|
Структура, виды, сегментация рынкаРынок как определенная система имеет соответствующую структуру. Структура – закономерная устойчивая связь и взаимодействие частей и элементов целого. Структура рынка – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Различают следующие классификационные признаки структуры рынка: - по объектам (экономическому содержанию) следует выделять: 1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок); 2. рынок рабочей силы; 3. финансовый рынок; 4. валютный рынок; 5. рынок информации; 6. рынок средств производства; 7. рынок патентов и лицензий. - по субъектам различают: 1. рынок покупателей; 2. рынок продавцов; 3. рынок гос. учреждений; 4. рынок посредников. - по географическому (территориальному) положению различают: 1. местный (локальный); 2. межрегиональный; 3. республиканский; 4. международный. Их можно объединить в национальный (внутренний) рынок и мировой (внешний) рынок; - по степени зрелости: 1. развитый; 2. формирующийся; 3. монопольный; 4. олигопольный. - по правовому признаку: 1. легальный (официальный); 2. нелегальный (запрещенный): «теневой», «черный», «серый». - по отраслевому признаку: 1. автомобильный; 2. сельскохозяйственный; 3. нефтяной; 4. компьютерный; - по характеру продаж: 1. оптовый; 2. розничный. Из структуры можно выделить следующие виды рынков: * Рынок товаров и услуг. В эту группу входят: - рынки потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных); - рынки потребительских услуг (бытовых, транспортных, коммунальных); - рынки жилья и зданий непроизводственного назначения; * Рынки факторов производства. В их состав входят: - рынки капиталов; - рынки труда (рабочей силы); - рынки земли; * Финансовые рынки. К ним относятся: - кредитные рынки; - инвестиционные рынки; - фондовые рынки (РЦБ); - валютно – денежные рынки; * Рынки интеллектуального труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии). В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки. Спотовый рынок – это вид рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. В спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы. Хеджеры формируют предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при колебании цен. Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот. Срочный рынок – это рынок срочных контрактов, т.е. соглашения контрактов о будущей поставке материальных ценностей, товаров, ЦБ в установленный срок на согласованных условиях. Сегментация рынка – п.с. разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Она может быть проведена разными путями с использованием различных признаков (факторов). Основными из них являются: * географические: по регионам, по административному делению (область, край, республика, город, район); по плотности населения (город, пригород, сельская местность); по климатическим условиям; * демографические: группировка населения по возрасту, полу, уровню дохода, образования, национальному составу; * психографические: по социальному составу, стилю жизни, личным качествам; * поведенческие: степень нуждаемости в продуктах, эмоциональное отношение к продукции.
Рыночная инфраструктура и субъекты рынка Понятие «инфраструктура» вошло в научный оборот сравнительно недавно. В отечественной литературе этот термин стал употребляться с 60х 20в. Инфраструктура ( инфра-снизу, под) – всеобщие условия функционирования экономической системы. Непосредственно в процесс производства они не входят, но без них он не может быть осуществлен полностью. Различают производственную, социальную, научно-техническую и другие виды инфраструктуры. Рыночная инфраструктура – совокупность организационно-правовых форм, обеспечивающих движение товаров и услуг. Она призвана обеспечивать нормальный режим функционирования рынка. Элементами рыночной инфраструктуры являются: 1. биржи (товарные, фондовые, валютные); 2. формы небиржевого посредничества (аукционы, ярмарки и т.д.); 3. банковская система – ЦБ РФ, коммерческие банки и парабанковские учреждения; 4. страховые компании; 5. рекламные агентства, информационные центры; 6. средства деловой коммуникации; 7. таможенная система; 8. налоговая система; 9. аудиторские компании; 10. консалтинговые компании; 11. специальные зоны свободного предпринимательства; 12. системы регулирования занятости населения; 13. разнообразные фонды поддержки предпринимательства и стимулирования деловой активности. Инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями и призвана обеспечить участникам рынка реализацию их интересов. Функции рыночной инфраструктуры: - организационное оформление рыночных отношений; - содействие гос. и общественному регулированию деловой активности; - повышение эффективности продвижения товаров и услуг от продавцов к покупателям. Наличие рынка предполагает необходимость существования экономических субъектов рынка. Их принято делить на 3 группы. 1. домохозяйства (семьи)- п.с. экономические единицы, потребляющие товары и услуги. Им характерны: - самостоятельное принятие тех или иных решений по поводу приобретения товаров и услуг, а также распоряжения теми факторами производства, собственниками которых они являются; - обеспечение воспроизводства человеческого капитала (забота о воспитании, здоровье, образовании); - стремление к максимальному удовлетворению своих потребностей. 2. бизнес – это предприятия, предприниматели, банки и другие деловые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукции, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли. Фирме (предприятию) характерны: - использование факторов производства с целью создания товаров и услуг; - стремление к максимизации прибыли; - самостоятельное принятие решений. 3. правительство (государство) представлено гос. учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления гос. регулирования экономики в интересах социального обеспечения и социальной защиты населения, политической, социальной и экономической стабильности в обществе. Государство через свои институты создает и контролирует «правила игры» (устанавливает размеры налогов, осуществляет антимонопольное регулирование и т.д.). Т.о. д/х, фирмы и государство вступают в экономические отношения. Последние складываются по поводу купли и продажи, владения и использования объектов рынка. В свою очередь, объектами рынка являются факторы производства (труд, капитал, земля), товары и услуги, деньги и ЦБ, субсидии, соц. выплаты.
Тема 4/2. Товар и деньги как центральные категории рыночного хозяйства.
1. Товар и его свойства. Классификация товаров. 2. Стоимость товара и ее измерение. 3. Деньги: сущность, функции и виды. Общая характеристика денежного обращения. 4. Денежная система: сущность и типы. Денежная реформа.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|