Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нравственное воспитание и мировоззрение школьников





Общеизвестно, что школа, вузы — система образования страны должна выпускать не только людей научно образованных, развитых интеллектуаль­но, здоровых физически, но и нравственно воспитанных. Эта задача мно­гим справедливо кажется даже более важной, чем первая, и значение нрав­ственного воспитания в обществе, в мире не уменьшается, а растет. Спе­циалисты в разных областях, широкая общественность, средства массовой информации — все видят одну из важнейших проблем современности: в обществе происходит разрушение, эрозия нравственности, можно ска­зать, энергичное, решительное освобождение человечества от морали, на­блюдается резкое и, вероятно, прогрессирующее снижение нравственных норм во всех сферах жизни. Так ли это? Почему это происходит? Какова природа морали и почему надо поступать нравственно? Ответы на эти во­просы составляют основу нравственного воспитания.

Вопросы о сущности и происхождении морали, о нравственном созна­нии и поведении людей изучает этика. Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и о том, почему люди должны поступать нравственно.

Мораль — одна из форм общественного сознания, социальный инсти­тут, регулирующий поведение людей во всех областях жизни. Мораль — это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу. В отличие от право­вых нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в со­знании, в привычном поведении и тем не менее имеют силу требований, силу предписания. Мораль носит исторически изменчивый характер, нрав­ственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности».



Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчув­ственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.

Межнаучный анализ категорий морали и воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и по­ведение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельно­стью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им в личном поведении, что и создает индивидуальную нравственность. Нрав­ственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная дея­тельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости.

В зависимости от мотивов нравственного поведения и от места контро­ля над ним выделяют уровни нравственного развития. Л. Кольберг (США) экспериментально проверял доморальный, конвенциональный и автоном­ный уровни нравственности, которые различаются по мотивам и внешнему или внутреннему контролю морального поведения человека. Доморальный уровень: ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания — внешний контроль. На конвенциональном уровне со­блюдение морали состоит в подчинении требованиям общества, чтобы со­хранить себя, успешно жить в мире с другими — это тоже внешний конт­роль, хотя и более сознательный. На третьем, автономном уровне мораль­ного развития человек добровольно следует моральным нормам, которые становятся его жизненными принципами, и он следует им, даже если это угрожает его жизни, — это внутренний контроль нравственного поведения. Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу че­ловека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недо­статки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чув­ства — оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворе­ние, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или от­рицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала — это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации.

Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-пер­вых, знания, представления о моральных нормах общества, во-вторых, по­ложительная их оценка, принятие их и стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компо­ненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педа­гогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание — это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.

Социальным же аспектом содержания нравственного воспитания явля­ются нормы и принципы морали, принятые в обществе. Какие же мораль­ные ценности должны составлять содержание нравственного воспитания в системе образования, семье, обществе? С одной стороны, все просто: каждая семья, народ передает молодежи те ценности, которые усвоили от предшествующего поколения. С другой стороны, жизнь в мире и в России стремительно меняется — меняется и мораль. Этические нормы отражают­ся в политических решениях, в культурной, социальной, образовательной политике и практике и в определенном смысле регулируются социальными институтами.

В развитых странах мира принята этика прав человека, современный гу­манизм, приоритет личности. Это имеет противоречивое значение. Да, че­ловек — высшая ценность, и общество должно обеспечить его полноцен­ное существование и развитие природных задатков. С другой стороны, этот приоритет трактуется как абсолютный и ведет к полному освобождению личности от всяких моральных обязательств, что и доказывается историей и современной жизнью: сексуальная революция, рок-культура, преступ­ность, наркомания, терроризм, разгул насилия на бытовом и государствен­ном уровнях, война цивилизаций. В Европе, начиная с эпохи Возрожде­ния, происходит процесс секуляризации жизни человека и общества — освобождение от влияния церкви и христианской морали на духовную, ум­ственную, художественную, практическую жизнь человека. Это привело и к отделению школы от церкви, значит, к разделению религиозного и светского воспитания. В XX и наступившем XXI в. люди доказывали и доказы­вает, что могут пренебрегать традиционными, религиозными и новыми, гуманистическими, ценностями.

Тем не менее современный мир нуждается в моральных нормах и при­держивается принципов гуманизма, гуманистической морали. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следую­щие:

1) гуманность как сущностное, характеристическое качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелю­бии, готовности понять, помочь, поддержать;

2) вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистиче­ских ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам;

3) воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требова­ниям общества, быть дисциплинированным;

4) ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения;

5) уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение;

6) честность, принципиальность, справедливость, требовательность к се­бе и другим в сочетании с терпимостью, тактом;

7) сдержанность в половой жизни, готовность к самоограничению, уме­ренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.

Это не моральный кодекс гражданина России, но это основные нрав­ственные нормы, которые могут быть основой воспитательной работы в школе, семье, обществе.

Кроме либерально-гуманистической морали, в современном обществе продолжает иметь влияние религиозная, в частности христианская, нрав­ственность. Философы, социологи, педагоги, ориентирующиеся на рели­гию в деле воспитания, связывают с церковью возможность в рамках тра­диционной морали удержать молодежь от сексуальной распущенности, преступности, насилия, наркотиков. По их мнению, светская гуманисти­ческая мораль не может быть опорой в жизни, ее принципы относительны и условны, нравственный закон не абсолютен, если он не исходит от Бога. Христианские философы-моралисты и педагоги считают, что подлинная мораль, абсолютные нравственные законы даны человеку Богом, освящены высшей могучей, сакральной силой. Это предполагает не просто нрав­ственное воспитание, но духовную жизнь, опыт, т. е. познание Бога через молитву, смирение, доброделание, и как результат — спасение души. Ду­ховная, божественная природа морали для религиозно ориентированных педагогов является несомненной, и в этом они видят основу нравственного воспитания и преграду для нравственного падения и цинизма.

В России уже выходит журнал «Духовно-нравственное воспитание», со­ставлена программа и учебники по основам православия для школ. Одна­ко, во-первых, преподавание христианской морали в школе противоречит закону и встречает противодействие общественности; во-вторых, усвоение христианской нравственности невозможно без веры, церкви, духовного опыта и принятия всего христианского мировоззрения. В-третьих, несмот­ря на привлекательность этого пути, на двухтысячелетнюю историю хрис­тианства, на великую силу христианского идеала, человечество все же идет путем науки, на основе рационального объяснения мира, на основе друго­го, научного, мировоззрения. И вряд ли русская система воспитания долж­на быть православной, несмотря на возрождение русской церкви.

Какими средствами решения задач нравственного воспитания распола­гает система образования, средняя школа России? Это прежде всего про­цесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, ис­тории, обществознания и др. Школы могут ввести специальные уроки мо­рали, как это часто делается за рубежом. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным, нравственным вопро­сам, обсуждения актуальных проблем жизни подростков. Помня о том, что человек воспитывается в деятельности, надо организовывать общественно полезную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, на решение доступных детям социальных проблем внутри и вне школы.

Формирование нравственного сознания, конечно, процесс тонкий и глубоко связан с формированием мировоззрения школьника, с развитием его самосознания, с поисками своего места в мире и смысла своей жизни. Поэтому так важно, чтобы процесс обучения и воспитания в школе спо­собствовал стремлению подростка решать вечные вопросы жизни, думать о самом главном: что есть жизнь, человек, бог, природа... — тогда, скорее всего, и с нравственностью будет лучше. Научные ответы на подобные «вечные» вопросы принято считать мировоззрением.

Мировоззрение система философских, научных, социально-политиче­ских, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Психология рассматривает мировоззрение как часть направ­ленности личности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения — это принятые человеком представления о мире как достовер­ные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убежде­ний являются научные знания. Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная ра­бота учеников, их опыт, приобретаемый в общении и жизни. Усвоение ми­ровоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой об­ласти знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интег­рированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, обществен­ной, художественной, технической и пр.

Закон РФ «Об образовании» говорит, что содержание образования долж­но обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекват­ной современному уровню знаний и ступени обучения (ст. 14, п. 2). Там же сказано, что содержание образования должно «... учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучаю­щихся на свободный выбор взглядов и убеждений» (ст. 14, п. 4). Можно видеть, Нм, что политики и педагоги неопределенно высказываются о том, какое именно мировоззрение должна формировать государственная школа. Педа­гогика экзистенциализма считает недопустимым вообще формирование мировоззрения школой, расценивая это как ущемление свободы личности. Следует считать это иллюзией, поскольку любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи. В советский период развития России диалектико-материалистические теории о природе, обществе, человеке, познании. Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у школьников научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям. В конфессиональных школах России формируется, как правило, религиозное мировоззрение.

В современных условиях при формировании мировоззренческих инравственных убеждений, установок учеников разумно, очевидно, прини­мать принцип толерантности, терпимости к взглядам учащихся, принцип самоопределения личности, т. е. обеспечивать свободный выбор и ответ­ственность за свои решения и действия.

Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.