Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И НЕЗНАКОМЫХ СЛОВ.





 

 

АБХАВА - небытие, несуществование. Седьмая Падартха, см.

АГНИ - огонь. В теле существует 13 видов Агни. Главный среди них - Джатхарагни. Этим термином также называется все субдоша Питта доша. Один из первоэлементов

АМА - "порождающая болезни". Шлаки и токсины, образую­щиеся при нарушении пищеварения, слабости огня пищеварения или тканевых огней. Имеет способность забивать физические и энергетические каналы, соединяться с Тридоша, тем самым вызывая болезни.

АМАШАЙА - зона двенадцатиперстной кишки и нижней части желудка, основное место локализации Питта доша.

АРТАВА, или РАДЖАС - менструальная кровь.

Асана – положение тела в пространстве, поза; иногда – место.

Атма – душа.

Афродизиак – растение или препарат, увеличивающий половое влечение или половую силу.

АЧАРИЙА - высший титул духовного учителя, мудреца.

Ашрам – ведический уклад жизни. Веды выделяют четыре ашрама, связанных с четырьмя этапами жизни – брахмачария (незамужний ученик), грихастха (семейная жизнь – рождение и воспитание детей), ванапрастха (частичное отречение – совершение паломничества мужа с женой по святым местам) и саньяса (полное отречение от мира).

АШТАНГА-ЙОГА, или Патанджала-йога - восьмиступенчатый путь йоги. Восемь компонентов (aшта-aнга) этой системы включа­ют в себя ограничения, "то, что запрещено", (Йама); соблюдение, "то, что необходимо", (Нийама); позы (Асана); управление дыхани­ем (Пранайама); избавление от чувств (Пратьйахара); концентра­цию (Дхарана); размышление (Дхйана) и духовное погружение (Са­мадхи). Данная система йоги направлена на осознание Параматмы - Сверхдуши. Одним из наиболее почитаемых учителей этой системы йоги считается Патанджали, автор "Йога-Сутры". По его имени эту систему йоги часто называют Патанджала-йогой. Перед началом занятий йогой можно читать мантру Патанджали[97].



АХАМКАРА - Ложное самоотождествление, см.

АХИМСА - непричинение вреда ни одному живому существу (по-русски - ни убий!). Одно из главенствующих условии для духо­вного прогресса. Важнейший принцип не только всех систем Йоги, но и других школ и религиозных направлений, ставящих задачей осознание человеком себя и своего положения в мире.

БХУТА (1) - см. Махабхута.

БХУТА (2) - дух, призрак.

ВАЙДЬЯ – аюрведический врач.

ВАРНА – каста. Существует четыре касты – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Из них первые три варны – высшие. Люди, по той или иной причине не входящие ни в одну из каст, называются низкорожденными – млеччхами.

ВАТА ДОША - самая подвижная и активная среди Тридоша, состоит из Воздуха и Эфира. В тонком идеальном случае проявля­ется как Прана. См. Тридоша.

ВАХУ - тонкие энергетические каналы, по которым движется Прана в организме. В некоторых текстах называются "Нади". Пов­редить Ваху практически невозможно, даже после ампутации ко­нечности они сохраняются, причем порождают так называемые "фантомные боли".

ВАЙУ (1) - первоэлемент Воздух. (2) Ветра, так называются все субдоша Вата доша, а иногда и сама Вата доша.

ВЕДЫ - изначальные священные писания. Рассматривают как материальные, так и духовные вопросы. В более узком смысле - че­тыре Веды (Яджурведа, Ригведа, Самаведа и Атхарваведа), и пятая - Махабхарата (историческое повествование), являющиеся коммента­риями на Веданта-сутру. В древности передавались изустно от Учи­теля к ученику (Смрити), пока мудрец Вйасадева не записал их.

ВИКРИТИ - конструкция человека, установившаяся под влия­нием каких-либо внешних или внутренних обстоятельств (дисба­ланс Тридоша), далекая от гармонии.

ВИНА - струнный музыкальный инструмент.

ВИПАК - послевкус, свойство пищи после переваривания принимать один из трех послевкусов (сладкий, кислый или ост­рый).

ВИРЬЙА - способность пищи при переваривании выделять или поглощать энергию. Бывает холодная и горячая Вирьйа.

ДАНДА (Гхати) - мера времени, равная 1/60 части суток (24 минуты). Полторы Данды - 36 минут.

ДВАПАРА-ЙУГА - см. Йуга.

ДЕВЫ - полубоги, см.

ДЖНАНА-ЙОГА - йога знания. Путь познания Господа и Его Природы с помощью размышления, логических поисков и умозак­лючений, а также изучения Вед.

ДОША - см. Тридоша

ДРАВЙА - субстанция, материя.

ДХАМАНИ - физические и тонкоматериальные каналы, по ко­торым происходит циркуляция хилуса, нечистот и т.д.

ДХАРМА - религиозные, социальные, морально-нравственные принципы, обязанности, предписанные Ведами (Дхарма-шастрами). У каждой касты, у мужчин и у женщин, у родителей и у детей, у врачей и у горшечников своя Дхарма. Дхарма-шастры - писания, описывающие Дхарму.

ДХЙАНА-ЙОГА - шестая ступень Аштанга-йоги, заключаю­щаяся в выполнении определенных медитаций.

ЙОГА - дословно "связь, соединение". Духовная дисциплина, связывающая человека со Всевышним Господом. Существуют нес­колько видов йоги - Аштанга йога, Джнана йога, Карма йога, но са­мая высшая из них - Бхакти йога.

ЙУГА - эпоха. Существуют четыре эпохи, постоянно сменяю­щие друг друга - Сатьйа йуга (Золотой век), Трета йуга (Серебря­ный век), Двапара йуга (Бронзовый век) и Кали йуга (Железный век).

КАЛИ-ЙУГА - Железный век, век ссор и лицемерия, нынешняя эпоха (см. Йуга).

КАПХА ДОША - слизь тела, состоит из Земли и Воды. В тон­ком и чистом проявлении - Оджас (см. Оджас).

КАРМА (1) - причинно-следственный закон природы, согласно которому любая материальная деятельность, греховная или правед­ная, влечет за собой последствия, плохие или хорошие, которые все больше и больше втягивают живое существо в материальное суще­ствование, круговорот рождения и смерти. Деятельность, которая не дает кармы называется Акарма.

КАРМА (2) - одна из семи Падартх. Движение, действие, воз­действие.

КАРМА-ЙОГА - самая низшая из всех систем йоги. Она заклю­чается в посвящении Господу плодов своей деятельности.

ЛОЖНОЕ САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ - иллюзия, заставляющая каждое живое сущес­тво думать, что оно это материальное тело, а не душа. Ложное самоотождествление является причиной материальной обусловленности. Одно из тонких тел живого существа. Избавиться от него можно посредством сле­дования принципам систем йоги, в результате чего оно заменяется на истинное самоотождествление - осознание себя как Атмы, души, частички Госпо­да.

МАЛА - нечистоты - кал (Мала), пот (Сведа), моча (Мутра), выделения из глаз, носа и ушей (Кха).

МАНТРА - ведический гимн или молитва (дословно - то, что очищает ум).

МАРМА - активные точки, представляющие из себя пересече­ния тонкоэнергетических каналов. Есть три основных вида Марма точек. Используются для диагностики и лечения заболеваний.

МАХАБХУТА - первоэлементы, числом пять: Ап - Вода, Прит­хви - Земля, Теджас - Огонь, Вайу - Воздух и Акаша - Эфир. Из их всевозможных комбинаций состоит тело человека, да и все прояв­ления этого мира в целом.

МАХАТ-ТАТТВА - изначальная недифференцированная форма совокупной материальной энергии Господа, из который про­является это материальное творение. Включает в себя двадцать че­тыре компонента.

НАДИ - тонкоматериальные энергетические каналы, по кото­рым движется Прана или доша (см. Ваху).

ОДЖАС – тонкая одухотворяющая энергия. Проявляет себя как аура, окружающая каждое живое существо. Оджас поддерживает жизнь в теле.

ПАКВАШАЙА - нижние отделы кишечника и органы мочевы­деления, место основной локализации Вата доша.

ПАНЧАКАРМА - дословно "пять действий", направленных на очищение или лечение человека. В наш век включает в себя рвоту, слабительное, клизму, кровопускание и ингаляцию (см.).

ПАРАМПАРА - цепь ученической преемственности передачи Знания.

ПИТТА ДОША - одна из Тридоша, состоящая из огня и воды. Огонь тела. В чистом и тонком виде - Теджас.

ПРАБХАВА - свойства пищи, не вписывающиеся в концепцию вкус-потенция-послевкус. Индивидуальное свойство пищи и лекарствен­ных трав, проявляющееся в специфическом воздействии на орга­низм.

ПРАКРИТИ (1) - заложенная от рождения индивидуальная конституция человека. Включает в себя не только тип тела, но и ментальную конституцию.

ПРАКРИТИ (2) - материальная энергия Бога, из которой и бла­годаря которой происходит разворачивание этого материального мира. Дословно "Пракрити" переводится как "Природа".

ПРАНА – энергия жизни, питающая и поддерживающая все живое, разлитая в окружающем человека пространстве. В организм человека входит с пищей, воздухом и посредством кожного дыхания. Существует десять видов Праны.

ПРАСАДА - питательная часть пищи.

ПОЛУБОГИ (ДЭВЫ, СУРЫ) - существа, наделенные Господом полномочиями управлять этим материальным миром. Существует полубог огня (Агнидев), полубог Солнца - Вивасван, полубоги ветра (Ашвини-Кумары), полубог моря (Варуна) и многие другие.

ПУРУША - в тексте - Всевышний Господь.

РАДЖО-ГУНА - гуна страсти. См. гуна.

РАСА (1) - вкус пищи. Бывает шесть основных вкусов: слад­кий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий.

РАСА (2) - Раса дхату - хилус, питательная часть пищи.

РАСАЯНА – аюрведический лекарственный препарат, обычно имеющий форму джема, применяемый как тоник, общеукрепляющее и омолаживающее средство.

РИГВЕДА - одна из четырех Вед, сборник гимнов, посвящен­ных Агни, Индре, Варуне и другим полубогам.

САДХАКА – человек, проводящий те или иные религиозные или мистические церемонии; послушник.

САМА ДОША - Тридоша, соединенные с Амой и полностью изменившие свои качества на противоположные.

САМСКАРА - ведические ритуалы, которые проводятся с мо­мента зачатия до смерти человека ради его очищения и исполнения Дхармы.

САНАТАНА-ДХАРМА - вечная деятельность души, преданное служение Господу.

САТТВА-ГУНА - гуна благости, добродетели. (см. Гуна)

САТЬЙА-ЙУГА - золотой век, см. Йуга.

СИДДХИ - мистические силы. Насчитывается восемь основных мистических сил - становиться очень большим, очень маленьким, доставать из любой точки пространства желаемый предмет, очень легким, очень тяжелым и др.

СУКШМА-РУПА - тонкоматериальная или непроявленная форма. Помимо этого так называются все молекулярные объекты.

СУБДОША - тонкие составляющие каждой доша. У каждой доша по пять субдоша.

ТАНМАТРА - первопричина возникновения более грубо уст­роенных Махабхута (см.). Существует пять Танматра - Шабда, Спарша, Рупа, Раса и Гандха, или Звук, Шершавость, Цвет (Форма), Вкус и Запах, которые соответствуют пяти первоэлемен­там и воспринимаются ими по принципу комплиментарности.

ТАМО-ГУНА - гуна невежества (см. Гуна).

ТЕДЖАС - огонь, тонкое проявление Питта доша. Каждая ткань имеет свой Теджас, или Агни. Он является основой для трансформации и функционирования всех семи тканей.

ТРЕТА-ЙУГА - серебряный век, см. Йуга.

ТРИДОША - тонкие составляющие организма, "болезненные начала", состоящие из пяти первоэлементов, складывающее инди­видуальную конституцию каждого человека и оказывающее влия­ние на его деятельность и весь окружающий мир в целом. Их три - Вата доша, Питта доша и Капха доша.

УПАВЕДА - дополнительная Веда.

УРАС - грудная клетка, место основной локализации Капха доша.

ХИЛУС - только что переваренная пища.

ШАСТРЫ - ведические писания.

ШЛОКА – двустишье.

ШРОТАС – физические каналы тела.

ЭКАДАШИ – одиннадцатый день новой и полной луны (по восточному лунному календарю), день поста.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

Анангаранга А.Р.

Атхарваведа А.В.

Аштанга Самграха Самхита А.С.

Аштанга Хридаям Самхита А.Х.

Брихат Парашара Хора Шастра П.Х.Ш.

Бхавапракаша Б.П.

Бхагавад Гита Б.Г.

Бхела Самхита Б.С.

Вайдьядживана В.Д.

Вайшешика Сутра В.Сут.

Вангасена Самхита Вс.С.

Дамара Тантра Д.Т.

Дханвантари Нигханту Д.Н.

Йога Сутра Й.С.

Кашйапа Самхита К.С.

Мадхава Ниданам М.Н.

Майтри Упанишада М.У.

Ману Самхита М.С.

Ньяя Даршана Н.Д.

Прасути Тантра П.Т.

Расамритам Р.А.

Расарнавакальпа Р.К.

Ригведа Р.В.

Расендрасара Самграха Р.С

Сушрута Самхита С.С.

Харита Самхита Х.С.

Чакрадатта Самхита Чд.С.

Чакрапани Самхита Чп.С.

Чарака Самхита Ч.С.

Шарангадхара Самхита Ш.С.

Шивасвародая Шив.Св.

Шива Самхита Шив.С.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. PRINCIPLE OF TRIDOSHA IN AYURVEDA. D.N.RAY. C.P.P.W. CALCUTTA. 1937.

2. CHARAKA SAMHITA. JAIKRISHNADAS AYURVEDA SERIES N36. CHAUKHAMBHA VISVABHARATI. VARANASI - DELHI. 1981.

3. SUSHRUTA SAMHITA. CHOWKHAMBA SANSKRIT STUDIES N30. VARANASI. 1991.

4. VAGBHATA'S ASHTANGA HRIDAYAM. KRISHNADAS AYURVEDA SERIES N27. VARANASI. 1994.

5. MADHAVA NIDANAM. JAIKRISHNADAS AYURVEDA SERIES N69. VARANASI - DELHI. 1993.

6. KASYAPA-SAMHITA. HARIDAS AYURVEDA SERIES N2. VARANASI. 1996.

7. DRAVYAGUNASUTRAM. CHAUKHAMBHA SANSKRIT BHAVAN SERIES N1. VARANASI. 1994.

8. A PRIMER OF INDIAN LOGIC. KRISHNADAS SANSKRIT SERIES. VARANASI. 1951.

9. BHELA SAMHITA. HARIDAS AYURVEDA SERIES N8. CHAUKHAMBHA VISVABHARATI. VARANASI. 2000.

10. PSYCHOPATHOLOGY IN INDIAN MEDICINE. SATYA PAL GUPTA. CHAUKHAMBHA SANSKRIT STUDIES N8. CHOWKHAMBA SANSKRIT PRATISHTHAN. VARANASI.1976.

13. АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И МАСЛА. МАТХУРА МАНДАЛ ДАСА. МОСКВА. 1997.

14. БХАГАВАД ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. БХАКТИВЕДАНТА БУК ТРАСТ. МОСКВА - ЛЕНИНГРАД - КАЛЬКУТТА - БОМБЕЙ - НЬЮ-ДЕЛИ.

15. ВВЕДЕНИЕ В АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ. МАТ­ХУРА МАНДАЛ ДАСА. ПОМОГИ СЕБЕ САМ. МОСКВА. 1996.

16 ЗАКОНЫ МАНУ. ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ВОСТОКА. НАУКА. МОСКВА. 1992.

17. КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА. ПАМЯТНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ ВОС­ТОКА CIX. НАУКА. МОСКВА. 1992.

18. ЛУННЫЙ СВЕТ САНКХЙИ. ЛАДОМИР. МОСКВА. 1995

19. ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ. ВЕЛЬХОВЕР Е.С. НИКИФОРОВ В.Г. МОСКВА. МЕДИЦИНА. 1984.

20. РИГВЕДА. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. НАУКА. МОСКВА. 1989.

21. УЧЕБНИКЪ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ. СЪ МОНГОЛЬСКАГО И ТИБЕТСКАГО ПЕРЕВЕЛЪ А.ПОЗДНЪЕВЪ. С.- ПЕТЕРБУРГЪ. 1908.

22. ПАНЧАКАРМА ИЛИ ПОЛНОЕ АЮРВЕДИЧЕСКОЕ ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА. МАТХУРА МАНДАЛА ДАСА. ОМСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. 2005.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие................................................................................................................................ 3

ОТ АВТОРА...................................................................................................................................... 4

ЧАСТЬ 1.ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 7

II. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ МЕДИЦИНА И СОВРЕМЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. 7

III. ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ..................................................................... 9

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ АЮРВЕДЫ............................................................... 15

ЧАСТЬ 2 ФИЛОСОФИЯ И АЮРВЕДА.................................................................... 16

IV. ФИЛОСОФИЯ ТВОРЕНИЯ МИРА................................................................................... 16

Философия Санкхйа................................................................................................................ 18

Система Ньйайа-Вайшешика.............................................................................................. 21

Материя.................................................................................................................................... 23

Творящая материя............................................................................................................... 24

Сотворяемая материя......................................................................................................... 24

Животные........................................................................................................................ 25

Растения........................................................................................................................... 25

Качество................................................................................................................................... 26

Действие................................................................................................................................... 29

Сходство и Различие............................................................................................................... 29

Взаимодействие....................................................................................................................... 30

Небытие.................................................................................................................................... 31

ЧАСТЬ 3 ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ................................................................................................. 32

V. ТЕОРИЯ О СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВАХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ............................ 32

VI. ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ. СВЯЗЬ ИХ КАЧЕСТВ И ВОЗДЕЙСТВИЯ.............. 36

Образование пяти первоэлементов................................................................................... 36

Связь качеств и воздействия первоэлементов............................................................... 37

ЧАСТЬ 4 ТРИДОША.................................................................................................................... 40

VII. ТРИДОША - РЕАЛЬНОСУЩЕСТВУЮЩИЕ СУБСТАНЦИИ................................ 40

Тридоша - основная причина рождения, поддержания и разрушения тела человека. 43

VIII. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРИДОША....................................... 47

Природа и физические свойства Тридоша...................................................................... 49

IX. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ТРИДОША В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ.......................................... 53

X. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРИДОША........................................................................................ 57

XI. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТРИДОША В СОСТОЯНИИ БАЛАНСА........................ 59

Функции нормального Вайу................................................................................................... 60

Субдоша Вата доша................................................................................................................. 62

Прана Вайу........................................................................................................................... 62

Удана Вайу........................................................................................................................... 63

Самана Вайу......................................................................................................................... 64

Вьяна Вайу........................................................................................................................... 64

Апана Вайу........................................................................................................................... 65

Функции нормального Агни................................................................................................... 66

Субдоша Питта доша............................................................................................................... 67

Пачака Агни......................................................................................................................... 67

Ранджака Агни..................................................................................................................... 68

Садхака Агни....................................................................................................................... 68

Алочака Агни...................................................................................................................... 69

Бхраджака Агни................................................................................................................... 69

Функции нормальной Капха доша...................................................................................... 71

Субдоша Капха доша............................................................................................................... 71

Кледака Капха...................................................................................................................... 71

Аваламбака Капха............................................................................................................... 72

Бодхака Капха...................................................................................................................... 72

Тарпака Капха...................................................................................................................... 72

Слешака Капха..................................................................................................................... 73

ЧАСТЬ 5. ТКАНИ, НЕЧИСТОТЫ И ТОКСИНЫ............................................................... 73

XII. ДОША, ТКАНИ И ОДЖАС............................................................................................... 73

Семь тканей.............................................................................................................................. 75

Оджас......................................................................................................................................... 78

XVIII. СУБТКАНИ И НЕЧИСТОТЫ....................................................................................... 79

Понятие субтканей................................................................................................................. 79

Нечистоты................................................................................................................................ 80

Чистая субстанция и нечистоты.......................................................................................... 81

XIV. АМА....................................................................................................................................... 82

Формирование Амы................................................................................................................. 82

Роль Амы в патологическом процессе.............................................................................. 83

Основные принципы очищения организма от амы......................................................... 84

ЧАСТЬ 5............................................................................................................................................. 85

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОША И ТКАНЕЙ. 85

XIV. АГНИ И ПИЩЕВАРЕНИЕ............................................................................................... 85

Различные виды Агни.............................................................................................................. 85

Виды пищи и процесс пищеварения................................................................................... 87

Виды пищи............................................................................................................................... 88

Место, где происходит процесс пищеварения....................................................................... 91

Общие черты процесса пищеварения..................................................................................... 92

XV. ФОРМИРОВАНИЕ ТРИДОША......................................................................................... 92

Образование Капха доша..................................................................................................... 92

Образование Питта доша.................................................................................................... 94

Образование Вата доша....................................................................................................... 95

XVI. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИ ТКАНЕЙ............................................................................. 95

Общие принципы формирования семи тканей................................................................ 95

Образование первичного хилуса и его дальнейшее переваривание..................................... 96

Превращение крови................................................................................................................. 98

Трансформация мышечной ткани........................................................................................... 99

Трансформация жира............................................................................................................... 99

Трансформация костной ткани............................................................................................... 99

Трансформация костного мозга........................................................................................... 100

Особенности семени и Оджаса.............................................................................................. 100

XVII. ЦИРКУЛЯЦИЯ ХИЛУСА............................................................................................. 101

Виды каналов.......................................................................................................................... 101

Десять поднимающих каналов............................................................................................. 102

Функции поднимающих каналов..................................................................................... 102

Десять опускающих каналов................................................................................................ 103

Функции опускающих каналов........................................................................................ 103

Четыре латеральнораспределяющих канала........................................................................ 103

Шротас.................................................................................................................................... 104

XIX. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛА............................................................................................... 109

Образование Тридоша......................................................................................................... 109

Образование семи тканей................................................................................................... 109

Образование субтканей...................................................................................................... 110

Образование нечистот........................................................................................................ 111

ЧАСТЬ 6 ПАТОЛОГИЯ ТРИДОША........................................................................... 112

XX. СУТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА................................................................. 112

Что есть болезнь.................................................................................................................. 112

Классификация болезней.................................................................................................... 113

Тридоша - корни всех физических болезней................................................................... 116

XXI. ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ТРИДОША ИЗ СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА........................ 118

Основные причины заболеваний........................................................................................ 118

Негармоничное, не радостное восприятие органами чувств объектов чувств................. 119

Фрустрации и беспокойства интеллекта и ума.................................................................... 120

Сезонные дисбалансы............................................................................................................ 120

XXII. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ДИСБАЛАНСА ТРИДОША................... 121

Причины дисбаланса Вата доша..................................................................................... 121

Причины дисбаланса Питта доша.................................................................................. 122

Причины дисбаланса Капха доша.................................................................................... 122

XXIII. ФУНКЦИИ ПОРАЖЕННЫХ ДОША....................................................................... 123

Увеличение, уменьшение и изменение локализации Тридоша................................... 123

Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Вата доша.............................. 125

Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Питта доша............................ 127

Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Капха доша............................ 128

Воспалительный процесс................................................................................................... 128

XXIV. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТРИДОША................................................................. 130

XXXI. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ..................................................................... 131

ЧАСТЬ 7 ПРАНА И УМ В АЮРВЕДЕ..................................................................... 133

XIII. ПРАНА................................................................................................................................ 133

Пять основных видов Праны............................................................................................. 135

Пранические каналы............................................................................................................. 136

Марма-точки и нарушения движения Праны............................................................... 138

XXVI. КОНЦЕПЦИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АЮРВЕДИЧЕСКОЙ НАУКЕ 142

Местоположение ума в теле человека........................................................................... 143

Доша ума................................................................................................................................. 144

Память..................................................................................................................................... 145

ЧАСТЬ 8 КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО УЧЕНИКА, ВРАЧА, АССИСТЕНТА, ПАЦИЕНТА И ЛЕКАРСТВА В АЮРВЕДЕ.............................................................................................................................................................. 146

ИДЕАЛЬНЫЙ ВРАЧ................................................................................................................. 146

Идеальный ученик и идеальный учитель......................................................................... 147

Несколько слов о шарлатанах........................................................................................... 155

ИДЕАЛЬНЫЙ АССИСТЕНТ ВРАЧА................................................................................... 156

ИДЕАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО.................................................................................................... 157

ИДЕАЛЬНЫЙ ПАЦИЕНТ........................................................................................................ 159

ЧАСТЬ 9 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ..................................................... 160

XXVIII. ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ТЕЛЕ.. 160

XXX. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ И ЗОН ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА... 161

Грудная, сердечная и пупочная зоны................................................................................ 161

Печень и селезенка................................................................................................................. 162

Кишечник................................................................................................................................. 164

XXXI. БХУТАВИДЬЯ – АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ................................. 165

XXXII. НЕКОТОРЫЕ ЦИТИРОВАННЫЕ ШЛОКИ.......................................................... 166

ЧАРАКА САМХИТА.............................................................................................................. 167

СУШРУТА САМХИТА.......................................................................................................... 175

АШТАНГА ХРИДАЯМ САМХИТА..................................................................................... 178

АШТАНГА САМГРАХА........................................................................................................ 181

ЧАСТЬ 10. СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ И УКАЗАТЕЛИ.......................................................... 182

XXXIII. СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ.............................................................................................. 182

Схемы....................................................................................................................................... 182

Таблицы................................................................................................................................... 186

XXXIII. УКАЗАТЕЛИ............................................................................................................... 201

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ...................................................................................................... 201

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И НЕЗНАКОМЫХ СЛОВ......................................................... 203

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.................................................................................................. 208

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................................................................. 209

ОГЛАВЛЕНИЕ........................................................................................................................ 210

 


[1] Речь идет о «Введение в аюрведические методы лечения», изданной фондом «Помоги себе сам» в 1996 году.

 

[2] Исключая тибетскую и китайскую традиции.

[3] Книга писалась в конце двадцатого века.

[4] Например, А.Х. 1.1.2.

[5] Апсва антарамритамапсу бхэшаджам

Апамута прашасти бхирашва бхавайа

Ваджино гаво бхавайа ваджинихи. (А.В.1.4.4.)

[6] Автор Кашйапа Самхиты, текста по педиатрии, считавшегося утерян­ным, но, по счастливой случайности, найденного среди свитков в одной из южно-индийских библиотек.

[7] Господь Дханвантари явился в незапамятные времена. Он вышел во время пахтания молочного океана и принес с собой Амриту – нектар бессмертия.

[8] Но не автором сохранившейся Кашьяпа Самхиты, относящейся к Кумара Тантре.

[9] Абу Али Ибн Сино в своем «Каноне врачебной науки» упоминает Чарака Самхиту, при халифе Харун-аль-Рашиде был выполнен перевод Мадхава Ниданам Самхиты.

[10] Лакшми, Богиня процветания.

[11] Бхуми, Мать-земля.

[12] Кали, Богиня разрушения.

[13] Три формы Вишну.

[14] Это состояние духовного самосознания личности как души, неотъемлемой частицы Бога, называется Брахмаахамкара.

[15] Тамасад апи бхутадер викурванад абхун набхаха тасйа матра гунаха шабдо лингам йад драштри дришйайохо (Ш.Б.2.5.25.).

[16] Звук, Шершавость, Форма (Цвет), Вкус и Запах.

[17] Гуру-Лагху, Сита-Ушна и т.д.

[18] Стоит учитывать, что без­действие тоже является действием.

[19] Спаршэндрийагочарам (Ч.С.4.1.30.).

[20] Эта концепция совпадает и с библейским подходом к сотворению мира: Вначале было Слово…

[21] Акашад вайуху вайорагнихи агнирапаха адбйаха притхвихи

[22] За основу взята акашацентрическая теория.

[23] Саттва тамо бахула апаха - в ней доминируют Саттва и Тамо Гуны.

[24] Питтам шарирамбхака теджах прадхана панчабхута викаратмакам тед­жах сварупам агни сингам.

[25] Капхах шарирамбхака сома прадхана панчабхута викара вишешаха.

[26] Вайух шарирам бхакешу панчашу бхутешу йад двитийам бхутам тат паринама вишешах са эва.

[27] Вайуакашаха дхату-бхйам вайуху.

[28] Тридха-ту вата-питта-шлешма-дхату трайопа-шамана вишайам сукхам вахатам

[29] Татра вайуратмаи ватта питтамагнейам шлешма саумйа ити.

[30] Речь идет о телесном Воздухе.

[31] Чакрапани асангхатам ити питта слешмавад авайава сангхата рохитам (Чп.С. 1.12.3.)

[32] Пурисадханах паквашайах (Чакрапани).

[33] Ласикодасйа пиччхабхагах (Чакрапани).

[34] Питта-стханэ амашайа ити амашайадхобхагах, слешмастха несвамашайа амашайордхвабхагах.

[35] Не только положение эпигастральной области вызывает некоторые разногла­сия, но и границы основного местопребывания Вата доша - Пак­вашайа у разных авторов имеет несколько разные размеры. Изначально Чарака использовал для определения положения Вата доша термин "Пу­рисадхана", но затем, оговарива­ется и вводит понятие "паквашайа" как место основной локализации этой доша. Сушрута говорит, что Вата - "Шрони-гуда-самшрайаха". Шрони - кости таза и бедренные кости, гуда - область прямой кишки, крестца и копчика. Область между этими двумя частями - большой и малый таз. В этой зоне находятся сиг­мовидная и прямая кишка, мочевой пузырь и репродуктивные органы. "Пури­садхана" обозначает "вместилище испражнений". В этом случае, если под ме­сто­положением Вата доша понимать Паквашайа, необходимо помнить, что в эту область входят часть тонкого кишечника (сигмовидная ободочная кишка) и прямая кишка. Это описание сходно с описанием Сушруты, ко­торый говорит в Ниданастхане, что "положение Вата доша в теле - Паква­дхана и Гуда. Паквадха­на можно перевести как "место, где скапливаются остатки пищеварения". В этом контексте под словом Гуда подразумева­ется прямая кишка, или Гуда Нади. Арунадатта, да и Вагбхата, в своих комментариях говорят, что, так как все непереваренные остатки собира­ются в этой области, она называется Паквашайа или Паквадхана (А.Х.1.12.). Термин Паквашайа помимо этого, часто использу­ется для обозна­чения отдела желудочно-кишечного тракта, находящегося ниже пупка и всех частей тела человека, лежащих ниже гребня под­вздошной кости.

[36] Тазовая полость показана без учета кишечника и мочевого пузыря.

[37] "атаха арам панчадха вибхаджйанте..." (С.С.2.1.1.).

[38] Сердечной чакре, Анахате.

[39] Доша-дхату-мала-мулам хи шарирам.

[40] Шариранча доша дхату мала самудайаха.

[41] Дошебхйа эва дхатунам правриттих.

[42] Сварупам хи ватадинам карйагамйам эва.

[43] См. таблицу 8.

[44] Кандарас и Ширас.

[45] Снайус.

[46] "Атйанта шуддхатайасйа малабхаваха."

[47] См. книгу «Панчакарма или полное аюрведическое очищение организма».

[48] Этот процесс усиливается путем проведения процедур Пурвакармы.

[49] См. таблицу 7.

[50] ”Джатхарэнагнина пурвам крите самгха-табхеде пашчад бхутагнайаха панча свам свам дравйам пачанти".

[51] Тасйад апйо расаха.

[52] Противоядия.

[53] Объем желудка соответствует трем сложенным вместе кулакам.

[54] Вибхага и Самйога.

[55] "Кевалам пакам".

[56] Стхайи Раса дхату.

[57] В некоторых костях (ребра, фаланги) этого накопления не происходит.

[58] Тикшнагни, Мандагни и Самаагни.

[59] "Расаджам пурушам видьйат".

[60] "Свахширах санчарад рактам" (С.С.3.7.14.).

[61] “Сама” или “Учитапрамана”.

[62] Тад духкхасам йога вйадхайа учйантэ (С.С.1.1.23.).

[63] Чакрапани в своих комментариях пишет, что слово “Атман” в данном случае означает “тело” - “Атратмашабдена шарирам бханйатэ”

[64] Не обязательно во время беременности, а хотя бы за полгода до зача­тия.

[65] “Намджнанам ту вйавахараматрапрайорджанартхам, на сварупена чи­китшайам-упакарити”.

[66] Геморрагия.

[67] Слово “Спарша” можно перевести также и как “тактильность”.

[68] Эти состояния описаны в соответствующей главе.

[69] Молоко варится с шафраном, куркумой или палочкой корицы, трижды доводится до кипения и семь раз переливается из стакана в стакан.

[70] Прана, Апана, Самана, Удана, Вьяна, Нага, Курма, Крикара, Дэвадатта, Дхананджайя, Вайрамбхана, Стханамукхья, Прадьйота и Пракрита.

[71] Ум, разум, Ложное эго и сознание.

[72] Мантры, направленные на получение силы, храбрости, харизматичности, боевого духа, победы и т.д.

[73] Вата, Питта и Капха соответственно.

[74] См, Вс.С.77.332.

[75] Человеческом, животном, растительном или др.

[76] Точнее, Сверхдух.

[77] Манаса Пракрити.

[78] Это слово можно перевести как умственное, мозговое богохульство – извращенное восприятие окружающего мира, созданного Богом.

[79] Сначала смотрят на его стопы, постепенно перемещая взгляд с ног на живот, грудь, руки и на лицо. Пристально и исподлобья смотреть на учителя считается дурным тоном. Не принято поворачиваться к учителю спиной, сидеть, когда он стоит, стоять, когда он идет, есть, когда он закончил трапезу и т.д.

[80] Свежие в меру спелые фрукты.

[81] По солнцевороту.

[82] А также других продуктов, связанных с причинением вреда живому существу.

[83] В случае несоблюдения приведенных выше наставлений.

[84] В разных школах это время разное – от нескольких месяцев до нескольких лет.

[85] Гуру – полный, тяжелый (санскр).

[86] Самавартана видхи.

[87] И гордящийся этим (прим. переводчика).

[88] Речь идет о Сушрута Самхите.

[89] Например, в зависимости от того, в какой форме готовится Трипхала (Трипхала чурна, Трипхала гхрита, Трипхала гуггул, Трипхала ришта и др.) ее терапевтическое действие очень сильно различается.

[90] Расасйа ча хридайам стханам (С.С.1.14.3.).

[91] Сарва ширадхистханатват хридайасйа.

[92] Шонитасйа стханам йакрит плиханитау (С.С.1.21.16.).

[93] Гарбхашайа йакрит плиханау шонитаджау (С.С.3.4.25.).

[94] Вторая глава Сутрастханы Аштанга Хридаям Самхиты.

[95] Речь идет о Сушрута Самхите.

[96] Уровень сознания также не брался в расчет.

[97] Йогена читтасйа падена вача малам шарирасйа ча вайдьйакена йопака­роттам мунинам патанджалим пранджалиранатосми.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.