Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Замечание о чередовании согласных при изменении по лицам.





У глаголов I спряжения конечные согласные основы к и г чередуются с ч и ж перед гласным е, например: тол к у – тол ч ёшь; бере г у – бере ж ёшь. Этого чередования не бывает у глагола тку– т к ёшь (а не тчёшь).

У глаголов II спряжения в 1-м лице единственного числа наблюдается чередование следующих конечных согласных основы: с – ш (про с ишь – про ш у): з, дж (гру з ишь – гру ж у, хо д ишь – хо ж у): т – ч или щ (пла т ишь – пла ч у, прекра т ить – прекра щ у); ст – щ (прос т ить – про щ у); б, п, в, ф, м – бл, пл, вл, фл, мл (лю б ишь – лю бл ю, ку п ишь – ку пл ю, ло в ишь – ло вл ю, гра ф ишь – гра фл ю, гре м ишь – гре мл ю). Чередования нередко препятствуют образованию формы 1-го лица единственного числа; например, нет формы 1-го лица единственного числа у глаголов убедить, победить, ощутить и у некоторых других.

Упражнение 268. Проспрягайте глаголы.

Возьму, стелю, солю, пишу, слышу, клею, сею, буду, бужу, держусь, кажусь, борюсь, ссорюсь, хочу, еду, ем.

269. I. Напишите в 3-м лице множественного числа.

1) Где строишь, тут и роешь. 2) Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. 3) Бездонной бочки водой не наполнишь. 4) Потерянного времени не воротишь. 5) Что накрошишь, то и выхлебаешь.

II. Напишите во 2-м лице единственного числа.

1) Правды не скроют. 2) В решете воды не удержат. 3) Лёжа хлеба не добудут. 4) Поживут подольше, так увидят побольше. 5) Что посеют, то и пожнут.

270. Напишите 2-е лицо единственного числа и 3-е лицо множественного числа.

Стлать–стелешь, стелют; помнить, гнать, клеить, рыть, брить, сеять, смотреть, терпеть, пахать, зависеть, окоченеть, одеть, проскакать, проскочить, клеветать, тащить, писать, дышать, держаться, обидеться, разъехаться, выспаться, слышать, слушать, отправить, отправлять.

271. Допишите предложения, ставя глаголы, данные в скобках, в настоящем или будущем (простом) времени.

1) Чуть... (брезжить) рассвет. 2) Внизу, у нагромождённых беспорядочной кучей камней,... (плескаться) море. 3) Море людское чуть слышно шумит,... (колыхаться). 4) Снежинки... (кружиться), (опускаться) медленно, на лицах наших горячих... (таять). 5) Воздух беспокойно... (метаться) от орудийной пальбы. 6) Над миром наше знамя... (реять). 7) Оно горит и ярко... (рдеть). 8) Из строя меня... (вывести) только смерть. 9)... (брызгать) от него энергией. 10) Мы единство нашей партии не... (позволить) разрушать. 11) Никогда не... (расколоться) старая и молодая гвардия.

(Н. Островский.)

272. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. К каждому глаголу подберите неопределённую форму и укажите спряжение глагола – 1 или II.

I. Волны приход...т и волны уход...т стел...тся пеной на берег отлогий по морю тени туманные брод...т чайки летят и кричат как в тревоге. Много столетий близ отмели дикой дремл...т в развалинах римские стены слуша...т чаек протяжные крики смотр...т на белое кружево пены.

(В. Брюсов.)

II. «Вот ед...т охотник тундрой,

Славный, сильный охотник.

Его олени быстры...»

Не помню теперь, ненцы ли научили меня этой дорожной песн... или сам я её пр...думал, но только всегда в пути я её пою. Ед...шь тундрой, поёшь бе...конечную, как дорога, песню, дыш...шь ядрёным морозным воздухом и чувству...шь себя молодым и сильным, хозяином всех дорог и путей, вер...шь, что всё в твоей жизн... сбудется. Мечта...шь.

Говорят, что перед величием природы человек чувству...т себя мален...ким и жалким, пе...чинкой в океан.... Не знаю, не испытывал. Когда скрипят на снегу мои сани, когда покорное эхо в горах повт…ряет песню мотора, когда за моей спиной остаётся длинный волнистый след моих шагов, я, Алексей Богучаров, вот такой, каким вы меня вид...те, пон...маю себя хозяином мира, и земли, и неба. и чувство гордости за то, что я человек и механик, нап...лняет мою душу до края. Хоч...тся петь.

Надо, чтоб при этом была тиш...на, та торжественная и величавая тиш...на тундры, в которой столько зат..ённых ш...рохов. Всё живущее спряталось и оц…пенело, медведь в берлог..., мыш... в норе, тюлень подо льдом, и только ты один, человек на своей машин..., влас...но идёш... по тундр..., ломаеш... снег и поёшь...

(Б. Горбатов.)

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ

Формы времени показывают отношение времени действия к моменту речи.

Настоящее время обозначает, что действие совершается в момент речи о нём: читаю, пишу, удаляю и т. д.; прошедшее – что действие происходило или произошло до начала речи о нём: писал, написал; удалял, удалил и т. п.; будущее – что действие будет происходить или произойдёт после окончания речи о нём: буду писать, напишу. Форма будущего времени из двух слов (буду писать) образуется от глаголов несовершенного вида и называется будущим сложным; форма будущего времени из одного слова (напишу) образуется от глаголов совершенного вида и называется будущим простым.

Настоящее время может обозначать действие как постоянное свойство предмета (настоящее постоянное): Железо плавится, куётся или же характеризовать возможности (или способности) лица: Он пробегает стометровку за 11 секунд – в смысле: может пробежать. Такое употребление формы настоящего времени называется настоящим потенциальным.

Как уже было сказано. (§213), глаголы несовершенного вида имеют три времени; настоящее, прошедшее и будущее сложное; глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое.

Упражнение 273. Выпишите глаголы в формах будущего сложного и будущего простого времени. Укажите их вид, лицо и число.

В то же самое утро, часу в двенадцатом, молодая дама сидела в одной из трёх комнат маленькой дачи на Каменном острове, шила и вполголоса напевала французскую песенку, бойкую и смелую.

«Мы бедны,– говорила песенка,– но мы рабочие люди, у нас здоровые руки. Мы темны, но мы не глупы и хотим света. Будем учиться – знание освободит нас; будем трудиться – труд обогатит нас. Это дело пойдёт: Поживём – доживём...

Мы грубы, но от нашей грубости терпим мы же сами. Мы исполнены предрассудков, но ведь мы же сами страдаем от них – это чувствуется нами. Будем искать счастья – и найдём гуманность, и станем добры...

Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других. Просветимся – и обогатимся...

Будем учиться и трудиться, будем петь и любить, будет рай на земле... Это дело пойдёт, оно скоро придёт. Все дождёмся его!»

(Н.Г.Чернышевский.)

Прошедшее время.

Прошедшее время, как правило, образуется от основы неопределённой формы прибавлением суффикса - л и окончаний, указывающих число, а в единственном числе и род. Эти окончания следующие:

Единственное число Множественное число

Мужск. род нулевое Одинаково

Женек, род - а для всех

Средн. род - о родов

Примеры. Неопр. ф. отправить – прош. вр. отправил, отправил а, отправил о, отправил и; неопр. ф. отправлять – прош.вр. отправлял, отправлял а, отправлял о, отправлял и.

Отступление от общего правила представляют: глаголы с. основами на согласные и некоторые глаголы с суффиксом -ну-

1) У глаголов с основами на согласные (кроме основ на - д и - т) в мужском роде отсутствует суффикс - л: нёс, пёк, мог (но: несла, несло, несли) и т. д.

2) У глаголов с основами на -г, - к, - б основа прошедшего времени одинакова но с основой неопределённой формы, а с основой 1-го лица ед. ч. настоящего времени: неопр. форма – печь, стричь, грести, наст. вр.– пеку, стригу, гребу, прош. вр. пёк., стриг, грёб.

3) У глаголов с основами на - д и - т эти звуки сохраняются в основе настоящего времени, в неопределенной форме перед - ть, они перешли в с, а в прошедшем времени перед суффиксом - л выпали; таким образом, в прошедшем времени глагол имеет особую основу: неопр. форма – вести, плести; наст. вр.– веду, плету; прош. вр.– вёл. плёл.

4) У глаголов умереть, тереть, переть, простереть в неопределённой форме основа с полногласием, в прошедшем времени основа без полногласия: неопр. форма – умереть, тереть; прош. вр.– умер, тёр.

5) Глаголы с суффиксом - ну -, обозначающие состояние: мёрзнуть, дрогнуть, сохнуть, зябнуть, вянуть, исчезнуть и др., образуют прошедшее время без суффикса - ну -: мёрз, дрог, сох, зяб, вял, исчез и т. п., однако у многих глаголов этогожеразряда, особенно бесприставочных, известны формы прошедшего времени с суффиксом - ну -: блёкнул, глохнул, меркнул и др.

6) От глагола расти прошедшее время рос – росла – росло – росли; от глагола клясть–клял (наст. вр. кляну).

7) Глагол идти (и производные от него) образует прошедшее время от другого корня: идти – шёл. уйти – ушел и т. п.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.