Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере. Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества.





 

Культурно-исторический компонент идеологии белорусского государства. В первом вопросе следует изучить культурно-историческое наследие народа Беларуси, созданное им за время пребывания в различных государственных образованиях (в Полоцком, Туровском и других княжествах; в Великом княжестве Литовском – Русском и Жемойтском; в Речи Посполитой; в Российской империи; в БССР), которое является не только его достоянием, но и неотъемлемой частью достижений всего человечества.

Одним из приоритетных направлений государственной идеологии в области историко-культурного наследия является воспроизведение исторического своеобразия историко-культурных ценностей, что является важным фактором обеспечения условий духовного, интеллектуального и социально-экономического развития общества, достойного представления страны на международном уровне.

Для любого народа сохранение культурного наследия важно потому, что:

– культурно-историческое наследие существенно воздействует на сознание и самосознание людей, позволяя им ощутить свою причастность к культурной традиции многих поколений;

– культурно-историческое наследие является самым объективным свидетельством прошлого;

– культурно-историческое наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная, сохраненная и передаваемая современникам как нечто почитаемое и уникальное, как неизменная ценность.

Государство, белорусский народ ведет целенаправленную работу по охране культурно-исторического наследия, которая состоит из выяснения, изучения, классификации, публикации, популяризации, организации учета объектов наследия (ведение государственного списка историко-культурных ценностей), формирования банка данных.



Вопросам охраны наследия уделялось пристальное внимание как в предыдущие периоды, так и сейчас. В первые годы существования БССР было принято постановление ЦИК «О регистрации, взятии на учет и охране памятников искусства, старины и природы, находящихся в собственности учреждений, обществ и частных лиц» (24. 12.1923 г.). Этот документ запрещал вывоз памятников культуры за границу, передачу другим лицам. По постановлению СНК БССР от 02.07.1926 г. проведена национализация ряда памятников искусства, архитектуры, быта и природы. В 1960 г. были созданы Добровольные общества охраны памятников истории и культуры. Верховный Совет БССР принял ряд законов: «Об охране памятников культуры» в 1969 г.; «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в 1978 г.; «Об охране историко-культурного наследия» в 1992 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь регламентирует основные права собственников ценностей. Сохранение и приумножение историко-культурных ценностей имеет исключительно важное значение для развития государственной идеологии и национальной культуры белорусского народа. В настоящее время отношения пользования и сохранения культурно-исторических ценностей регулируются Конституцией Беларуси, Законом «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» и другими нормативно-правовыми актами. В Беларуси на начало ХХI века было около 16 тыс. объектов, имеющих признаки историко-культурных ценностей (51 являются духовными ценностями, в основном древние гербы белорусских городов и местечек; 64 – движимыми ценностями (клады, коллекции посуды, церковной утвари, иконы, картины составляют более 6 тыс. предметов); 1597 объектов архитектуры и градостроения; 1834 объекта археологии, 122 памятника искусства; 1131 памятник защитникам Отечества, связанных с выдающимися личностями и историческими событиями). Все они внесены в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения, а также списки местного значения. В соответствии с постановлением СМ БССР статус официального документа по охране наследия получил «Свод памятников истории и культуры Белоруссии», изданный в 1984–88 годы в 8 книгах. В 1991 году образована республиканская специализированная научная организация – Государственная историко-культурная экспедиция по спасению памятников истории и культуры Беларуси в районах, пострадавших от чернобыльской катастрофы в 1986 году.

В Списке объектов Всемирного культурного и природного наследия, составленном ЮНЕСКО, имеется 11 объектов наследия. Беларусь представлена Беловежской пущей, замковым комплексом «Мир», «Дугой меридиана Струве» (19 пунктов на территории Беларуси), Архитектурно-культурным комплексом Радзивиллов в Несвиже, калядными святками «Цари» и др.

Следует усвоить, что ценность культурно-исторические объекты представляют не только как социально значимые явления, но и как и символические. Ценными для человека являются те материальные и духовные предметы и явления, которые способны побуждать его к активной деятельности и придавать ей смысл. Они ориентируют человека в мире, направляют его повседневную деятельность. Исходя из ценностей, человек определяет для себя приоритеты собственной жизненной стратегии. Представления человека о ценностях формируются на основе определенных социальных и духовных традиций. Поэтому причастность к культурному наследию обогащает человека, расширяет его возможности и переводит его взаимодействие с миром на новый качественный уровень.

.Статус и роль духовных славянских ценностей в становлении белорусской государственности. При изучении второго вопроса необходимо понять, что духовные ценности любой культуры, в том числе и белорусского народа, самобытны и неповторимы. Неповторимость и своеобразие белорусской культуры отражены в духовных ценностях и традициях белорусского народа. С одной стороны, они имеют чрезвычайно важное значение для формирования идеологии государства. С другой стороны, идеология способна выявлять, актуализировать те аспекты ментальности, которые способствуют дальнейшему развитию национальной культуры. Идеология государства выступает в роли интегративного начала, она базируется на консенсусе по поводу основных ценностей в обществе. Мировоззренческой основой для создания данного консенсуса являются духовные традиции народа. Духов­ные ценности и традиции выступают в роли квинтэссенции «судьбы» народа, его культурного наследия, они воплощают в себе опыт прошлых поколений, особенности принадлежности к определенному цивилизационному типу.

В структуру духовных ценностей белорусского народа входят:

1) общечеловеческие ценности; 2) общеславянские ценности; 3) ценности восточного славянства (русских, поляков, украинцев и т.д.); 4) духовные ценности белорусов.

Проблеме общеславянских духовных ценностей уделял внимание В. Соловьев. В славянской душе, в отличие от западной рациональной ментальности, он видел соединение язычества(мифологизм), христианства(мудрость) и европейского мышления(рационализм). Славянский менталитет впитал в себя христианскую традицию, предполагающую уважение к влас­ти, служение Отечеству, чувство долга, соборность (духовное единение), веру в идеал, стремление к святости, добродетели. Ценности западной цивилизации предполагают опору на про­тестантскую этику, в основе которой лежит стремление к лич­ному обогащению, а следовательно, – напористость, прагматизм, расчетливость.

Наряду с общеславянскими ценностями значительное влияние на формирование белорусской ментальности оказали ценности восточного славянства, в частности, русского народа. Духовные ценности белорусского народа формировались на базе восточнославянского менталитета и, вместе с тем, претерпели влияние западной культуры. По мнению Я. С. Яскевич, они впитали в себя русскую соборность и протестантское трудолюбие, героику католицизма и униатскую склонность к компромиссам.

В иерархии духовных ценностей белорусского народа особое значение имеют: толерантность, терпимость, любовь к Родине, соборность, справедливость, трудолюбие, неприятие угнетения и стремление к свободе, миролюбие.

Следует учесть, что с обретением Беларусью суверенитета и независимости белорусские духовные ценности оказались в ситуации исторического «вызова». Вызова со стороны рыночных отношений, политического и духовного плюрализма, изменений в сознании людей (особенно молодежи), влияния западной «массовой культуры» и т.д. Поэтому современность – это время поиска новых «ответов», время самоутверждения и определения места Беларуси в постоянно изменяющемся мире. Каким станет это место, во многом будет определяться нашей культурой и духовными ценностями.

Традиционные ценности белорусского народа и их воплощение в идеологии. Изучение третьего вопроса начните с выяснения ценностей, традиционно функционирующих в сознании и деятельности белорусского народа. Это прежде всего идея действенного практического гуманизма как составляющая национальной идеи, белорусской государственной идеологии. Действенный практический гуманизм уже сегодня не ограничивается только поисками идеалов людского общения, он устремлен на утверждение человечности «сейчас» и «здесь», т.е. в жизни нынешнего поколения.

Традиционными ценностями белорусского народа являются:

– рассмотрение человеческой жизни как главного людского идеала и высшей ценности, закрепленных конституционно;

– чувства участия, взаимопомощи, коллективизма, сострадания, милосердия, уважения, солидарности, достоинства и т.д.;

– нравственный образ жизни на достойном человека уровне его материального благополучия, исключающего поведение по принципу «человек человеку – волк»;

– система идей, обосновывающих воззрения на человека как на существо свободное, творческое, обладающее правами и достоинством, стремящееся к добру и истине, чуткое к красоте, всегда готовое прийти на помощь ближнему и дальнему.

Базовыми ценностями постиндустриальной модернизации современного общества должны стать свобода, равноправие, социальная справедливость и солидарность. В соответствии с ними стратегия постиндустриального развития есть магистральный путь консолидации белорусского общества и его выход на новый этап социального прогресса.

МОДУЛЬ 7.ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии. Идея республики как формы организации государственной власти (формы правления). Приверженность белорусов традициям республиканизма. Особенности формы правления современного белорусского государства. Идея унитаризма и ее реализация в государственном устройстве Республики Беларусь. Реализация принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь. Идея правового государства (верховенства права) и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Идея союзного государства. Проект создания Евразийского союза.

2. Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гуманистического идеала. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации – высшая ценность и цель белорусского общества и государства. Конституция Республики Беларусь об основных правах и свободах граждан. Идея социального государства и ее реализация в законодательстве и практической политике Республики Беларусь. Идея светского государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

3. Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт общественного развития. Индустриальное общество – итог развития Беларуси в советский период. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях. Устойчивое и инновационное развитие - способ движения Беларуси к своей стратегической цели.

4. Национальная консолидация, согласие различных социально-политических сил по основным приоритетам общественного развития – важнейшие внутри- и внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества. Всебелорусское народное собрание как один из основных политико-идеологических и демократических институтов в Республике Беларусь.

Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологии. Идея республики как формы организации государственной власти (формы правления). Приверженность белорусов традициям республиканизма. Особенности формы правления современного белорусского государства. Идея унитаризма и ее реализация в государственном устройстве Республики Беларусь. Реализация принципов и институтов демократии в политической системе Республики Беларусь. Идея правового государства (верховенства права) и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Идея союзного государства. Проект создания Евразийского союза.

 

Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Слово «конституция» происходит от лат. constitutio – установление, строение. Конституция – основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти, и определяющий принципы ее взаимоотношений с обществом в целом и отдельными гражданами. Определение конституции как основного закона означает наделение ее высшей юридической силой по сравнению с другими законодательными актами государства. Конституция – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств – юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеют свою специфику. Во многом это зависит от содержания конституции. Указанные свойства позволяют установить место конституции в общей системе правовых источников государства, определить ее влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества. В различные периоды развития отдельной страны свойства конституции и соотношение между ними изменялись.

В силу того, что конституция, прежде всего, юридический документ, рассмотрим вначале ее юридические свойства. Это тем более важно, что право и политика взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Как уже указывалось, конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она регулирует наиболее важные общественные отношения, затрагивающие коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественного экономического строя, его национально-территориального устройства, основные права и обязанности человека и гражданина, организационную систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность и устойчивость. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя. Стабильность Конституции заключается в усложненном порядке ее изменения. Образцом стабильности является конституция США, которая была принята 1787 году и действует уже более двухсот лет; в нее внесено всего 27 поправок. Это обусловлено тем, что конституция США относится к числу «сверхжестких» (для принятия поправки необходимо набрать 2/3 голосов обеих палат Конгресса при последующей ратификации 3/4 штатов). Для внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь также необходима поддержка 2/3 депутатов от полного состава каждой палаты Парламента, либо одобрения их на республиканском референдуме большинством граждан, внесенных в списки для голосования.

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором фиксируется политический и социальный компромисс политической борьбы между различными силами общества. Конституция как политический документ может рассматриваться в качестве программы развития государства и общества. Конституция содержит ориентиры, определяющие направления движения всех участников политического процесса. Она фиксирует предмет согласия различных социальных сил; результаты политической борьбы; состояние общественных отношений. Практически все современные демократические конституции содержат нормы, принципы и цели, которые являются основой для реальных действий государственных институтов.

Наряду с юридическими и политическими любая конституция обладает и идеологическими свойствами. Практически все современные конституции имеют идеологические цели, являющиеся ориентиром для развития общества. Все содержание конституции имеет идеологический контекст, прежде всего, те ее части, где речь идет о роли государства, принципах ее отношений с обществом и индивидами, правах и свободах человека, организации государственной власти. В этом смысле любая конституция – мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей.

В отличие от предыдущих конституций 1919, 1927, 1937, 1978 годов, современная Конституция Республики Беларусь свободна от явных идеологических нагрузок. Демократия в Республике Беларусь, как это закреплено в ст. 4 Конституции, осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Это означает конституционное закрепление принципа идеологического плюрализма, чего не было в предшествующих конституциях нашей страны. Так конституция 1919 года была сильно идеологизированной и носила открыто классовый характер. Она устанавливала в стране диктатуру пролетариата, лишала избирательных прав некоторые группы граждан. Конституция 1927 года предусматривала пятикратное преимущество рабочего класса в представительстве на выборах. В ней указывалось семь категорий лиц, которые не могут избирать и быть избранными. Почетное право защищать революцию с оружием в руках имели только рабочие и крестьяне. В конституции 1937 года впервые закреплялась руководящая роль коммунистической партии. Лица, покушавшиеся на социалистическую собственность, считались врагами народа. Конституция 1978 года также оставалась классовым документом, хотя формально в ней было закреплено равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка и т.д. Она закрепляла ведущую роль рабочего класса. Конституция Республики Беларусь закрепляет плюрализм идеологий и мнений, а также ценности, объединяющие общество на основе правовой связи с государством, которые отражены в разделе II «Личность, общество, государство» (ст.ст. 21-63). Общей для представителей различных социальных групп является свобода выражений своих интересов, гарантия обеспечения которой возлагается на государство. Реализация положений, воплощающих идеологические свойства Конституции Республики Беларусь, является основой утверждения в стране демократии.

Конституционный строй представляет собой государственный и общественный порядок, который определен Конституцией как основным законом страны. Конституционный строй имеет две стороны. Формальная сторона конституционного строя проявляется в структуре государственных и негосударственных институтов, их компетенции и принципах взаимодействия. Это совокупность норм Конституции, определяющих устройство государства, принципы взаимодействия его с обществом.

Содержательная сторона – это реальное функционирование государства и общества, процессуальное измерение действия конституционных норм, включая соотношение формальных и неформальных регуляторов общественных отношений.

В качестве основ конституционного строя современной Беларуси можно назвать идею народного суверенитета, демократию, правовое, социальное государство, провозглашение и гарантии прав и законных интересов граждан. Основы конституционного строя изложены в разделе I Конституции Республики Беларусь и закрепляют взаимную ответственность человека, общества и государства. Одним из главных принципов функционирования современного белорусского государства является принцип государственного суверенитета, под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2 Конституции). Суверенитет государства – это важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Верховенство государственной власти подразумевает то, что над ней не может быть другой власти, то, что она не ограничена ничем, кроме положений Конституции и естественного права. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок. Единство власти подразумевает отсутствие другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа. При этом следует иметь в виду, что государственная власть, обладая полнотой и верховенством, не безгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти, к которым относится принцип разделения властей, а также система сдержек и противовесов.

Первым шагом на пути к обеспечению государственного суверенитета республики стала Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятая Верховным Советом БССР 27 июня 1990 г. Декларация провозгласила полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях.

Государственный суверенитет является формой выражения и обеспечения народного суверенитета. Понятие народного суверенитета означает, что единственным источником власти является народ. Он осуществляет ее как непосредственно (на референдумах, при проведении парламентских, президентских выборов, выборов в местные органы власти), так и через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных в Конституции (ст. 3). При этом народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако первый может быть реализован только при условии существования государственного суверенитета.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократический политический режим представляет форму организации политической жизни общества, которая характеризуется свободным и конкурентным выбором населения того или иного варианта социального развития. Он организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение общественных групп на продолжение участия в борьбе за власть. Для установления демократического режима необходим целый ряд условий, способных обеспечить демократизацию общества. Это прежде всего наличие гражданского общества, государственное единство, определенный уровень экономического развития с сопутствующим ему благосостоянием граждан, наличие массового среднего класса, а также определенного типа политической культуры активистского характера. На протяжении последних 19 лет в Беларуси последовательно укореняются и внедряются в сознание граждан основные принципы демократического образа жизни, среди которых можно назвать следующие:

– равноправие граждан на участие в управлении государством;

– наличие механизмов обеспечивающих относительное преимущество большинства при уважении прав меньшинства;

– выборность основных органов власти, легитимность власти;

– политический плюрализм, многопартийность, существование на законных основаниях оппозиции;

– разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную;

– независимость суда;

– наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод;

– право беспрепятственного контроля над деятельностью органов государства со стороны народа посредством СМИ, через формы прямой демократии.

Конституция определяет Беларусь как правовое государство. Правовое государство – это государство, основанное в своей деятельности на верховенстве права. Качественной характеристикой такого государства является ориентация всех его органов на ценности прав человека, которые не могут быть изменены никакими частными законодательными актами.

По отношению к гражданам в правовом государстве действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом, по отношению к людям, наделенным властью, – другое правило: «разрешено только то, на что они уполномочены законом». Это устанавливает зависимость властных структур от общества и предотвращает произвол властей. В рамках правовой государственности реализуются принципы реального конституциализма, при котором государство не только провозглашает, но и гарантирует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от государственного террора, произвола властей, представляет возможность реализации индивидуальных прав человека, закрепленных конституционно, которые не могут быть нарушены никем, в том числе и законодателем. Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются в качестве высшей ценности. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.

Таким образом, правовое государство имеет демократический характер, в нем присутствует ответственность государства перед обществом. Структурные элементы правового государства свою деятельность строго соотносят с действующим законодательством, а должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан. При этом необходимо отметить, что приоритет прав человека не исключает, а наоборот предполагает ответственность не только государства, но и человека за надлежащее использование им своих прав и свобод.

Конституция определяет Беларусь как социально государство, политика которого направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраняется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специальных социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, действуют гарантии социальной защиты населения. Важнейшей предпосылкой формирования социального государства является отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь (ч.2 ст.21) свободное развитие, реализацию своих способностей.

Белорусское государство в проведении своей социальной политики стремится поддерживать равновесие, социальное взаимодействие институтов власти, профессиональных союзов и предпринимательства, а так же различных слоев населения. Оно ведет борьбу с обнищанием и социальным расслоением населения, социальным неравенством, пытается решить имеющиеся экономические и политико-правовые проблемы, усовершенствовать законодательство, сохранить культурные ценности белорусов. Подобные мероприятия приводят к консолидации белорусского общества.

Закрепление в Конституции и законодательстве Республики Беларусь гуманистического идеала. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации – высшая ценность и цель белорусского общества и государства. Конституция Республики Беларусь об основных правах и свободах граждан. Идея социального государства и ее реализация в законодательстве и практической политике Республики Беларусь. Идея светского государства и ее реализация в Конституции и законодательстве Республики Беларусь. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.

 

В современных демократических государствах права человека представляют собой не просто декларации, а являются принципами, составляющими ценностную основу взаимоотношений в обществе, а также между человеком и государством. Согласно Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантия их реализации являются высшей ценностью и целью белорусского общества и государства. Государство ответственно перед гражданами за создание условий для достойного и свободного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (ст.2).

Права человека – это совокупность норм и принципов, закрепляющих систему политических отношений, которая гарантирует предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ. Права человека, по сути, являются универсальным требованием к организации политической власти, они действуют независимо от характера режима правления и конституционного устройства государства, выступая в виде некой планки требований, к которой должна приспосабливаться каждая политическая система.

Юридическое выражение права человека впервые получили в 1776 году в Вирджинской декларации, которая в последствии была положена в основу Конституции (Билля о правах) США и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. В настоящее время права человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.) и других международных документах о правах человека. Все документы о правах человека исходят из того, что происхождение прав и свобод человека не связано с волей определенного государства. Человек является равным государству субъектом власти, обладающим правами и соответствующими обязанностями.

Права человека подразделяются на гражданские (личные), политические, социально-экономические, культурные и экологические права.

Гражданские (личные) права – это совокупность прав, присущих человеку от рождения. Они подчеркивают индивидуальность и достоинство личности и защищают ее от посягательств и произвола властей. К гражданским правам относятся: право на жизнь и достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. Обеспечение таких прав государство гарантирует на основе законодательного закрепления презумпции невиновности, публичного и независимого суда, неприкосновенности жилища и т.д.

Политические права – это совокупность прав, которые обеспечивают возможность участия в государственном управлении. К ним относят свободу слова, печати, совести, право на объединения, свободу избирать и быть избранным и т.д.

Социально-экономические права – это права и возможности граждан в сфере производства, обмена и потребления, материальных ресурсов, в области распоряжения продуктами своего труда и факторами материальной действительности. К таким правам относят: право на собственность, право на труд, защиту от безработицы, выбор профессии, охрану здоровья, образование и т.д.

Культурные и экологические права – это совокупность прав, появление которых было вызвано проблемами общественного развития последней трети XX века, связанных с усилением взаимозависимости государств в современном мире, формирование новой системы международных отношений, экологическим кризисом. К таким правам следует отнести: право человека на мир и социальное развитие, здоровую экологическую среду, приобщение к культурным ценностям, свободное передвижение по миру и т.д.

Тенденции современного развития мира требуют сильного демократического государства, которое будет стоять на страже прав и свобод человека.

Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому своему гражданину право на жизнь, на защиту от любых противоправных посягательств (ст.24). В конституции также закреплено положение об обеспечении государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст.25). Это означает, что ограничение или лишение свободы возможно только в случае и порядке, предусмотренном законодательством. Обеспечение неприкосновенности личности предполагает также ограничение на незаконное вмешательство в личную жизнь, незаконное проникновение в жилище и другое законное владение людей.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами (ст. 10). Все граждане Беларуси равны перед законом имеют равную защиту прав и законных интересов (ст. 22). Каждому гарантируются свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33). Гарантируется также право на свободу собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования, не нарушающих общественный порядок (ст. 35). Граждане Республики Беларусь имеют право избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, ровного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38). Основу социально-экономических прав белорусских граждан составляют право на труд, здоровье и безопасные условия труда, на социальное обеспечение (ст.ст. 41, 47). Конституция гарантирует право на бесплатное медицинское обслуживание и получение образования (ст.ст. 45, 49). Взаимная ответственность государства и человека в Беларуси выражается не только в юридическом закреплении прав и свобод граждан, но и в возложении на них определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством. В частности, они должны соблюдать конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52), уважать достоинства, права, свободы, интересы других людей (ст. 53), беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54), охранять природу (ст. 55), платить налоги, пошлины и иные платежи (ст. 56), защищать свою Родину (ст. 57). Права и обязанности граждан должны действовать и соблюдаться в разумной пропорции. В противном случае государство может вступить в полосу кризиса и хаоса.

 

Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт общественного развития. Индустриальное общество – итог развития Беларуси в советский период. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях. Устойчивое и инновационное развитие - способ движения Беларуси к своей стратегической цели.

 

Взаимодействие экономики, политики и идеологии.В развитии общества решающую роль играет взаимодействие и взаимо­связь экономики, политики и идеологии, которая проявляется, с од­ной стороны, во влиянии экономических условий и практик на политику и идеологию, а с другой – в политической и идеологической обусловленности экономической деятельности. Экономические от­ношения формируют и поддерживают особый тип общественных отношений. Например, одни социальные группы будут заинтересо­ваны в снижении налогов и сокращении социальных расходов госу­дарственного бюджета, другие – нет. Соответственно разные социальные группы в зависимости от экономических предпочтений бу­дут выступать с различными политическими требованиями, программами. Экономические интересы «заставляют» бизнес-элитуфинансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса реше­ний. Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы доверия к существующей власти, являются причинами ее смены и даже революций. Внешняя политика государства строится с учетом интересов национальной эконо









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.