|
Установка или закладка якорейМеста установки и конструкции якорей для лебедок, мачтовых вант (расчалок) и отводных блоков предусматриваются проектом организации работ. Наиболее удобны в применении незаглубленные и полузаглубленные инвентарные якоря – железобетонные призмы массой 2 – 10 т, связанные прочным металлическим каркасом. При известном угле наклона тягового усилия к горизонту расчет якоря сводится к определению его веса и размеров опорной поверхности из условий его устойчивости, противоопрокидывания и смещения (табл. 2). Таблица 2 Для сохранения равновесия необходимо выполнение следующих условий: (16.8) откуда (16.9) (16.10) откуда (16.11) где R – тяговое усилие, приходящееся на якорь; a и b – плечи сил относительно ребра опрокидывания; f – коэффициент трения (обычно принимают f = 0,2 ÷0,5). Определив из трех приведенных уравнений наибольшее значение веса якоря G, увеличивают его для заглубленных якорей в 2–3 раза, для незаглубленных в 5 раз. Рис.16.5. Схема расчета на устойчивость
При расчете закладных якорей к весу якоря прибавляют вес засыпки или бетонной заливки, а также несущую способность грунта, препятствующую вырыванию якоря. Размеры закладного элемента определяют из расчета его на прочность, а также с учетом допустимого удельного давления на грунт или бетон. Закладной элемент (бревно, балку) рассчитывают на изгиб в зависимости от типа крепления тяги (рис.16.4, 16.5). Якоря располагают так, чтобы не повредить кабели электрических сетей, а также действующие подъемные коммуникации. Использование в качестве якорей действующих конструкций (зданий, оборудования, фундаментов) допустимо только после тщательной проверки их на надежность. Лебедки При монтажных работах применяют ручные, рычажные и приводные лебедки. Последние могут иметь привод от электродвигателя, от двигателя внутреннего сгорания или пневматического двигателя. Лебедки характеризуются величиной тягового усилия, испытываемого последним рядом намотки троса на барабан, скоростью движения троса и канатоемкостью барабана. Все лебедки должны быть снабжены надежными тормозными устройствами. Трос, наматываемый на барабан лебедки, должен быть параллелен основанию лебедки, наматываться на барабан снизу и составлять примерно прямой угол с осью барабана. Все это способствует уменьшению сил и моментов сил, стремящихся сместить лебедку, оторвать ее от основания или опрокинуть. Ближайший к лебедке отводной блок устанавливают на расстоянии, которое не менее чем в 20 раз превышает длину барабана лебедки. В этом случае при намотке на барабан направление троса меняется только на 1,5°, благодаря чему канат наматывается равномерно по всей длине барабана. Для более рационального использования канатоемкости к началу подъема на барабане оставляют не более 5–6 витков. Через каждые 12 месяцев работы лебедки должны подвергаться ревизии и техническому освидетельствованию. Лебедки с электрическим приводом реверсивные грузоподъемностью от 0,5 до 5 т и канатоемкостью от 80 до 150 м. Тяговое усилие электролебедок достигает 0,12 МН. Для такелажных работ широко применяют тракторные лебедки, установленные на раме гусеничного трак-тора и имеющие привод от его мотора. Такие самоходные лебедки обладают достаточным тяговым усилием, а для их установки не требуется больших подготовительных работ. Устойчивость лебедок обеспечивается большой собственной массой (более 15 т) и наличием винтовых упоров, предотвращающих сдвиг трактора. Под винтовые упоры подкладывают деревянные брусья или устраивают основания из инвентарных железобетонных плит. Ручные рычажные лебедки имеют грузоподъемность 1,5 и 3 т и предназначены для подъема грузов и перемещения их в горизонтальном или наклонном направлении. Лебедку приводят в действие рукояткой. При использовании полиспастов лебедками можно поднимать грузы весом, превышающим тяговое усилие лебедки. Ручные однобарабанные лебедки выпускают грузоподъемностью от 1,25 до 8 т. Их назначение – подъем, опускание или перемещение грузов по наклонной или горизонтальной поверхности при выполнении монтажных и разгрузочно-погрузочных работ. Приводные рукоятки надеваются на квадратные головки ведущего вала. Методика расчета лебедок на устойчивость Лебедка (рис.16.6) должна быть проверена расчетным путем на устойчивость, которую ей придает противовес (балласт), установленный на раме или якорь (инвентарный или заглубленный). Необходимую массу балласта или несущую способность якоря определяют из условий равновесия с учетом коэффициента устойчивости против опрокидывания k1 = 1,2 ÷1,3 и коэффициента смещения k2 = 1,5 ÷ 2,2. Рис.16.6. Схема расчета устойчивости лебедок с противовесом (а) и якорным креплением (б)
Для предотвращения опрокидывания лебедки вокруг переднего края рамы необходимо, чтобы (16.12) откуда (16.13) С учетом надежности (16.14) где N – вес противовеса или вертикальная составляющая усилия на якорь; G – вес лебедки, сосредоточенный в центре тяжести; S – тяговое усилие троса; a, b, c – расстояния от ребра опрокидывания до точки приложения соответствующих сил. Устойчивость против смещения будет обеспечена при следующих условиях: для случая противовеса (16.15) для случая якорного закрепления (16.16) Так как Р = N ctg α, то получаем (16.17) где f – коэффициент трения рамы лебедки по основанию. По величине наибольшей вертикальной составляющей N и при известном угле α нетрудно рассчитать размеры и расположение якоря при выбранной его конструкции. Строповка оборудования Важнейшая и трудоемкая операция по подготовке оборудования к установке его в проектное положение – строповка. На строповку и расстроповку отводится 10 – 15 % общего времени монтажа. При выборе способа строповки учитывают: массу, габарит, конфигурацию, материал и расположение центра масс поднимаемого аппарата или конструкции; метод подъема и установки на фундамент аппарата или конструкции; количество и характеристику грузоподъемных средств, а также конструкцию захватного устройства (крюк, серьга грузоподъемного полиспаста мачты); высоту и конфигурацию фундамента под аппарат или конструкцию. К строповке технологического оборудования предъявляют следующие требования: возможно меньшая трудоемкость и продолжительность строповки и расстроповки, инвентарность строповых устройств и их надежность. Наиболее трудоемка строповка аппаратов колонного типа. При подъеме и установке оборудования большой массы монтажными полиспастами применяют стропы невитой и витой конструкции. Строп невитой конструкции выполняют непосредственно на месте монтажа путем однослойной укладки каната с возможно равномерным размещением витков строп на поверхности грузозахватного устройства, обеспечивая максимальную равномерность их наложения. При креплении стропов витой конструкции на цилиндрических захватных устройствах такелажных средств и монтажных штуцерах используют специальные коуши, обеспечивающие равномерную передачу рабочей нагрузки на поверхность захватного устройства и нормальные условия работы стропа. Рис. 17.1. Схемы строповки аппаратов колонного типа: а – за монтажные штуцера одним стропом; б – то же через универсальную (распорную) траверсу; в – за центральный штуцер с поперечиной; г – за боковой технологический штуцер с поперечиной; д, е – за два монтажных штуцера, приваренных соответственно за среднюю часть аппарата и за головку; ж – за балансирную траверсу, закрепленную за центральный штуцер; з – за бандажное кольцо, соединенное с основанием аппарата канатом; и – за бандажное кольцо, удерживаемое ограничительными планками
При монтаже вертикальных аппаратов методом скольжения и поворота вокруг шарнира такелажными средствами, часто применяют бесконтактную строповку, обеспечивающую возможность вращения подвески как вокруг монтажного штуцера, так и вокруг оси, перпендикулярной оси монтажного штуцера (рис.17.1). Строповку горизонтальных аппаратов производят следующими способами (рис. 17.2). Рис.17.2. Схемы строповки горизонтальных аппаратов: а – канатом за среднюю часть аппарата; б – универсальной траверсой; в – за два монтажных штуцера; г – спаренными кранами с обвязкой канатом по краям аппарата; д – спаренными кранами за два или четыре штуцера; е – балансирной траверсой с креплением к аппарату за среднюю часть При ограниченной высоте подъема крюка крана места строповки можно расположить на днище аппарата ниже его горизонтальной оси, но в этом случае на каждом днище (по обе стороны его вертикальной оси) следует приварить два монтажных (ложных) штуцера. Технологическое оборудование (компрессоры, насосы, редукторы, крышки аппаратов и машин) заводы-изготовители снабжают грузовыми винтами (рым-болтами) различной грузоподъемности, за которое стропят оборудование при его монтаже и ремонте. Насосы и редукторы, находящиеся на одной фундаментной плите или раме, можно обвязывать канатами в четыре нитки «накрест» или инвентарными стропами.
ЛЕКЦИЯ 17 Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|