Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Предмет и принципы экономической науки





КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ

для студентов неэкономических специальностей

(с заданиями для самостоятельной работы студентов)

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

1.Предмет и функции «экономики».

2.Экономические категории и экономические законы.

3.Методологические основы экономической науки.

4.Экономическая система общества.

 

Предмет и функции «экономики».

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об­щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облига­ций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис­пользуя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их — результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйст­венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто­янно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов[1].

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добы­ваемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средст­ва и т. д.).



Важнейшие характеристики экономики — это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического про­гресса (НТП), место человека в экономике. Но главное — насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потреби­теля.

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в це­лом (макроэкономика) и другой уровень — функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, кото­рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо­зяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче­том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи­модействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вто­рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули­рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй­ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хо­зяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расхо­дов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе­мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй­ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать — микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных по­собиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение от­дельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различ­ных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осу­ществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воз­действия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.

Функции экономической науки.

Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Во-вторых, методологическая. В-третьих, практическая. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы зна­чительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России эконо­мическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается ис­пользования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. • разработок Цент­рального экономико-математического института Российской Акаде­мии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция — разра­ботка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция — непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики.

Невозможно изучать современную рыноч­ную экономику лишь с позиций микро- или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная по­литика государства в значительной степени и, следовательно, бла­госостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроник­новение макро- и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе.

Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс — это главный компонент современной экономической науки, использование кото­рого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?

 

Тема 2. Собственность и экономика

1. Собственность как экономическая категория.

2. Классификация собственности.

3. Разгосударствление и приватизация. Формы и методы приватизации.

4. Особенности приватизации в России.

Функции рынка

Рынок выполняет следующие функции:

- ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;

- информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;

- посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.

- регулирующая. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке;

- стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП;

- санирующая. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присуще социальное расслоение и беспощадность к бедным. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны.

Тема 5.Рыночный механизм

 

1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы.

2. Спрос и его детерминанты.

3. Предложение и его детерминанты.

4. Цена и ее функции. Равновесие цены.

5. Преимущества и недостатки рынка.

 

 

Спрос и его детерминанты.

Спрос - это форма выражения потребности или платежеспо­собная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели мо­гут заплатить за нужные им товары и услуги. Следовательно, желание людей должно быть подкреплено деньгами. Потребно­сти переходят в спрос Тогда, когда есть денежные средства для приобретения данного товара.

Обычно спрос изображается графически в виде кривой ли­нии и обозначается Символом D. Существует зависимость между ценой Р и количеством по­купаемого товара Q.

Чем выше цена товара, тем меньше его по купают, и чем ниже его цена, тем больше его покупают. Такая зависимость выражается в законе спроса. Суть закона спроса: чем выше це­на, тем меньше спрос, и наоборот. Причинами сокращения

спроса являются рост цен и ограниченность доходов населения.

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос - это потребности конкретного, от­дельного покупателя, выраженные в денежной форме.

Рыночный спрос - это совокупный спрос покупателей дан­ного товара по данной цене.

Точки на кривой спроса А, В, С показывают объем спроса, Т.е. движение товаров от одного уровня к другому (было 400 шт., стало 800 шт.). .

Максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар, есть цена спроса. Связь между объемом спроса на товар и ценой товара представляет шкалу спроса. Она показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен.

Спрос можно рассматривать с количественной и качествен­ной сторон. Спрос с количественной стороны - это количество потребляемых благ на данный момент. Спрос с качественной стороны - это платежеспособность, Т.е. сумма денег, уплачен­ных за приобретенный товар.

На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (де­терминанты).

Ценовые факторы изменяют объем спроса, что характери­зуется движением спроса по кривой линии от одной точки (А) к другой или С, или D) или обратно вверх.

К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект за­мещения и закон убывающей полезности.

Эффект дохода - это увеличение покупательной способно­сти денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара и в то же время может обратиться к другим товарам, так как по­купательная способность денег (дохода) увеличивается.

Эффект замещения - это снижение цены на определенный товар, стимулирующее человека приобрести его вместо анало­гичных, но более дорогих товаров. покупатель при этом скло­нен заменять дорогие товары более дешевыми - взаимозаменяе­мыми, т. е. альтернативными товарами, например, сливочное масло маргарином, говядину свининой.

Закон убывающей полезности. Суть его заключается ,в том, что с приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности или удовлетворения, чем от предыдущей. Например, третье мороженое менее полез­но, чем первое и второе. Поэтому покупатели будут покупать дополнительные единицы продукта только при снижении его цены (об этом подробнее ниже).

Хотя цена является самым важным фактором, влияющим на спрос, однако и неценовые факторы влияют на спрос и вызы­вают его изменение. К ним относятся: изменение вкусов потре­бителей, изменение количества покупателей, изменение доход а цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменение в ожиданиях потребителей. Они смещают (сдвигают) кривую спроса вправо или влево.

Изменение вкусов потребителей. Это происходит под воз­действием рекламы, моды, возраста, климата. Например, небла­гоприятный климат смещает кривую вниз (D2), а благоприят­ный -вверх (D1).

Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем. выше спрос D1 и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса D.

Изменение дохода (бюджета) покупателей. При росте до­хода увеличивается спрос на более дорогие и качественные то­вары. Следовательно, кривая спроса D смещается вверх (D1). Н, наоборот, при уменьшении дохода кривая D смещается вниз (D2).

Изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые) това­ры. Снижение цен на авиабилеты сокращает спрос на поездки автобусами. Следовательно, спрос, на самолеты растет и кривая сдвигается вверх (D 1). Н напротив, падает спрос на автобу­сы (D2).

Изменение в ожиданиях потребителей (потребительское ожидание). Неблагоприятная погода в Америке порождает ожи­дание более высоких цен на кофе и тем самым растет текущий спрос на кофе. Кривая спроса D смещается вверх (D1), а благоприятная погода сокращает текущий спрос и кривая стремится вниз (D2).

 

 

Фирмы и предприятия.

Предпринимательская деятельность осуществляется в опре­деленных организационно-экономических формах на предприятиях фирмах.

В экономической литературе одни экономисты проводят различие между значениями слов «предприятие» и «фирма», а некоторые считают их синонимами. В Гражданском Кодексе РФ понятие «фирма» отсутствует.

Классическое определение фирмы дал Дж. Хикс: «Все, что не домашнее хозяйство, есть фирма». Следовательно, в условиях рыночной экономики предприятие и фирма - однозначные понятия. Они оба занимаются предпринимательской деятельностью, выступают как самостоятельные хозяйствующие субъекты, они создаются для производства определенной продукции, выполнения и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей людей и получения выгоды (прибыли). Хотя на практике не всегда так. Например, предприятие, как принято в России, всегда является юридическим лицом, а фирма - не всегда. Так, индивидуальное частное предпринимательство и партнерство могут выступать в виде фирмы, но в качестве физического лица.

Поэтому в современных условиях, хотя существует единая классификация фирм и предприятий, в организационно-правовых формах имеются некоторые различия.

В современной экономической теории фирма - это сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Она представляет собой первичную организационную единицу бизнеса, обладающую следующими характеристиками:

- юридической самостоятельностью. Фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих государственных органах;

- производственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;

- финансовой самостоятельностью. Фирма самостоятельно распределяет получаемый доход.

Предприятие - первичное технологическое образование.

В деятельности фирмы выделяют внутренние и внешние условия, или среду. Внутренние условия, кроме целей, включают структуру фирмы, технологию, кадры и финансы. Эту среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь своими целями. Внешние условия - это система конкуренции, рынков и цен, которые фирма сама устанавливать и контролировать не может. Через систему маркетинга фирма как бы входит во внешнюю среду и живет по ее законам. Важным фактором внешней среды является поведение покупателей (потребителей) продукции, а также государственное законодательство, регулирующее предпринимательскую и другие формы хозяйственной деятельности, включая налоговое законодательство.

Общая классификация фирм и предприятий происходит по

следующим признакам:

по сферам деятельности

по отраслевой деятельности: моноотраслевые (специализированные) и многоотраслевой (диверсифицированные);

по виду деятельности (производственные, торговые, финансовые, посреднические, страховые, коммерческие);

по территориальному признаку (национальные, региональные, местные, международные, транснациональные и т. д.);

по размерам, (крупные - в США более 500 чел., средние -до 500 чел., малые - до 100 чел.);

по форме собственности (государственные, муниципальные, частные и коллективные);

по характеру образования (договорные и уставные);

по организационно-правовым признакам

Особо следовало бы остановиться на корпорациях, которые могут выступать в виде концерна, треста, синдиката, картеля, ассоциации, консорциума, финансово-промышленных групп.

Концерн - это многоотраслевое акционерное общество, участники которого связаны общностью интересов, договора­ми, капиталом, участием в совместной деятельности. Объеди­нение происходит вокруг головного предприятия (холдинга), которое держит акции всех участников и их контролирует. Участники, расположенные в разных регионах, сохраняют хо­зяйственную самостоятельность, остаются юридическими ли­цами, являясь дочерними компаниями или филиалами голов­ной компании.

Трест - объединение фирм (предприятий), в котором участ­ники теряют свою производственно-торговую самостоятель­ность и руководствуются решениями головного центра.

Синдикат - объединение фирм (предприятий), выпускаю­щих однородную продукцию. Сбыт продукции осуществляется через единую торговую сеть, контору. Участники сохраняют свою производственную и юридическую самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость.

Картель - это соглашение между фирмами (предприятиями) одной отрасли о ценах своей продукции или услуг, о разделении рынка сбыта и о доле в общем объеме производства. При этом многие картели являются специализированными: производст­венные, сбытовые, патентные, ценовые и т.д.

Консорциум - это объединение фирм (предприятий) с целью проведения крупномасштабной финансовой операции.

Ассоциация - это добровольное объединение независимых физических и юридических лиц с целью взаимного сотрудниче­ства. Это, как правило, формы объединения в одной отрасли в целях устранения излишней конкуренции.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) - это объединение финансовых, промышленных, страховых, торговых, интеллекту­альных компаний со своими материальными, финансовыми и другими ресурсами.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Феде-рации (с 1 января 1995 г.) некоторые виды предприятий обладают правом юридического лица. (Ими могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческими являются те предприятия, которые преследуют цель - извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие предприятия не ставят своей целью извлечение прибыли, а выполняют определенные общественные заказы. Например, фонды, учрежденные на основе добровольных имущественных взносов, имеющие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели.)

1. Единоличное, индивидуальное (семейное) частное предприятие. Оно создается отдельным гражданином или членами его семьи на праве частной собственности. Имеет собственное наименование с указанием фамилии предпринимателя, является юридическим лицом.

2. Государственное унитарное предприятие. Оно создается государством. При этом имущество является собственностью не предприятия, а государства. В этом суть понятия «унитарное».

Имущество не может быть распределено по вкладам или долям между участниками. Является юридическим лицом.

3. Муниципальное унитарное предприятие. Образуется ор­ганами местного самоуправления. Собственность принадлежит муниципалитету, т. е. выступает как муниципальная собствен­ность, является юридическим лицом.

4. Полное товарищество - это объединение нескольких граждан и юридических лиц Для совместной предприниматель­ской деятельности на основе договора. Имущество принадлежит всем участникам на паевой основе, и партнеры лично участвуют в делах товарищества, являясь совладельцами и самоуправляю­щими делами предприятия. Прибыль делят пропорционально по паям, несут солидарную ответственность.

5. Товарищества на вере (коммандитное или смешанное товарищество) - это объединение нескольких граждан и юри­дических лиц для совместной деятельности. Состоит из двух категорий участников: членов-вкладчиков, участвующих в хо­зяйственной деятельности и несущих ответственность, и вкладчиков-коммандистов, не принимающих участия в пред­принимательской деятельности, но получающих прибыль и несущих ответственность в пределах своего вклада (пая). Ком­мандисты должны хорошо знать и доверять свои доли тем, кто организует дело. При этом не исключается вероятность потерь от неудачного ведения дела, и поэтому называется «товарище­ство на вере».

6. Общество с ограниченной ответственностью -(ООО) -это объединение капиталов, а не лиц. Учреждается одним или несколькими лицами. Уставной капитал разделен на доли. Од­нако участники не отвечают по обязательствам. Они несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

7. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) –это объединение капиталов одним или несколькими лицами. Уставной фонд разделен на доли. Все участники солидарно несут ответственность. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределя­ется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Акционерное общество - это объединение нескольких граж­дан или юридических лиц для определенной предприниматель­ской деятельности путем приобретения (выпуска) акций. Устав­ной капитал распределен на определенное число акций. Акцио­неры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.

Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров, которое избирает руководящие и контролирующие органы: совет директоров, правление, ревизионную комиссию. Фактически все решения принимаются акционерами, владею­щими контрольным, пакетом акций, который представляет 50% выпущенных акций плюс 1 акция. Практически в современных условиях, когда акции размещены повсеместно, на принятие решений могут влиять акционеры, имеющие даже 10-15% об­щего количества выпущенных акций.

Акций - это ценная бумага, претендующая на дивиденд (часть прибыли). Акции бывают «именные», где указывается фамилия акционера, «предъявительские», носящие анонимный характер, «простые» - голосующие на собрании акционеров и дающие право на участие в управлении АО, «привилегиро­ванные» - не имеющие права голоса на общем собрании ак­ционеров. Однако в случае ликвидации АО стоимость имуще­ства выплачивается им в первую очередь, в случае получения небольших доходов дивиденд также достается им в первую очередь.

АО бывает закрытого и открытого типа.

8. Открытое акционерное общество (ОАО) имеет право распространять (продавать) выпускаемые акции на стороне.

9. Закрытое акционерное общество распространяет свои акции только среди своих учредителей внутри АО.

10. Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном тру­довом участии и объединении имущественных паевых взносов (жилищные кооперативы, рыболовецкие артели, артели старателей и т. д.) Производственные кооперативы преимущественно развиты в сельском хозяйстве. Количество членов кооператива не может быть меньше 5 человек.

11. Потребительские кооперативы - это добровольные объединения граждан на основе паевых взносов с целью удовле­творения материальных и иных потребностей. Доходы от пред­принимательской деятельности распределяются между его членами.

12.Объединение предприятий. К ним относятся союзы, тре­сты, концерны, конгломераты, ФПК, холдинговые компании, о которых было сказано выше в главе фирмы.

13.Филиалы и представительства предприятия - это учре­ждение предприятием в отдельных регионах (территориях) сво­их представительств, филиалов, отделений и т. д. Они действу­ют на основе Устава головного предприятия.

14.Предприятие на основе аренды и выкупа - созданное трудовым коллективом на основе государственных и муници­пальных предприятий, а также иных предприятий арендное предприятие, которое может быть превращено в собственность трудового коллектива путем выкупа по истечении срока аренды.

15. Общественные и религиозные организации (предприятия) - это добровольное объединение граждан на основе общ­ности их интересов для удовлетворения нематериальных (ду­ховных) потребностей. В основном они являются не коммерче­скими, но могут осуществлять предпринимательскую деятель­ность для достижения определенных целей, ради которых они
созданы (свечи, крестики, цепочки в церквах и т. д.).

В целом выбор вида экономической деятельности зависит от желания учредителей, финансовых и других производствен­ных ресурсов.

 

Тема 7. Факторные доходы

1. Сущность и классификация доходов.

2. Зарплата и ее характеристика.

3. Рента как доход собственника земли.

4. Процент и дивиденд.

5. Прибыль как доход от предпринимательской деятельности.

 

Процент и дивиденд.

Процент - это вид дохода. На практике он может высту­пать в форме ссудного процента на капитал, прибыли пред­принимателя, надбавки к стоимости факторов производства, ренты за аренду имущества и земли, дивиденда по ценным бумагам и т. д.

Существуют две концепции процента: марксистская и не­оклассическая.

Марксистская концепция рассматривает процент как форму (часть) прибавочной стоимости. Возникновение его связано с тем, что заемщик капитала, произведя прибавочную стоимость, делит ее на две части: процент, отдаваемый кре­дитору и предпринимательский доход (прибыль), присваи­ваемый самим заемщиком. Следовательно, процент выступает как иррациональная цена ссудного капитала, т.е. он не полностью выражает стоимость ссудного капитала. Единственным источником процента выступает труд.

Неоклассическая концепция (Самуэльсон, Фишер, Бём-Баверк) процент представляет как разницу между ценностью сегодняшних и будущих благ (доходов). Считается, что сего­дняшние блага (деньги) обычно ценятся выше будущих благ. Тем самым, отказываясь от сегодняшних благ, предоставляя их в кредит, собственник этих благ вправе рассчитывать на соответствующую компенсацию - процент.

Отсюда следует, что причинами появления процента яв­ляется: психологический (ценность сегодняшних благ по срав­нению с будущими); экономический (текущие потребности более насущные, а ресурсы ограниченны и, следовательно, уменьшаются); технологический (сегодняшние блага стоят дороже, чем будущие) мотивы.

Собственник при этом становится кредитором, а получа­тель благ (денег) - заемщиком. Заемщик должен платить за полученный кредит в виде процента. Следовательно, процент выступает как плата за время, определяемое сроком получе­ния кредита.

Отношение процента в виде определенной суммы денег к использованному капиталу, есть ставка процента (норма процента).

Различают следующие виды процентных ставок: рыноч­ная, средняя, номинальная, реальная.

Рыночная процентная ставка на каждый данный момент складывается на рынке капиталов в зависимости от спроса и предложения.

Средняя процентная ставка отражает движение рыноч­ной ставки за определенный период времени.

Номинальная процентная ставка - это процентная став­ка, выраженная в деньгах по текущему курсу.

Реальная процентная ставка в отличие от номинальной процентной ставки учитывает уровень инфляции. Она равна номинальной процентной ставке за вычетом уровня инфля­ции.

Для принятия инвестиционных решений главное значе­ние имеет реальная процентная ставка.

Как известно, в качестве посредников при движении ссудного капитала чаще всего выступают банки, поэтому сле­дует различать депозитные и ссудные процентные ставки. Де­позитные процентные ставки - это нормативы платы по вкладам в банк (по ним рассчитываются проценты вкладчи­ков). Ссудные процентные ставки - это нормативы платы за пользование банковским кредитом. Уровень ссудных про­центных ставок всегда выше депозитных. За счет их разницы банк покрывает свои издержки и получает прибыль.

В целом процентная ставка находится под воздействием государства и является важным инструментом государствен­ного регулирования экономики.

Дивиденд – это доход по акциям.

Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее держателем определенной доли в развитие предприятия и дающая право на участие в прибылях.

Размер дивиденда оказывает влияние на курс акций.

Курс акций находится в прямой зависимости от получаемого дивиденда и в обратной зависимости от норы процентной ставки.

 

Совокупный спрос.

Получив представление об исчислении основных макроэкономических агрегатов и соотношениях между ними, можно переходить к собственно макроэкономическому анализу, основным методологическим инструментом в котором служат макроэкономические модели.

Совокупный спроспредставляет собой общую сумму планируемых расходов на приобретение отечественных товаров и услуг за некоторый период времени.

Таким образом, если ВВПпо расходам = С + Ig + G + Xn, то

AD = C + Igплан. + G + Xn,

где AD – совокупный спрос.

Если фактические валовые инвестиции равны планируемым валовым инвестициям, то разница между совокупным спросом (AD) и ВВП по расходам пропадает. Однако из прошлой лекции известно, что в валовые инвестиции входит прирост товарно-материальных запасов. Он может совпадать с планируемым уровнем, а может и отклоняться от него. Следовательно, фактические инвестиции могут отличаться (и, как правило, отличаются) от запланированных инвестиций.

На графике совокупный спрос представляет собой кривую, показывающую различный объем товаров и услуг, т.е. реальный объем ВВП, который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственный сектор и остальной мир готовы (планируют) купить при любом возможном уровне цен за некоторый период времени (год).

Кривая совокупного спроса (AD) имеет отрицательный наклон, что объясняется следующими причинами:

1. Эффект богатства (эффект Пигу): если уровень цен повышается, это приводит к сокращению реальной ценности денежных активов домашних хозяйств, вследствие чего они сократят потребительские расходы (С).

2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): при повышении уровня цен растет и процентная ставка (цена пользования деньгами), что приводит к сокращению инвестиционного спроса предпринимательского сектора, а также некоторых потребительских расходов домашних хозяйств.

3. Эффект импортных закупок: при повышении уровня цен на отечественные товары и услуги отечественные потребители переходят на закупки импортных товаров и услуг, что увеличивает импорт иностранных товаров в страну и сокращает экспорт отечественных товаров из страны. В результате сокращаются расходы на чистый экспорт (Xn).

Объединяясь, эти три эффекта приводят к тому, что при повышении уровня цен объем совокупного спроса сокращается, а при снижении уровня цен объем совокупного спроса растет. Это и отражается в отрицательном наклоне кривой AD. Другими словами, изменение уровня цен вызывает движение вдоль одной и той же кривой совокупного спроса (при прочих равных условиях).

Кроме уровня цен (ценовой фактор) на совокупный спрос воздействуют и неценовые факторы, при изменении которых (хотя бы одного из них) кривая ADсдвигается вправо, если совокупный спрос растет, или влево, если совокупный спрос сокращается.

Совокупное предложение.

Равновесие и его нарушение.

В макроэкономике, как и в микроэкономике, для анализа поведения экономических переменных используется равновесный подход. На рисунке представлен механизм приведения к равновесию на кейнсианском (горизонтальном) и восходящем (промежуточном) отрезках кривой совокупного предложения.

Рис. 7.5 а) б)

На горизонтальном отрезке отклонения от равновесия обусловлены только отклонением значений Q от Qe, так как уровень цен Ре неизменен.

При данном уровне цен Ре объем реального ВВП Q1 не будет выкуплен (как видно на рисунке а, он мог бы быть выкуплен только при более низком уровне цен). Это вызовет рост фактических товарных запасов фирм по сравнению с запланированным уровнем, что станет сигналом для сокращения производства (стрелка влево). При Q2 на товарных рынках будет ощущаться избыток спроса (как видно на рисунке , объем реального ВВП Q2 полностью выкупается уже при более высоком уровне цен). Следовательно, фактические товарные запасы начнут сокращаться по сравнению с запланированным уровнем - фирмы получают сигнал к наращиванию производства.

Таким образом, механизм приведения к равновесию на горизонтальном отрезке связан с колебанием величины товарных запасов.

На промежуточном отрезке действует механизм приведения к равновесию, аналогичный тому, который был охарактеризован при анализе спроса и предложения . Если уровень цен ниже равновесного уровня Ре, то возникает избыток совокупного спроса: величина совокупного спроса Q1 больше величины совокупного предложения Q2. Избыток совокупного спроса приводит к росту уровня цен до уровня Ре и сокращению реального ВВП до уровня .

Если анализировать механизм приведения к равновесию на вертикальном отрезке, то следует отметить: поскольку на протяжении всего отрезка объем реального ВВП (равный Qf) не может меняться, этот механизм связан только с колебаниями уровня цен вокруг равновесного уровня.

Рассмотрим сначала, как меняется равновесие, если при неизменном совокупном предложении изменяется совокупный спрос.

(1) Предположим: AS = const, AD

1. Рост AD на горизонтальном отрезке. AD1 переходит в AD2: равновесный реальный ВВП растет (с Q1 до Q2), уровень цен неизменен.

2. Рост AD на промежуточном отрезке. AD3переходит в AD4: рост равновесного реального ВВПQ3 до Q4) сопровождается ростом уровня цен, то есть инфляцией, которая называется преждевременной инфляцией, так как в экономике не достигнут уровень потенциального ВВП (Qf).

3. Рост AD на вертикальном отрезке. AD5переходит в AD6: равновесный реальный ВВП остается на достигнутом ранее уровне Qf, растет уровень цен, то есть имеет место инфляция, вызванная избыточным совокупным спросом. (если совокупный спрос продолжает расти, когда уже достигнут потенциальный ВВП, такой совокупный спрос называется избыточным).









Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.