Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности сочетания количественных числительных с существительными.





1. Числительное один согласуется с существительным в роде, числе и падеже, например: один карандаш, одна тетрадь, одно перо; одного карандаша, одному карандашу... одной тетради и т. д. В форме множественного числа (одни) оно ставится при существительных, которые употребляются только во множественном числе: одни сани, одни щипцы; одних саней, одним саням, и т. д. (и в этих случаях обозначается один предмет, а не несколько).

При составных числительных, если они оканчиваются на один (одна, одно), например сто восемьдесят один, существительные ставятся в единственном числе, несмотря на то что составное числительное обозначает много предметов, например: двадцать один карандаш, сто, восемьдесят одна тетрадь, триста семьдесят одно перо.

2. Все остальные количественные числительные (два, три, четыре, пять,.... десять..... пятьдесят,.... сто,.... двести,.... девятьсот) согласуются с существительными только в косвенных падежах (за исключением винительного, сходного с именительным), например: двух рублей, двумя рублями, о двух рублях.

В именительном и сходном с ним «винительном падеже количественные числительные не согласуются с существительными: при числительных, стоящих в этих падежах, существительные ставятся в родительном падеже единственного числа (при числительных два, три, четыре) или в родительном падеже множественного числа (при остальных числительных), например два рубля, три учебника, четыре карандаша: пять рублей, шесть учебников, семь карандашей. Числительные в этих случаях образуют с существительными цельные сочетания, например: 1) На столе лежат два учебника; 2) Я купил два учебника.

Примечание. 1. Определение (прилагательное, причастие, местоимение), стоящее внутри сочетания, между числительным два, три, четыре и связаным с ним существительным, употребляется в следующих формах: 1) если сочетание стоит в косвенном падеже, то определение согласуется с существительным, например: двух новых учебников, трём новым учебникам, четырьмя новыми учебниками и т. д.; 2) если сочетание стоит в именительном (или сходном с ним винительном) падеже, то прилагательное ставится или в форме именительного падежа, например: три новые книги, четыре большие комнаты (им. пад. обычно бывает при существительных женского рода, форма которых сходна с им. пад. множ. числа),или в форме родительного падежа, например: три новых дома (окна), четыре больших дома (окна) (род. пад. чаще бывает при существительных мужского и среднего рода, форма которых воспринимается как род. пад.). В сочетаниях с другими числительными (пять книг, учебников, окон; шестью книгами, учебниками, окнами и т. д.) определение согласуется с существительным, например: пять новых книг, учебников, окон; шестью новыми книгами, учебниками, окнами и т. п.

2. Слова и словосочетания, обозначающие дробные количества, сочетаются с существительными следующим образом: 1) слово полтора – как все количественные числительные, например: полтора метра – управление, полутора метров, к полутора метрам и т. д. – согласование; 2) остальные сочетания имеют при себе существительное в род. пад., т. е. управляют им, например: восемь сотых гектара, восьми сотым гектара, восемью сотыми гектара и т. п.

Особенности сочетания собирательных числительных с существительными.

Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как обычные количественные числительные, т. е. согласуются в косвенных падежах (например:, нет троих студентов, подошли к троим студентам) и не согласуются в именительном (например, трое студентов). Но в отличие от обычных количественных числительных собирательные сочетаются не со всеми существительными, поддающимися счёту, а только с некоторыми.

1. С существительными, которые употребляются только во множественном числе, например: двое ворот, трое щипцов, четверо саней. Но начиная с числительного пять возможно параллельное употребление собирательных и обычных числительных, например: пятеро ворот и пять ворот, шестеро ножниц и шесть ножниц; причём обычные числительные более употребительны. В косвенных падежах во всех случаях предпочтительнее употреблять обычные числительные, например: двух ворот (а не двоих ворот), двум воротам (а не двоим воротам), двумя воротами (а не двоими воротами), о двух воротах (а не о двоих воротах) и т. п.

2. С существительными, которые считаются парами, например: двое перчаток, трое чулок (т. е. две пары перчаток, три пары чулок). В косвенных падежах, кроме винительного, вместо собирательных числительных употребляется сочетание обычного числительного с существительным пара, например: нет двух пар перчаток, трёх пар чулок и т. д.

В настоящее время и в именительном падеже вместо двое перчаток, трое чулок чаще говорят две пары перчаток, три пары чулок и т. п.

3. С существительными одушевлёнными мужского рода, обозначающими лиц, параллельно с обычными числительными, например: двое учениковдва ученика). пятеро мальчишекпять мальчишек). (Обычное числительное предпочитается при существительном, обозначающем лицо, имеющее высокое воинское звание, учёное звание, степень и т. д., например: четыре генерала, пять маршалов, шесть профессоров; не принято говорить: «пятеро генералов», «шестеро профессоров», «четверо маршалов».) С существительными одушевлёнными женского рода, обозначающими как лиц, так и животных, собирательные числительные употреблять не принято, т. е. только: две девочки, три женщины, четыре козы и т. п.

4. С существительным одушевлённым среднего рода дитя, например: двое детей, троих детей и т. п.

5. Кроме сочетания с указанными существительными, собирательные числительные сочетаются с личными местоимениями мы, вы, они. например: мы, всё пятеро, послали вас четверых, не было их троих.

Сочетание порядковых числительных с существительными.

Сочетание порядковых числительных с существительными ничем не отличается от прилагательных: порядковые числительные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, например: во втором классе, за третьим домом, около пятой избы.

Упражнение 228. Определите падежи имён числительных (объясните особенности сочетания числительных с именами существительными).

1) Поймали двух ершей да пять окуней. 2) У семи нянек дитя без глазу. 3) Семь раз примерь – один раз отрежь. 4) Конь о четырёх ногах, и тот спотыкается. 5) Без четырёх углов изба не рубится. 6) В лес идут, а на троих один топор берут. 7) Семеро одного не ждут. 8) Седьмая вода на киселе.

229. Спишите, заменяя цифры словами.

1) А. С. Пушкин родился в 1799 году, а умер в 1837 году. 2) Н. В. Гоголь родился в 1809 году, а умер в 1852 году. 3) М. Ю. Лермонтов родился в 1814 году, а умер в 1841 году. 4) И. С. Тургенев родился в 1818 году, а умер в 1883 году. 5) Л. Н. Толстой родился 9 сентября 1828 года, а умер 20 ноября 1910 года. 6) А. П. Чехов родился 29 января 1860 года, а умер 15 июля 1904 года. 7) А. М. Горький родился 28 марта 1868 года, а умер 18 июня 1936 года.

Правописание числительных.

1) У количественных числительных пят ьдевятнадцат ь, двадцат ь и тридцат ь мягкий знак пишется на конце, а у числительных пят ь десятвосем ь десят, пят ь сот – девят ь сот – в середине слова.

2) Сложные количественные числительные, обозначающие круглые десятки и круглые сотни, пишутся в одно слово: пятьдесят – пятидесяти, шестьсот – шестисот, триста – трёхсот.

3) Порядковые числительные, произведённые от количественных, обозначающих круглые десятки и сотни, тоже пишутся в одно слово: пятьдесят – пятидесятый, шестьсот – шестисотый и т. п.

4) Числительные триста и четыреста в им. пад. (и в вин,– при сочетании с неодушевлёнными существительными) пишутся с буквой а на конце (например: В сельской школе триста учеников; На строительстве электростанции трудились четыреста рабочих), числительное девяносто – с буквой о в им. и вин. падежах и с а в остальных падежах (сравните: Отдал девяносто рублей. – Не хватает девяноста рублей).

5) В составные числительные (от 21 до 999) входит столько слов, сколько имеется цифр при обозначении числа цифровыми знаками, не считая нулей: 243 – двести сорок три, 405 – четыреста пять, 320 – триста двадцать. Так же пишутся и порядковые числительные, произведённые от них, например: двести сорок третий, четыреста пятый, триста двадцатый.

6) Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, пишутся в одно слово: сорокаградусный, двадцатипятиметровый, стотридцатисемикилограммовый.

В одно слово пишутся и сложные порядковые числительные, которые кончаются на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, например: пятитысячный, трёхмиллионный, восьмимиллиардный, стотридцатипятитысячный, стовосьмидесятитрёхмиллионный и т. п.

Примечания. 1. Числительные, как правило, входят в сложное слово в форме родительного падежа без соединительной гласной, например: сорокаведёрный, трёхлитровый, пятиметровый, пятилетка, семидневка, за исключением числительных сто и девяносто (столетний, девяностолетний, стоведёрный, девяностокилометровый) и сорок, в слове сороконожка (во всех этих образованиях имеется соединительная гласная о ).

2. Если перед элементом -тысячный, -миллионный, -миллиардный количество выражено не словами, а цифрой, то после цифры ставится дефис, например: 5-тысячный, 3-миллионный, 8-миллиардный, 135-тысячный, 183-миллионный.

7) Слова, входящие в дробные количества, пишутся раздельно, например: две с половиной, три с четвертью, семь восьмых, три целых пять десятых и т. д.

Раздельно пишутся и сложные порядковые числительные, в состав которых входят дробные количества, например: шести с половиной миллионное население, трёх с половиной тысячное количество мест и т. п. (но в таких случаях лучше писать с цифрой, после которой ставить дефис, например 61/2 -миллионное население, 31/2 -тыcячнoe количество мест и т. п.).

8) Слова, образованные с корнем пол- (половина), пишутся через дефис, когда вторая часть слова начинается: а) с гласной буквы: пол-окна, пол-яблока; б) с прописной буквы: пол-Москвы, пол-Европы; в) с буквы л: пол-листа, пол-литра.

В остальных случаях слова с корнем пол- пишутся слитно: полдома, полметра, полкило и т. п.

Примечание. В косвенных падежах после корня пол- в книжной литературной речи появляется звук у, например: до пол у роты противника, в течение пол у года, до пол у ночи, до пол у дня, до пол у сотни. В разговорной литературной речи звук у в этих формах отсутствует: до полроты, в течение полгода, до полночи, до полдня, до полсотни. Следовательно, обе формы следует считать приемлемыми. Формы с у пишутся всегда слитно: на полулисте, но пол-листа.

Упражнение 230. Спишите, заменяя цифры и знаки словами.

307, 2808, 765, 234, 386, 417, 511 + 28, 65 + 74,168–76, 234– 197

231. Образуйте и напишите сложные слова.

1. Пяти лет–пятилетний; сто двадцати миллиметров, сорока тонн, трёх ярусов, семи миль, двадцати пяти метров, девяносто лет; пять тысяч, сто семьдесят миллионов.

2. Пол, литр – пол-литра; город, Азия, лимон, комната, булка, дом, лес, дивизия, батальон, Киев, оборот.

232. Спишите, заменяя цифры словами и вставляя пропущенные буквы; числительные подчеркните и над ними укажите: колич. (количественные), порядк. (порядковые).

ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ВЕСНЫ

Наблюдая перв…появление того или иного цветочка, ра...пускание почек и цветов у той или другой породы деревьев, появление перв... травки и т. п., записывайте день наблюдения в особ... тетрадь. Ведя такого рода записи в течение хотя бы 5 лет, вы получите, положим, следующ... дни, в которые нашли перв... цветущие ландыши: в 1905 году – 15-го мая, 1906 году – 13-го, в 1907 году – 19-го, 1908 году – 16-го и в 1909 году – 12-го. Сложив цифры 15, 13, 19, 16, 12 и pa…деляв полученную сумму на 5, вы получите средн... день цветения ландыша (за 5 лет) для вашей мес…ности – 15 мая (разделив 75 на 5, получим 15).

Точно так же вы найдёте средн... цифры цветения и для ольхи, р...бины, сирени, фруктов... деревьев, земл...ники и проч., и проч., и «цветочный календарь весны» для вашей мес...ности будет готов.

(Д. К а й г о р о д о в.)







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.