Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психология труда, инженерная психология





Психология

Программа специализированной подготовки магистров

Психология труда, инженерная психология

 

Квалификация (степень)

Магистр

Форма обучения

Очная

 

 

Обсуждено на заседании кафедры «24»января 2012 г. Протокол № 5   Зав. Кафедрой _____(Жалагина Т.А.)   Составитель: Составители: к.п.н., доцент Н.Н. Демиденко   ______________________

 

 

Тверь 2012


Пояснительная записка

 

Учебная дисциплина «Основы научно-исследовательской деятельности» входит в перечень обязательных дисциплин вариативной части профессионального цикла ООП. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часа).

Содержательно дисциплина призвана помочь освоить основы научно-исследовательской деятельности. В ходе изучения дисциплины магистранты учатся ставить проблемы исследования, разрабатывать концептуальные модели рабочих планов, программ проведения научного исследования. На практике формируется навык подготовки научных отчетов, публикаций по результатам исследования.

Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности»:

 

· Иметь представление о логике построения программ исследования в психологии,

· Знать основные понятия психодиагностики, методы и методики исследования психических феноменов, математические и статистические методы обработки данных;

 

Целью дисциплины является формирование и развитие у обучающихся следующих компетенций:

· обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК – 1)

· определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5)

· подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14),

· постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-22)

· руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

· понимать логику научного исследования в психологии, как организовать исследование по изучению конкретной проблемы;

· знать процедуру постановки проблемы исследования, как организовать и провести исследование, об организации и психологическом сопровождении внедрения полученных разработок;

· уметь ставить и решать научно-исследовательские задачи, планировать и проводить эмпирическое исследование, подготовить отчет и публикацию по результатам исследования;

· владеть процедурами подборки методов и методик научного исследования.

 

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: активизация мыслительной деятельности, работа с раздаточным материалом, подготовка письменных творческих работ, составление библиографического списка, подготовка сообщений, дискуссии, работа в группах, подготовка программ исследования, презентация тем и программ исследования, дискуссии.

 

Учебная программа

Тема 1. Введение в проблематику учебной дисциплины

 

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работы магистрантов: определение, сравнительный анализ, значение в становлении профессионала. Спецкурсы и семинары по выбору студентов как комплексная форма учебно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская работа (НИРС): сущность, характеристика. Основные формы НИРС: работа в студенческих кружках, участие в исследованиях, проводимых кафедрами вуза, участие в исследовательской работе учреждений

образования; исследовательская работа, проводимая по индивидуальному плану; участие в научно-теоретических конференциях, выступления с докладами и сообщениями по материалам собственных исследований.

Понятие о научном поиске, гипотезе, видах исследования, научных методах познания человека. Цели научно-исследовательской работы. Новое знание. Закономерности, проявляющиеся в обществе. Научное обоснование проектов.

Написание и защита выпускной работы, магистерской диссертации.

Руководство и контроль научно-исследовательской работой магистранта.

 

 

Тема 2.

Типология психологических исследований и формы представления результатов

Понятие и направленность психологических исследований. Принципы исследования психологических феноменов.

Виды исследований в психологии и требования, предъявляемые к ним. Психолого-педагогическое исследование.

Формы представления результатов исследования: письменные (Доклад. Тезисы доклада. Научная статья. Научный отчет. Реферат. Реферирование как форма учебно-исследовательской работы в ходе теоретического изучения дисциплины.

 

Монография); устные (Публичный доклад или сообщение. Обсуждение результатов. Дискуссия. Публичная защита. Беседа и научный спор с оппонентами и коллегами).

Структура и требования к содержанию научной работы. Связь темы научно-исследовательской работы магистранта с проблематикой исследований кафедры, осуществляющей магистерскую подготовку. Гранты. Научные, научно-практические, научно-методические конференции. Мастер-классы. Конкурсы научно-исследовательских работ.

Тема 3.

Определение проблемы и постановка задач исследования

Цель и задачи психологического исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза исследования: понятие, виды, способы построения, требования. Новизна, теоретическая и практическая значимость как критерии качества психологического исследования.

Проблема психологического исследования: понятие, виды, способы обнаружения. Тема исследования как центральный вопрос психологической проблемы. Проблема формулировки темы исследования. Актуальность темы – критерий качества исследования. Научно-исследовательская и практическая актуальность темы. Проблема постановки задач исследования в психологии.

Программа психологического исследования как важнейшая составляющая научно-исследовательской работы. Основные функции и структура программы исследования.

Тема 4.

Методологические основания исследования как научно-исследовательская проблема

 

 

Методология научного исследования как научная проблема. Выбор методологических оснований исследования как задача ученого. Обоснование выбора методологических оснований исследования.

Методы психологического исследования: возможности и ограничения.

 

 

Тема 5.

Тема 6.

Тема 7.

Разработка общего плана и программы эксперимента

Эксперимент как метод исследования в психологии. Экспериментальные переменные. Виды экспериментов, их характеристика. Основные этапы организации и проведения эксперимента в исследованиях по психологии. Логика доказательства в эксперименте. Разработка общего плана и программы эксперимента. Разработка общего плана эксперимента (этапы, последовательность, время и т.д.).

Проведение эксперимента. Обработка и представление результатов научного исследования.

Тема 8.

Рабочая учебная программа

    №     Наименование разделов и тем       Всего     Аудиторные занятия         Самостоятельная работа
Лекции Практические
1. Введение в проблематику дисциплину        
2. Типология психологических исследований и формы представления результатов        
3. Определение проблемы и постановка задач исследования        
4. Методологические основания исследования как научно-исследовательская проблема        
5. Разработка программы исследования как компетенция ученого и составляющая исследования        
6. Система методов и методики исследования в психологии        
7. Разработка общего плана и программы эксперимента        
8. Магистерская диссертация как научно-исследовательский труд        
  Итого        

Матрица компетенций.

 

Наименование тем Формируемы компетенции Используемые технологии, способы и методы
ПК – 1 ПК - 5 ПК - 14 ПК-22 ПК- 30
Введение в проблематику учебной дисциплины     х х х   х Беседа, работа с научными психологическими текстами, письменные аналитические работы
Типология психологических исследований и формы представления результатов   х   х х Сообщения, подготовка библиографического списка, работа с научной литературой, подготовка тезисов сообщений, конспектирование литературы
Определение проблемы и постановка задач исследования   х х   х   Сообщения, обсуждение тематики и программ исследований
Методологические основания исследования как научно-исследовательская проблема     х       х Работа с раздаточным материалом, подготовка письменных творческих работ, реферирование литературы
Разработка программы исследования как компетенция ученого и составляющая исследования       х   х Работа с научными текстами, презентация программ исследования, дискуссия
Система методов и методики исследования в психологии         х     Работа с раздаточными материалами, обсуждение методологических оснований исследований обучающихся, активизация творческой деятельности
Разработка общего плана и программы эксперимента     х х   х   Метод малых групп, подготовка сообщений, обсуждение  
Магистерская диссертация как научно-исследовательский труд   х х   х   работа с раздаточным материалом, письменные аналитические работы  

Таблица интерактивных методов работы по темам и видам занятий

 

№ п/п Название темы Кол-во час.на тему (л.) Кол-во час на тему (пр.) Формы активной (интерактивной) работы
1. Определение проблемы и постановка задач исследования     Семинар в диалоговом режиме, работа с раздаточным материалом
2. Разработка программы исследования как компетенция ученого и составляющая исследования     Групповая дискуссия, сообщения с последующим обсуждением
3. Система методов и методики исследования в психологии       Обсуждение методической составляющей исследований
4. Разработка общего плана и программы эксперимента         Сообщения с последующим обсуждением
5. Магистерская диссертация как научно-исследовательский труд     Презентация программ исследования с последующим обсуждением
  Всего      

 

Список литературы

Обязательной:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. - Москва: Питер, 2010.

2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - Москва: Питер, 2007.

3. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. - Москва: ЮНИТИ, 2009.

4. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях - Москва: Питер, 2008.

5. Шкляр М.В., Дашков И.К. Основы научных исследований. – М.: 2009.

6. Шкляр М.Ф.Основы научных исследований: учебное пособие. - Москва: Дашков и К, 2009.

Дополнительной:

7. Анастази А. Психологическое тестирование [пер. с англ. и общ. науч. ред. А.А. Алексеева]. - Москва: Питер, 2009.

8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

9. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976.

10. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям - Москва; Воронеж: Московский психолого-социальный ин-т: МОДЭК, 2005.

11. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие - Самара: Бахрах-М, 2006.

12. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие для студентов вузов. – Москва: ЮНИТИ, 2009

13. Калошина И. П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов - Москва: ЮНИТИ, 2008.

14. Клайн Дж. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев, 1994.

15. Колин К. Индивидуальные различия. – М., 2000.

16. Копнин П. В. Логика научного исследования / П. В. Копнин. – М., 1965.

17. Краевский В. В. Методологическая рефлексия / В. В. Краевский // Сов. педагогика. – 1989.

18. Кругов В.И. и др. Основы научных исследований. - М.: Высшая школа, 1989.

19. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.

20. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 2002.

21. Петров Ю. А. Культура мышления: методологические проблемы научно-педагогической работы / Ю. А. Петров. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

22. Практикум по социальной психологии. - Москва: Питер, 2008.

23. Приходько П. Г. Азбука исследовательского труда / П. Г. Приходько. – Новосибирск: Наука, 1979.

24. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогического исследования / М. Н. Скаткин. – М., 1986.

25. Смит Р. История психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Психология" и психологическим специальностям: [пер. с англ.] - Москва: Academia, 2008.

26. Социальная психология: практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" - Москва: Аспект Пресс, 2009.

27. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. - Изд. 11-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

28. Теплов Б.М. О культуре научного исследования //Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985б, Т.2, С.310-317.

29. Философия и методология науки: Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

30. Чудина Е.А. Психологическое исследование личности. – М., 2005.

31. Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. – М., 1972.

32. Штофф В. А. Моделирование и познание / В. А. Штофф. – Минск, 1974.

33. Штофф В. А. Проблемы методологии научного познания. – М.: Высш. шк., 1978.

34. Юревич А.В. Методологический либерализм и парадигмальный статус психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Методология истории. Т. 1., 2003, С. 349-356.

35. Юревич А.В. Социально-психологический анализ научного и обыденного объяснения: Дис. …д-ра психол. наук – М., 1993.

Информационное обеспечение дисциплины:

http://www.biblioclub.ru/

http://elibrary.ru/

https://dlib.eastview. com/

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория с мультимедийной установкой, методический кабинет факультета психологии и социальной работы, компьютерный класс факультета психологии и социальной работы.

Планы и методические указания по подготовке к практическим

(семинарским) занятиям

Занятие 1. Введение в проблематику учебной дисциплины

1. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работы магистрантов.

2. Научно-исследовательская работа (НИРС): сущность, характеристика. Основные формы НИРС.

3. Понятие о научном поиске, гипотезе, видах исследования, научных методах познания человека. Цели научно-исследовательской работы.

Литература:

1. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. - Москва: ЮНИТИ, 2009.

2. Шкляр М.В., Дашков И.К. Основы научных исследований. – М.: 2009.

3. Шкляр М.Ф.Основы научных исследований: учебное пособие. - Москва: Дашков и К, 2009.

4. Юревич А.В. Социально-психологический анализ научного и обыденного объяснения: Дис. …д-ра психол. наук – М., 1993.

5. Философия и методология науки: Учебник для вузов/ Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

6. Калошина И. П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов - Москва: ЮНИТИ, 2008.

7. Приходько П. Г. Азбука исследовательского труда / П. Г. Приходько. – Новосибирск: Наука, 1979.

 

 

Занятие 8.

Вопросы к итоговой аттестации (экзамен)

Итоговая аттестация представлена в 2 частях: теоретической и практической:

Теоретическая часть:

1. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работы магистрантов: определение, сравнительный анализ, значение в становлении профессионала.

2. Научно-исследовательская работа (НИРС): сущность, характеристика, основные формы НИРС.

3. Понятие о научном поиске, гипотезе, видах исследования, научных методах познания человека.

4. Цели научно-исследовательской работы.

5. Понятие и направленность психологических исследований.

6. Принципы исследования психологических феноменов.

7. Виды исследований в психологии и требования, предъявляемые к ним.

8. Психолого-педагогическое исследование.

9. Формы представления результатов исследования.

10. Структура и требования к содержанию научной работы.

11. Гранты.

12. Научные, научно-практические, научно-методические конференции.

13 Цель и задачи психологического исследования.

14 Объект и предмет исследования.

15 Гипотеза исследования: понятие, виды, способы построения, требования. Новизна, теоретическая и практическая значимость как критерии качества психологического исследования.

16. Проблема психологического исследования: понятие, виды, способы обнаружения.

17. Проблема формулировки темы исследования.

18. Проблема постановки задач исследования в психологии.

16 Программа психологического исследования как важнейшая составляющая научно-исследовательской работы. Основные функции и структура программы исследования.

17 Методология научного исследования как научная проблема.

13. Методы психологического исследования: возможности и ограничения.

14. Этапы психологического исследования, цели и задачи.

15. Структура программы исследования.

16. Методологический раздел программы психологического исследования. Основные компоненты методологического раздела программы исследования.

17. Программа эмпирического исследования. Составляющие программы и их характеристика.

18. Проведение эмпирического исследования, обработка и представление результатов.

19. Классификации методов психологического исследования.

20. Характеристика теоретических методов исследования.

21. Характеристика экспериментально-эмпирических методов исследования.

22. Характеристика методов обработки результатов исследования.

23. Эксперимент как метод психологического исследования.

24. Эмпирические методы исследования в психологии.

25. Методы обработки результатов.

26. Магистерская диссертация – вид выпускной квалификационной работы.

27. Требования к оформлению магистерской диссертации.

 

Практическая часть экзамена представляет собой защиту курсовой работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

В соответствии с ООП магистерской подготовки по направлению «Психология труда, инженерная психология» предусмотрено выполнение написания курсовой работы в качестве формы отчетности за второй семестр обучения по дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности».

Настоящие рекомендации направлены на оказание помощи обучающемуся при проведении исследования и написании курсовой работы.

Курсовая работа – это выполненная самостоятельно письменная работа, которая отражает способность студента обобщать и систематизировать опыт в определенной сфере научного поиска по определенной научной (теоретической или прикладной проблеме), а также решать определенные исследовательские задачи.

Выполнение курсовой работы предполагает, что обучающийся в ходе изучения и разработки темы курсовой работы будет готов к:

· обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК – 1)

· определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5)

· подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14)

· постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-22)

· руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30).

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Выбор темы в соответствии с тематикой исследования кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии.

2. Определение целей, задач, плана курсовой работы.

3. Составление библиографии и теоретический анализ литературы.

4. Составление программы эмпирического исследования, поиск базы для проведения исследования.

5. Обобщение материалов в виде научного текста, фиксирующего результаты теоретического анализа источников, литературы и программы исследования.

6. Составление списка использованной литературы и источников, включая ресурсы ИНТЕРНЕТ.

8. Представление курсовой работы для защиты.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

Выбор темы курсовой работы – право обучающегося. В помощь предлагается примерная тематика курсовых работ (приложение 1). Она может уточняться, корректироваться обучающимся в соответствии с собственными интересами, но после консультации с научным руководителем. Обоснование актуальности исследования предполагает характеристику степени изученности проблемы в отечественной и зарубежной психологической науке. Выявляются актуальные аспекты проблемы с точки зрения научного исследования и в прикладном значении проблемы.

2. Определение объекта, предмета, целей, задач исследования; формирование гипотезы, определение методов исследования:

Объект исследования – некоторая реальность объективного мира, выступающая в качестве области познания. В психологии труда - это психика субъекта труда во всех формах ее существования и проявления.

Предмет исследования – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью. В психологии – это могут быть психические познавательные процессы, психологические качества личности, психические состояния, деятельность в совокупности ее характеристик и отношений, сознание и самосознание личности и др.

Цель курсовой работы – описание, объяснение, обоснование и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения курсовой работы.

Задачи исследования – это выбор путей и средств достижения цели.

Гипотеза это научно обоснованное предположение об изучаемом явлении.Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. При формулировке гипотезы могут быть использованы определенные словесные конструкции типа: «существует взаимосвязь между…», «существуют различия в…..» и др.

Методы – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит логика реализации и смысл исследования. Например, можно обратиться к следующей классификации методов психологического исследования: организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные (Б.Г. Ананьев).

Изучение научной литературы, подготовка теоретической базы исследования: На данном этапе необходимо самостоятельно, используя все информационные ресурсы: научная литература, статьи в научных журналах, нормативно-правовые документы, электронные базы данных (Приложение 2) составить перечень предполагаемых к использованию источников. В теоретической части работы должно быть представлено описание изученной литературы по теме курсовой работы с обобщениями, анализом и заключениями по поводу проработанности темы в науке. Теоретическая часть – это обоснование проведения эмпирического исследования, так как в ней делается вывод и методологических основаниях исследователя.

Проведение исследования: Для проведения исследования необходимо составить программу, в которой обязательно рассматриваются действия по подготовке и проведению исследования. В рабочей программе необходимо указать цель эмпирического исследования, методы исследования, перечислить используемые методики исследования, гипотезу исследования, определить этапы и задачи этапов.

Курсовая работа магистранта первого года обучения представляет собой часть выпускной квалификационной работы, ее теоретическую составляющую, которая впоследствии может быть дополнена, расширена, уточнена с точки зрения структуры и содержания. Фактически курсовая работа является подтверждением уровня готовности обучающегося к практической научно-исследовательской деятельности, непосредственно проведению эмпирического исследования, эксперимента. Поэтому в курсовой работе только представляется программа исследования, а само оно проводится в ходе научно-исследовательской, производственной практик.

Структура курсовой работы:

Введение должно включать в себя формулировку темы, обоснование актуальности исследования, проблему исследования, указание объекта, предмета исследования, цель, задачи, гипотезу, методы исследования, этапы исследования и его структуру. Важно подчеркнуть его практическую значимость, представить краткий анализ уровня исследования проблемы. Объем введения по отношению ко всей работе обычно составляет 2 – 3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 1-2 главы.

Глава 1 обычно содержит развернутое описание анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы. В ней автор указывает различные методологические подходы к исследованию психологических феноменов, выбранных в качестве предмета исследования. В этой главе необходимо представить имеющиеся позиции ученых в отношении определения сущности понятий, раскрывающих предмет исследования курсовой работы. Важно определиться в выборе собственной позиции с точки зрения понимания сущности предмета и методологии исследования проблемы.

Глава 2 содержит гипотезы, обоснование исследования как программу эмпирического исследования или экспериментальной работы по проблеме. В ней важно показать понимание логики научного психологического исследования. Автор представляет описание методического инструментария в соответствии с предметом исследования, делает вывод о его адекватности и достаточности.

Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1 – 2 страниц. Основное требование к заключению – оно не должно повторять выводы по главам. В заключении формируются выводы с большей мерой обобщенности, чем это сделано по главам. Отмечается степень достижения цели, успешность решения задач, поставленных в курсовой работе, обозначаются перспективы работы над темой в виде ВКР.

В список литературы входят все использованные в работе источники, включая ресурсы ИНТЕРНЕТ.

Приложение – это часть научного исследования, имеющая дополнительное (иллюстрирующее) значение, необходимое для полного освещения темы. Это могут быть: тексты методик, образцы данных эмпирического исследования (если автором проводилось пилотажное исследование), рисунки, статистические материалы и т.д., иллюстрирующие степень готовности обучающегося к научно-исследовательской деятельности.

Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна быть соответствующим образом оформлена. К оформлению предъявляются следующие требования:

1. Наличие титульного листа (см. Приложение 3).

2. На второй странице – содержание курсовой работы (см. Приложение 4).

3. Список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке (см. Приложение 5).

Текст работы должен быть напечатан с использованием компьютерной техники на одной стороне стандартного листа бумаги (формат А4) через полтора интервала. Текст набирается одинаковым по жирности шрифтом. При наборе в Microsoft Word рекомендуется шрифт Times New Roman (размер 14).

Вокруг текста должны быть оставлены поля. Размер левого поля - 35 мм, правого поля – 15 мм, верхнего - 25 мм, нижнего - 25 мм. Текст выравнивается по ширине.

Текст печатается строго в последовательном порядке. Не допускается помещение на отдельных страницах или на оборотной стороне листа текстовых вставок и дополнений любого рода. Не допускаются также переносы отдельных частей текста в другие места.

Все сноски и подстрочные примечания набираются через один интервал на той странице, к которой они относятся. Все страницы нумеруются, начиная с основного текста, который начинается с введения (страница имеет номер 3).

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Также с новой страницы начинаются и другие основные структурные части работы: введение, заключение, список использованной литературы.

Абзацный отступ должен быть равен пяти печатным знакам (1,27 см.).

Таблицы и графики, помещенные в тексте, должны быть подписаны или иметь пояснения.

Размещение рисунка и подписи к нему на разных страницах не допускается.

Список использованной литературы помещается в конце работы и составляет существенную ее часть, в которой отражается творческая самостоятельная работа студента. Именно поэтому список использованной литературы и источников позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования.

Список использованных источников должен включать 30-35 наименований, при этом количество цитируемых источников должно составлять не менее 75% от общего библиографического списка. Использование источников на иностранных языках считается обязательным, их количество в курсовой работе составляет 1-3.

При указании в основном тексте на страницу источника она помещается в квадратных скобках. Например, при ссылке на страницу 176 седьмого по списку источника следует писать в основном тексте: [7; С. 176].

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение». При наличии в работе более одного приложения, они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: Приложение 3. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Все материалы, помещенные в приложении, должны иметь названия.

Ссылки на приложения в основном тексте заключаются в круглые скобки и имеют следующий вид: (см. Приложение 5).

Завершающим этапом подготовки курсовой работы является составление ее письменного текста. Стиль изложения должен быть научным. После перепечатки текст работы необходимо тщательно вычитать. Все ошибки и опечатки необходимо исправить. Объем курсовой работы составляет 40-45 страниц.

После написания и оформления работы студент должен подписать ее, поставить дату и сдать научному руководителю для проверки и решения о готовности к защите.

Процедура защиты курсовой работы включает в себя:

1. Выступление обучающегося, содержащие представление темы, целей, задач и основных выводов по работе (7-9 минут).

2. Обсуждение представленных результатов комиссией, научная дискуссия по проблеме.

3. Вынесение решения об отметке за выполненную курсовую работу комиссией и оглашение результатов защиты.

Оценка курсовой работы определяется по следующим критериям: качество выполненной курсовой работы; степень раскрытия основных аспектов темы; глубина проработанности научных данных; соответствие содержания теме исследования, поставленным целям и задачам; логичность, последовательность изложения, убедительность представленных данных и выводов; оформление курсовой работы; самостоятельность выполнения работы; соблюдение сроков представления промежуточных результатов работы над темой исследования.

Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы на конкурс студенческих научных работ, использованы для выступления на студенческих конференциях, рекомендованы к публикациям.

 

 


Приложение 1.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

1. Субъект труда: сущность, структура, характеристики составляющих.

2. Психология мотивации: исторический аспект.

3. Концепции трудовой мотивации.

4. Управление мотивацией персонала как предмет научного исследования.

5. Диагностика проблем мотивации труда.

6. Профессиогенез как предмет психологического исследования.

7. Периодизация развития человека как субъекта труда.

8. Нормативные кризисы профессионального развития личности.

9. Понятие о психологическом сопровождении как социально-психологическом феномене.

10. Факторы риска в профессиональной деятельности.

11. Сущность и структура производственного конфликта. Способы управления производственными конфликтами.

12. Профессиональное здоровье как предмет исследований в психологии.

13. Виды функциональных состояний.

14. Средства снижения профессионального утомления и повышения профессиональной работоспособности.

15. Профессиональное выгорание: сущность, причины, ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания.

16. Экстремальные условия деятельности и их влияние на здоровье человека.

17. Исследование самосознания личности субъекта труда.

18. Мотивационно-потребностная сфера личности субъекта труда как предмет психологического исследования.

19. Психологическое исследование характера личности в связи с этапом профессионализации.

20. Самооценка личности субъекта труда и программа исследования.

21. Профессиональное самоопределение личности как предмет психодиагностического изучения.

22. Психологическое исследование: сущность, специфика, закономерности.

23. Трудовая мотивация как предмет изучения психологии.

24. Феномен эмоционального выгорания и анализ подходов к его изучению в современных исследованиях по психологии труда.

25. Парадигмы в психологии и программа научного психологического исследования.

 

Приложение 2

 

Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

 

Курсовая работа

по дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности»

ПРОФЕССИОГЕНЕЗ КАК СОЦ







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.