Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственное высшее учебное заведение





Государственное высшее учебное заведение

«Донецкий транспортно-экономический колледж»

Лекции

по Отечественной истории для студентов заочной формы обучения всех специальностей

Донецк-2015

РАЗРАБОТЧИКИ: Демура Ю.М. – кандидат исторических наук, преподававтель-методист висщей категории ГВУЗ «Донецкий транспортно-экономический колледж»  
РЕЦЕНЗЕНТИ: Плисенко О.О. – преподаватель первой категории ГВУЗ «Донецкий транспортно-экономический колледж» Зырянова О.А. - преподаватель ГВУЗ «Донецкий транспортно-экономический колледж»

 

 

Обсуждено и рекомендовано в печать:

цикловой комиссией общественных дисциплин, протокол № 2 від 06.09.15 г.

Тема 1. «Отечественная история» как наука и учебный предмет

План

1. Место и значение курса «Отечественная история» в системе гуманитарных и специальных дисциплин. Объект, предмет и задачи курса. Методология исследований.

2. Основные источники Отечественной истории и его историография. Хронология истории.

3. Актуальность курса. Донбасс как исторический регион.

 

Уважаемые студенты! Сегодня в стенах нашего колледжа мы начинаем изучать новый предмет «Отечественная история». В чем заключается его важность и значение?

1. Не может быть высококвалифицированным специалист, если он не будет знать историю своей страны, региона, своего города, села, где он родился и живет. В свое время Н.Г.Чернышевский писал: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории».

2. Велика роль знаний истории в воспитании гражданской сознательности, патриотизма в классическом смысле этого слова.

3. Относительно вашей будущей деятельности на созидательной ниве, то в контексте нашего курса вы должны знать историю зарождения и развития финансовой системы, логистики, технологий обогащения полезных ископаемых и обслуживания и ремонта автотранспорта, начиная с зарождения человеческой цивилизации до сегодняшнего дня (натуральный обмен, торговля, ремесло, мануфактуры, формирование рынка, создание промышленных предприятий, сферы услуг, совершенствование управлением экономикой и банковской системой и т.д.).



Для вашей успешной деятельности вы должны знать и использовать исторический опыт в организации управления и предпринимательства, как отечественный, так и зарубежный, учитывать свою специфику. Если, например, взять наш край, Донбасс. Он очень интересен в этом плане.

В первую очередь это:

а) особенности заселения края. «Дикое поле». Начало экономического развития с учетом природных богатств (соль, уголь, земля и др.);

б) развитие предпринимательства и управленческой инициативы (особенно после 1861 года);

в) специфика формирования национального состава населения Донбасса на всех этапах его политического и социально-экономического развития.

Знания и глубокое понимание прошлого позволяет объективно оценить настоящее, разобраться в сложных и противоречивых процессах политического и социально-экономического характера. История «уму не учит», но силой примеров из прошлого может помочь всем, кто желает усвоить ее уроки «дабы не наступать на одни и те же грабли». В своей практической деятельности вы должны будете учитывать положительный и отрицательный опыт исторических процессов.

Объектом Отечественной истории как науки является та реальная история общественной жизни с древнейших времен до наших дней, которая протекала на территории Донбасса. Между тем, историков, изучающих прошлое, не может не интересовать взаимоотношение живших в нашем крае народов (русичей, греков, татар, сербов, поляков, болгар, немцев и др.) с другими частями мирового сообщества.

Предметкурса. Если для науки объектом служит вся реальная история, то ее предметом являются закономерности исторического процесса. В нашем случае это закономерности возникновения и развития разнообразной политической, социальной и духовной деятельности человеческого общества и государств на разных этапах (зарождение, этап развития, кульминация развития, спад, распад или поглощение, снова развитие в новых условиях и т.д.).

Методология исторической науки.

Метод (способ исследования) – путь исследования, способ построения и обоснование знаний. Актуальной остается проблема выбора методологии – науки о методах, подходах и критерии оценки исторических процессов и явлений.

Больше чем 2000 лет тому назад возникли основные общенаучные подходы в исторической мысли. Они существуют и ныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории, которые стыкуются с метафизическими или диалектическими методами познания.

Представители идеалистической концепции истории считают, что дух и сознание первичнее и весомее, чем материя и природа. Материалисты наоборот утверждают, «что бытие определяет сознание». Современная историческая наука базируется на диалектико- материалистическом методе.

Существуют и конкретно-научные, прикладные методы исторических исследований: структурно-функциональный анализ, моделирование, сравнительный, системно-статистический, математический, хронологический, конкретно-социологический и др.

Принципы исторических исследований

Принцип – это основное правило.

1. Принцип историзма – требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и действий в соответствии с конкретно-историческими условиями, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление необходимо изучать в его развитии: от возникновения до конечного результата.

2. Принцип объективности – предусматривает упор на факты в их действительном содержании, а не подгоном под сиюминутную выгоду. По этой причине историки не должны быть заложниками политиков.

3. Принцип социального подхода – предусматривает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов разных слое населения, разнообразия форм и проявлений в обществе.

4. Принцип альтернативности – обозначает степень вероятности осуществления того или иного явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей – вынести урок на будущее.

 

Тема 3: «Донецкий район в эпоху средневековья VI-начало XVI вв.)»

План

1. Земли Подонцовья, Приазовья и Киевская Русь.

2. Подонцовье и Приазовье в ордынский период (XIII - первая половина XVII вв.)

 

 

1. Земли Подонцовья, Приазовья и Киевская Русь.

 

История и судьба Великой степи и Дико­го поля как органической ее части, начиная с VI в., неразрывно связана с появлением древнерусского этноса и нового государства, получившего название Русь.

Богатая земля, способная обеспечить кормом большое количество скота, пре­красный климат, не подвергающийся опус­тошительным засухам, как, например, в сте­пях Азии, конечно, привлекали сюда кочевников в древние времена, и они чув­ствовали здесь себя хозяевами, пока их не сменяли новые племена таких же кочевни­ков. Об этом довольно образно писал пер­сидский историк Ал-Джузджани: "Во всем мире не может быть земли, приятнее этой, воздуха, лучше этого, воды, слаще этой, лу­гов и пастбищ, обширнее этих". Вот почему в V-IX вв. продолжается великое переселе­ние народов с востока на запад. Через тер­риторию Дикой степи в Карпатско-Дунай­ский регион в этот период прошли авары, болгары, хазары и угры (венгры).

Однако одновременно с этим процессом в VI-VIII вв. быстрыми темпами развиваются славянские племена, так называемые анты — оседлый народ, занимавшийся хлебопа­шеством и скотоводством. Это был период, когда окончательно оформляется древнерус­ский этнос, который в этот период небезус­пешно пытается противостоять нашествиям кочевников из Азии — аварам, болгарам и венграм.

К этому времени у славян происходит восстановление "военной демократии", раз­ложение родового строя и складывается классовое общество, что создает предпосыл­ки для образования государственности. Ус­ловной датой объединения славянских пле­мен в единое древнерусское государство с центром в Киеве (Киевская Русь) следует считать 882 год, когда, судя по летописным материалам, князь Олег с новгородскими войсками и варяжской дружиной захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира и стал обустраивать города и обкладывать данью близлежащие славянские племена

словен и кривичей, а позже древлян, полян, северян, тиверцев, вятичей и радимичей.

Таким образом, Олег объединил под своей властью два главных политических центра Руси — Киев и Новгород, т.е. земли, протянувшиеся вдоль великого речного тор­гового пути "из варяг в греки". Восточные племена превратились в крупнейшее госу­дарство средневековой Европы.

Его экономические интересы требовали выхода к границам Степи, где Киевская Русь столкнулась с интересами довольно сильного противника — Хазарского каганата. Центр этого государства находился в низовьях Вол­ги и был связующим звеном, обеспечиваю­щим безопасность караванов и посредниче­ство в торговле с Востоком, Кавказом, Крымом и Византией. Вот почему оно имело политическое превосходство, и без завоевы­вания народов и территорий (завоевывать было некого и не для чего!) хазарам платили естественную дань, в том числе и некоторые славянские племена (например, вятичи).

"Русь Днепровская, городовая, торго­вая", как называл ее выдающийся историк В.О. Ключевский, Русь, обладающая благо­даря успешной внешней торговле высоким международным авторитетом, не хотела ми­риться с отсутствием контроля на "Великом шелковом пути". Вот почему период княже­ния Святослава (964-972 гг.) ознаменовался постоянными войнами за обретение такого контроля и возможности стать во главе Вос­точной Европы.

Его походы в 965-968 гг. представляли собой как бы единый "сабельный удар", про­чертивший на карте Европы широкий полу­круг от Среднего Поволжья до Каспийского моря и далее по Северному Кавказу и При­черноморью. В результате этих походов бы­ла покоренаа Волжская Болгария и разгром­лен дряхлеющий Хазарский каганат (965 г.). Преграды, поставленные на пересечении торговых путей на восток, были устранены. "Великий шелковый путь" для Древней Руси был открыт, хотя она в этот период не суме­ла этим воспользоваться.

По-видимому, именно для контроля и охраны торгового пути, проходящего через территорию Дикого поля, на Таманском по­луострове позднее возникло новое русское княжество — Тмутараканское.

Между тем войны с кочевниками юж­ных степей не прекратились. Они то прини­мали ожесточенный характер с появлением в Диком поле новых кочевников, то ограни­чивались сторожевой службой и мелкими стычками на порубежье. Кратковременные периоды перемирия и затишья сменялись войнами.

Особенно обострилась ситуация в этом регионе с приходом в Северное Причерно­морье новых многочисленных и воинствен­ных кочевников — союза тюркских племен печенегов, сложившегося в VIII-IX веках. История их прихода в Степь напоминает все предыдущие походы и завоевания кочевни­ков.

До конца IX века печенеги кочевали между Аральским морем и Волгой, вели борьбу за пастбища с огузами, половцами и хазарами. Однако в конце концов под их дав­лением печенеги вынуждены были перейти Волгу и, вытеснив кочевавших между Доном и Днепром угров (венгров), занять Северное Причерноморье до Дуная. Кочевое ското­водство и набеги на соседние с ними страны — Русь, Византию и Венгрию — стали одним из средств существования и выживания го- сударства-гетеротрофа. И как всякое госу- дарство-гетеротроф оно было обречено уже на стадии его могущества, поскольку не мог­ло существовать без постоянного вливания людских и хозяйственных ресурсов извне.

Процесс постепенного разложения сою­за печенегов ускорила Киевская Русь в пери­од княжения князя Владимира Святославича (980-1015 гг.). В 80-х гг. X в. он сумел органи­зовать государственную систему обороны Древней Руси, построив мощные оборони­тельные линии вдоль пограничных рек Дес­на, Осетр, Трубеж, Сула, Рось. Крепости, рвы и валы, лесные засеки, укрепленные броды протянулись на многие сотни киломе­тров, подкрепляясь набранными из всех го­родов Руси постоянными гарнизонами, несу­щими службу в пограничных городках. Оборонительной системы такого масштаба не знала история средневековой фортифи­кации Западной Европы. В народе эти земля­ные валы называли "Змиевыми".

Печенеги были остановлены "в одном

дне пути от Киева, а затем вытеснены об­ратно в степь. Именно этот период борьбы с "погаными степняками" на "заставах бога­тырских" воспевается в многочисленных ге­роических русских былинах, в которых отда­ется дань глубокого уважения и богатырям, и дружинникам, и простым ратникам, и кня­зю Владимиру "Красно Солнышко".

Окончательно печенеги были разгром­лены князем Ярославом Мудрым в 1036 г. под Киевом. Множество печенегов погибло в битве и при их преследовании русскими дружинниками, другая часть откочевала к Дунаю, но были и такие, которые, ассимили­ровавшись, естественно вошли в военную структуру славян, а затем стали частью сла­вянского этноса.

Древнерусские летописи зафиксирова­ли двенадцать военных конфликтов между печенегами и Русью. Много это или мало? Если даже предположить, что их было боль­ше, но они не попали в поле зрения летопис­цев, то и тогда при всех тяготах печенежско- русского противостояния, нельзя не заметить, что война не была постоянной. Де­ло в том, что структура пече­нежского "союза" была такова, что орды, из которых состоял союз, не всегда были едины в своем стремлении к конфлик­там с Русью. Поэтому Древняя Русь могла одновременно нахо­диться с одной ордой в состоянии войны, а с другой в состоянии мира.

Известен даже факт, что в 979 г. печенеж­ский князь Илдея перешел на службу к киев­скому князю Ярополку Святославичу. Под­властных ему печенегов расселили в Поросье и на окраинах Киевской Руси, где они будут проживать и нести караульную службу, отби­вая вместе с русичами набеги кочевников вплоть до монгольского нашествия. Таких слу­жилых тюрков-кочев- ников русские называли "черными клобуками", хотя это наименование исчезало по мере того, как они ассимилирова­лись и превращались и по языку, и по вере, и по культуре в типичных славян.

Следующая после печенегов волна кочевников, которая захлестнула на несколько ве­ков (X1-X1II) развивающуюся культуру Древ­ней Руси, связана с приходом на территорию Степи кочевых племен торков и половцев. Ситуация на границе лесостепи с Диким по­лем стала стремительно меняться в пользу ко­чевников. В середине XI в. турки-сельджуки перекрыли древнерусским купеческим кара­ванам все пути в южном направлении, а кре­стоносцы в 1096 г. опустошили Византийскую империю, тем самым лишив Киевскую Русь главного торгового партнера. Именно в этот период и активизировали свои набеги на Русь.

Впервые половцы, которые обосновались в Северном Причерноморье, упоминаются в рус­ских летописях в 1055 году. Древнерусские летописцы весьма образно описывали поло­вецкое нашествие:

"...Да числа — счета нет!

А закрыло луну до солнышка красного,

А не видно ведь злата-светла месяца,

А от того же духу половецкого,

От того же от пару лошадиного".

Свидетельством длительного пребыва­ния половцев на территории Дикого поля яв­ляются и многочисленные каменные бабы, рассыпанные по степи и собранные археоло­гами Луганского государственного педагоги­ческого университета и Донецкого национального университета (более 60-ти). Камен­ные половецкие изваяния известны еще с эпохи «Слова о полку Игореве» упоминание о них мы находим в записках о Московии и у Боплана.

Археологи изучают их с конца XVlII-начала XIX В., и почти в каждом музее Украины, Подонья, Ставрополья и Прикубанья есть свои изваяния. Их свозили с насыпей курганов, где они стояли в специально обо­рудованных святилищах, куда приносили подношения и жертвенную пищу. Здесь ино­гда устанавливали в честь предкам лицом к востоку по 3-5 изваяний, изображающих мужчин или женщин.

Так кто же такие половцы?

Название "половцы" русского проис­хождения, хотя правильней было бы назы­вать эту средневековую народность тюрк­ской группы "кыпчаки", или "куманы", ведь сами половцы называли огромную террито­рию от западных отрогов Тянь-Шаня до Ду­ная, которую они занимали, Дешт-и-Кыпчак (у славян "Половецкая земля", или "Половец­кое поле").

География их расселения и хронология упоминания о них в истории Дикого поля занимает около двух столетий (с 1050 по 1240 гг.) и заканчивается союзом с русича­ми перед лицом еще более опасного кочев­ника — монголо-татар.

К середине XI в. половцы вышли к Днеп­ру, а к началу 70-х гг. этого же столетия за­крепились на степных просторах между Днепром и Дунаем. Прежние кочевые обита­тели степей печенеги и торки были либо под­чинены их воле и растворились в массе поло­вецкого населения, либо перешли на службу в другие государства, в частности, Русь и Ви­зантию.

Северная граница "Поля Половецкого" проходила по территории Левобережья в междуречье Ворсклы и Орели, а на Правобе­режье в междуречье Роси и Тясмина. На юге она включала северокавказские, приазов­ские, крымские и причерноморские степи. На этой огромной территории помимо по­ловцев проживало большое количество дру­гих народов (аланы, хазары, болгары и сме­шанное население).

Все это накладывало определенный от­печаток на историю взаимоотношений по­ловцев с этими этносами и их поведенческие стереотипы с более мощным Киевским госу­дарством. Условно выделяют четыре периода развития половецких отношений с Русью и другими кочевниками:

· агрессивность этноса по отношению ко всем другим народам, населяющим до этого Степь;

· появление устойчивых границ каж­дой половецкой орды и постоянных зимов­ников;

· усиление давления на южные грани­цы Древней Руси и консолидация русских сил;

· стабилизация русско-половецких от­ношений.

Все эти стадии постепенного перехода от состояния воинствующей агрессивности к осознанию необходимости мирного сосуще­ствования с Русью были обусловлены самой природой кочевников.

Основой хозяйства половцев было коче­вое скотоводство. При этом мужчины зани­мались выпасом коней и верблюдов, а жен­щины выкармливали коров, овец и коз. Разделение функций между мужчинами и женщинами существовало и с точки зрения мирной и военной профессий: ремесла, свя­занные с домашним хозяйством, контроли­ровали женщины, а ремесла, связанные с во­енным делом, были в руках мужчин.

Торговля, которая осуществлялась в торговых половецких центрах Корсуне (Херсонесе), Суроже (Судаке) и Тмутарака­ни, была отчасти специфической, поскольку одним из видов товара, поставляемого на та­манские и крымские рынки, были невольни­ки, которых половцы обменивали на шелко­вые и парчевые ткани, вина, ювелирные изделия и посуду из Азии и Византии.

Постоянные нашествия половцев на русскую землю вызывали естественную от­ветную реакцию. Только в годы княжения Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) объеди­ненные силы русских князей совершали

многочисленные походы (в 1103, 1105, 1107, 1111, 1116 гг.) в Половецкую степь, в резуль­тате которых они овладели половецкими го­родами Шарукань, Сугров и Балин. Постоян­ство военных действий как с одной, так и с другой стороны, ослабляющее и отвлекаю­щее людские и материальные ресурсы обеих сторон, приводит к поиску не перемирия, а постоянного мира. Для этих целей использо­вали, в частности, династические браки.

Так, Владимир Мономах женил на по­ловчанке не только Юрия Долгорукого, но и своего сына Андрея Доброго. Когда Андрею исполнилось 15 лет (в 1117 г.), отец женил его на внучке знаменитого Тугоркана. По мне­нию С.В. Гуркина, "Андрей Боголюбский был сыном половчанки, Глеб Юрьевич, веро­ятно, сын половчанки, Мстислав Андреевич и Мстислав Ростиславович — сын и племян­ник Андрея Боголюбского — внуки полов­чанки. Рюрик Ростиславович женат на по­ловчанке. В 1163 г. киевский князь Ростислав Мстиславович женил своего сына Рюрика на дочери половецкого хана Белука" (С.В. Гур­кин, с. 85).

Половецкая степь в свою очередь имела прочные личные и династические контакты с Русью. Значительная часть половецких ха­нов вошла в древнерусский христианский культурный арсенал. Об этом свидетельствуют имена половецких ханов того времени, таких как Юрий Кончакович, Данила Кобя- кович, Глеб Туриевич, Ярополк Толуакович, а также появление в XIV в. единственной ук­раинской княжеской династии после Рюри­ковичей — князей Ружинских-Половцев (они происходили от половецкого хана Ту- горкана (умер в 1096 г.) — тестя великого ки­евского князя Святослава Изяславовича (1093-1113 гг.).

Все это привело к тому, что монголо-та­тарское нашествие русичи и половцы встре­тили вместе, причем именно по просьбе по­ловецкого хана Котяна русские князья, объединившись с ним, 31 мая 1223 г. приняли участие в битве с монголо-татарами на реке Калке (ныне р. Кальчик — приток Кальмиуса), закончившейся поражением союзников.

 

 

2. Подонцовье и Приазовье в ордпинкий период (XIII - первая половина XVII вв.)

 

Древнерусское раннефеодальное государство выполнило свою историческую мис­сию и уступило место новым государствен­ным формам. С 30-х годов XII в. наступил период феодальной раздробленности. Вот как об этом пишет академик Б.А.Рыбаков: "Для молодого русского феодализма IX-XI вв. единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранявшей от всяческих бед и напастей целую семью русских княжеств. Они пережили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжение варяжских от­рядов, и неуря­дицу княжеских распрей, и не­сколько войн с половецкими ханами, и к XII в. выросли на­столько, что смогли начать самостоятель­ную жизнь." Однако эта воз­можность само­стоятельной жизни была не реализована из- за монголо-татарского нашествия.

На просторах Степи и Дикого поля про­изошла смена господствующего этноса. На смену Половецкой степи пришла степь мон­голо-татарская, золотоордынская, основан­ная в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем и просуществовавшая вплоть до XV века.

Первоначально Золотая Орда находи­лась в зависимости от великого монгольско­го хана, однако со времени правления бра­та Батыя хана Берке стала проводить само­стоятельную политику.

Этнический состав Золотой Орды был довольно пестрым и непостоянным. В осед­лых областях, например, проживали волж­ские болгары, мордва, греки, хорезмийцы, русские, а среда кочевников состояла из тюркских племен кыпчаков (половцев), та­тар, канглыев, туркменов, киргизов и др. на­родов.

Вот почему ханы Золотой Орды не пре­пятствовали восстановлению торговых свя­зей. Так, при движении русских торговых караванов из Киева в Крым, не нужно было опасаться набегов, мало того, не нужно было заботиться о пище. На всем продолжении пути все необходимое можно было получить в степных гостиницах — караван-сараях, на почтовых станциях и в ямщицких.

Золотоордынцы, впитывая в себя эле­менты разных культур, за сравнительно короткий срок создали уникальное искусстве более 15-ти тысяч памятников материально культуры этой эпохи хранятся сегодня лишь в Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург, Россия). Они позволяют говорить самобытности, оригинальности и общемировой значимости искусства Золотой Орды.

При этом территория Дикого поля прежнему была своеобразным мостом, который соединял Азию с Европой. Несмотря на элементы насилия, присущие политике золо­тоордынских ханов (потом они будут в не ме­нее жесткой форме повторяться в практике правления Московской Руси, а позднее и в России), здесь в полной мере осуществлялся межкультурный и межнациональный диалог Леса со Степью, кочевников с земледельца­ми, Азии и Востока — с Европой и Западом.

Степь от этого диалога только выиграла, укрепив свою идеологию и культуру, а Золо­тая Орда, как и многие государственные и полугосударственные образования кочевни­ков, распалась. В начале 20-х гт. XV в. из Зо­лотой Орды вычленялось Сибирское ханст­во, в 40-е гг. возникла Ногайскебя орда, а затем Казанское (1438 г.), Крымское (1443 г.) и Астраханское (60-е гг. XV в.) ханства.

Судьба Дикого поля и Руси в целом по­сле этого так или иначе была связана преж­де всего с Крымским ханством (с 1443 по 1783 гг.). Психологически после распада Зо­лотой орды крымские татары, растратив силы в междуусобной борьбе, уже не были нацелены на войну и определенный период не представляли опасности ни для террито­рии Степи, ни тем более для укрепляюще­гося Московского государства. Они были заняты мирной жизнью; занимались ското­водством, торговлей и даже, как подчерки­вал академик Д. Яворницкий, сблизились со славянским населением. Во время правле­ния крымского хана Хаджи-Девлет-Гирея (а он правил Крымским ханством в течение 39 лет) между славянским и татарским населе­нием установились дружеские отношения, окрепла торговля, хан даже жертвовал не­малые средства на христианские монасты­ри.

Перелом в отношениях со славянской Украиной наступил после 1478 года, когда крымский хан Менгли-Гирей, один из вось­ми сыновей Девлет-Гирея, признал себя вас­салом турецкого султана. Резкое изменение отношения к христианам было продиктова­но не столько жестоким характером нового крымского хана, сколько религиозным фа­натизмом турок.

Кроме того, существовала и экономиче­ская причина татарских вторжений на тер­риторию Украины, Польши и Руси. С появ­лением турок на Балканах и в Крыму большим спросом стали пользоваться хрис­тианские невольники. Торговля традицион­ными для Крыма товарами была резко сокра­щена, поскольку Черное море стало закрыто для европейских торговцев османами. Тор­говые города Кафа и Гезлеви постепенно стали переквалифицироваться на торговлю невольниками. Именно она стала занимать первое место в хозяйственно-экономичес­кой жизни полуострова после торговли соле­ной рыбой, икрой, солью, пшеницей, ячме­нем, вином и маслом.

Торговля рабами, приносящая огром­ные богатства, заставляла крымских татар практически ежегодно делать набеги на Ук­раину или соседние страны. Особенно со­крушительными и страшными для славян были набеги в 1516, 1537, 1559, 1579, 1589, 1593, 1640, 1666, 1667, 1671 и 1688 годах. Во время таких опустошительных походов тата­ры уводили в плен от 5-ти до 60-ти тысяч че­ловек. Славянская Степь все более нужда­лась в собственной защите своих рубежей...

План

1. Возникновение крупного капиталистического производста и формирование буржуазии.

2. Формирование промышленного пролетариата Донбасса.

3. Аграрный сектор Донбасса в условиях капитализма.

 

1. Возникновение крупного капиталистического производста и формирование буржуазии.

В 1861г. Было отменено крепостное право. Несмотря на грабительский характер реформы в России были созданы условия для развития производительных сил и окончательного утверждения капиталистического производства. Широкий размах приобрело железнодорожное производство строительство. Оно сыграло громадную роль в стимулировании промышленного производства. Железнодорожный бум захватил Донбасс. На протяжении 1868-1870гг., получив большую правительскую субсидию, купец С. Поляков построил Курско-Харьковско-Азовскую железную дорогу и с помощью П. М. Горлова начал добычу угля для нужд дороги. В апреле 1875г. Правительство приняло решение о сооружение Донецкой каменно-угольной железной дороги. Концессии на её строительство получил С. И. Мамонтов, московский миллионер.

Основной сортировочной станцией стало Дебальцево, которое работало на 4, а затем на 6 направлений. На дороге были введены и многие другие новшества. Особую гордость дороги составляли пассажирские вокзалы, в частности, Дебальцевский, построенный по индивидуальному проекту в 1879г.

Особое значение для развития горной и заводской промышленности имело сооружение в 1800-1884гг. Екатерининской железной дороги, связавшей Донбасс с Кривбасом. В 1882г. Построили дорогу, которая соединяла Мариуполь с Центральным Донбассом. В 1886г. в Мариуполе началось строительство нового порта, которое было завершено в октябре 1889г. Таким образом, донецкий уголь, металл, уголь получили возможность транспортировки во все уголки страны и за границу.

В конце 60-х и особенно в начале 70-х годов началась «предпринимательская лихорадка» в Донецком бассейне. Увеличили добычу угля казенные

шахты Лисичанска, Голубовская, возникали новые каменноугольные предприятия, акционерные общества при участи и иностранных, и русских капиталов. В частности, в 1872г. при участии французских капиталов в Донецком бассейне действовала первая акционерная компания «Горное и промышленное общество на Юге России». С 1872г. по 1900г. в Донбассе образовалось 20 крупных акционерных каменноугольных компаний.

Высокая норма прибыли в горной промышленности и покровительство русского правительства привлекали иностранный капитал. К концу 90-х годов этот капитал в угольной промышленности Донбасса достигал суммы – 95,3 млн. руб. Среди вкладчиков ведущее место принадлежало акционерам Франции и Бельгии.

Наряду с иностранным капиталом в горную промышленность вкладывали средства российские предприниматели. Помещик Иловайский построил несколько шахт – «Иван», «Мария», «Сергей» и «Софья», назвав их именами своих детей. В1859г. они были объединены в Макеевский каменноугольный рудник. В донецкой степи появились шахты, принадлежавшие Карнову, казачьему полковнику Рыковскому, подрядчику Пастухову и др. Среди владельцев шахт были и украинские предприниматели братья Рудченки, Голубь, Булацель, которые одними из первых основали угольные предприятия в Донбассе.

В годы промышленного подъема быстро росла концентрация производства. Только на 8ми предприятиях Донбасса в 1892г. было добыто более трети всего угля и антрацита. Большой мощностью отличались рудники Французского общества, на которых добывалось 22 млн. пудов угля в год, Новороссийского общества – 16 млн. пудов в год (Юзовка), наследников Иловайских – 12 млн. пудов (Макеевка). В целом в 1900г. в Донбассе было добыто 671 млн. пудов угля, что составило 90% общероссийской угледобычи (исключая Польшу). Донецкий уголь доставлялся более чем в 500 пунктов страны. Главными потребителями были железные дороги, металлургические и другие заводы.

В конце 70-х годов в XIXв. в Донбассе начал развиваться горно-соляной промысел. Научные изыскания доказали возможность нахождения каменной соли в окрестностях городов Славянска и Бахмута. Эти исследования дали толчок частной инициативе, которая выразилась почти одновременным заложением двух буровых скважин: вблизи Бахмуда – таганрогским купцом Скарамангой и вблизи Славянска – князем Кочубеем совместно с

врачом Санисаревским. Скараманга устроил выварочный завод, на котором вываривалось первые годы 200-300 пудов соли. Другая буровая скважина князя Кочубея ограничивалась доставкой сгущенного раствора славянским солепромышленникам, которые на своих, старинного устройства, заводах вываривали соль самыми первобытными приемами. В начале ХХ века в Славянске существовало 66 сковород, из которых каждая вываривала ежемесячно 14 вагонов соли. В целом соляные заводы города производили в месяц 924 вагона, а в год 11088 вагонов соли. Подавляющее число соляных заводов принадлежало славянским купцам. Купец П. В. Михайловский владел заводом, на котором действовало 9 сковород, купец М. А. Робинович владел заводом из 6 сковород. Всего же обладателями соляных заводов в городе было 23 человека.

В 1876г., по инициативе и на средства Горного ведомства, были предприняты дальнейшие исследования месторождений каменной соли. Заложенная в 10 верстах от Бахмуда скважина, вблизи деревни Брянцевка, дала важные результаты. Однако Горному ведомству пришлось затратить немало времени и труда, чтобы привлечь капиталы к этому делу. Этих капиталов не оказалось у московских и петербургских капиталистов, и при посредстве капиталов местных горнопромышленников в 1879г. горным инженером Н. Н. Летуновским было учреждено товарищество на вере, с первоначальным капиталом 120.000 руб., которое взяло в аренду Брянцевское месторождение и приступило к закладке копи. В 1881г. шахта была обустроена и стала добывать соль.

Необходимость технического оснащения развивающейся промышленности, железнодорожное строительство, применение машин в сельском хозяйстве вызвали спрос на металл. В Донбассе к сооружению металлургического завода приступил английский капиталист Джон Джейм Хьюз. Русское правительство неоднократно пыталось организовать металлургическое производство на юге страны. В 1866г. русское правительство передало концессию на строительство рельсового завода князю Кочубею. У того, однако, не оказалось необходимого капитала, и права на концессию за 24.000 фунтов стерлингов у него купил Хьюз, директор Мильвольского завода в Лондоне.

Хьюз быстро организовал акционерное общество, которое было основано 31 июля 1869г. Правление общества находилось в Лондоне. В его состав

вошло 7 человек. Основной капитал – 1 200.000 фунтов стерлингов и акции на 24. 000 фунтов стерлингов по 50 фунтов каждая.

Хьюзу исполнилось 55 лет, когда он прибыл в Донбасс. Крепкого телосложения, с крупным лицом, заросшим короткой бородой, с молитвенником, псалтырем в руках, как английский миссионер, высадился он в Таганрогском порту. В 1869г. Хьюз обосновался на хуторе Смоляниновой, построил кузницу и стал изготавливать мелкий инструмент. И только в августе 1870г. развернулись строительные работы. Из Англии доставили машины и оборудование. Оттуда же приехали доменный мастер и квалифицированные рабочие, всего 70 человек. Со второй попытки, 24 января 1872г. задули каменную печь. Через год вступили в работу пудлинговые печи и в конце 1873г. приступили к производству чугунных рельсов. Лишь в 1879г. в Юзовке, построили мартеновскую печь и начали катать стальные рельсы. Здесь же, в Юзовке, впервые в России было налажено коксовое производство.

С ростом завода и шахт Новороссийского общества возник поселок, получивший название Юзовка. В 1870г. в нем проживало 164 человека, в 1884г. – 5494 жителя, а по переписи 1897г. значилось 28.076 человек, т.е. больше, чем в любом уездном городе губернии (за исключением Мариуполя).

Почти одновременно с Юзовским заводом Д. А. Пастуховым, также при поддержке правительства, был выстроен в Области Войска Донского Сулинский металлургический завод. Однако металлургическая промышленность вначале развивалась медленно. Лишь через 15 лет после постройки первых заводов на Украине развернулось строительство других металлургических заводов.

В 90-х годах XIX века Донецкий бассейн охватила металлургическая лихорадка. Всего за семь лет с 1894-1900гг. были построены металлургические заводы: Дружковский, Петровский в Енакиево, Донецко-Юрьевский в Алчевске (Коммунарск), Ольховский недалеко от Луганска, Краматорский, Кадиевский, Макеевский, Никополь-Мариупольский, Мариупольский бельгийского общества «Русский Провиданс». Ведущие позиции в металлургии также принадлежали иностранному капиталу. Так, Макеевский завод принадлежал французскому капиталу, Енакиевский металлургическический завод являлся собственностью бельгийского, французского и немецкого капитала. В Краматорском металлургическом обществе 60% принадлежало не-мецкому капиталу.

Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на второй план и превратился в основой металлургический центр страны, а Донбасс стал главной металлургической базой Юга. Его доля в общероссийской выплавке чугуна составила в 1900г. 36,1%, кроме того он стал одним из основных районов сталепрокатного и рельсового производства.









Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.