|
Общенаучные методы исследованийСтр 1 из 8Следующая ⇒ Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления. При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов: 1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов: а) единства и борьбы противоположностей; б) перехода количественных изменений в качественные; в) отрицания отрицания. 2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на следующие философские категории: - общего, особенного и единичного; - содержания и формы; - сущности и явления; - возможности и действительности; - необходимого и случайного; - причины и следствия. 3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности. 4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии; г) конкретно-исторически. 5. Проверять полученные знания на практике.
Все общенаучные методы можнораспределить на три группы: 1) общелогические, 2) теоретические, 3) эмпирические. Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется для установления причинных связей между явлениями и наступившими последствиями. Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения, т.е. движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей. Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, т.е. это рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов по некоторым признакам делается заключение об их сходстве и в других признаках.
К методам теоретического уровня относятся аксиоматический, гипотетический, формализация, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа. Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания. Гипотетический метод – это способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. с помощью предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или с помощью предположения о существовании некоторого явления или предмета. Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный метод исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Структура гипотетико-дедуктивного метода: 1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов; 2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной; 3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с помощью дедукции; 4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Например, при установлении налоговой ставки в размере 13 % процентов на доходы физических лиц вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить поступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась. Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, язык математики или химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения. Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Виды абстрагирования: 1) Отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; 2) Изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. Примером абстрагирования может служить процесс образования понятий (терминов). Любые понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех свойств предмета или явлений, а содержат только наиболее существенные признаки или отношении. Обобщение – это установление общих свойств и отношений предметов и явлений, т.е. это определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного. Примером различной степени обобщения является деление объектов группы. Например, группы по общим признакам, группы по однородным признакам, группы по видовым признакам, группы по непосредственным частным признакам. Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Метод предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности. Восхождение от абстрактного к конкретному, как метод научного познания, состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Использование этого метода предполагает наличие у исследователя теоретических знаний о предмете или явлении. Системный метод заключается в исследовании системы, ее элементов, их связей между собой и с внешней средой. При этом обычно выясняется, как эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её элементов.
К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Как метод научного исследования наблюдение применяется для сбора эмпирической информации в объекте исследования. В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в на-блюдении со стороны, когда исследователь не участвует в наблюдаемой деятельности. Включенное наблюдение характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в наблюдаемую деятельность. Если наблюдение проводится в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то наблюдение считается лабораторным. Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами. Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном (температура, размер, вес, скорость и т.д.) Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Существуют следующие разновидности сравнительного метода: - метод сходства, - метод различия, - метод контрольной группы. При использовании метода сходства устанавливаются, в частности, повторяющиеся свойства объектов или явлений. При использовании метода различий определяются те характеристики, которые встречаются у одних объектов или явлений и не обнаруживаются у других. Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной (экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме изучаемого. Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: 1) по отраслям научных исследований – физические, биологические, химические, социальные, и т.д.; 2) по характеру взаимодействия средства исследования с объектом – обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект. В теории моделирования различают: - идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей, знаков, математической интерпретации; - материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи, предметы-аналоги. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|