Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Воспитывать не боязнь, а осторожность





 

Рассказывая, почему нельзя играть с огнем, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички не игрушка, а огонь не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжелом бедствии для людей. Процесс обучения лучше всего строить на наглядности, тогда знания усваиваются легко и прочно.

Обучение детей правилам осторожного обращения с огнем педагогические коллективы должны рассматривать как составную часть общей воспитательно-образовательной работы, при этом тесно связывая процесс обучения с нравственным воспитанием – одной из главных задач всестороннего развития детей.

Не каждый в полной мере может представить себе, каким тяжелым бедствием является пожар, как трудно с ним бороться. Даже взрослые, не говоря уже о детях, при пожарах часто теряют самообладание, проявляют полную растерянность. Задача, конечно, далеко не в том, чтобы воспитывать в детях боязнь перед всем, что горит. Им нужно прививать привычку осторожно обращаться с огнем. Нельзя забывать при этом об особенностях работы с детьми, в частности о том, что она не может опираться на застывшие стандартные формы, которые детям быстро надоедают и вместо ожидаемого эффекта нередко дают нам отрицательный результат.

Организуя воспитательно-образовательный процесс с детьми, педагогический коллектив всегда должен помнить, что успехов можно добиться только с сотрудничестве с их родителями. Перед родителями следует раскрывать содержание и важность обучения детей правилам осторожного обращения с огнем, предупреждения игр с ними.

В каждом образовательном учреждении целесообразно разработать уголки пожарной безопасности. Уголок – не формальность, это одна из форм наглядного обучения и пропаганды, а также показатель работы педагогического коллектива. С помощью наглядности и рассматривания иллюстраций педагогу надо побуждать детей высказывать свое отношение к увиденному.

Работа с детьми должна быть организована согласна плану. Он включает подбор и чтение художественных произведений, беседы после их чтения, комплексные занятия, организацию игровой деятельности, встречи с сотрудниками противопожарной службы и экскурсии в пожарную часть.

В играх и беседах нужно знакомить детей с причинами пожаров, с тем, к каким тяжелым последствиям могут привести игры и шалости с огнем.

Проводя беседу, педагог должен вызвать чувство жалости к попавшим в беду, бережного отношения к имуществу, которые могут погибнуть в огне. В тоже время нельзя запугивать детей описанием страшных картин последствий пожара.

Типовые программы и сценарии уроков по обучению детей мерам пожарной безопасности

Спички не тронь, в спичках огонь!

Сценарий занятия

 

Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности.

Ход игры

Воспитатель: Дорогие ребята! Мы сегодня с вами собрались в зале, чтобы еще раз поговорить о правилах осторожного обращения с огнем, о людях, которым приходится бороться с огнем.

Воспитатель: Пожарные! Сколько вас, героев, совершивших подвиг в борьбе с огнем…

1-й ребенок: Пограничники охраняют землю от незваных пришельцев. Летчики берегут небо. А пожарные? Им доверено беречь и небо, и землю, и лес, и дом, и заводы…

2-й ребенок: Ребята! Может ли огонь быть нашим другом?

Все: Может!

2-й ребенок: Может ли огонь быть нашим грозным врагом?

Все: Может!

3-й ребенок:

Знают все, человек без огня не живет не единого дня!

При огне, как при солнце, светло! При огне и зимою тепло!

4-й ребенок:

Посмотрите ребята вокруг:

Нам огонь - повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

5-й ребенок:

Человеку - друг огонь,

Только зря его тронь!

Если будешь баловаться,

То беды не миновать!

От огня несдобровать!

6-й ребенок:

Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом.

И у дома все кругом!

И, взметнувшись до небес,

Перекинется на лес.

7-й ребенок:

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда…

Это помните всегда!

Все: Это помните всегда!

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня к нам на праздник прибыла пожарная команда «Огонек».

(Трое детей в костюмах пожарных входят в зал под марш и хлопки детей)

1-й пожарный:

Друзья! От нашей маленькой бригады,

От «Огонька» – большой привет!

Признаться, вам мы очень рады,

Что мест почти свободных нет.

Приятно то, что «Огонек»

Всю детвору сюда привлек.

Скажем прямо

Все знают артистов,

Космонавтов, врачей и хоккеистов.

А о нас вспоминают тогда,

Когда в доме случится беда.

Вахта серьезная

Мы это знаем,

Богатство страны

От огня охраняем.

Трое пожарных (обращаясь к детям)

Правила пожарные без запинки знайте,

Правила пожарные строго соблюдайте!

1-пожарный:

Правило первое касается каждого,

Правило это – самое главное!

И на улице, и в комнате, вы о нем ребята помните!

Все:

Спички не тронь, в спичках – огонь!

Ведущий:

Огонь – не игрушка, запомните каждый,

Вот что, ребята случилось однажды.

1-й ребенок:

Две лисички взяли спички.

К морю синему пошли, море синее зажгли.

(Две девочки-лисички выполняют соответствующие действия под музыку, ставится макет костра)

2-й ребенок:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит.

3-й ребенок:

«Эй, пожарные, бегите,

Помогите, помогите!»

Ведущий:

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами

И сушенными грибами.

(Крокодил выполняет движение)

Прибежали два курчонка,

Поливали из бочонка.

(«Курочки» бегают и поливают из бочонка)

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

(«Ерши» плывут с ковшами)

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

(Лягушата прыгают с ведром)

Ведущий:

Тушат, тушат – не потушат,

Заливают не зальют.

Тут бабочка прилетела, крылышками помахала,

Море стало потухать и потухло.

(Макет костра убирается)

Ведущий:

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали, ножками затопали.

(Общая пляска зверей)

2-й пожарный:

Правило второе легко запомнить можно:

С электроприборами будьте осторожны!

А то может случиться с вами вот такая история.

(Выходит кошка под музыку. Гладит фартук, уходит, оставляя утюг. Звучит тревожная музыка)

Ведущий:

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!

(Ставят макет огня у домика)

Кошка вскочила, глазки выпучила.

Кошка бегает, машет руками.

Бежит курочка с ведром

Заливает Кошкин дом!

(Пожарный помогает курочке заливать из ведра)

Кошка (курочке):

Спасибо пожарным, а то бы беда!

Пожарные нас выручают всегда!

3-й пожарный:

Правило третье:

Топишь печь за ней следи никуда не уходи!

(На сцене дети, изображающие маму и ее дочку)

Ведущий:

Мать на рынок уходила, дочке напоследок говорила:

Дети:

Печку, доченька, не тронь.

Жжется, доченька, огонь!

(Мама уходит)

Только мать ушла с крылечка,

Дочка села перед печкой,

В щелку красную глядит,

А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дочка дверцу

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.

(Ребенок, изображающий огонь, бегает, кружиться, скачет около печки)

Ведущий:

Но пожарные узнали,

Где горит, в каком квартале.

В пять минут автомобили

До пожара докатили.

Заклубился дым угарный,

Гарью комната полна.

На руках бравый пожарный

Вынес девочку из огня.

Он, пожарный старый –

Двадцать лет тушил пожары.

Сорок душ от смерти спас,

Бился в пламени не раз.

Ничего он не боится,

Надевает рукавицы,

Смело лезет по стене,

Каска светится в огне.

Пламя ежится и злится,

Убегает как волчица.

А струя издалека

Гонит пламя с чердака.

Вот уж бревна почернели,

Злой огонь шипит из печки.

Огонь:

Пощади меня пожарный,

Я не буду жечь дома!

Пожарный:

Замолчи, огонь коварный, -

Говорит ему пожарный, -

Посажу тебя в тюрьму.

Оставайся только в печке,

В старой лампе и на свечке!

Пожарные:

Поработали недаром!

Славно справились с пожаром!

Ведущий:

Помни о правилах ночью и днем,

Будь осторожен с огнем.

(Под музыку марша пожарные выходят из зала)

 

 

Чтобы не было беды

КВН

 

Программное содержание:

Закрепить знание детьми правил пожарной безопасности, обращения с электробытовыми и нагревательными приборами, поведения в случае пожара.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами проведем КВН, который назовем «Чтобы не было беды». В КВНе будут принимать участие две команды - «Огонек» и «Искорка». Просим вас занять свои места.

Под музыку дети занимают свои места.

Ведущий: А судить наши команды будет жюри, которое мы тоже просим занять свое место.

Итак, мы начинаем КВН. Первым заданием будет представление команд.

 

Команда «огонек»: О чем поет огонь, Гуляя по поленьям? О том, что занят он Не только отопленьем. Что булки он печет И варит суп с лапшою, Что расположен к вам Всей пламенной душою. Без ругани и ссор Живет огонь в квартире. Лишь просит об одном - Чтоб вы с ним не шутили. Команда «искорка»: Жители земного шара, Граждане любой страны Злой огонь гасить должны! А без доброго огня обойтись нельзя и дня. Он надежно дружит с нами, Гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя Поднимает, будто флаг. Всем огонь хороший нужен И за то ему почет, Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печет.

1-е задание.

Команде «Огонек». Для чего нужен огонь?

Команде «Искорка». Почему огонь иногда называют врагом?

2-е задание - для обеих команд. Чья команда больше назовет сказок, стихотворений, герои которых сталкиваются с огнем?

3-е задание

Для команды «Огонек». Отгадать загадки.

Красная девушка по небу ходит.

(Солнце.)

На улице - столбом,

в избе - скатертью.

(Дым.)

Шипит и злится, воды боится.

(Огонь.)

С языком, а не лает,

без зубов, а кусает.

(Огонь.)

Для команды «Искорка». Отгадать загадки.

Это темный-темный дом,

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

(Спички.)

Сидит на крыше всех выше

И дымом дышит.

(Труба.)

Черный конь скачет в огонь.

(Кочерга.)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния.)

4-е задание

Команде «Огонек»: Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер («101»).

Команде «Искорка»: Какого цвета пожарная машина?

5-е задание

Ведущий: Это задание вам помогут выполнить сказочные герои.

1. Задача для команды «Огонек».

Лесная поляна. На поляну выходят волк и лиса.

Волк: Ой, лисичка, холодно, все косточки мои старые продрогли, давай костер разожжем.

Разжигают (ставят макет костра).

Лиса: Хорошо греться у огня, сейчас бы зайчатины зажарить...

Волк: Да, я бы тоже не отказался.

Лиса: Мечтать хорошо, да этим сыт не будешь, пойдем на охоту.

(Звери уходят, а костер остается гореть.)

Вопрос: Какую ошибку допустили звери? Почему нельзя оставлять костер непотушенным? Как правильно его тушить?

Задача для команды «Искорка».

За столом сидят Незнайка и Буратино. Они смотрят по телевизору сказку, обсуждают ее. Им это надоедает, и они уходят, не выключив телевизор.

Вопрос: Какую ошибку совершили сказочные герои? Почему нельзя оставлять телевизор включенным? Если загорелся телевизор, что нужно сделать в первую очередь?

6-е задание. Исполнение песен о пожаре, огне, профессии пожарного.

Подведение итогов.

 

 

Берегись огня!

Викторина-соревнование

 

Цели: закрепить знания учащихся в области пожарной безопасности; привить им навыки правильных действий при возгорании и оказанию помощи при спасении людей; научить быстро оценивать опасную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления; побудить детей к глубокому изучению курса ОБЖ.

Место проведения: спортивная площадка на территории школы.

Материальное обеспечение: плакаты и стенгазеты по противопожарной тематике, а также представляющие призывы команд-участниц; огнетушители; тазики с водой, санитарные носилки, противогазы; гимнастические перекладины, судейский свисток, столы для жюри и команд-участниц; зрители.

Ход соревнования

Й этап.

Практическая часть пожарная эстафета

(2 команды по 5 человек)

Ведущий: Думаю, нет нужды убеждать вас в том, насколько важно хорошо знать правила пожарной безопасно­сти и уметь правильно действовать в экстремальной ситуации. Но прежде чем приступить к выяснению этих знаний, для начала проведем пожарную эстафету, посмотрим, насколько вы готовы к преодолению трудностей, которые могут возникнуть как при возгорании, так и при спасении попавших в беду людей.

Командам предстоит посостязаться в быстроте и силе: сначала бег на 40 метров; затем подтягивание на перекладине: мальчики - 10 раз, девочки - 3 раза.

Пробежав дистанцию и подтянувшись, в центре на обратном пути 1-й участник от каждой команды готовит к применению огнетушитель.

После проверки судьями правильности применения огнетушителя 1-й участник быстро бежит к финишу и касается рукой плеча 2-го участника команды. Тот бежит к стулу, где лежит противогаз, и быстро надевает его.

В это время 3-й и 4-й члены команды находятся в готовности транспортировать пострадавшего на пожаре. От них требуется правильно определить его состояние. Представитель жюри вручает им отпечатанное на отдельном листе описание признаков ожога. Ребята должны его квалифицировать и сообщить результат судье. Правильный ответ оценивается в 10 баллов, за неправильный высчитываются штрафные баллы. Оценив результат, судья разрешает осуществлять перенос пострадавшего на носилках в «безопасное место». Здесь высшая оценка - 5 баллов.

Последний, 5-й член каждой команды, участвует в самом необычном конкурсе: «выживание в условиях задымления». Но поскольку создавать задымление нельзя, роль дыма может выполнить вода, налитая в тазы. Участник должен опустить лицо в воду и выдержать так, задержав дыхание, как можно дольше. Нормативное время - 35 секунд, это проходной балл. Каждая последующая секунда пребывания в воде оценивается дополнительным баллом. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Й этап.

Теоретический — викторина

Ведущий: Сейчас мы переходим к викторине. Командам будут задаваться вопросы, отвечать на которые нужно быстро, потому что в реальной опасной ситуации времени на размышление тоже может не оказаться. Так что быстрота и правильность ответов станут главными критериями для жюри при начислении баллов.

 

1-й конкурс - конкурс капитанов по знанию элементарных основ пожарной безопасности.

Ведущий: Вам будут предлагаться вопросы, на которые нужно дать ответы с комментариями. Время на подготовку — одна минута. Кто готов, поднимает руку. Оценки - по пятибалльной системе. Каждая неточность наказывается штрафным баллом, подсказка - тоже.

Вопросы:

Какими способами можно вызвать противопожарную службу? (По телефону «101», через переговорное устройство в лифте, привлечь внимание соседей или прохожих криками из окна или с балкона.

Нужно ли выбивать во время пожара окна в комнате? (Нельзя, так как приток свежего воздуха усилит горение.)

Почему горящий бензин нельзя тушить водой? (Бензин легче воды, поэтому вода опустится вниз и не окажет никакого огнетушащего эффекта.)

Почему во всех учреждениях двери должны открываться наружу? (Чтобы при эвакуации людей не создавалась давка и столпотворение.)

Можно ли включать свет, если произошла утечки газа? (Нельзя, при возникновении искры может произойти взрыв.)

Как потушить горящую одежду на человеке? (Его нужно остановить, повалить на землю и катать, пока не погаснет пламя; можно накрыть плотной тканью или верхней одеждой, оставив голову открытой.)

Ведущий: Будем считать, что капитаны достаточно размялись, и ужесточим их испытания. Теперь каждый из них получит вопросы на карточках и всего 10 секунд на размышление.

Вопросы на карточках:

Назовите причины возникновения пожаров в быту (Курение в нетрезвом виде, оставленные без присмотра печи и электроприборы, игры детей со спичками, перегрузка напряжения при одновременном включении в розетку нескольких нагревательных приборов.)

В каких случаях при пожаре применяются углекислотные огнетушители? (При тушении всех видов горючих материалов и электроустановок под напряжением.)

Можно ли тушить горящую электропроводку водой? (Если она под напряжением, нельзя, сначала ее нужно обесточить.)

 

2-й конкурс - тестирование команд.

Ведущий: Переходим к испытанию соревнующихся коллективов. Командам предлагаются вопросы о порядке действий человека, оказавшегося в экстремальной ситуации, и 3 варианта ответа. Максимальная оценка - 3 балла, ошибка — 0 баллов. Время на подготовку — 3 минуты. Команды получают карточки с вопросами, отмечают свои ответы и сдают их ведущему.

Вопросы:

Если случится пожар, как вы будите действовать?

(Позвоню по телефону «101»; позову на помощь соседей; убегу, никому ничего не сказав.)

Если комната начала наполняться густым дымом, что вы станете делать?

(Открою окно или дверь; буду продвигаться к выходу; закрою рот и нос мокрым носовым платком и ползком буду пробираться к выходу.)

Что нужно предпринять, если при приготовлении пищи загорелся жир на сковородке?

(Накрою ее мокрым полотенцем; залью водой; попытаюсь вынести сковородку на лестничную площадку и вылью ее содержимое в мусоропровод.)

Вы разжигаете газовую плиту. Спичка погасла, а газ не зажегся. Что вы будете делать?

(Перекрою газ; достану вторую спичку; перекрою газ и попробую тягу.)

Как вы поступите, если на опушке леса горит прошлогодняя трава?

(Пройду мимо; забросаю огонь землей, захлестну ветками; сообщу о пожаре взрослым.)

Вы увидели, что малыши бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы и аэрозольные баллончики. Как поступите в этом случае?

(Пройду мимо; остановлюсь и объясню, что это опасно; попытаюсь переключить их внимание на другое занятие.)

 

3-й конкурс - работа с рисунками.

Ведущий: Цель следующего конкурса - определить, насколько глубоко наши соревнующиеся усвоили правила пожарной безопасности. Командам будут предложены карточки с рисунками, на каждой изображена одна из опасных ситуаций и фраза по пожарной безопасности, в которой нужно восстановить недостающие слова. За правильный ответ начисляется максимальное число - 5 баллов, за не совсем точный - 3 балла, за неправильный - 0. Учитывается также, какая из команд быстрее выполнит все задания. Каждая команда получает комплект из 8 рисунков (одинаковых).

Ответы на рисунки:

... приводит к пожару! (Неосторожное обращение с огнем)

«... курить в постели. (Опасно)

«... электропроводкой с поврежденной изоляцией. (Опасно пользоваться)

Не оставляйте... (детей без присмотра.)

Не сушите белье... (над газовой плитой.)

... чердаки и подвалы (Содержите в чистоте и порядке)

Не храните на балконах... (горючие предметы.)

... электроприборы без контроля. (Не оставляйте включенные).

 

4-й конкурс - выявление источников опасности.

Ведущий: Теперь выдаем каждой команде по одинаковому рисунку на тему: «Ребенок на кухне». Нужно найти максимум источников возможного пожара и травм ребенка на кухне. Их должно быть не менее десяти. За каждый названный источник - один балл. На подготовку ответа отводится 7 минут. Команда, выполнившая задание полностью и раньше других, имеет шанс получить поощрительные баллы.

Перечень опасностей, изображенных на рисунке:

Маленький ребенок на кухне один, в окружении всяких опасностей.

1. Кухонные полотенца сушатся над плитой.

2. Из крана льется горячая вода.

3. На плите что-то жарится в сковороде без крышки.

4. В столе бутылка с уксусом.

5. Шнур электрочайника с поврежденной изоляцией.

6. В одну электророзетку включены электрочайник, тостер и микроволновая печь.

7. Спички лежат прямо на плите на уровне роста ребенка.

8. На столе стоит пепельница с не затушенными окурками.

9. Кухонный коврик сморщился.

10. Возле двери валяется игрушка, о которую можно споткнуться.

11.Ручка сковороды обращена наружу от плиты.

12. Электрочайник стоит на самом краю стола.

Жюри подводит общие итоги и объявляют результаты.

Суд над сигаретой







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.