Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ





 

1. Политические институты. Государство как основной институт политической системы общества. Подходы к исследованию сущности и происхождения государства.

2. Формы правления и государственного устройства в современном мире: сравнительный анализ. Институт главы государства: сравнительный анализ.

3. Законодательная власть в политической системе. Исполнительная власть в политической системе. Правительство и государственный аппарат. Органы исполнительной власти на местном уровне.

4. Институты государственной власти в Республике Беларусь.

значениях: как основной элемент политической системы общества и как синоним слова «страна».

 

1. Хотя государство как общественный институт возникло около пяти тысяч лет назад, специальный термин для его обозначения вошел в употребление лишь с XVI в. Первым в научный оборот его ввел Н. Макиавелли, который назвал особым образом организованную власть словом stato (от лат. status – состояние, положение).

Русское слово «государство» произошло от древнеславянского «господарь» – повелитель, тот, кто господствует.

Сущность государства и определение данного понятия следует рассматривать исходя из признаков государства, его функций и структуры.

Важнейшими атрибутивными, т. е. неотъемлемыми, признаками государства являются следующие:

– обозначенная границей территория, на которую распространяются полномочия органов власти;

– постоянно проживающее на данной территории население;

– организованная публичная власть, стоящая над обществом, имеющая право отдавать обязательные для всех без исключения жителей распоряжения и осуществляемая управленцами-профессиона-лами в пределах всей принадлежащей государству территории.

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков не позволяет говорить о наличии государства.

Государство также обладает рядом черт, принципиально отличающих его от других общественных институтов.

Суверенитет – это обладание высшей и неограниченной властью на данной территории, независимость этой власти от внешних влияний.

Государство имеет исключительное право на применение принуждения и насилия в отношении своих граждан.

Лишь государство вправе издавать законодательные акты, обязательные для исполнения всем населением в пределах его территории.

Только государство осуществляет взимание налогов и сборов в своей стране.

Государство обладает исключительным правом выпуска денежных знаков.

В политической литературе имеется множество определений государства. И. Кант понимал под государством множество людей, подчиненных единым правовым нормам. М. Вебер определял государ-ство как отношение господства одних людей над другими, опирающееся на легитимное насилие как средство. В. И. Ленин рассматривал государство как машину, обеспечивающую господство одних классов над другими и т. д.

В современной западной политологии государство рассматривается как надклассовый институт, регулирующий взаимоотношения между людьми.

Государство – это организованная в форме особых институтов, стоящая над обществом власть, обладающая верховенством в рамках определенной территории по отношению к проживающему на ней населению.

Играя большую роль в жизни людей, государство выполняет ряд важнейших функций. Функции государства принято делить на внутренние, осуществляемые в пределах его территории, и внешние, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими государствами.

К внутренним функциям государства относятся следующие:

– защита конституционного строя;

– регулирование социальных отношений и хозяйственной деятельности;

– обеспечение законности и правопорядка;

– защита прав и свобод граждан;

– защита природной среды;

– воспитание граждан в соответствии с принятыми в данном обществе идеологическими и моральными нормами.

Внешние функции определяются внутренними, являются их продолжением на международной политической арене.

В перечень внешних функций государства входят следующие:

– обеспечение территориальной целостности, суверенитета, безопасности, обороноспособности страны;

– защита интересов государства и его граждан;

– развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

– повышение престижа страны на международной арене.

В условиях современных, бурно развивающихся рыночных экономик государство играет важную регулирующую роль, выполняет ряд специфических экономических функций. Необходимость этого обусловлена рядом причин.

Во-первых, в настоящее время экономика должна базироваться не только на частных интересах, но и на достижение общественно значимых приоритетов (ускорение научно-технического прогресса, усиление социальной защищенности различных групп населения, повышение качества жизни всего общества, создание равных стартовых условий для развития каждого). Именно государство, выражающее интересы общества в целом, способно мобилизовать силы и средства для этого.

Во-вторых, в последние десятилетия расширились масштабы техногенной нагрузки на окружающую среду, ведущей к ее разрушению. Снизить подобного рода негативные последствия может государство, опираясь на сконцентрированные у него властные полномочия и ресурсы.

В-третьих, поскольку в основе рыночной экономики лежит частный интерес, ее движущей силой является стремление к получению максимального дохода, то достижение этой цели без установления общих правил может приводить к нарушению как частных, так и общественных интересов. В этой связи именно государство как сила, стоящая над обществом, призвано поддерживать приемлемый порядок хозяйственной деятельности.

Государство, таким образом, выполняет несколько регуляционных экономических функций:

– защита законных прав собственности;

– обеспечение свободы хозяйственной деятельности, противодействие монополизации рынка отдельными производителями в ущерб общественным интересам;

– обеспечение законности и правопорядка в процессе экономической деятельности;

– регулирование денежного обращения, эмиссия государственной валюты, обеспечение ее устойчивости;

– разработка стратегии социально-экономического развития страны на основе системы ее приоритетов и макроэкономических показателей;

– перераспределение доходов через систему налогов и сборов, поступающих в государственный бюджет, для недопущения неоправданного имущественного расслоения;

– регулирование внешнеэкономической деятельности на основе двухсторонних и многосторонних соглашений с другими странами в соответствии с общепринятыми нормами международного права, создание условий для экономической безопасности страны;

– социальная защита экономически уязвимых слоев населения.

Для осуществления всех указанных выше функций формируется система учреждений, составляющих структуру государства. Большинство современных государств имеют в основном схожую систему органов власти и управления, включающую следующие элементы (рисунок 3):

законодательная власть в виде представительных органов государственной власти, формируемых посредством всеобщих выборов (парламент), главная задача которых – издание законов;

исполнительная власть в форме исполнительно-распоряди-тельных органов (министерств, ведомств, комитетов), осуществляющих непосредственное управление государственными делами;

судебная власть в виде судов, которые осуществляют разрешение конфликтов и споров, правосудие.

 

 

 
 

 

 


Рисунок 3 – Структура современного демократического государства

 

В политологической литературе в структуре государства иногда выделяют органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные силы. Тем самым подчеркивается их особая роль, силовой характер. Тем не менее, они подчиняются соответствующим министерствам и ведомствам, входящим в систему исполнительной власти, и не являются отдельными ветвями государственной власти.

В демократических государствах существует и так называемая «четвертая власть» – не зависимые от государства (негосударственные) средства массовой информации. Эта «власть» может давать населению непредвзятую (но и не всегда правдивую) информацию
о деятельности всех ветвей власти, предотвращая тем самым злоупотребление ею.

В политической и юридической литературе существуют два противоположных подхода в отношении необходимости существования государства.

Сторонники первого (представители классического консерватизма и неоконсерватизма) утверждают, что государство крайне необходимо, поскольку без стоящей над обществом власти люди в борьбе за свои корыстные интересы уничтожат друг друга. Поэтому следует всемерно укреплять государство, его административную и военную мощь. Сильного боятся как внутренние, так и внешние враги.

Представители второго направления (либералы, анархисты, марксисты) утверждают, что государство – это хищник, эксплуататор, «новый Левиафан», пожирающий людей через налоги и запреты, ограничивающий свободу, расправляющийся как с виновными, так и
с невинными далеко не законными методами. Его необходимо либо уничтожить, либо существенно ограничить его полномочия и силу.

По мнению анархистов, в мире должно произойти последнее насилие – революция, которая уничтожит государство и всякие отношения господства и подчинения, приведет к обществу свободных общин, где не будет никакой власти человека над человеком.

Марксисты признают необходимость сохранения государства в процессе строительства коммунизма. После его достижения, когда уровень сознания народа позволит добиваться соблюдения общих правил и норм без всякого принуждения, государство и относящиеся к нему органы насилия станут ненужными, произойдет их отмирание.

Либералы не отрицают надобность государства, но выступают за минимизацию его функций, отводят ему роль «ночного сторожа» прав и имущества собственников, «третейского судьи» в спорах между ними.

Известны варианты жизнеустройства общества без государства (монастыри, израильские киббуцы, нетрадиционные общины в США и др.), однако они представляют собой несущественные во всемирном историческом масштабе исключения. Как показывает практика, ни одно общество в ближайшем будущем без государства обойтись не сможет.

Основные концепции происхождения государства. Поскольку государство является центральным элементом политической системы общества, вопрос о путях его возникновения в политологии имеет важное значение.

Существует ряд теорий (концепций), объясняющих происхождение государства. Их сторонники выделяют один или несколько факторов, вызвавших появление организованной власти, стоящей над обществом.

Теократические концепции. Самые ранние из них возникли еще до нашей эры в Китае, Индии, Египте, Вавилоне и объясняли возникновение государства волей божественных сил, стремлением Бога (богов) навести порядок среди людей подобно тому, как это сделано на небе.

После возникновения христианства так называемые «отцы церкви» (Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Василий Великий и др.) утверждали, что государство – это продукт Божьей воли, устроившей земную жизнь подобно небесной ради мира и порядка на земле, а власть – это частичка Бога внутри нас. С небес такая власть передается Римскому Папе (патриарху у православных), а через них – монархам и правителям.

Патриархальная концепция. Еще в античности Аристотель высказывал мысль о естественном происхождении государства. Сначала возникает семья, из нескольких семей образуются селения, родовые общины, которые объединяются в племена, союзы племен. Р. Филмер (XIII в.) добавил к этой теории положение о том, что в любом сообществе существует старший (патер – отец), который имеет власть над младшими и стремится распространять ее. Объединение родов в племена и союзы племен привело к образованию государства путем распространения отеческой, опекунской (патерналистской) власти вождей племен на большие территории.

Договорная концепция. Создатели данной концепции Т. Гоббс,
Дж. Локк и другие утверждали, что в догосударственном обществе постоянно шла «война всех против всех». В целях предотвращения самоуничтожения общества наиболее умные его представители предложили уступить часть своих прав одному человеку в обмен на мир
и порядок в обществе. Таким человеком становился монарх. Позже Анри Сен-Симон утверждал, что до возникновения государства существовал «золотой век». Возникновение частной собственности породило неравенство между людьми, противоречия и столкновения в борьбе за приумножение богатств. Во избежание массовых убийств
и потрясений люди заключили «общественный договор» о передаче государю полномочий законами и насилием обеспечивать порядок в обществе.

Теория завоевания. Авторы этой теории (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер, К. Каутский и другие) утверждали, что первые государства возникли в результате завоевания более сильными, воинственными, организованными народами менее организованных и сплоченных обществ. Государство, таким образом, представляло собой организацию господства победителей над побежденными.

Социально-экономическая концепция. Элементы данной концепции можно найти у Платона, который утверждал, что возникновение государства связано с общественным разделением труда и в связи с этим необходимостью управления людьми.

Дальнейшее развитие данная теория получила в марксизме. В качестве решающих факторов возникновения государства выдвигаются общественное разделение труда и частная собственность на средства производства. Она породила экономическое неравенство между людьми. Богатые создают орудия защиты и приумножения своих богатств в виде армии, суда, законодательства. Марксизм не отрицает роли насилия (в том числе войн) в возникновении государства, а также факторов технического характера (например, необходимости создания крупных ирригационных систем, которыми следовало четко и слаженно управлять из единого центра, например, как в Древнем Египте).

Экономически господствующий класс становится и господствующим политически, т. е. имеет в своих руках государственную власть для защиты своих интересов.

Антропологическая теория. Представители данной теории видят истоки государственности в человеческой природе, в том, что человек является существом общественным, не может жить вне коллективов, которые нуждаются в управлении. Кроме того, по мнению антропологов, одним людям от природы свойственна потребность повелевать, другим – подчиняться. Современная антропология, изучая жизнь народов, находящихся на стадии разложения родового строя и образования государственности, утверждает, что возникновение государства происходит в соответствии с патриархальной концепцией.

Демографические концепции. Их сторонники в качестве факторов возникновения государства выделяют переход к оседлому образу жизни, рост численности населения, усложнение отношений между людьми, что потребовало совершенствования форм и методов управления ими.

Исторический опыт показывает, что невозможно указать какой-либо один фактор возникновения государства. В разных местах планеты все вышеуказанные концепции (кроме теократической) находят практическое подтверждение.

2. Формы государственного правления в современном мире. Форма правления является одной из основных характеристик государства, определяет организацию верховной власти, механизм образования высших органов государственной власти, порядок их взаимоотношений между собой и обществом.

Под формой государственного правления понимают правовое положение главы государства, полномочия и порядок формирования высших органов государственной власти.

В истории известны две основные формы правления: монархия и республика.

Монархия (от греч. monarhia – власть одного, единовластие) – форма государственного правления, при которой все виды верховной власти (законодательная, исполнительная и судебная) полностью или частично осуществляются одним лицом (королем, царем, императором) и передаются в установленном порядке престолонаследия.

Монархия считается самой древней формой государственного правления. Первые монархии возникли в Египте и Месопотамии в 3 тысячелетии до н. э., хотя первые государственные образования датируются второй половиной 4 тысячелетия до н. э. В начале XXI в. в мире было 28 государств с монархической формой правления, которая была представлена рядом разновидностей (рисунок 4).

 
 

 

 


Рисунок 4 – Типы и виды монархии в современном мире

 

К настоящему времени известны следующие основные типы монархий: абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты власти в руках монарха, отсутствие ограничивающих его полномочия законов и выборных органов. Традиционно власть монарха передается по наследству. В странах Западной Европы абсолютная монархия доминировала в период Средневековья. К настоящему времени эта форма правления сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Брунее.

В странах, где переход от феодального к буржуазному обществу осуществлялся мирным путем и закончился компромиссом между буржуазией и феодалами, абсолютная монархия эволюционировала в конституционную (ограниченную). Полномочия монарха как главы государства в конституционной монархии ограничиваются конституцией либо иными законодательными актами.

Различают три вида конституционной монархии: дуалистическую, парламентскую и выборную.

В дуалистической монархии (от лат. duo – два) наблюдается дуализм (двойственность, раздвоение) власти, которая делится между двумя центрами: монархом и парламентом. Монарх формирует правительство по своему усмотрению без вмешательства парламента. Законы принимает парламент, монарх утверждает их, имеет право полностью отклонить или отправить на доработку. Монарх также обладает правом распускать парламент и издавать указы, имеющие силу закона. Дуалистические монархии к настоящему времени существуют в Иордании, Кувейте, Марокко.

Самой распространенной является парламентская монархия. В наши дни она существует в ряде наиболее развитых стран мира: Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Японии и др. При этой форме правления законы принимаются только парламентом, и чисто формально, символически они подлежат утверждению монархом. Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое парламентом и ответственное перед ним. Глава правительства – премьер-министр – высшее должностное лицо страны. Полномочия монарха в государственном управлении формальны и сведены в основном к представительским и церемониальным функциям (прием глав зарубежных государств, открытие заседаний сессий парламента, поздравление подданных с общегосударственными праздниками и т. д.). Все свои властные функции монарх выполняет по рекомендации правительства. При этом требуется контрассигнация (подпись) главы правительства или соответствующего министра, после чего они вступают в силу.

Страны с парламентской монархией фактически являются республиками, а институт монархии сохраняется там как дань традиции, как духовная гарантия стабильности нации. В силу традиций английский монарх является главой не только своей страны и церкви, но также и ряда доминионов (от англ. dominion – владение) – государств, бывших ранее колониальными владениями Великобритании: Австралии, Канады, Новой Зеландии, Ямайки и др. Доминионы состоят в отношениях личной унии с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, собственных монархов не имеют. Английский монарх осуществляет символическое управление доминионами через назначаемых английской короной генерал-губернаторов по представлению правительства доминиона из числа его жителей.

Примерами выборной монархии являются Малайзия, Бутан, Непал, Ватикан и др. Так, верховный правитель Малайзии избирается сроком на 5 лет из состава небольшой коллегии (Совета правителей), включающей глав 11 монархических штатов федерации. Верховный правитель должен быть совершеннолетним, он может быть отстранен от своей должности Советом правителей, уйти в отставку сам, подав письменное заявление. Глава Римской католической церкви и одновременно государства Ватикан – Папа – избирается коллегией кардиналов на пожизненный срок.

Значительная роль религиозных факторов в общественно-политической жизни ряда стран позволяет выделить такой подвид монархии, как теократическая. В этой монархии законодательство формируется на основе традиционного религиозного права (для исламских стран – это свод законов Шариат, регламентирующий все стороны жизни мусульманина). Абсолютными теократическими монархиями являются Саудовская Аравия, Оман, выборными – Объединенные Арабские Эмираты, Бутан, Ватикан.

Подавляющее большинство современных государств являются республиками.

Республика (от лат. res – дело, власть и publicus – общественный) – форма правления, при которой глава государства и высшие органы государственной власти являются выборными и сменяемыми.

Республиканская форма правления существовала в эпохи античности и средневековья, но наибольшее распространение она получила в условиях буржуазного общества.

В практике государственного строительства известны несколько видов республиканских форм правления: президентская, парламентская, парламентско-президентская (смешанная) и теократическая (рисунок 5).

 
 

 

 








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.