|
Маркетинговая среда инновационной фирмы
Маркетинговая среда предприятия включает в себя внутреннюю среду, находящуюся под непосредственным контролем предприятия, и внешнюю, включающую микросреду, которую предприятие способно формировать в большей степени, и макросреду, находящуюся вне его контроля (рис.10.1) Результаты деятельности инновационного предприятия в значительной степени определяются как его внешней, так и внутренней маркетинговой средой. Все множество факторов внешней среды можно объединить в две группы: факторы, непосредственно влияющие на работу предприятия (законы и учреждения государственного регулирования, поставщики сырья, материалов, оборудования, энергии, комплектующих; потребители продукции; конкуренты, как существующие, так и потенциальные, занимающиеся выпуском однотипной продукции и товаров-заменителей; торговые, финансовые, транспортные и прочие посредники); факторы, косвенно воздействующие на работу предприятия (состояние экономики, научно-технический прогресс, политические, демографические, природные и культурные факторы). Основными характеристиками внешней среды являются сложность, подвижность, неопределенность и взаимосвязанность. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые предприятие обязано реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора. Подвижность (или динамичность) — это скорость, с которой происходят изменения в среде. Неопределенность зависит от количества и точности, информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды. Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Управление инновационной фирмой существует в окружении, в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами; акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности; правительство с его налоговыми и законодательными требованиями; партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства; меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей; возрастающие запросы наемных работников; деятельность конкурентов; последствия экономических кризисов и т.п. Среда влияет на фирму и накладывает свои требования. Маркетинговая служба должна учитывать это значительное влияние. Внешняя среда не может быть постоянной, она изменяется. Можно выделить среду, параметры которой изменяются медленно, и такую, которая меняется резко и непредсказуемо.
Рис. 10.1 Маркетинговая среда предприятия (формирующая его инновационную деятельность)
Стремительный научно-технический прогресс повлиял на изменчивость внешней среды. Факторы внешней среды графически представлены на рис.10.2.
Рис.10.2 Внешняя среда инновационного предприятия Изменчивая внешняя среда характеризуется повышенной неустойчивостью, непредсказуемостью, а поведение менеджеров сильно усложняется по сравнению с их действиями в «спокойной» среде. Правила, согласно которым организации должны действовать, быстро и непредсказуемо меняются. В таких условиях на первое место выходит способность организаций к повышенной приспособляемости и выживанию. В результате равномерного перехода внешней среды из обычного состояния в изменчивое произошли глобальные изменения основных экономических показателей среды. Так, можно отметить: резкое сокращение жизненных циклов продукции; уменьшение сроков разработки продукции; изменение требований к технической подсистеме фирмы; усложнение продукции; изменение отношений заказчик-изготовитель; нереальность содержания собственных экспертных наукоемких служб; потребитель диктует поставщику; ужесточение конкурентной борьбы. Усложнение продукции, естественно, привело к усложнению разработки технологии. Вместо разработки продукта как единого целого фирмы производят его разделение на отдельные дискретные части или подсистемы, формулируют требования к работе каждого из них, а затем поручают дальнейшее тщательно продуманное описание и проектирование фирмам, специализирующимся в соответствующей области. За счет параллельного исполнения экономятся затраты и время проектирования. Например, покупатель получает выгоду от специальных знаний и компетенции, которые специалист приобрел при выполнении заказа, решая проблемы других клиентов, оплачивает затраты на производство таких знаний, вместо того чтобы брать эти затраты на себя целиком. Кроме того, ситуация складывается так, что невыгодно содержать собственные экспертные службы. Сейчас даже крупнейшие фирмы не могут позволить себе иметь собственные экспертные знания и инвестиционный капитал, достаточные для того, чтобы успевать идти в ногу со всеми нововведениями, соответствующими текущему и будущему спросу на продукцию. Изменчивая среда предъявляет именно те требования, которым существующие в этой среде предприятия вынуждены подчиняться. Если менеджеры фирмы, какими бы сильными они ни были не «уловят» изменения в окружающей среде и вовремя не изменят свою компанию, то через некоторое, довольно небольшое, время уже будет поздно что-либо предпринимать и прежние позиции будут проиграны более продвинутым конкурентам. Основные требования изменчивой внешней среды: уменьшение размеров фирмы; реорганизация; постоянное отслеживание ситуации во внешней среде; немедленная реакция на изменения внешней среды; введение системы ритмичного производства. Авторы книги «Реорганизация корпорации» считают, что концепция реорганизации по своей значимости стоит в одном ряду с теорией Адама Смита. Более того, они утверждают, что теория Смита, которая «работала» более 200 лет, сейчас полностью изжила себя. В свое время она произвела подлинную революцию в деловом мире. Реинжиниринг (реорганизация) призван совершить подобную революцию в современных условиях, чтобы прийти на смену теории Адама Смита. Авторы упомянутой работы не одиноки в подобных суждениях, с ними согласны многие ведущие ученые современности. Если существует отдельная организация, существует среда вокруг нее, следовательно, должна быть граница, отделяющая организацию. Менеджеры должны управлять этими взаимодействиями со средой, что очень важно для нормального функционирования организации. Граница создается и как физическая составляющая (ограничивает рамки здания), и как организационная (отличия в уровнях заработной платы, социальных условий), а также в сознании людей (имидж организации, гордость принадлежностью организации). К внутренним факторам, непосредственно влияющим на развитие инновационного предпринимательства в отдельно взятой отрасли, относятся: наукоемкость производства и наличие исследовательских, опытно-конструкторских подразделений, экспериментальных производств; степень глубины переработки первичного сырья; уровень получаемой добавленной стоимости; длительность производственного цикла; длительность цикла обращения; наличие непрерывных производств; тип производства на отдельно взятом предприятии отрасли - массовое, крупносерийное, серийное, мелкосерийное или индивидуальное; влияние фактора сезонности на производственную активность отрасли; энергоемкость производства; фондоемкость производства; технический уровень производства; уровень качества продукции; наличие экологически вредных производств; износ оборудования и основных фондов; уровень диверсификации производства в отрасли; уровень квалификации работников; возможность применения в производстве технологий экономии и сбережения; приближенность к потребительскому рынку. Несмотря на многообразие конкретных форм организации инновационных процессов следует уточнить основные группы факторов, которые влияют на формирование инновационной деятельности фирмы (табл.10.1). Таблица 10.1 Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на формирование инновационной деятельности предприятия
Эффективность работы инновационной фирмы зависит от способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Потребители, решая, какие инновации (товары или услуги) для них желательны и по какой цене, определяют для фирмы почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия фирмы с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие фирмы ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они зависят в большей мере. Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого можно оспаривать. Руководство каждой фирмы четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на рынке. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Значимыми переменными среды косвенного воздействия являются технология, состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные факторы. Технологические нововведения влияют на эффективность, с какой товары можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, какого рода услуги и новые товары ожидают потребители от фирмы. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни фирмы и отрицательное на другие. Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на отношение людей к фирме, а также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Некоторые аспекты обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них - настроения администрации, законодательных органов в отношении бизнеса, другой группы особых интересов и лоббисты. Большое значение для фирм имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Почти для всех фирм преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. Почти у каждого местного населения существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|