|
Переход причастий в прилагательные и существительные.1. Если причастие приобретает качественное значение, оно переходит в прилагательное. При этом оно теряет свои глагольные признаки: вид, залог и время. Сравните: 1) Камни, выдающиеся (которые выдаются) над поверхностью воды, гладко отшлифованы волнами. 2) Выдающиеся (исключительные) способности помогли товарищу блестяще справиться с заданием. В первом примере слово выдающиеся – причастие; оно имеет значение настоящего времени (сопоставьте: выдающиеся камни – выдававшиеся камни), во втором примере выдающиеся – прилагательное с качественным значением «исключительный», «яркий», «особенный»; оно потеряло значение времени (выражение «выдававшиеся способности» не имеет смысла). Разные формы причастий имеют неодинаковые возможности для перехода в прилагательные. Очень легко переходят в прилагательные действительные причастия настоящего времени на -щий, например: вызывающий вид (наглый), блестящие способности (очень хорошие), чарующая улыбка (прелестная), одуряющий запах (очень сильный), раздражающий тон, ошеломляющее впечатление (исключительно сильное), начинающий писатель (не имеющий опыта в писательском ремесле). От причастий этого типа, перешедших в качественные прилагательные, образуются краткие формы: улыбка чарующа, способности блестящи, вид вызывающ. Не менее легко переходят в разряд прилагательных страдательные причастия прошедшего времени на -нный и - тый; истощённый ребёнок (исхудалый), ограниченный человек (малоразвитый), испытанный друг (верный), образованный человек (получивший образование), изысканный вкус (тонкий), рассеянный человек (невнимательный, плохо замечающий всё окружающее), избитая тема (давно известная и надоевшая). Некоторые прилагательные, происшедшие от страдательных причастий, образуют даже сравнительную степень: сдержанный – сдержаннее, образованный – образованнее. Значительно реже переходят в прилагательные другие формы причастий: причастия от глаголов на - ся, причастия прошедшего времени на - вший. Вот примеры прилагательных, образованных от этих форм причастий: выдающийся писатель, неудавшееся предприятие и др. 2. Как и прилагательные, причастия могут употребляться в значении существительных, например: Я подошёл к спящему. Становясь постоянными обозначениями предметов, некоторые причастия переходят в существительные: учащийся, трудящийся, заведующий, прошедшее, будущее. Упражнение 315. Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, где выделенные слова употреблены как причастия, где – как прилагательные, где – как существительные, где – как местоимения. I. 1) На следу..щее утром выпал глубокий снег. 2) После долгих споров мы решили следу...щее: дождаться рассвета и потом уже продолжать поиски. 3) Катерок, следу...щий за нашим пароходом, начинает отставать. 4) Я с любопытством начал слушать следу...щий рассказ. 5) Подходите поскорей: кто следу...щий? 6) Очень подозрителен этот человек, всюду следу...щий за нами. II. 1) Мы, живущие сейчас, отвечаем за нашу Родину перед буд...щими поколениями народа. 2) Наше буд...щее прекрасно. 3) Буд...щее покажет, насколько мы правы. 4) Посевная площадь в бу.д...щем году у нас ещё увеличится. § 253. Правописание н и нн в причастиях и прилагательных. 1. В полных страдательных причастиях прошедшего времени на - нный пишется два н; картина, нарисова нн ая художником; баржа, груже нн ая лесом; зверь, ране нн ый пулей; рабочий, квалифицирова нн ый по шестому разряду; решё нн ая задача; броше нн ый ребёнок. 2. В прилагательных, образованных от глаголов, пишется два н, если они имеют приставки или оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме кованый и жёваный): усиле нн ое питание, избра нн ые сочинения, возвыше нн ый стиль, поноше нн ое пальто, подержа нн ые книги, квалифицирова нн ый рабочий, балова нн ый ребёнок. 3. В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов (а также не имеющих суффикса -ованный), пишется одно н: гружё н ая баржа, сея н ая мука, копчё н ая колбаса, вяле н ая рыба, вяза н ые рукавицы, гашё н ая и негашё н ая известь, солё н ый огурец, тка н ая скатерть, ране н ый солдат. 4. Исключения: надо писать с одним н: смышлё н ый ученик, назва н ый брат, а также существительное прида н ое; с двумя н: свяще нн ый долг, да нн ый случай, жела нн ый гость, нечая нн ый случай, невида нн ый и неслыха нн ый успех. Примечание. Одно н пишется в отглагольных прилагательных, когда они входят в состав сложного слова, например: гладкокрашеный материал, свежемороженое мясо. Упражнение 316. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Жаре...ая рыба–зажаре...ая баранина, калё...ые каштаны– закалё…ая сталь, выжже...ая степь – жжё...ый кофе, высея...ые семена – сея...ая мука, вощё...ая бумага – навощё…ая нитка, вытка...ый рисунок – тка...ая скатерть, вяза...ая кофта – связа...ые руки, гашё...ая известь – погаше...ый костёр, рва...ые ботинки– сорва...ое яблоко, краше...ый дом – выкраше...ый пол, учё...ый скворец – выуче...ый урок, пуга...ая ворона – испуга.. ый ребёнок. 317. Спишите, вставляя пропущенные буквы. 1) В беше...ой торопливости оседлал он коня. 2) На него напали взбешё...ые люди. 3) Со скрежетом ударяли о камень мостовой кова...ые копыта. 4) Конь чувствует опуще...ый повод, сразу забирает рысь. 5) Миновали мостик, переброше...ый через речонку. 6) Глубоко в землю врыт круглый тёса...ый дубовый столбище. 7) Я в этих делах стреля...ая птица. 8) Смышлё...ый мальчишка понравился матросу. 9) Без пальто она была, в вяза...ой кофте. 10) Через Киев на юг проходили эшелоны, груже...ые людьми, повозками, кухнями, орудиями. (Н. Островский.) 318. Спишите, вставляя н или нн. 1) Стены были выкраше...ы белой краской. Стены, выкраше…ые белой краской, были очень чисты. По краше...ым полам были постла...ы дорожки и половики. 2) Офицер, ране...ый в руку, оставался в строю до конца боя. Ране...ого офицера отправили в госпиталь. 3) Гружё...ые платформы товарного поезда быстро мелькали мимо полустанка. В тупике стояла платформа, гружё...ая камнем. 4) Суровое, изреза...ое морщинами лицо старика было хмуро и сосредоточе...о. Всё моё внимание было сосредоточе...о на решении трудной задачи. 319. Спишите, вставляя н или нн (повторить § 170). Фабрич...ый, батальо...ый, ю...ый, зелё...ый, студё...ый, серебря...ый, оловя...ый, кожа...ый, полотня...ый, деревя...ый, рассея...ый, сея...ый, конопля...ый, песча...ый, копчё...ый, закопчё...ый, утре-ий, родстве...ый, родстве...а, расклее...ый, расклее...а, клее...ый, глиня...ый, соломе...ый, клюкве...ый, ветря...ой двигатель, ветре...ая погода, масле...ые руки, масля...ые краски, лимо...ый, авиацио...ый. 320. Спишите, вставляя н или нн. 1) Дорога была прекрасна и во многих местах вымоще...а. 2) На дороге в виде плотины навале...ы каменья. 3) Через ручьи выстрое...ы были каме...ые мосты. 4) Нечая...ый случай разрешил мои недоумения. 5) Землянка устл…а и обвеша...a богатыми коврами. 6) В тот год осе...яя погода стояла долго на дворе. 7) Долго кова...ый кувшин волною звонкой наполнялся. 8) На серебря...ом просторе ходит месяц золотой. 9) В горах, окова...ый, у стада проводит пленник каждый день. 10) Они вдвоём рука с рукою гуляют утре...ей порою. 11) Кибитка остановилась перед деревя…ым домиком, выстрое...ым на высоком месте. 12) Маленький человек в кожа...ом картузе и фризовой шинели вышел из телеги. 13) Мы встретили ране...ого казака. 14) Здесь я увидел Михаила Пушкина, ране…ого в прошлом году. (Из произведений А. С. Пушкина.) ДЕЕПРИЧАСТИЕ Определение деепричастия. Деепричастие– это неизменяемая форма глагола, которая наряду с признаками глагола имеет признаки наречия. Деепричастие, как и наречие, служит в предложении обстоятельством, поясняющим глагол. Сравните примеры: 1) Трезор бежал впереди и 2) Трезор бежал впереди, помахивал хвостом, помахивая хвостом. (Н. О.) В первом примере оба глагола: бежал и помахивал – являются сказуемыми. Во втором примере только глагол бежал является сказуемым, деепричастие же помахивая является обстоятельством образа действия, служащим для пояснения сказуемого; оно отвечает на вопрос как? (бежал как? – помахивая хвостом). Вот ещё примеры, где, деепричастия, поясняя сказуемые, являются различными обстоятельствами: 1) Мы двинулись дальше (когда?), отдохнув и покормив лошадей (обст. времени). 2) Василиса Егоровна оставила меня в покое (почему?), видя моё упрямство (обст. причины). 3) Не суйся в воду (при каком условии?), не зная броду (обст. условия). Деепричастия образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида; они могут быть образованы от глаголов каждогоиз трёх залогов.: действительного, страдательного, среднего. Так, от глагола читать (книгу) – переходного, действительного залога, несовершенного вида образовано деепричастие читая (книгу); от глагола остановиться – непереходного, среднего залога, совершенного вида образовано деепричастие остановившись; от глагола обсуждаться – страдательного залога, несовершенного вида образовано деепричастие обсуждаясь. Деепричастия указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида, как правило, обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями: Мы идём разговаривая. Мы шли разговаривая. Мы будем идти разговаривая. Деепричастия совершенного вида обозначают действия, которые произошли раньше поясняемых действий: Поговорив, мы расходимся. Поговорив, мы разошлись. Поговорив, мы разойдёмся. Образование деепричастий. 1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени прибавлением суффикса -я, а после шипящих – -а, например: путешествуют – путешествуя, глядят – глядя, плачут – плача, дышат – дыша, борются – борясь, держатся – держась. Деепричастия от глаголов, у которых в основе настоящего времени суффикс -ва- выпадает, образуются с этим суффиксом: издавать – издавая, сознавать – сознавая, отставать – отставая. Примечания. 1.. От ряда глаголов несовершенного вида деепричастия либо не образуются, либо, если образуются, в речи почти не употребляются, например: 1) от глаголов на - чь в неопределённой форме (печь. беречь, стричь и др., сравните возможные, но неупотребительные формы берегя, стригя); 2) от глаголов с суффиксом - ну - (киснуть, пахнуть, вянуть и др.); 3) от части глаголов I спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса - а; а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса, например: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу и др. 2. Деепричастие от глагола быть имеет суффикс -учи: будучи. Деепричастия с суффиксом -учи, - ючи от других глаголов употребляются преимущественно в языке фольклора: Глядючи на это, заплакал свет Владимир-князь (из былины).
2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего времени прибавлением суффиксов -в, -вши после гласного, -ши – после согласного: открыл – открыв или открывши, сознался – сознавшись, влез – влезши, подстриг – подстригши, сгрёб – сгребши, высох–высохши; у глагола запереть деепричастие имеет два варианта: заперев (от основы неопределённой формы запереть) и заперши (от основы прошедшего времени запер). Деепричастия совершенного вида могут образовываться от основ будущего простого времени прибавлением суффиксов - я, -а. Обычно так образуются деепричастия от некоторых глаголов с основой на согласные и от возвратных глаголов с суффиксом - и - в неопределённой форме: прочту – прочтя, приведу – приведя, отметится – отметясь, простится – простясь. Некоторые глаголы образуют деепричастия двояко: и с суффиксами -вши, -в, -ши, и с суффиксами -я, -а: принести, принесу– принесши и принеся; приведу -– приведши и приведя; настроиться – настроившись и настроясь. Примечание. У одних глаголов с основой на - д и - т деепричастия образуются от основы настоящего (или будущего простого) времени (с сохранением д и т) посредством суффикса - я; приобретёт – приобретя, сплетёт – сплетя; у других – от основы прошедшего времени (с пропуском д и г) посредством суффикса - вши: сел – севши. От приставочных глаголов, произведённых от глагола идти–иду–шёл, деепричастия образуются либо от основы будущего простого времени: приду – придя, выйду – выйдя, найду – найдя, либо от основы прошедшеговремени (с восстановлением (д): пришел – пришедши, вышел – вышедши, нашёл – нашедши. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|