Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ





ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

М.И. Халиков

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Учебное пособие

Уфа 2013


УДК 342 (07)

ББК 67.401

Х-17

 

Рецензенты: С.Н. Лаврентьев, канд. ист. наук, доц.

И.Ш. Рысаев,канд. филос. наук, доц.

 

Х-17
Халиков, М.И.

Основы государственного и муниципального управления.Учебное пособие для абитуриентов по направлению “Государственное и муниципальное управление”. – Уфа: РИО БАГСУ, 2013. – 283 с.

 

Учебное пособие предназначено для абитуриентов, поступающих в БАГСУ по направлению подготовки магистратуры 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» (программы «Стратегическое государственное управление» и «Муниципальное управление»), а также по направлению подготовки бакалавриата 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».

В пособии отражено краткое содержание ответов на вопросы устного экзамена, что позволит абитуриентам лучше разобраться в сложных и в недостаточной мере отраженных в доступной литературе вопросах государственного и муниципального управления.

Кроме того, настоящее учебное пособие может быть использовано слушателями академии и студентами ряда вузов Республики Башкортостан, обучающимися по направлениям подготовки магистратуры и бакалавриата при изучении курсов “Теория и механизмы современного государственного управления”, “Система государственного управления”, “Основы государственного и муниципального управления”, “Муниципальное управление” и других.

 

УДК 342 (07)

ББК 67.401

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ



 

 

221-2003 © Халиков М.И., 2013

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ


РАЗДЕЛ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.. 5

1.Государственное управление как наука. Объект и предмет теории государственного управления. 5

2. Категории, законы, методы и функции теории государственного управления 7

3. Эволюция и научные школы теории государственного управления. 11

4. Понятие государственного управления. Государственное управление как вид социального управления. 19

5. Государственная управленческая деятельность: понятие, формы и методы. Государственное управление и менеджмент. 23

6. Конституционно-правовые основы государственного управления. 26

7.Цели государственного управления. Иерархия целей государственного управления 32

8. Основные принципы государственного управления. 33

9. Функции и организационная структура государственного управления. 35

10. Методы государственного управления в современных условиях. 40

11. Понятие государственной политики. Механизмы формирования государственной политики. 45

12. Государство как субъект управления общественными процессами. Типология государств. Роль и место современного государства в управлении обществом. 51

13. Система органов государственного управления в Российской Федерации 55

14. Система государственного управления в Республике Башкортостан. 62

15.Понятие и основные характеристики органа государственного управления 72

16. Общество как объект государственного управления. 76

17. Особенности государственного управления основными сферами общественной жизни (на примере государственного регулирования экономики) 78

18. Государственное управление за рубежом: основные модели. 85

19. Зарубежный опыт проведения преобразований в системе государственного управления. 90

20.Исторические этапы развития государственного управления в России. 95

21. Основные функции и принципы государственной службы.. 105

22. Государственная должность: понятие, виды, категории. Реестр государственных должностей Республики Башкортостан. 110

23. Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 113

24. Государственные служащие: понятие, статус, категории. 117

25. Персонал органов государственного управления: структура, подбор, оценка и подготовка. 119

26. Основные проблемы современного государственного управления в Российской Федерации и Республике Башкортостан. 124

27. Административная реформа: понятие, содержание, этапы и направления 129

28. Основные этапы реформирования системы государственного управления России 134

29. Виды стратегий. Понятие стратегии. Стратегический менеджмент (управление). Стратегический анализ. Основные виды стратегического анализа. 146

30. Характеристика и анализ основных стратегических программ в Российской Федерации. 153

31. Стратегическое планирование в Российской Федерации. Программы и проекты как инструменты стратегического планирования. 155

32. Национальные интересы и стратегия развития Российской Федерации. 159

33. Политическая борьба и реформы в Российской Федерации в 2011-2012 гг. 163

РАЗДЕЛ 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.. 167

1. Муниципальное управление как наука и учебная дисциплина. 167

2. Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и его роль в государственном устройстве. 175

3. Функции и виды местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Вопросы местного значения. 177

4. Зарубежный опыт муниципального управления. Основные модели муниципального управления в зарубежных странах. 184

5. Этапы развития местного самоуправления в России. 187

6. Развитие системы государственного и муниципального управления на территории Республики Башкортостан. 195

7. Территориальные основы местного самоуправления. 209

8. Муниципальное образование. Модели муниципальных образований. 211

9. Основные принципы местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления 213

10. Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Башкортостан о местном самоуправлении. 216

11. Законодательство Российской Федерации и Республики Башкортостан о местном самоуправлении. 220

12. Устав муниципального образования. Процедура принятия, структура и основные положения устава. 223

13. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления. 226

14. Организационная структура органов местного самоуправления. Типовая структура городской (районной) и сельской администрации. Органы и должностные лица местного самоуправления. Статус депутата представительного органа местного самоуправления. 231

15. Понятие муниципальной службы. Роль и место муниципальной службы в системе местного самоуправления. Функции, виды и принципы муниципальной службы 241

16. Муниципальная должность: понятие, виды, категории. Реестр муниципальных должностей Республики Башкортостан. 244

17. Муниципальные служащие. Ограничения для должностных лиц местной администрации. 245

18. Формы осуществления местного самоуправления. 249

19. Территориальное общественное самоуправление: правовые основы функционирования, роль и место в системе местного самоуправления. 252

20. Особенности организации и функционирования местной власти в Республике Башкортостан. Реформирование местного самоуправления в Республике Башкортостан 254

21. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 258

22. Современная характеристика территориально-организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации. 265

23. Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и достижения. 268

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.. 275

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 281

 


Г) Репрессивные органы

Центральный Революционный трибунал

Революционные трибуналы

Всероссийская Чрезвычайная Комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем

В) Судебная система

Создана единая судебная система: народный суд, губернский суд,

Верховный суд

г) Репрессивные органы

1921 г. – упразднена Всероссийская Чрезвычайная Комиссия. Резко сократилось число революционных трибуналов.

1922 г. – создано Государственное политическое управление (ГПУ).

1923 г. – создано Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ).

В) Судебная система

Народный суд.

Краевой, областной, окружной, суд автономной области.

Верховный Суд союзной республики.

Верховный Суд СССР.

1948 г. – впервые проведены прямые выборы народных судов.

Е годы. Конституция 1977 г.

СССР общенародное государство

а) Центральный аппарат управления

Верховный Совет СССР. Двухпалатный: Совет Союза и Совет Национальностей. Верховный Совет – высший орган власти.

Президиум Верховного Совета СССР – его роль возросла. Увеличилось число постоянных комиссий Верховного Совета (по 16 при каждой из палат).

 

Функции и виды местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Вопросы местного значения

Функции местного самоуправления –это те виды деятельности, которые закреплены за ним. Функции местного самоуправления выражаются в так называемых вопросах местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Компетенция органов местного самоуправления – это круг вопросов, которые могут и должны решаться данными органами.

Особенностью современной системы местного самоуправления является то, что вопросы местного значения определяются федеральным законом и разделяются по видам муниципальных образований.

 


К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

10) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

12) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

13) опека и попечительство;

14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

15) территориальное зонирование земель межселенных территорий, изъятие земельных участков межселенных территорий для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации;

16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

19) организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора);

20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.

К вопросам местного значения городского округа относятся как полномочия поселений, так и муниципальных районов.

Местные сообщества вправе самостоятельно принимать к своему исполнению полномочия, не отнесенные законодательством к компетенции органов государственной власти Республики Башкортостан.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

Данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Виды местного самоуправления могут быть классифицированы по разным основаниям, например, по моделям (см. зарубежный опыт местного самоуправления), по теоретическим основаниям, историческим формам и т.д. Истоки всех этих делений уходят своими корнями в далекое прошлое общинного строя, средних веков и более позднего периода развития общества.

В данном случае предлагается выделение типов местного самоуправления, основанных на различных подходах к пониманию роли и места самоуправления в жизни общества.

Теория свободной общины.Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественницей государства. Последнее появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим мотивам. В догосударственный период община является независимой, самостоятельной единицей в решении всех задач. Она свободна от внешнего влияния. Сторонники теории свободной общины стояли на позиции независимости общины от государства. Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права.

Хозяйственная и общественная теория самоуправления.Сущность данной теории состоит в том, что самоуправление есть заведывание делами местного хозяйства. Ее сторонники утверждали, что собственные дела общины - это дело общинного хозяйства, и что таким образом самоуправление есть управление делами местного хозяйства. При этом на первый план выдвигались дела хозяйственного характера.

Хозяйственная и общественная теория самоуправления, равно как и теория свободной общины, основывалась на противопоставлении государства обществу.

Государственная теория самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Самоуправление есть государственное управление - таков вывод данной школы.

Сторонники теории государственного самоуправления доказывали, что предметы ведения, составляющие компетенцию местного самоуправления, входят в задачи государственного управления.

Политические теории местного самоуправления.Согласно одной из политических теорий, сущность местного самоуправления заключается в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. Смягченной формой этой теории является учение, согласно которому сущность самоуправления заключается в выполнении в нем должностных функций лишь в порядке побочных, не основных занятий.

Организационная структура органов местного самоуправления. Типовая структура городской (районной) и сельской администрации. Органы и должностные лица местного самоуправления. Статус депутата представительного органа местного самоуправления

 

Местное самоуправление – это, прежде всего, совместная и целенаправленная деятельность людей, поэтому она невозможна без определенных организационных структур и форм. К организационным структурам относятся определенные институциональные образования, в рамках которых возможно местное самоуправление. К ним можно отнести как те, в которых осуществляется непосредственное самоуправление народа (собрания, сходы), так и специальные органы, выражающие интересы и волю граждан (представительные и исполнительные органы местного самоуправления). Организационные формы местного самоуправления – это процессы и процедуры, обеспечивающие согласованность, последовательность, субординацию действий различных субъектов местного самоуправления. Они также весьма многообразны: местные выборы, референдумы, обращения граждан, организация работы органов местного самоуправления.

Изучение и понимание организационных основ местного самоуправления чрезвычайно важно, ибо местное самоуправление как управленческая наука в первую очередь занимается оптимизацией организационных структур и форм, в рамках которых граждане решают вопросы местного значения. ( В то же время правовые основы изучаются главным образом в рамках муниципального права, экономические основы – в рамках экономики местного хозяйства, муниципальных финансов и т.д.) От того, как будут организованы, ранжированы, взаимоувязаны, задействованы все составляющие местного самоуправления (человек, территория, материально-финансовые ресурсы, правовые возможности), в решающей мере зависит качество, эффективность местного самоуправления. Значимость организационных основ обуславливается также их недооценкой, низким уровнем организации местного самоуправления в России в целом.

Представительные органы местного самоуправления. В системе местного самоуправления образуются представительные и исполнительные органы. Представительные органы местного самоуправления формируются путем выборов избирателями, проживающими в границах муниципального образования.

Наличие выборных (представительных) органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Обязательность эта вытекает из Конституции Российской Федерации, называющей в числе первого органа не какой-либо другой, а именно выборный орган местного самоуправления. Обязательное наличие выборных (представительных) органов местного самоуправления предусмотрено в Европейской Хартии о местном самоуправлении. Закрепляя права местного самоуправления в решении государственных дел, хартия устанавливает, что права эти осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Во всех субъектах Российской Федерации в муниципальных образованиях избраны представительные органы. Закон РБ «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18 марта 2005 года устанавливает, что представительный орган муниципального образования в РБ именуется «Совет».

Законодательство субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований предусматривают различный численный состав представительных органов местного самоуправления. Численность представительных органов обусловлена в законах численностью избирателей, проживающих на территории муниципальных образований. Так, согласно закону РБ «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18 марта 2005 года, число депутатов, членов представительных органов колеблется от 7 человек в муниципальных образованиях с численностью населения до 1000 человек до 35 человек в муниципальных образованиях с численностью населения свыше 500000 человек. В муниципальных районах эта численность не может быть ниже 15 депутатов. Представительный орган не формируется, если численность жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

Срок полномочий представительных органов местного самоуправления также различен. В большинстве субъектов Российской Федерации он составляет 4 года. В ряде субъектов Российской Федерации срок полномочий представительного органа местного самоуправления составляет от 2 до 4 лет. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав” устанавливает, что срок полномочий представительного органа не должен превышать пяти лет.

Представительный орган сохраняет свои полномочия до избрания нового представительного органа следующего созыва. Полномочия представительного органа местного самоуправления могут быть прекращены досрочно только законодательным органом субъекта федерации. Основанием для роспуска представительного органа муниципального образования может быть нарушение им законодательства, установленного судом (принятие нормативного правового акта, противоречащего законодательству РФ или РБ, уставу муниципального образования).

В случае если представительный орган принимает решение о самороспуске, оно должно быть одобрено не менее чем двумя третями голосов депутатов. Такую норму устанавливают большинство законов о местном самоуправлении и уставов муниципальных образований. Наряду с этим, в уставах некоторых муниципальных образований предусмотрен досрочный роспуск представительного органа по решению главы.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления в Республике Башкортостан находятся:

- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренной уставом муниципального образования.

Иные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Сессия представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня. Заседания бываютпленарные, когда в работе сессии принимают участие все депутаты совместно, ипроводимые по комитетам и комиссиям, когда депутаты обсуждают вопросы в каждом комитете или комиссии. Сочетание этих двух форм проведения сессий имеет широкое распространение в деятельности представительных органов местного самоуправления.

В целях обеспечения деятельности представительного органа депутаты утверждают план проведения сессионных заседаний с указанием вопросов для рассмотрения и ответственных за подготовку этих вопросов. Для подготовки вопросов к заседанию представительного органа образуются рабочие группы из числа депутатов и работников аппарата представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также специалистов в той или иной сфере. Если в составе представительного органа есть комиссии или комитеты, то на них возлагаются обязанности по организации этой работы. По итогам подготовительной работы составляются материалы и проекты решений, которые в установленный регламентом срок направляются депутатам представительного органа.

Обсуждение вопросов на сессии носитколлегиальный характер. Каждый депутат вправе участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на сессии, вносить свои предложения и замечания. В соответствии с регламентом представительного органа по основному вопросу, как правило, определяетсядокладчик. Этот вопрос решается предварительно на заседаниях комитета, комиссии или рабочей группы, подготовившей материалы сессии. После доклада начинается обсуждение вопроса, в котором могут принимать участие и депутаты, и приглашенные на сессию граждане, должностные лица, специалисты. Приглашение на заседания представительных органов граждан, должностных лиц, специалистов предусмотрено в большинстве уставов муниципальных образований.

Доработанный с учетом принятых поправок проект решения оглашается и ставится на окончательное голосование. Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов. Однако решения по вопросам, входящим в исключительную компетенцию представительного органа, принимаются иногда квалифицированным большинством.

При необходимости сессия может быть проведена по комитетам и комиссиям. Обычно такая форма используется при обсуждении проекта бюджета на предстоящий год и отчета об исполнении бюджета за истекший год. В данном случае каждый комитет или комиссия обсуждают свои направления и представляют их в комитет по налогам, финансам и бюджету, а также назначают от имени комитета или комиссии своего содокладчика на пленарное заседание, если в этом есть необходимость.

Окончательное решение по итогам рассмотрения вопроса в комитетах, комиссиях после обсуждения на пленарном заседании принимается в коллегиальном порядке всеми депутатами.

Законы отдельных субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, в большей части уставы муниципальных образований и регламенты представительных органов предусматривают создание различных органов в составе представительного органа. В их числе – комитеты и комиссии. Комитеты и комиссии представительного органа местного самоуправления создаются представительным органом местного самоуправления на сессии. Совет избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные, а также временные комиссии (комитеты) для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Совета, а также для содействия в реализации его решений, осуществления в пределах компетенции Совета контроля деятельности местной администрации, предприятий, учреждений и организаций.

Постоянные комиссии (комитеты) Совета наделены соответствующими полномочиями. Они участвуют в разработке программ экономического и социального развития, бюджета муниципального образования, решений Совета по другим вопросам; готовят по поручению Совета, его председателя или по собственной инициативе материалы по вопросам, относящимся к сфере деятельности комиссий (комитетов), готовят по ним проекты решений, дают заключения, вносят свои предложения, контролируют в пределах компетенции Совета соблюдение действующего законодательства и выполнение решений Совета администраций муниципального образования, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями на территории муниципального образования независимо от подчиненности и форм собственности, заслушивают по этим вопросам доклады и сообщения соответствующих руководителей, выполняют поручения Совета и его председателя, проводят проверки или депутатские слушания. Этим перечень вопросов не исчерпывается. Уставом муниципального образования на комиссии и комитеты могут быть возложены и иные функции.

Для подготовки вопросов комитет, комиссия образует рабочие группы, в состав которых включаются депутаты, специалисты, представители различных организаций.

Наряду с постоянными комиссиями представительный орган вправе создаватьвременные комиссии. Временные комиссии действуют по мере необходимости решения тех или иных вопросов временного характера. В большинстве случаев роль временных комиссий выполняют территориальные избирательные комиссии по выборам органов местного самоуправления, которые создаются представительными органами на время подготовки и проведения выборов, а также территориальные комиссии местного референдума. Временными могут быть и отраслевые комиссии. По завершении своих обязанностей комиссии упраздняются решением представительного органа местного самоуправления, создавшего эти комиссии.

Непосредственно гражданами могут быть избраны глава муниципального образования, депутат представительного органа, глава исполнительного органа, староста.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Выборные должностные лица имеют различное наименование. В городах - это мэр, глава города, глава городского самоуправления, глава администрации; в районах - глава местного самоуправления, председатель районной Думы, глава района; на других территориях – глава муниципального округа, глава сельсовета, глава муниципального образования, староста и т. д.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования организует работу представительного органа местного самоуправления, осуществляет оперативно-распорядительные функции, подписывает решения представительного органа, представляет интересы муниципального образования. В том случае, если глава муниципального образования является главой администрации, то на него возлагаются обязанности по руководству исполнительными органами местного самоуправления.

Законодательство и уставы муниципальных образований предусматривают, что глава муниципального образованияподотчетен как населению, так и представительному органу. Свою









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.