|
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И НЕЗНАКОМЫХ СЛОВ.⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
АБХАВА - небытие, несуществование. Седьмая Падартха, см. АГНИ - огонь. В теле существует 13 видов Агни. Главный среди них - Джатхарагни. Этим термином также называется все субдоша Питта доша. Один из первоэлементов АМА - "порождающая болезни". Шлаки и токсины, образующиеся при нарушении пищеварения, слабости огня пищеварения или тканевых огней. Имеет способность забивать физические и энергетические каналы, соединяться с Тридоша, тем самым вызывая болезни. АМАШАЙА - зона двенадцатиперстной кишки и нижней части желудка, основное место локализации Питта доша. АРТАВА, или РАДЖАС - менструальная кровь. Асана – положение тела в пространстве, поза; иногда – место. Атма – душа. Афродизиак – растение или препарат, увеличивающий половое влечение или половую силу. АЧАРИЙА - высший титул духовного учителя, мудреца. Ашрам – ведический уклад жизни. Веды выделяют четыре ашрама, связанных с четырьмя этапами жизни – брахмачария (незамужний ученик), грихастха (семейная жизнь – рождение и воспитание детей), ванапрастха (частичное отречение – совершение паломничества мужа с женой по святым местам) и саньяса (полное отречение от мира). АШТАНГА-ЙОГА, или Патанджала-йога - восьмиступенчатый путь йоги. Восемь компонентов (aшта-aнга) этой системы включают в себя ограничения, "то, что запрещено", (Йама); соблюдение, "то, что необходимо", (Нийама); позы (Асана); управление дыханием (Пранайама); избавление от чувств (Пратьйахара); концентрацию (Дхарана); размышление (Дхйана) и духовное погружение (Самадхи). Данная система йоги направлена на осознание Параматмы - Сверхдуши. Одним из наиболее почитаемых учителей этой системы йоги считается Патанджали, автор "Йога-Сутры". По его имени эту систему йоги часто называют Патанджала-йогой. Перед началом занятий йогой можно читать мантру Патанджали[97]. АХАМКАРА - Ложное самоотождествление, см. АХИМСА - непричинение вреда ни одному живому существу (по-русски - ни убий!). Одно из главенствующих условии для духовного прогресса. Важнейший принцип не только всех систем Йоги, но и других школ и религиозных направлений, ставящих задачей осознание человеком себя и своего положения в мире. БХУТА (1) - см. Махабхута. БХУТА (2) - дух, призрак. ВАЙДЬЯ – аюрведический врач. ВАРНА – каста. Существует четыре касты – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Из них первые три варны – высшие. Люди, по той или иной причине не входящие ни в одну из каст, называются низкорожденными – млеччхами. ВАТА ДОША - самая подвижная и активная среди Тридоша, состоит из Воздуха и Эфира. В тонком идеальном случае проявляется как Прана. См. Тридоша. ВАХУ - тонкие энергетические каналы, по которым движется Прана в организме. В некоторых текстах называются "Нади". Повредить Ваху практически невозможно, даже после ампутации конечности они сохраняются, причем порождают так называемые "фантомные боли". ВАЙУ (1) - первоэлемент Воздух. (2) Ветра, так называются все субдоша Вата доша, а иногда и сама Вата доша. ВЕДЫ - изначальные священные писания. Рассматривают как материальные, так и духовные вопросы. В более узком смысле - четыре Веды (Яджурведа, Ригведа, Самаведа и Атхарваведа), и пятая - Махабхарата (историческое повествование), являющиеся комментариями на Веданта-сутру. В древности передавались изустно от Учителя к ученику (Смрити), пока мудрец Вйасадева не записал их. ВИКРИТИ - конструкция человека, установившаяся под влиянием каких-либо внешних или внутренних обстоятельств (дисбаланс Тридоша), далекая от гармонии. ВИНА - струнный музыкальный инструмент. ВИПАК - послевкус, свойство пищи после переваривания принимать один из трех послевкусов (сладкий, кислый или острый). ВИРЬЙА - способность пищи при переваривании выделять или поглощать энергию. Бывает холодная и горячая Вирьйа. ДАНДА (Гхати) - мера времени, равная 1/60 части суток (24 минуты). Полторы Данды - 36 минут. ДВАПАРА-ЙУГА - см. Йуга. ДЕВЫ - полубоги, см. ДЖНАНА-ЙОГА - йога знания. Путь познания Господа и Его Природы с помощью размышления, логических поисков и умозаключений, а также изучения Вед. ДОША - см. Тридоша ДРАВЙА - субстанция, материя. ДХАМАНИ - физические и тонкоматериальные каналы, по которым происходит циркуляция хилуса, нечистот и т.д. ДХАРМА - религиозные, социальные, морально-нравственные принципы, обязанности, предписанные Ведами (Дхарма-шастрами). У каждой касты, у мужчин и у женщин, у родителей и у детей, у врачей и у горшечников своя Дхарма. Дхарма-шастры - писания, описывающие Дхарму. ДХЙАНА-ЙОГА - шестая ступень Аштанга-йоги, заключающаяся в выполнении определенных медитаций. ЙОГА - дословно "связь, соединение". Духовная дисциплина, связывающая человека со Всевышним Господом. Существуют несколько видов йоги - Аштанга йога, Джнана йога, Карма йога, но самая высшая из них - Бхакти йога. ЙУГА - эпоха. Существуют четыре эпохи, постоянно сменяющие друг друга - Сатьйа йуга (Золотой век), Трета йуга (Серебряный век), Двапара йуга (Бронзовый век) и Кали йуга (Железный век). КАЛИ-ЙУГА - Железный век, век ссор и лицемерия, нынешняя эпоха (см. Йуга). КАПХА ДОША - слизь тела, состоит из Земли и Воды. В тонком и чистом проявлении - Оджас (см. Оджас). КАРМА (1) - причинно-следственный закон природы, согласно которому любая материальная деятельность, греховная или праведная, влечет за собой последствия, плохие или хорошие, которые все больше и больше втягивают живое существо в материальное существование, круговорот рождения и смерти. Деятельность, которая не дает кармы называется Акарма. КАРМА (2) - одна из семи Падартх. Движение, действие, воздействие. КАРМА-ЙОГА - самая низшая из всех систем йоги. Она заключается в посвящении Господу плодов своей деятельности. ЛОЖНОЕ САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ - иллюзия, заставляющая каждое живое существо думать, что оно это материальное тело, а не душа. Ложное самоотождествление является причиной материальной обусловленности. Одно из тонких тел живого существа. Избавиться от него можно посредством следования принципам систем йоги, в результате чего оно заменяется на истинное самоотождествление - осознание себя как Атмы, души, частички Господа. МАЛА - нечистоты - кал (Мала), пот (Сведа), моча (Мутра), выделения из глаз, носа и ушей (Кха). МАНТРА - ведический гимн или молитва (дословно - то, что очищает ум). МАРМА - активные точки, представляющие из себя пересечения тонкоэнергетических каналов. Есть три основных вида Марма точек. Используются для диагностики и лечения заболеваний. МАХАБХУТА - первоэлементы, числом пять: Ап - Вода, Притхви - Земля, Теджас - Огонь, Вайу - Воздух и Акаша - Эфир. Из их всевозможных комбинаций состоит тело человека, да и все проявления этого мира в целом. МАХАТ-ТАТТВА - изначальная недифференцированная форма совокупной материальной энергии Господа, из который проявляется это материальное творение. Включает в себя двадцать четыре компонента. НАДИ - тонкоматериальные энергетические каналы, по которым движется Прана или доша (см. Ваху). ОДЖАС – тонкая одухотворяющая энергия. Проявляет себя как аура, окружающая каждое живое существо. Оджас поддерживает жизнь в теле. ПАКВАШАЙА - нижние отделы кишечника и органы мочевыделения, место основной локализации Вата доша. ПАНЧАКАРМА - дословно "пять действий", направленных на очищение или лечение человека. В наш век включает в себя рвоту, слабительное, клизму, кровопускание и ингаляцию (см.). ПАРАМПАРА - цепь ученической преемственности передачи Знания. ПИТТА ДОША - одна из Тридоша, состоящая из огня и воды. Огонь тела. В чистом и тонком виде - Теджас. ПРАБХАВА - свойства пищи, не вписывающиеся в концепцию вкус-потенция-послевкус. Индивидуальное свойство пищи и лекарственных трав, проявляющееся в специфическом воздействии на организм. ПРАКРИТИ (1) - заложенная от рождения индивидуальная конституция человека. Включает в себя не только тип тела, но и ментальную конституцию. ПРАКРИТИ (2) - материальная энергия Бога, из которой и благодаря которой происходит разворачивание этого материального мира. Дословно "Пракрити" переводится как "Природа". ПРАНА – энергия жизни, питающая и поддерживающая все живое, разлитая в окружающем человека пространстве. В организм человека входит с пищей, воздухом и посредством кожного дыхания. Существует десять видов Праны. ПРАСАДА - питательная часть пищи. ПОЛУБОГИ (ДЭВЫ, СУРЫ) - существа, наделенные Господом полномочиями управлять этим материальным миром. Существует полубог огня (Агнидев), полубог Солнца - Вивасван, полубоги ветра (Ашвини-Кумары), полубог моря (Варуна) и многие другие. ПУРУША - в тексте - Всевышний Господь. РАДЖО-ГУНА - гуна страсти. См. гуна. РАСА (1) - вкус пищи. Бывает шесть основных вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий. РАСА (2) - Раса дхату - хилус, питательная часть пищи. РАСАЯНА – аюрведический лекарственный препарат, обычно имеющий форму джема, применяемый как тоник, общеукрепляющее и омолаживающее средство. РИГВЕДА - одна из четырех Вед, сборник гимнов, посвященных Агни, Индре, Варуне и другим полубогам. САДХАКА – человек, проводящий те или иные религиозные или мистические церемонии; послушник. САМА ДОША - Тридоша, соединенные с Амой и полностью изменившие свои качества на противоположные. САМСКАРА - ведические ритуалы, которые проводятся с момента зачатия до смерти человека ради его очищения и исполнения Дхармы. САНАТАНА-ДХАРМА - вечная деятельность души, преданное служение Господу. САТТВА-ГУНА - гуна благости, добродетели. (см. Гуна) САТЬЙА-ЙУГА - золотой век, см. Йуга. СИДДХИ - мистические силы. Насчитывается восемь основных мистических сил - становиться очень большим, очень маленьким, доставать из любой точки пространства желаемый предмет, очень легким, очень тяжелым и др. СУКШМА-РУПА - тонкоматериальная или непроявленная форма. Помимо этого так называются все молекулярные объекты. СУБДОША - тонкие составляющие каждой доша. У каждой доша по пять субдоша. ТАНМАТРА - первопричина возникновения более грубо устроенных Махабхута (см.). Существует пять Танматра - Шабда, Спарша, Рупа, Раса и Гандха, или Звук, Шершавость, Цвет (Форма), Вкус и Запах, которые соответствуют пяти первоэлементам и воспринимаются ими по принципу комплиментарности. ТАМО-ГУНА - гуна невежества (см. Гуна). ТЕДЖАС - огонь, тонкое проявление Питта доша. Каждая ткань имеет свой Теджас, или Агни. Он является основой для трансформации и функционирования всех семи тканей. ТРЕТА-ЙУГА - серебряный век, см. Йуга. ТРИДОША - тонкие составляющие организма, "болезненные начала", состоящие из пяти первоэлементов, складывающее индивидуальную конституцию каждого человека и оказывающее влияние на его деятельность и весь окружающий мир в целом. Их три - Вата доша, Питта доша и Капха доша. УПАВЕДА - дополнительная Веда. УРАС - грудная клетка, место основной локализации Капха доша. ХИЛУС - только что переваренная пища. ШАСТРЫ - ведические писания. ШЛОКА – двустишье. ШРОТАС – физические каналы тела. ЭКАДАШИ – одиннадцатый день новой и полной луны (по восточному лунному календарю), день поста.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Анангаранга А.Р. Атхарваведа А.В. Аштанга Самграха Самхита А.С. Аштанга Хридаям Самхита А.Х. Брихат Парашара Хора Шастра П.Х.Ш. Бхавапракаша Б.П. Бхагавад Гита Б.Г. Бхела Самхита Б.С. Вайдьядживана В.Д. Вайшешика Сутра В.Сут. Вангасена Самхита Вс.С. Дамара Тантра Д.Т. Дханвантари Нигханту Д.Н. Йога Сутра Й.С. Кашйапа Самхита К.С. Мадхава Ниданам М.Н. Майтри Упанишада М.У. Ману Самхита М.С. Ньяя Даршана Н.Д. Прасути Тантра П.Т. Расамритам Р.А. Расарнавакальпа Р.К. Ригведа Р.В. Расендрасара Самграха Р.С Сушрута Самхита С.С. Харита Самхита Х.С. Чакрадатта Самхита Чд.С. Чакрапани Самхита Чп.С. Чарака Самхита Ч.С. Шарангадхара Самхита Ш.С. Шивасвародая Шив.Св. Шива Самхита Шив.С.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. PRINCIPLE OF TRIDOSHA IN AYURVEDA. D.N.RAY. C.P.P.W. CALCUTTA. 1937. 2. CHARAKA SAMHITA. JAIKRISHNADAS AYURVEDA SERIES N36. CHAUKHAMBHA VISVABHARATI. VARANASI - DELHI. 1981. 3. SUSHRUTA SAMHITA. CHOWKHAMBA SANSKRIT STUDIES N30. VARANASI. 1991. 4. VAGBHATA'S ASHTANGA HRIDAYAM. KRISHNADAS AYURVEDA SERIES N27. VARANASI. 1994. 5. MADHAVA NIDANAM. JAIKRISHNADAS AYURVEDA SERIES N69. VARANASI - DELHI. 1993. 6. KASYAPA-SAMHITA. HARIDAS AYURVEDA SERIES N2. VARANASI. 1996. 7. DRAVYAGUNASUTRAM. CHAUKHAMBHA SANSKRIT BHAVAN SERIES N1. VARANASI. 1994. 8. A PRIMER OF INDIAN LOGIC. KRISHNADAS SANSKRIT SERIES. VARANASI. 1951. 9. BHELA SAMHITA. HARIDAS AYURVEDA SERIES N8. CHAUKHAMBHA VISVABHARATI. VARANASI. 2000. 10. PSYCHOPATHOLOGY IN INDIAN MEDICINE. SATYA PAL GUPTA. CHAUKHAMBHA SANSKRIT STUDIES N8. CHOWKHAMBA SANSKRIT PRATISHTHAN. VARANASI.1976. 13. АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И МАСЛА. МАТХУРА МАНДАЛ ДАСА. МОСКВА. 1997. 14. БХАГАВАД ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. БХАКТИВЕДАНТА БУК ТРАСТ. МОСКВА - ЛЕНИНГРАД - КАЛЬКУТТА - БОМБЕЙ - НЬЮ-ДЕЛИ. 15. ВВЕДЕНИЕ В АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ. МАТХУРА МАНДАЛ ДАСА. ПОМОГИ СЕБЕ САМ. МОСКВА. 1996. 16 ЗАКОНЫ МАНУ. ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ВОСТОКА. НАУКА. МОСКВА. 1992. 17. КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА. ПАМЯТНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ ВОСТОКА CIX. НАУКА. МОСКВА. 1992. 18. ЛУННЫЙ СВЕТ САНКХЙИ. ЛАДОМИР. МОСКВА. 1995 19. ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ. ВЕЛЬХОВЕР Е.С. НИКИФОРОВ В.Г. МОСКВА. МЕДИЦИНА. 1984. 20. РИГВЕДА. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. НАУКА. МОСКВА. 1989. 21. УЧЕБНИКЪ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ. СЪ МОНГОЛЬСКАГО И ТИБЕТСКАГО ПЕРЕВЕЛЪ А.ПОЗДНЪЕВЪ. С.- ПЕТЕРБУРГЪ. 1908. 22. ПАНЧАКАРМА ИЛИ ПОЛНОЕ АЮРВЕДИЧЕСКОЕ ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА. МАТХУРА МАНДАЛА ДАСА. ОМСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. 2005.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................................................................................ 3 ОТ АВТОРА...................................................................................................................................... 4 ЧАСТЬ 1.ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 7 II. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ МЕДИЦИНА И СОВРЕМЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. 7 III. ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ..................................................................... 9 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ АЮРВЕДЫ............................................................... 15 ЧАСТЬ 2 ФИЛОСОФИЯ И АЮРВЕДА.................................................................... 16 IV. ФИЛОСОФИЯ ТВОРЕНИЯ МИРА................................................................................... 16 Философия Санкхйа................................................................................................................ 18 Система Ньйайа-Вайшешика.............................................................................................. 21 Материя.................................................................................................................................... 23 Творящая материя............................................................................................................... 24 Сотворяемая материя......................................................................................................... 24 Животные........................................................................................................................ 25 Растения........................................................................................................................... 25 Качество................................................................................................................................... 26 Действие................................................................................................................................... 29 Сходство и Различие............................................................................................................... 29 Взаимодействие....................................................................................................................... 30 Небытие.................................................................................................................................... 31 ЧАСТЬ 3 ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ................................................................................................. 32 V. ТЕОРИЯ О СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВАХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ............................ 32 VI. ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ. СВЯЗЬ ИХ КАЧЕСТВ И ВОЗДЕЙСТВИЯ.............. 36 Образование пяти первоэлементов................................................................................... 36 Связь качеств и воздействия первоэлементов............................................................... 37 ЧАСТЬ 4 ТРИДОША.................................................................................................................... 40 VII. ТРИДОША - РЕАЛЬНОСУЩЕСТВУЮЩИЕ СУБСТАНЦИИ................................ 40 Тридоша - основная причина рождения, поддержания и разрушения тела человека. 43 VIII. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРИДОША....................................... 47 Природа и физические свойства Тридоша...................................................................... 49 IX. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ТРИДОША В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ.......................................... 53 X. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРИДОША........................................................................................ 57 XI. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТРИДОША В СОСТОЯНИИ БАЛАНСА........................ 59 Функции нормального Вайу................................................................................................... 60 Субдоша Вата доша................................................................................................................. 62 Прана Вайу........................................................................................................................... 62 Удана Вайу........................................................................................................................... 63 Самана Вайу......................................................................................................................... 64 Вьяна Вайу........................................................................................................................... 64 Апана Вайу........................................................................................................................... 65 Функции нормального Агни................................................................................................... 66 Субдоша Питта доша............................................................................................................... 67 Пачака Агни......................................................................................................................... 67 Ранджака Агни..................................................................................................................... 68 Садхака Агни....................................................................................................................... 68 Алочака Агни...................................................................................................................... 69 Бхраджака Агни................................................................................................................... 69 Функции нормальной Капха доша...................................................................................... 71 Субдоша Капха доша............................................................................................................... 71 Кледака Капха...................................................................................................................... 71 Аваламбака Капха............................................................................................................... 72 Бодхака Капха...................................................................................................................... 72 Тарпака Капха...................................................................................................................... 72 Слешака Капха..................................................................................................................... 73 ЧАСТЬ 5. ТКАНИ, НЕЧИСТОТЫ И ТОКСИНЫ............................................................... 73 XII. ДОША, ТКАНИ И ОДЖАС............................................................................................... 73 Семь тканей.............................................................................................................................. 75 Оджас......................................................................................................................................... 78 XVIII. СУБТКАНИ И НЕЧИСТОТЫ....................................................................................... 79 Понятие субтканей................................................................................................................. 79 Нечистоты................................................................................................................................ 80 Чистая субстанция и нечистоты.......................................................................................... 81 XIV. АМА....................................................................................................................................... 82 Формирование Амы................................................................................................................. 82 Роль Амы в патологическом процессе.............................................................................. 83 Основные принципы очищения организма от амы......................................................... 84 ЧАСТЬ 5............................................................................................................................................. 85 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОША И ТКАНЕЙ. 85 XIV. АГНИ И ПИЩЕВАРЕНИЕ............................................................................................... 85 Различные виды Агни.............................................................................................................. 85 Виды пищи и процесс пищеварения................................................................................... 87 Виды пищи............................................................................................................................... 88 Место, где происходит процесс пищеварения....................................................................... 91 Общие черты процесса пищеварения..................................................................................... 92 XV. ФОРМИРОВАНИЕ ТРИДОША......................................................................................... 92 Образование Капха доша..................................................................................................... 92 Образование Питта доша.................................................................................................... 94 Образование Вата доша....................................................................................................... 95 XVI. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИ ТКАНЕЙ............................................................................. 95 Общие принципы формирования семи тканей................................................................ 95 Образование первичного хилуса и его дальнейшее переваривание..................................... 96 Превращение крови................................................................................................................. 98 Трансформация мышечной ткани........................................................................................... 99 Трансформация жира............................................................................................................... 99 Трансформация костной ткани............................................................................................... 99 Трансформация костного мозга........................................................................................... 100 Особенности семени и Оджаса.............................................................................................. 100 XVII. ЦИРКУЛЯЦИЯ ХИЛУСА............................................................................................. 101 Виды каналов.......................................................................................................................... 101 Десять поднимающих каналов............................................................................................. 102 Функции поднимающих каналов..................................................................................... 102 Десять опускающих каналов................................................................................................ 103 Функции опускающих каналов........................................................................................ 103 Четыре латеральнораспределяющих канала........................................................................ 103 Шротас.................................................................................................................................... 104 XIX. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛА............................................................................................... 109 Образование Тридоша......................................................................................................... 109 Образование семи тканей................................................................................................... 109 Образование субтканей...................................................................................................... 110 Образование нечистот........................................................................................................ 111 ЧАСТЬ 6 ПАТОЛОГИЯ ТРИДОША........................................................................... 112 XX. СУТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА................................................................. 112 Что есть болезнь.................................................................................................................. 112 Классификация болезней.................................................................................................... 113 Тридоша - корни всех физических болезней................................................................... 116 XXI. ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ТРИДОША ИЗ СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА........................ 118 Основные причины заболеваний........................................................................................ 118 Негармоничное, не радостное восприятие органами чувств объектов чувств................. 119 Фрустрации и беспокойства интеллекта и ума.................................................................... 120 Сезонные дисбалансы............................................................................................................ 120 XXII. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ДИСБАЛАНСА ТРИДОША................... 121 Причины дисбаланса Вата доша..................................................................................... 121 Причины дисбаланса Питта доша.................................................................................. 122 Причины дисбаланса Капха доша.................................................................................... 122 XXIII. ФУНКЦИИ ПОРАЖЕННЫХ ДОША....................................................................... 123 Увеличение, уменьшение и изменение локализации Тридоша................................... 123 Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Вата доша.............................. 125 Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Питта доша............................ 127 Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Капха доша............................ 128 Воспалительный процесс................................................................................................... 128 XXIV. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТРИДОША................................................................. 130 XXXI. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ..................................................................... 131 ЧАСТЬ 7 ПРАНА И УМ В АЮРВЕДЕ..................................................................... 133 XIII. ПРАНА................................................................................................................................ 133 Пять основных видов Праны............................................................................................. 135 Пранические каналы............................................................................................................. 136 Марма-точки и нарушения движения Праны............................................................... 138 XXVI. КОНЦЕПЦИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АЮРВЕДИЧЕСКОЙ НАУКЕ 142 Местоположение ума в теле человека........................................................................... 143 Доша ума................................................................................................................................. 144 Память..................................................................................................................................... 145 ЧАСТЬ 8 КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО УЧЕНИКА, ВРАЧА, АССИСТЕНТА, ПАЦИЕНТА И ЛЕКАРСТВА В АЮРВЕДЕ.............................................................................................................................................................. 146 ИДЕАЛЬНЫЙ ВРАЧ................................................................................................................. 146 Идеальный ученик и идеальный учитель......................................................................... 147 Несколько слов о шарлатанах........................................................................................... 155 ИДЕАЛЬНЫЙ АССИСТЕНТ ВРАЧА................................................................................... 156 ИДЕАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО.................................................................................................... 157 ИДЕАЛЬНЫЙ ПАЦИЕНТ........................................................................................................ 159 ЧАСТЬ 9 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ..................................................... 160 XXVIII. ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ТЕЛЕ.. 160 XXX. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ И ЗОН ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА... 161 Грудная, сердечная и пупочная зоны................................................................................ 161 Печень и селезенка................................................................................................................. 162 Кишечник................................................................................................................................. 164 XXXI. БХУТАВИДЬЯ – АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ................................. 165 XXXII. НЕКОТОРЫЕ ЦИТИРОВАННЫЕ ШЛОКИ.......................................................... 166 ЧАРАКА САМХИТА.............................................................................................................. 167 СУШРУТА САМХИТА.......................................................................................................... 175 АШТАНГА ХРИДАЯМ САМХИТА..................................................................................... 178 АШТАНГА САМГРАХА........................................................................................................ 181 ЧАСТЬ 10. СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ И УКАЗАТЕЛИ.......................................................... 182 XXXIII. СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ.............................................................................................. 182 Схемы....................................................................................................................................... 182 Таблицы................................................................................................................................... 186 XXXIII. УКАЗАТЕЛИ............................................................................................................... 201 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ...................................................................................................... 201 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И НЕЗНАКОМЫХ СЛОВ......................................................... 203 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.................................................................................................. 208 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................................................................. 209 ОГЛАВЛЕНИЕ........................................................................................................................ 210
[1] Речь идет о «Введение в аюрведические методы лечения», изданной фондом «Помоги себе сам» в 1996 году.
[2] Исключая тибетскую и китайскую традиции. [3] Книга писалась в конце двадцатого века. [4] Например, А.Х. 1.1.2. [5] Апсва антарамритамапсу бхэшаджам Апамута прашасти бхирашва бхавайа Ваджино гаво бхавайа ваджинихи. (А.В.1.4.4.) [6] Автор Кашйапа Самхиты, текста по педиатрии, считавшегося утерянным, но, по счастливой случайности, найденного среди свитков в одной из южно-индийских библиотек. [7] Господь Дханвантари явился в незапамятные времена. Он вышел во время пахтания молочного океана и принес с собой Амриту – нектар бессмертия. [8] Но не автором сохранившейся Кашьяпа Самхиты, относящейся к Кумара Тантре. [9] Абу Али Ибн Сино в своем «Каноне врачебной науки» упоминает Чарака Самхиту, при халифе Харун-аль-Рашиде был выполнен перевод Мадхава Ниданам Самхиты. [10] Лакшми, Богиня процветания. [11] Бхуми, Мать-земля. [12] Кали, Богиня разрушения. [13] Три формы Вишну. [14] Это состояние духовного самосознания личности как души, неотъемлемой частицы Бога, называется Брахмаахамкара. [15] Тамасад апи бхутадер викурванад абхун набхаха тасйа матра гунаха шабдо лингам йад драштри дришйайохо (Ш.Б.2.5.25.). [16] Звук, Шершавость, Форма (Цвет), Вкус и Запах. [17] Гуру-Лагху, Сита-Ушна и т.д. [18] Стоит учитывать, что бездействие тоже является действием. [19] Спаршэндрийагочарам (Ч.С.4.1.30.). [20] Эта концепция совпадает и с библейским подходом к сотворению мира: Вначале было Слово… [21] Акашад вайуху вайорагнихи агнирапаха адбйаха притхвихи [22] За основу взята акашацентрическая теория. [23] Саттва тамо бахула апаха - в ней доминируют Саттва и Тамо Гуны. [24] Питтам шарирамбхака теджах прадхана панчабхута викаратмакам теджах сварупам агни сингам. [25] Капхах шарирамбхака сома прадхана панчабхута викара вишешаха. [26] Вайух шарирам бхакешу панчашу бхутешу йад двитийам бхутам тат паринама вишешах са эва. [27] Вайуакашаха дхату-бхйам вайуху. [28] Тридха-ту вата-питта-шлешма-дхату трайопа-шамана вишайам сукхам вахатам [29] Татра вайуратмаи ватта питтамагнейам шлешма саумйа ити. [30] Речь идет о телесном Воздухе. [31] Чакрапани асангхатам ити питта слешмавад авайава сангхата рохитам (Чп.С. 1.12.3.) [32] Пурисадханах паквашайах (Чакрапани). [33] Ласикодасйа пиччхабхагах (Чакрапани). [34] Питта-стханэ амашайа ити амашайадхобхагах, слешмастха несвамашайа амашайордхвабхагах. [35] Не только положение эпигастральной области вызывает некоторые разногласия, но и границы основного местопребывания Вата доша - Паквашайа у разных авторов имеет несколько разные размеры. Изначально Чарака использовал для определения положения Вата доша термин "Пурисадхана", но затем, оговаривается и вводит понятие "паквашайа" как место основной локализации этой доша. Сушрута говорит, что Вата - "Шрони-гуда-самшрайаха". Шрони - кости таза и бедренные кости, гуда - область прямой кишки, крестца и копчика. Область между этими двумя частями - большой и малый таз. В этой зоне находятся сигмовидная и прямая кишка, мочевой пузырь и репродуктивные органы. "Пурисадхана" обозначает "вместилище испражнений". В этом случае, если под местоположением Вата доша понимать Паквашайа, необходимо помнить, что в эту область входят часть тонкого кишечника (сигмовидная ободочная кишка) и прямая кишка. Это описание сходно с описанием Сушруты, который говорит в Ниданастхане, что "положение Вата доша в теле - Паквадхана и Гуда. Паквадхана можно перевести как "место, где скапливаются остатки пищеварения". В этом контексте под словом Гуда подразумевается прямая кишка, или Гуда Нади. Арунадатта, да и Вагбхата, в своих комментариях говорят, что, так как все непереваренные остатки собираются в этой области, она называется Паквашайа или Паквадхана (А.Х.1.12.). Термин Паквашайа помимо этого, часто используется для обозначения отдела желудочно-кишечного тракта, находящегося ниже пупка и всех частей тела человека, лежащих ниже гребня подвздошной кости. [36] Тазовая полость показана без учета кишечника и мочевого пузыря. [37] "атаха арам панчадха вибхаджйанте..." (С.С.2.1.1.). [38] Сердечной чакре, Анахате. [39] Доша-дхату-мала-мулам хи шарирам. [40] Шариранча доша дхату мала самудайаха. [41] Дошебхйа эва дхатунам правриттих. [42] Сварупам хи ватадинам карйагамйам эва. [43] См. таблицу 8. [44] Кандарас и Ширас. [45] Снайус. [46] "Атйанта шуддхатайасйа малабхаваха." [47] См. книгу «Панчакарма или полное аюрведическое очищение организма». [48] Этот процесс усиливается путем проведения процедур Пурвакармы. [49] См. таблицу 7. [50] ”Джатхарэнагнина пурвам крите самгха-табхеде пашчад бхутагнайаха панча свам свам дравйам пачанти". [51] Тасйад апйо расаха. [52] Противоядия. [53] Объем желудка соответствует трем сложенным вместе кулакам. [54] Вибхага и Самйога. [55] "Кевалам пакам". [56] Стхайи Раса дхату. [57] В некоторых костях (ребра, фаланги) этого накопления не происходит. [58] Тикшнагни, Мандагни и Самаагни. [59] "Расаджам пурушам видьйат". [60] "Свахширах санчарад рактам" (С.С.3.7.14.). [61] “Сама” или “Учитапрамана”. [62] Тад духкхасам йога вйадхайа учйантэ (С.С.1.1.23.). [63] Чакрапани в своих комментариях пишет, что слово “Атман” в данном случае означает “тело” - “Атратмашабдена шарирам бханйатэ” [64] Не обязательно во время беременности, а хотя бы за полгода до зачатия. [65] “Намджнанам ту вйавахараматрапрайорджанартхам, на сварупена чикитшайам-упакарити”. [66] Геморрагия. [67] Слово “Спарша” можно перевести также и как “тактильность”. [68] Эти состояния описаны в соответствующей главе. [69] Молоко варится с шафраном, куркумой или палочкой корицы, трижды доводится до кипения и семь раз переливается из стакана в стакан. [70] Прана, Апана, Самана, Удана, Вьяна, Нага, Курма, Крикара, Дэвадатта, Дхананджайя, Вайрамбхана, Стханамукхья, Прадьйота и Пракрита. [71] Ум, разум, Ложное эго и сознание. [72] Мантры, направленные на получение силы, храбрости, харизматичности, боевого духа, победы и т.д. [73] Вата, Питта и Капха соответственно. [74] См, Вс.С.77.332. [75] Человеческом, животном, растительном или др. [76] Точнее, Сверхдух. [77] Манаса Пракрити. [78] Это слово можно перевести как умственное, мозговое богохульство – извращенное восприятие окружающего мира, созданного Богом. [79] Сначала смотрят на его стопы, постепенно перемещая взгляд с ног на живот, грудь, руки и на лицо. Пристально и исподлобья смотреть на учителя считается дурным тоном. Не принято поворачиваться к учителю спиной, сидеть, когда он стоит, стоять, когда он идет, есть, когда он закончил трапезу и т.д. [80] Свежие в меру спелые фрукты. [81] По солнцевороту. [82] А также других продуктов, связанных с причинением вреда живому существу. [83] В случае несоблюдения приведенных выше наставлений. [84] В разных школах это время разное – от нескольких месяцев до нескольких лет. [85] Гуру – полный, тяжелый (санскр). [86] Самавартана видхи. [87] И гордящийся этим (прим. переводчика). [88] Речь идет о Сушрута Самхите. [89] Например, в зависимости от того, в какой форме готовится Трипхала (Трипхала чурна, Трипхала гхрита, Трипхала гуггул, Трипхала ришта и др.) ее терапевтическое действие очень сильно различается. [90] Расасйа ча хридайам стханам (С.С.1.14.3.). [91] Сарва ширадхистханатват хридайасйа. [92] Шонитасйа стханам йакрит плиханитау (С.С.1.21.16.). [93] Гарбхашайа йакрит плиханау шонитаджау (С.С.3.4.25.). [94] Вторая глава Сутрастханы Аштанга Хридаям Самхиты. [95] Речь идет о Сушрута Самхите. [96] Уровень сознания также не брался в расчет. [97] Йогена читтасйа падена вача малам шарирасйа ча вайдьйакена йопакароттам мунинам патанджалим пранджалиранатосми. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|