|
Этапы решения задач с помощью АБВ - анализа
Классификация задач по важности и значимости
Чтобы делегирование было действенным, необходимо соблюдать соответствие между полномочиями и ответственностью.
5.4. Создание эффективных команд и работа с командой
Команда - это группы людей, взаимодействующих между собой и координирующих свою работу для достижения общих целей.
Различия между группой и командой
Стадииразвития команды
Типы команд
· Функциональная - команда, состоящая из руководителя и его подчиненных, соблюдающих формальные отношения субординации. · Кросс-функциональная - команда, состоящая из сотрудников различных функциональных отделов организации. · Самоуправляемые - команды, члены которых могут работать в условиях минимального контроля и способны заменять друг друга, чтобы производить конечный продукт или услугу.
Эволюция команд и методов руководства
Характеристики команд
· Число участников - от 5 до 12 человек. · Разнообразие опыта. · Взаимозависимость - степень зависимости участников команды друг от друга по вопросам обеспечения ресурсов и идей, необходимых для выполнения задания.
Формы взаимозависимости
· Общая взаимозависимость - низшая форма зависимости, при которой участники команды относительно независимы друг от друга при выполнении заданий (использование общих ресурсов). · Последовательная взаимозависимость - серийная форма зависимости, при которой конечный продукт работы одного участника команды является исходным материалом для другого. · Равная взаимозависимость - высшая форма зависимости, при которой участники команды в равной степени влияют друг на друга (выполнение интеллектуальных заданий).
Факторы эффективности команды
· Внедрение инноваций - адаптация к изменениям. · Производительность - достижение корпоративных целей при минимальном использовании ресурсов. · Качество - отсутствие дефектов и соответствие продуктов и услуг ожиданиям потребителей. · Удовлетворение потребностей сотрудников - это способность команды добиться лояльности её членов, воодушевлять их и выполнять их основные запросы.
Факторы, влияющие на эффективность команды
· Сплоченность - единство участников команды и их устремленность к общей цели. · Баланс между необходимостью выполнять корпоративные задания и удовлетворением социально-эмоциональных потребностей людей. · Личное влияние лидера на команду - умение формулировать общие цели и ценности, вовлечение членов команды в процесс решения проблем, чуткое восприятие своих идей, устранение разногласий и конфликтов, внимательное отношение к чувствам и потребностям коллег. Виртуальные команды - это команды, члены которых географически и организационно рассредоточены, имеют общую цель и используют телекоммуникационные технологии для налаживания связи.
Навыки лидера виртуальной команды · Правильный подбор участников команды. · Создание атмосферы доверия путем налаживания связей. · Установление общих правил. · Эффективное использование технологий. Глобальные команды - это команды, члены которых живут в различных часовых поясах и имеют культурные и языковые различия.
Навыки лидера глобальной команды
· Умение проводить лингвистическое и культурное обучение. · Умение развивать новые формы мышления и поведения.
Конфликт - это антагонистическое взаимодействие, во время которого одна сторона стремится навязать свою точку зрения другой.
Причины конфликтов
· Ограниченность ресурсов и борьба за доступ к ним. · Неопределенность заданий и обязанностей. · Индивидуальные различия. · Психологическая несовместимость.
Стили разрешения конфликтов
· Конкуренция - напористость и стремление настоять на своем. Используются в ситуациях, когда необходимо предпринять срочные и важные действия или непопулярные меры. · Избегание - нерешительность и отсутствие кооперации. Используется в ситуациях, когда: отсутствуют шансы на победу; необходимо сделать перерыв для сбора дополнительной информации; разрыв деловых отношений может обойтись слишком дорого. · Компромисс - сочетание напористости и кооперации. Используется в ситуациях, когда: цели сторон одинаково значимы; обе стороны хотят устранить разногласия; необходимо принять срочные и рациональные решения в условиях дефицита времени. · Приспособление - высокая степень сотрудничества в команде. Используется в ситуациях, когда: люди осознают свою неправоту; чужие проблемы оказываются важнее собственных; присутствует атмосфера доверия; общая гармоничность отношений имеет особое значение. · Сотрудничество - сочетание высокой степени напористости и кооперации. Используется в ситуациях, когда: важно соблюсти интерес обеих сторон и достичь компромисса; для принятия решений необходимо согласие всех сторон; необходим консенсус.
Техника разрешения конфликтов в команде
· Создание общей концепции. · Заключение сделки / Переговоры. · Посредничество - участие третьей стороны в разрешении конфликта. · Эффективные коммуникации.
Уроки гусиной стаи Факт 1. Взмахи крыльев каждого гуся создают восходящий поток воздуха, поддерживающий птиц, летящих следом. Форма стаи в виде буквы «V» позволяет увеличить дальность полета птиц почти в два раза. Урок. Сплоченные и движущиеся в одном направлении люди быстрее достигают поставленной цели, поскольку поддерживают друг друга. Факт 2. Нарушая строй, птица начинает испытывать резкое сопротивление воздуха, что заставляет ее быстро вернуться в стаю и продолжать полет с меньшей тратой сил. Урок. Если бы мы подчинялись законам гусиной стаи, мы помогали бы друг другу и выбирали лидеров, которые вели бы нас в нужном направлении. Факт 3. Когда вожак устает, он перелетает в хвост стаи, и его подменяет другая птица. Урок. Имеет смысл выполнять трудные задания по очереди и периодически менять лидеров. Подобно тому, как гуси зависят от умелого полета друг друга, так и люди зависят от профессионализма, навыков и способностей своих коллег. Факт 4. Гуси в стае криками подгоняют летящих впереди них птиц, чтобы те увеличивали скорость полета. Урок. Мы должны воодушевлять друг друга, поскольку это повышает производительность. Воодушевлять - значит отстаивать общие интересы. Факт 5. Когда кто-то из гусиной стаи теряет силы и падает вниз, за ним следуют две птицы. Они пытаются помочь попавшему в беду и защитить его. «Провожатые» остаются с товарищем, пока он не погибнет или не наберет сил, чтобы продолжить полет. После этого гуси присоединяются к другой стае. Урок. Если бы мы подчинялись законам гусиной стаи, мы поддерживали бы друг друга и в хорошие, и в плохие времена.
5.5. Управление разнообразием
Разнообразие - возрастные, половые, расовые, этнические и другие различия между людьми.
Характеристики разнообразия
· Первичные (возраст, пол, раса). · Вторичные (образование, материальное положение, религиозная принадлежность).
Необходимость поддержания разнообразия
· Позволяет устанавливать связи с разными группами потребителей. · Позволяет в полной мере раскрыть потенциал персонала. · Способствует повышению эффективности решений корпоративных проблем. · Способствует повышению конкурентоспособности организаций. Особый интерес представляют различия между мужским и женским стилями лидерства. Женский (интерактивный) стиль лидерства - стиль руководства, в рамках которого лидер налаживает хорошие отношения с подчиненными, наделяет их властью, предоставляет им необходимую информацию и заставляет сотрудников почувствовать свою значимость.
Оценка подчиненными мужского и женского стилей лидерства
Качество лидера Идейное влияние
Вдохновляющая мотивация Личная забота
Интеллектуальное стимулирование Выгоды для организации Повышение самоотдачи Повышение эффективности Удовлетворение потребностей сотрудников Примечание: Лидеры оценивались по пятибалльной шкале. В среднем рейтинги женщин были выше рейтингов мужчин по каждой из характеристик. Основным аспектом глобального разнообразия является социокультурная среда. Исследование сотрудников IBM, работающих в 40 странах, проведенное Гиртом Хофстедом (Geert Hofstede), позволило выделить в системах национальных ценностей четыре характеристики, влияющие на деятельность организаций и взаимоотношения между людьми. · Дистанция с властью.Значительная дистанция с властью означает согласие людей с неравенством, создаваемым властью в институтах, организациях и человеческих взаимоотношениях. Незначительная дистанция означает веру людей в равные права по отношению к власти. · Избегание неопределенности.В значительной мере выраженное избегание неопределенности означает, что члены общества чувствуют себя некомфортно в условиях неопределенности и неоднозначности и поэтому придерживаются убеждений, устанавливающих определенность и способствующих конформизму. Слабо выраженное избегание неопределенности означает, что люди в значительной степени терпимы ко всему, что является неструктурированным, неясным и непрогнозируемым. · Индивидуализм и коллективизм.Индивидуализм предполагает, что в обществе отдается предпочтение неструктурированным социальным системам, в которых человек сам заботится о себе. Коллективизм предусматривает предпочтение обществом структурированных социальных систем, в которых люди заботятся друг о друге, а организации соблюдают интересы своих членов. · "Мужские" и "женские" ценности.Преобладание "мужских" ценностей предполагает высокую ценность в обществе достижений, героизма, настойчивости, сосредоточенности на работе и материального успеха. Преобладание "женских" ценностей предполагает высокую ценность взаимоотношений, кооперации, группового принятия решений и качества жизни.
Рейтинги девяти стран по четырем характеристикам систем национальных ценностей
Проблемы глобального лидерства
· Этноцентризм - это убежденность человека в том, что культура и субкультура, к которым он принадлежит, выше других культур. · Ожидание неравенства. · Бикультурализм - социокультурные навыки и установки, используемые представителями расовых меньшинств, когда они оказываются между чужой доминирующей и своей национальной культурой. Данный феномен получил название "двойного сознания" · "Стеклянный потолок" - невидимое препятствие, стоящее на пути карьерного продвижения женщин и представителей меньшинств. · Различные возможности - отсутствие необходимого образования и профессиональных навыков.
Пути решения проблем разнообразия
· Развитие личностных качеств лидера (стремление подерживать разнообразие персонала, кросскультурная грамотность, способность изменить себя, оказание поддержки сотрудникам и наделение их властными полномочиями). · Изменение корпоративной культуры. Стадии обучения культурному разнообразию
Тема 6. Внутриорганизационные процессы и лидерство
План
6.1. Формирование образа (видения) будущего и стратегическое лидерство 6.2. Формирование корпоративной культуры и ценностей 6.3. Формирование обучающейся организации 6.4. Инновационное лидерство
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|