Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Институты государственной власти в республике Беларусь





 

Глава государства – Президент. В Беларуси институт президентства был впервые введён в 1994 г., под данным институтом следует понимать совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Бела­русь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Глава государства принимает меры по охране суверенитета Рес­публики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Глава государства избирается на пять лет народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент Республики Беларусь:

1) назначает республиканские референдумы, а также очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

2) назначает шесть членов Центральной комиссии Рес­публики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления;

3) определяет структуру Правительства Республики Бе­ларусь, назначает и освобождает от должности Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

4) с согласия Совета Республики назначает и освобождает должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов, Председателя и членов Правления Национального банка и других высших должностных лиц;

5) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей, а также имеет право отменять акты Правительства;

6) непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распо­рядительных органов в случае несоответствия их законода­тельству;

7) ведет переговоры и подписывает международные до­говоры, назначает и отзывает дипломатических представи­телей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

8) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;

Важно отметить, что Президент на основе и в соответствии с Кон­ституцией издает указы, распоряжения и декреты, имеющие обяза­тельную силу на всей территории Республики Беларусь.

Система законодательной власти. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь является высшим представительным и законодательным органом страны и состоит из двух палат: нижней – Палаты представителей и верхней – Совета Республики.

В состав Палаты представителей входят 110 депутатов, избрание которых осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

В число основных полномочий Палаты представителей Национального собрания входят следующие:

1) рассмотрение по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, а также о толковании Конституции;

2) рассмотрение проектов законов об утвер­ждении основных направлений внутренней и внешней политики:

― о содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан;

― об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов, а также о принципах осуществления отношений собственности;

― об основах социальной защиты и принципах регулирования труда и занятости;

― о браке, семье, детстве, материнстве;

― об образовании, культуре и здравоохранении;

― об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

― об определении порядка решения вопросов административно-тер­риториального устройства государства и местном самоуправлении;

― о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей;

― об объявлении войны и о заключении мира, а также правовом режиме военного и чрезвычайного положения;

― о толковании законов;

3) назначение выборов Президента и согласие на назначение Премьер-министра;

4) одобрение или отклонение программы деятельности Правительства;

5) принятие отставки Президента и др.

Совет Республики – палата территориального представительства. От каждой области и г. Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня и Минского городского Совета депутатов избираются по восемь членов Совета Республики; восемь членов назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее пяти лет. Член Совета Республики не может быть одновременно депутатом Палаты представителей, членом Правительства; не допускается совмещение обязанностей члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь или судьи.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении в нее изменений и дополнений, о ее толковании, а также проекты иных законов.

Совет Республики участвует в решении ряда важнейших кадровых вопросов на государственном уровне: дает согласие на назначение Президентом Республики Беларусь Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Как палате территориального представительства Совету Республики предоставлено право отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, принимать решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом.

К полномочиям Совета Республики относится также рассмотрение указов Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации.Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Срок полномочий Национального собрания 4 года. Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней. Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Внеочередные сессии созываются указами Президента.

Система исполнительной власти. Правительство. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

В состав Правительства входят председатель – Премьер-министр, его заместители, министры, а также руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей, к его полномочиям относятся:

1) осуществление непосредственного руководства деятельностью Правительства и персональная ответственность за его работу;

2) пред­ставление Парламенту программы деятельности Правитель­ства;

3) информирование Президента об основных направлениях деятельности и важнейших реше­ниях Правительства, а также выполнение других функции, связанных с организацией и деятельностью Правительства.

В функции Правительства Республики Беларусь входят:

― руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной вла­сти;

― разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;

― разработка проекта республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

― обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

― принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

― организация управления государственной собственностью;

― обеспечение исполнения Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Судебная система. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется законами Республики Беларусь от 9 декабря 1998 г. «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З.

Республиканская система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

· Конституционного Суда

· системы общих и хозяйственных судов.

Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль соответствия указов Президента, постановлений Совета Министров, нормативных актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора и любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет.

К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские).

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, а также надзор за судебной деятельностью общих судов.

Общим судам подведомственны уголовные и гражданские дела. К числу последних относятся: дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин; дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела особого производства и иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска. Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области экономических отношений, им подведомственны дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Судьи Верховного и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом с согласия верхней палаты Национального собрания Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно.

Председатели районных (городских), областных, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на семь лет. Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону. Судьи не могут быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Деятельность судов в Республике Беларусь основывается на принципах:

· законности;

· состязательности и равенства сторон в процессе;

· открытости и гласности судебного разбирательства;

· свободного доступа к правосудию;

· обязательности судебных актов для всех организаций и граждан.

Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь. Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции и Законе Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь".

Согласно статье 117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

· утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

· установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

· определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

· назначение местных референдумов.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов:

· первичный;

· базовый;

· областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица (исполком).

В компетенцию исполнительного комитета входит:

― обеспечение на соответствующей территории соблюдения Конституции, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов;

― управление местным хозяйством и коммунальной собственностью;

― организация охраны общественного порядка;

― разработка программ экономического и социального развития, местного бюджета;

― принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности и др.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

 

МОДУЛЬ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. Понятие политического процесса. Структура и стадии политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Политическая деятельность. Принятие политических решений в структуре политического процесса. Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь.

2. Институты и формы представительства интересов граждан в политической системе общества. Каналы выявления и выражения интересов в различных типах политических систем. Типология и сравнительный анализ партийных систем. Политические партии в Республике Беларусь.

3. Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Электоральное поведение. Абсентеизм и его причины.

4. Избирательная система Республики Беларусь.

 

Понятие политического процесса. Структура и стадии политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Политическая деятельность. Принятие политических решений в структуре политического процесса. Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь.

 

Политический процесс - одна из центральных категорий политологии. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.

Политический процесс имеет два уровня проявления: глобальный и частичный. Глобальный политический процесс представляет собой непрерывное движение всей политической системы. Частичный политический процесс характеризует движение отдельных элементов или частей политической системы.

Субъект политического процесса – это носитель политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политической системе общества.В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные субъекты (как рядовые граждане, так и профессиональные политики); групповые субъекты (общности, группы, коллективы), институциональные субъекты (организации и учреждения).

В политической литературе существуют различные теории по поводу того, какие субъекты политического процесса являются главенствующими.

1) Либерально- демократическая концепция

-индивидуалистический подход: в качестве реальных субъектов политики признаются прежде всего отдельные индивиды. Политическая деятельность коллективов рассматривается как сумма действий отдельных индивидов.

- институциональный подход: решающая роль в политике отводиться политическим организациям и институтам. Массы рассматриваются как стихийный фактор в политике.

Марксистская концепция. Главенствующая роль в политике отводиться большим общественным группам – классам, нациям. Политическая деятельность отдельных индивидов рассматривается как результат отражения и реализации интересов общественных групп.

Виды политического процесса

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают четыре стадии (режима) протекания политического процесса.

Первая - это стадия конституирования совпадает с революционным, переломным периодом развития общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются возникшие институты власти. Полностью пересматривается конституция.

Вторая стадия стадия функционирования совпадает со стабильным периодом общественного развития. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по поддержанию деятельности уже созданных органов власти, политических партий, общественных организаций. Политический процесс отражает простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.

Третья стадия протекания политических процессов - это стадия развития. Для данной стадии характерна определенная перегруппировка в расстановке политических сил. Происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги определили цели и методы управления, соответствующие изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене.

Четвертойстадией протекания политических процессов является стадия упадка, распада политической целостности. Разрушительные тенденции преобладают над конструктивными. распад режима правления носит необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность контролировать и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Продолжительность во времени каждой из указанных стадий политического процесса может быть различной. Это зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Важнейшими являются следующие: характер исторического периода в развитии страны, степень развитости политических институтов и т. д.

Понятие, типы и виды политических действий. Политический процесс состоит из совокупности политических действий. Политическое действие – это поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое в рамках политической системы индивидом или социальной группой. Политическое действие может представлять собой незапланированное, спонтанное поведение, или же оно может быть частью последовательного процесса принятия и реализации решений.

Политическое действие можно охарактеризовать с учетом различных критериев. Так, различается позитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы «прекратить что-то делать».

Политическое действие можно характеризовать как рациональное, означающее, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам; иррациональное, означающее, что его агент не имеет четкого представления о конечной цели, применяет на практике неадекватные окружающей обстановке формы и методы политических действий.

Политическое действие можно рассматривать как инерционное, которое воспроизводит принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняет ее; творческое, которое вно-

сит в политику перемены, новые моменты, динамику.

Политическое действие может быть организованным или стихийным. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию

и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности.

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быстро, так и медленно.

Основными видами политических действий являются революция и реформа. Революция - это коренное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы. При этом происходит отстранение от власти одной правящей элиты и замена ее другой (в связи с тем, что не все слои населения поддерживают революционные изменения, в обществе формируется движение, которое выступает против революции – контрреволюция – политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией; целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков). Реформа предполагает постепенность общественных изменений, преобразований, нововведений, переустройства какой-либо стороны общественной жизни, не подрывая основ власти правящего класса, общественного строя и его социально-политической структуры. Кроме основных видов политических действий, затрагивающих в целом политическую систему общества, политические действия могут осуществляться и в других видах, как правило, не приводящих к смене политического строя: восстание, бунт, мятеж, путч: восстание - это открытое выступление каких-либо социальных групп или классов против политической власти (ему присущ определённый уровень организованности, определённые цели, которые обосновываются в программах или лозунгах восставших); бунт - это массовые действия, как правило, ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия господствующих политических групп, государственных органов (бунт отличается от восстания отсутствием целенаправленности, минимумом организованности, управляемости и исчерпывает себя сопротивлением отдельным действиям правительства); мятеж - это вооружённое выступление, подготовленное определённой группой лиц с более ограниченным числом участников, чем во время бунта (обычно ядро мятежа составляют представители армии или других силовых структур, к которым присоединяются определенные слои населения); путч – это авантюристическая попытка совершить государственный переворот, инициированная небольшой группой заговорщиков (путч выражается в вооружённых действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учёт ситуации, ни на продуманную программу).

Не менее важным видом политических действий является политическая кампания – система действий, рассчитанных на достижение определённых целей (изменение структуры власти в обществе,

перераспределение политических полномочий, формирование органов власти и т.д.).

Примерами специфических политических действий служат также митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являют-

ся выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры и т.д.

Таким образом, политические действия ориентируют политическую систему на достижение определенных целей, выражающих интересы различных групп, которые облекаются в теоретическую, идеологическую форму.

Политическая модернизация как разновидность социального процесса.

Модернизация – это переход (пути перехода) от традиционного общества к индустриальному. Политическая модернизация – это процесс изменения качеств политической жизни и функций институтов политической системы при переходе от традиционного к современному обществу.

Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации:

1) 50-60 е годы ХХ века, когда модернизация понималась как копирование западных устоев во всех областях жизни;

2) 70-90-е гг. ХХ века, когда приоритетной целью модернизации было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели демократической модели.

Политическая модернизация означает (по С.Н. Эйзенштадту):

· создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов.

· территориальное и функциональное расширении области центрального законодательства и администрации.

· постоянное расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и личностей

· возникновение и быстрое увеличение рациональной политической бюрократии.

· ослабление традиционных элит и их замена.

Особенности политической модернизации в Беларуси. В Республике Беларусь складывается социально ориентированная рыночная экономика, которая обеспечит устойчивое развитие страны. Структура власти ориентирована на доминирующую роль президента, что отражается в форме правления. Экспорт определен приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности государства. Основная черта внешнеполитической деятельности - многовекторность.

Ядром содержания политического процесса является политическое решение. Политическое решение – это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения целей, задач политического действия, этапов, форм, методов и способов их достижения. Они реализуются в основном в рамках государственной политики и управления.

Государственное управление (ГУ) можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В широком смысле государственное управление — это осуществление государственной власти через принятие политико-государственных решений и их реализацию; это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления.

В узком смысле государственное управление — это административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов ГУ, которая направлена на регулирование процессов, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества и осуществляющаяся на профессиональной основе. Государственное управление воплощается в государственной политике, в выработке конкретного политического курса.

Субъект управления — государственные институты — организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Объект государственного управления — общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.

Кроме термина государственное управление используется также термин политическое управление. Политическое управление это процесс постановки общенациональных задач развития, разработки политического курса, принятия решений на общегосударственном уровне.

В политическом управлении есть специфические черты, не присущие государственному управлению. Одни и те же вопросы в государственном и политическом управлении рассматриваются по-разному: государственное — с точки зрения государства, политическое — с точки зрения гражданина и гражданского общества. Соотношение государственного и политического управления, таким образом, определяется соотношением государственной и политической власти и зависит от типа политической системы.

В управленческой деятельности государства применяются следующие средства:

1. Нормативно -правовые средства: конституция, конституционные законы и акты, законы, международные договоры, указы главы государства, постановления правительства, акты министерств, руководителей центральных органов государственной власти, положения, регламентирующие работу центральных органов государственной власти; государственные и отраслевые стандарты.

2. Программно -целевые средства: национальные, государственные, региональные, отраслевые и межведомственные концепции, программы, проекты. Программно-целевые методы ориентированы на подготовку технологических аспектов решений.

3. Организационно- распорядительные средства: поручения и организационно-координационные решения высших и центральных органов государственной власти.

Функцииуправления — это основные виды управленческой деятельности.

1. Целеполагание — определяющая функция управления. Цель — это идеальный образ будущего результата деятельности. Ее формирование предполагает наличие знания тенденций общественного развития, общественных пот







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.