Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Употребление форм одних наклонений в значении других.





1. Форма единственного числа повелительного наклонения может употребляться в значении сослагательного наклонения (иногда с особыми оттенками). В этом случае она произносится без побудительной интонации и может относиться не только ко 2-му лицу, но и к другим лицам речи. Она выражает пожелание, возможность, долженствование, например: а) пожелание: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. (Гр.); б) возможность: Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? (Ч.); в) долженствование: Вы-то уедете, а я оставайся и за всё отвечай (должен оставаться и отвечать).

Выражая предположение, подобная форма встречается в придаточном условном и уступительном; например, в условном: А случись пистолеты, его бы давно уже не было на свете (Г.) (если бы случились пистолеты); в уступительном: Не захочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. (Остр.)

2. Форма сослагательного наклонения может употребляться в значении повелительного наклонения. В этом случае она выражает побуждение и относится только ко 2-му лицу: Ефим. ты бы пошёл к нему. (М. Г.)

3. Некоторые формы изъявительного наклонения могут употребляться в значении повелительного наклонения (с особыми оттенками).

а) Форма 1-го лица множественного числа, произнесённая с повелительной интонацией, выражает побуждение совершить действие совместно: Ну, пойдём, дети. Бежим!

Когда побуждение адресуется не к одному лицу или когда, обращаясь к одному лицу, желают выразиться более вежливо, к форме 1-го лица множественного числа прибавляется окончание -те: Приступимте скорей к делу. (Т.) Форма 1-го лица множественного числа при выражении побуждений в разговорной речи может сопровождаться частицами давай, а при вежливом обращении или обращении к нескольким лицам – давайте: Давай улетим. (П.) Давайте поедем. (Ч.)

б) Третье лицо единственного и множественного числа настоящего или будущего времени с частицей пусть (пускай), иногда в сопровождении слов его, ее, их. употребляется при выражении распоряжения или дозволения: 1) Пусть дети сами уберут свой класс к празднику! 2) Пусть ребята повеселятся! С частицей да эта форма выражает пожелание (имеет добавочное значение торжественности): да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.)

Примечания. 1. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени с частицами вряд ли, едва ли, будто бы и некоторыми другими выражают предположение, сомнение и приближаются по своему значению к сослагательному наклонению:

I) Он как будто был тогда с нами. 2) В этом он едва ли отдавал себе отчёт. (Гонч.) 3) Отца и мать мою едва ль застанешь ты. (Л.)

2. Форма прошедшего времени совершенного вида (а от некоторых глаголов и несовершенного вида), соединяясь с частицей было, обозначает, что действие началось или готово было начаться, но не осуществилось: I) Я бросился было к нему на помощь. (Т.) 2) Я было хотела бежать, но было поздно. (Л.)

Неопределённая форма в значении разных наклонений.

Неопределённая форма в роли сказуемого употребляется в значении любого наклонения: а) изъявительного: Он как закричит, а я – бежать; б) повелительного: Смирно сидеть, рукавов не марать, к горшку не соваться! (Ж.); в) сослагательного (с частицей бы ) при выражении желания: В деревню бы поехать! и при выражении возможности действия: Быть бы большой ссоре, если бы отец не вмешался.

Неопределённая форма, употреблённая в значении повелительного наклонения с побудительной интонацией, обозначает приказание в самой резкой, категорической форме: Молчать! Встать! и т. п.

Упражнение 289. Определите формы наклоненнй к укажите, в каком значении эти формы употреблены.

1) На улице праздник, у всякого в доме праздник, а ты сиди в четырёх стенах. (Остр.) 2) Я у купца жил. У них всё так. Положи деньги [в банк] да и лежи на печи, получай. (Л. Т.) 3) Вам хорошо, а я сына в университете содержи, малых в гимназии воспитывай. (Л. Т.) 4) Щепотки волосков лиса не пожалей – остался б хвост у ней. (Кр.) 5) А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду. (Остр.) 6) Ты мне что ни говори, я тебя слушать не хочу. (Остр.) 7) Шелбы ты спать, малыш! 8) О, если б голос мой умел сердца тревожить! (П.) 9) Я бы' не пришёл сюда, кабы не велели. (Остр.) 10) О, так пойдём же! (П.) П) Всей её родне мы Таню завтра же покажем... Но вы измучены с дороги; пойдёмте вместе отдохнуть. (П.) 12) Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат... (П.) 13) Прощай!. Да будет мир с тобою! (П.) 14) Евгений сохнет, и едва ли уж не чахоткою страдает (П.) 15) В нём сердце сжалось, полное тоской; прощаясь с девой молодой, оно как будто разрывалось. (П.) 16) И царица хохотать, и плечами пожимать. (П.) 17) Не возражать!

Словообразование глаголов.

В словообразовании глаголов действуют разные способы: суффиксальный, приставочный и приставочно-суффикеальный. Глаголы образуются и от основ других частей речи, и от основ глаголов (внутриглагольное словообразование).

Суффиксальным способом глаголы производятся преимущественно от основ имён существительных и прилагательных.

От основ имён существительных глаголы производятся с помощью суффиксов:

- и (ть): кочегар – кочегар’-ить, хулиган – хулиган’-ить, вакса – вакс’-ить, соль – сол'-ить и т. п.;

- нича (ть): слесарь – слесар-ничать, токарь – токар-ничать;

- ова (ть): форма – форм-овать, борона – борон-овать;

-ствова( ть ): учитель – учитель -ствовать. директор–дирек-тор-ствовать;

- а (ть): обед–обед-ать, ужин–ужин-ать, завтрак–завтракать;

- е (ть): вдова – вдов-еть, пот – пот-еть.

От основ имён прилагательных образуются глаголы. обозначающие:

делать каким-либо в соответствии со значением производящей основы–с помощью суффикса - и (ть): синий–син-ить, злой– зл-ить;

делаться, становиться каким-либо в соответствии со значением производящей основы–с помощью суффикса - е (ть): синий– син-еть, добрый – добр-сть.

Суффиксальное производство глаголов от других частей речи менее значительно (сравните: охох-ать, ах – ах-ать, мяу – мяу-кать, я – я-кать, ты – ты-кать).

В отличие от словообразования имён в словообразовании глаголов очень большую роль играет приставочный способ. Среди приставочных глаголов можно различать две большие группы:

1) с приставками пространственных значений и 2) с приставками количественно-временных значений. Многие значения, которые в других языках (например, французском, немецком, английском) выражаются с помощью форм времени или путём присоединения к глаголу наречий, в русском языке выражаются с помощью приставок.

Глаголы с приставками пространственных значений могут обозначать различные направления действия: долететь (до цели), взлететь (на крышу), прилететь, улететь, влететь (в окно), вылететь (из окна), налететь (на кого- или на что-либо), перелететь (через поле), залететь (задом), подлететь ( под мост), облететь (вокруг поля), отлететь (от костра), пролететь (сквозь трубу), слететь (с крыши).

Глаголы с приставками количественно-временных значений обозначают временные пределы, а также характер действия, его силу, интенсивность или слабость, неполноту действия, продолжительность его или краткость.

Назовём основные группы таких приставочных глаголов:

1. Глаголы, обозначающие начало процесса: петь– за-петь, бежать – по-бежать, реветь – вз-реветь.

2. Глаголы, обозначающие окончание процесса: цвести– от-цвести, читать – до-читать.

3. Глаголы, обозначающие полную исчерпанность предмета действием, а также причинение неприятности, ущерба действием: стоптать – вы-топтать, мылить – из-мылить (всё мыло), сечь – за-сечь (до смерти), носитьс-носить (башмаки), сидеть – от-сидеть (руку), плакать–про-плакать (все глаза).

4. Глаголы, обозначающие дополнительное действие, а также слабость, неполноту действия, образуются с помощью приставок: купить – до-купить, лить – до-лить, лить – под-лить, лечь – при-лечь, встать – при-встать, бить – над-бить, выполнить – недо-выполнить и т. д.

Приставочно-суффиксальным способом производятся глаголы как от основ глаголов, так и от основ иных частей речи.

От основ глаголов производится две группы глаголов, имеющих разное строение:

1) «приставка + производящая основа + суффикс» (например, плак-ать и вс-плак-ну-ть, танцев-ать – при-танцов-ыва-ть). Глаголы такого строения обозначают неполноту действия (с оттенком «время от времени»). Такие глаголы образуются от бесприставочных с помощью суффиксов несовершенного вида и приставок: трещать – по-треск-ивать, кричать – по-крик-ивать, говорить – при-говар-ивать, петь – под-пе-вать, свистеть – на-свист-ывать;

2) «приставка + производящий глагол + - ся». например: думать – в-думать-ся, читать – за-читать-ся, есть – на-есть-ся, писать – ис-писать-ся, звонить – до-звонить-ся и под.

Приставочно-суффиксальным способом от основ других частей речи глаголы производятся менее активно, чем от глаголов.

От основ существительных образуются глаголы с помощью суффиксов - и (ть) и - е (ть) и различных приставок: земля – за-земл-ить, жир – обез-жир-ить, сила – обес-сил-еть, кулак – рас-кулач-ить.

От основ прилагательных глаголы образуются большей частью с помощью приставок о - и у - и тех же суффиксов - и (ть) и - е (ть): плотн-ый – у-плотн-ить, дешёв-ый – у-дешев-ить, слаб-ый – о-слаб-ить (сделать слабым) и о-слаб-еть (стать слабым).

Сложение основ нетипично для словообразования глаголов. Существуют единичные сложные глаголы, образованные этим способом (самоустраниться, самовоспламениться и нек. др.).

Упражнение 290. Произведите от глаголов читать, писать, спать, есть, пить, гулять, звонить глаголы: а) с помощью приставок; б) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса -ся (- сь). Объясните значение образованных вами глаголов.

291. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите морфемный и словообразовательный анализ приведённых ниже глаголов.

Дозвониться, переписать, недокончить, пересушить, недослышать, выехать, уехать, синеть, подлить, по...сыпать, нед...варить, убежать, умен...шить, обезлюд...ть, вчитаться, переш...ть, наиграться, утюжить, хулиганить, выг...реть, прочертить, заг...рать.

292. Составьте небольшой рассказ, используя приведённые ниже глаголы в разных формах времени и наклонения.

Дозвониться, перечитать, вырезать, переехать, проглядеть, прослушать, переписать, закричать, выспаться.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.