая история. (Выходит кошка под музыку. Гладит фартук, уходит, оставляя утюг. Звучит тревожная музыка) Ведущий: Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! (Ставят макет огня у домика) Кошка вскочила, глазки выпучила. Кошка бегает, машет руками. Бежит курочка с ведром Заливает Кошкин дом! (Пожарный помогает курочке заливать из ведра) Кошка (курочке): Спасибо пожарным, а то бы беда! Пожарные нас выручают всегда! 3-й пожарный: Правило третье: Топишь печь за ней следи никуда не уходи! (На сцене дети, изображающие маму и ее дочку) Ведущий: Мать на рынок уходила, дочке напоследок говорила: Дети: Печку, доченька, не тронь. Жжется, доченька, огонь! (Мама уходит) Только мать ушла с крылечка, Дочка села перед печкой, В щелку красную глядит, А в печи огонь гудит. Приоткрыла дочка дверцу Соскочил огонь с полена, Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на стол, Стены дымом заволок, Лижет пол и потолок. (Ребенок, изображающий огонь, бегает, кружиться, скачет около печки) Ведущий: Но пожарные узнали, Где горит, в каком квартале. В пять минут автомобили До пожара докатили. Заклубился дым угарный, Гарью комната полна. На руках бравый пожарный Вынес девочку из огня. Он, пожарный старый – Двадцать лет тушил пожары. Сорок душ от смерти спас, Бился в пламени не раз. Ничего он не боится, Надевает рукавицы, Смело лезет по стене, Каска светится в огне. Пламя ежится и злится, Убегает как волчица. А струя издалека Гонит пламя с чердака. Вот уж бревна почернели, Злой огонь шипит из печки. Огонь: Пощади меня пожарный, Я не буду жечь дома! Пожарный: Замолчи, огонь коварный, - Говорит ему пожарный, - Посажу тебя в тюрьму. Оставайся только в печке, В старой лампе и на свечке! Пожарные: Поработали недаром! Славно справились с пожаром! Ведущий: Помни о правилах ночью и днем, Будь осторожен с огнем. (Под музыку марша пожарные выходят из зала)
Чтобы не было беды КВН
Программное содержание: Закрепить знание детьми правил пожарной безопасности, обращения с электробытовыми и нагревательными приборами, поведения в случае пожара. Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами проведем КВН, который назовем «Чтобы не было беды». В КВНе будут принимать участие две команды - «Огонек» и «Искорка». Просим вас занять свои места. Под музыку дети занимают свои места. Ведущий: А судить наши команды будет жюри, которое мы тоже просим занять свое место. Итак, мы начинаем КВН. Первым заданием будет представление команд.
1-е задание. Команде «Огонек». Для чего нужен огонь? Команде «Искорка». Почему огонь иногда называют врагом? 2-е задание - для обеих команд. Чья команда больше назовет сказок, стихотворений, герои которых сталкиваются с огнем? 3-е задание Для команды «Огонек». Отгадать загадки. Красная девушка по небу ходит. (Солнце.) На улице - столбом, в избе - скатертью. (Дым.) Шипит и злится, воды боится. (Огонь.) С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь.) Для команды «Искорка». Отгадать загадки. Это темный-темный дом, Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер. (Спички.) Сидит на крыше всех выше И дымом дышит. (Труба.) Черный конь скачет в огонь. (Кочерга.) Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (Молния.) 4-е задание Команде «Огонек»: Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер («101»). Команде «Искорка»: Какого цвета пожарная машина? 5-е задание Ведущий: Это задание вам помогут выполнить сказочные герои. 1. Задача для команды «Огонек». Лесная поляна. На поляну выходят волк и лиса. Волк: Ой, лисичка, холодно, все косточки мои старые продрогли, давай костер разожжем. Разжигают (ставят макет костра). Лиса: Хорошо греться у огня, сейчас бы зайчатины зажарить... Волк: Да, я бы тоже не отказался. Лиса: Мечтать хорошо, да этим сыт не будешь, пойдем на охоту. (Звери уходят, а костер остается гореть.) Вопрос: Какую ошибку допустили звери? Почему нельзя оставлять костер непотушенным? Как правильно его тушить? Задача для команды «Искорка». За столом сидят Незнайка и Буратино. Они смотрят по телевизору сказку, обсуждают ее. Им это надоедает, и они уходят, не выключив телевизор. Вопрос: Какую ошибку совершили сказочные герои? Почему нельзя оставлять телевизор включенным? Если загорелся телевизор, что нужно сделать в первую очередь? 6-е задание. Исполнение песен о пожаре, огне, профессии пожарного. Подведение итогов.
Берегись огня! Викторина-соревнование
Цели: закрепить знания учащихся в области пожарной безопасности; привить им навыки правильных действий при возгорании и оказанию помощи при спасении людей; научить быстро оценивать опасную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления; побудить детей к глубокому изучению курса ОБЖ. Место проведения: спортивная площадка на территории школы. Материальное обеспечение: плакаты и стенгазеты по противопожарной тематике, а также представляющие призывы команд-участниц; огнетушители; тазики с водой, санитарные носилки, противогазы; гимнастические перекладины, судейский свисток, столы для жюри и команд-участниц; зрители. Ход соревнования Й этап. Практическая часть пожарная эстафета (2 команды по 5 человек) Ведущий: Думаю, нет нужды убеждать вас в том, насколько важно хорошо знать правила пожарной безопасности и уметь правильно действовать в экстремальной ситуации. Но прежде чем приступить к выяснению этих знаний, для начала проведем пожарную эстафету, посмотрим, насколько вы готовы к преодолению трудностей, которые могут возникнуть как при возгорании, так и при спасении попавших в беду людей. Командам предстоит посостязаться в быстроте и силе: сначала бег на 40 метров; затем подтягивание на перекладине: мальчики - 10 раз, девочки - 3 раза. Пробежав дистанцию и подтянувшись, в центре на обратном пути 1-й участник от каждой команды готовит к применению огнетушитель. После проверки судьями правильности применения огнетушителя 1-й участник быстро бежит к финишу и касается рукой плеча 2-го участника команды. Тот бежит к стулу, где лежит противогаз, и быстро надевает его. В это время 3-й и 4-й члены команды находятся в готовности транспортировать пострадавшего на пожаре. От них требуется правильно определить его состояние. Представитель жюри вручает им отпечатанное на отдельном листе описание признаков ожога. Ребята должны его квалифицировать и сообщить результат судье. Правильный ответ оценивается в 10 баллов, за неправильный высчитываются штрафные баллы. Оценив результат, судья разрешает осуществлять перенос пострадавшего на носилках в «безопасное место». Здесь высшая оценка - 5 баллов. Последний, 5-й член каждой команды, участвует в самом необычном конкурсе: «выживание в условиях задымления». Но поскольку создавать задымление нельзя, роль дыма может выполнить вода, налитая в тазы. Участник должен опустить лицо в воду и выдержать так, задержав дыхание, как можно дольше. Нормативное время - 35 секунд, это проходной балл. Каждая последующая секунда пребывания в воде оценивается дополнительным баллом. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Й этап. Теоретический — викторина Ведущий: Сейчас мы переходим к викторине. Командам будут задаваться вопросы, отвечать на которые нужно быстро, потому что в реальной опасной ситуации времени на размышление тоже может не оказаться. Так что быстрота и правильность ответов станут главными критериями для жюри при начислении баллов.
1-й конкурс - конкурс капитанов по знанию элементарных основ пожарной безопасности. Ведущий: Вам будут предлагаться вопросы, на которые нужно дать ответы с комментариями. Время на подготовку — одна минута. Кто готов, поднимает руку. Оценки - по пятибалльной системе. Каждая неточность наказывается штрафным баллом, подсказка - тоже. Вопросы: Какими способами можно вызвать противопожарную службу? (По телефону «101», через переговорное устройство в лифте, привлечь внимание соседей или прохожих криками из окна или с балкона. Нужно ли выбивать во время пожара окна в комнате? (Нельзя, так как приток свежего воздуха усилит горение.) Почему горящий бензин нельзя тушить водой? (Бензин легче воды, поэтому вода опустится вниз и не окажет никакого огнетушащего эффекта.) Почему во всех учреждениях двери должны открываться наружу? (Чтобы при эвакуации людей не создавалась давка и столпотворение.) Можно ли включать свет, если произошла утечки газа? (Нельзя, при возникновении искры может произойти взрыв.) Как потушить горящую одежду на человеке? (Его нужно остановить, повалить на землю и катать, пока не погаснет пламя; можно накрыть плотной тканью или верхней одеждой, оставив голову открытой.) Ведущий: Будем считать, что капитаны достаточно размялись, и ужесточим их испытания. Теперь каждый из них получит вопросы на карточках и всего 10 секунд на размышление. Вопросы на карточках: Назовите причины возникновения пожаров в быту (Курение в нетрезвом виде, оставленные без присмотра печи и электроприборы, игры детей со спичками, перегрузка напряжения при одновременном включении в розетку нескольких нагревательных приборов.) В каких случаях при пожаре применяются углекислотные огнетушители? (При тушении всех видов горючих материалов и электроустановок под напряжением.) Можно ли тушить горящую электропроводку водой? (Если она под напряжением, нельзя, сначала ее нужно обесточить.)
2-й конкурс - тестирование команд. Ведущий: Переходим к испытанию соревнующихся коллективов. Командам предлагаются вопросы о порядке действий человека, оказавшегося в экстремальной ситуации, и 3 варианта ответа. Максимальная оценка - 3 балла, ошибка — 0 баллов. Время на подготовку — 3 минуты. Команды получают карточки с вопросами, отмечают свои ответы и сдают их ведущему. Вопросы: Если случится пожар, как вы будите действовать? (Позвоню по телефону «101»; позову на помощь соседей; убегу, никому ничего не сказав.) Если комната начала наполняться густым дымом, что вы станете делать? (Открою окно или дверь; буду продвигаться к выходу; закрою рот и нос мокрым носовым платком и ползком буду пробираться к выходу.) Что нужно предпринять, если при приготовлении пищи загорелся жир на сковородке? (Накрою ее мокрым полотенцем; залью водой; попытаюсь вынести сковородку на лестничную площадку и вылью ее содержимое в мусоропровод.) Вы разжигаете газовую плиту. Спичка погасла, а газ не зажегся. Что вы будете делать? (Перекрою газ; достану вторую спичку; перекрою газ и попробую тягу.) Как вы поступите, если на опушке леса горит прошлогодняя трава? (Пройду мимо; забросаю огонь землей, захлестну ветками; сообщу о пожаре взрослым.) Вы увидели, что малыши бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы и аэрозольные баллончики. Как поступите в этом случае? (Пройду мимо; остановлюсь и объясню, что это опасно; попытаюсь переключить их внимание на другое занятие.)
3-й конкурс - работа с рисунками. Ведущий: Цель следующего конкурса - определить, насколько глубоко наши соревнующиеся усвоили правила пожарной безопасности. Командам будут предложены карточки с рисунками, на каждой изображена одна из опасных ситуаций и фраза по пожарной безопасности, в которой нужно восстановить недостающие слова. За правильный ответ начисляется максимальное число - 5 баллов, за не совсем точный - 3 балла, за неправильный - 0. Учитывается также, какая из команд быстрее выполнит все задания. Каждая команда получает комплект из 8 рисунков (одинаковых). Ответы на рисунки: ... приводит к пожару! (Неосторожное обращение с огнем) «... курить в постели. (Опасно) «... электропроводкой с поврежденной изоляцией. (Опасно пользоваться) Не оставляйте... (детей без присмотра.) Не сушите белье... (над газовой плитой.) ... чердаки и подвалы (Содержите в чистоте и порядке) Не храните на балконах... (горючие предметы.) ... электроприборы без контроля. (Не оставляйте включенные).
4-й конкурс - выявление источников опасности. Ведущий: Теперь выдаем каждой команде по одинаковому рисунку на тему: «Ребенок на кухне». Нужно найти максимум источников возможного пожара и травм ребенка на кухне. Их должно быть не менее десяти. За каждый названный источник - один балл. На подготовку ответа отводится 7 минут. Команда, выполнившая задание полностью и раньше других, имеет шанс получить поощрительные баллы. Перечень опасностей, изображенных на рисунке: Маленький ребенок на кухне один, в окружении всяких опасностей. 1. Кухонные полотенца сушатся над плитой. 2. Из крана льется горячая вода. 3. На плите что-то жарится в сковороде без крышки. 4. В столе бутылка с уксусом. 5. Шнур электрочайника с поврежденной изоляцией. 6. В одну электророзетку включены электрочайник, тостер и микроволновая печь. 7. Спички лежат прямо на плите на уровне роста ребенка. 8. На столе стоит пепельница с не затушенными окурками. 9. Кухонный коврик сморщился. 10. Возле двери валяется игрушка, о которую можно споткнуться. 11.Ручка сковороды обращена наружу от плиты. 12. Электрочайник стоит на самом краю стола. Жюри подводит общие итоги и объявляют результаты. Суд над сигаретой Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|