Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Применительно к пациенту этому требованию соответствует правило свободных ассоциаций.





• Фрейд сформулировал и разъяснил это главное требование к субъективной установке психоаналитика при выслушивании пациента прежде всего в "Советах врачу по психоаналитической терапии" (Ratschlage fur den Artz bei der psychoanalytischen Behandlung, 1912). Это требование заключается в возможно более полном "подвешивании" всего того, на что обычно направлено внимание,— личных склонностей, предрассудков, теоретических предпосылок, даже прочно обоснованных. "Подобно тому как пациент должен рассказывать все то, что приходит ему в голову, воздерживаясь от каких-либо логических или аффективных обоснований своего вы­бора, так и врач должен быть способен к истолкованию всего того, что он слышит, чтобы обнаружить то, что скрыто в бессознательном, не подвергая сделанный больным выбор собственной цензуре" (1а).

По мнению Фрейда, именно это правило позволяет аналитику обнаруживать бессознательные связи в речи пациента. Благодаря ему психоаналитик способен сохранять в своей памяти множество по видимости незначимых элементов, взаимосвязи которых могут выявиться лишь позднее.

Свободно парящее внимание ставит теоретические и практические проблемы, которые очевидны уже в самой структуре этого противоречивого понятия.

1) Теоретическая основа понятия ясна — по крайней мере в том, что касается пациента: описанные Фрейдом бессознательные структуры выявляются через множество деформаций, например, через "переоценку всех психических ценностей" (2а), в результате которой за внешне незначительными элементами проступают важ­нейшие бессознательные мысли. Свободно парящее внимание — это единственная объективная установка, возможная по отношению к столь сильно деформированному объекту. Заметим, впрочем, что Фрейд, не используя, правда, само понятие свободно парящего внимания, уже описал в "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) такую психическую установку, как условие анализа собственных сновидений (2b).

2) Применительно к психоаналитику понятие свободно паря­щего внимания порождает, однако, трудные вопросы.

Аналитик, как и пациент, стремится не допустить воздействия собственных предрассудков, а тем самым и бессознательных защитных механизмов, на свое внимание. Чтобы полностью освободиться от них, Фрейд советует проводить дидактический анализ, ибо "…любое неустраненное вытеснение остается, по словам Штекеля, "слепым пятном" (punctum caecum) в психоаналитическом восприятии" (1b).

Однако требования Фрейда этим не ограничиваются: его цель — подлинное общение между бессознательным психоаналитика и бессознательным пациента (а): "Бессознательное психоаналитика должно играть по отношению к первоначальным проявлениям бессознательного у пациента такую же роль, какую в телефонном разговоре играет слушающий по отношению к говорящему" (1с). Именно это явление Теодор Райк впоследствии образно назвал "слушать третьим ухом" (3).

По поводу свободных ассоциаций Фрейд говорил о том, что освобождение от осознанных целепредставлений* может приводить лишь к их замене бессознательными целепредставлениями* (2с). Отсюда вытекает одна особая трудность для психоаналитика, принимающего установку свободно парящего внимания: в самом деле, как может его внимание быть свободно от бессознательных побуждений? Ответ на этот вопрос предполагает, что личные осо­бенности психоаналитика сводятся к минимуму благодаря дидактическому анализу, а также подвергаются осмыслению и контролю при самоанализе контртрансфера.

В общем, свободно парящее внимание —это идеальное правило, которое на практике всегда сталкивается с противоре­чащими ему требованиями: как может, например, психоаналитик переходить к истолкованию и конструкциям*, не сосредоточивая внимания на каком-то определенном материале, обходясь без срав­нений, схематизации и пр.?

*

В современном психоанализе существуют различные подходы к свободно парящему вниманию; у Фрейда, отметим, трактовка этого вопроса во второй топике не изменилась.

а) Некоторые авторы, вслед за Т. Райком (loc. cit.), развивают мысль о бессознательной установке на выслушивание чужого бес­сознательного в духе эмпатии (Einfuhlung), сущность которой про­является на дословесном уровне. При таком подходе контртрансфер не мешает общению — напротив, он становится признаком глубины общения как своего рода восприятия.

б) С позиции других авторов правило свободно парящего внимания предполагает особые приемы устранения торможения и отбора, осуществляемые Я: никакая оценка пережитого не допус­кается, ведь психоаналитик должен быть "открыт" к побуждениям собственной психики и готов устранить воздействия защитных механизмов. При этом главное в психоанализе по-прежнему происходит между двумя различными Я.

в) Наконец, в той теоретической перспективе, где акцент ставится на аналогию между механизмами бессознательного и механизмами языка (Лакан), психоаналитическая установка на выслушивание предполагает возможность свободного обнаружения структурных сходств между всеми бессознательными явлениями.

а) По этому поводу Фрейд пишет: "...у каждого человека есть такой бессозна­тельный инструмент, с помощью которого он может истолковывать проявления бессознательного у других людей" (4). "Бессознательное одного субъекта может непосредственно, без участия сознания, воздействовать на бессознательное другого субъекта. Это требует более подробного изучения, прежде всего, чтобы выяснить, участвует ли в этом предсознание или нет. Однако на описательном уровне это бесспорный факт".

 

(1) Freud (S.). a) G.W., VIII, 381; S.E., XII, 115; франц., 66. —b) G.W., VIII, 382; S.E., XII, 116; франц., 67. —с) G.W., VIII, 381; S.E., XII, 115—116; франц., 66.

(2) Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. — a) G.W., II—III, 335; S.E., IV, 330; франц., 246. — b) Cf. G.W., II—III, 108; S.E., IV, 103; франц., 79. — с) Cf. G.W., I—III, 533; S.E., V, 528—529;франц., 435.

(3) Cf. Reik (Th.). Listening with the third ear. The inner experienceof a psychoanalyst, Grove Press, N.Y., 1948.

(4) Freud (S.). Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913. G.W., VIII, 445;S.E., XII, 320; франц.In:R.F.P., 1929,III, 3, 441.

(5) Freud (S.). Das Unbewusste, 1915.G.W., X, 293; S.E., XIV, 194; франц., 142—143.

ВОЗВРАТ ВЫТЕСНЕННОГО

 

Нем.: Widerkehr (или Ruckkehr) des Verdrangten. — Франц.: retour du refoule. — Англ.: return (или breakthrough) of the repressed. — Исп.: retorno de lo reprimido. — Итал.: ritorno del rimosso. — Португ.: retorno do recalcado.

• Процесс, при котором вытесненным, но сохранившимся при этом элементам удается появиться вновь, хотя и в искаженной, комп­ромиссной форме.

• Фрейд всегда утверждал, что бессознательные содержания "не­устранимы" (1). Вытесненные элементы не только не исчезают, но, напротив, постоянно пытаются вновь проникнуть в сознание — хотя бы и окольными путями, посредством трудно узнаваемых вторичных образований, или, иначе, отростков* бессознательного (а).

Мысль о том, что симптомы объясняются возвратом вытеснен­ного, встречается уже в самых ранних психоаналитических текстах Фрейда. Там же мы находим важную мысль о том, что этот возврат происходит посредством "образования компромиссов между вытесненными и вытесняющими представлениями" (2). Однако отношения между механизмами вытеснения* и возврата вытесненного Фрейд трактует по-разному:

1) например, в работе "Бред и сны в "Градиве" Йенсена" (Wahn und die Traume in W. Jensens Gradiva, 1907) Фрейд подчеркивает, что вытесненное возвращается теми же самыми ассоциативными путями, которыми шел процесс вытеснения (3d). Таким образом, эти два процесса тесно связаны и как бы симметричны друг другу; Фрейд приводит здесь притчу об аскете, который, пытаясь изгнать искушение образом распятия, увидел на месте распятого образ обнаженной женщины: "... в конечном счете, вытесненное одерживает победу, явившись в облике вытесняющей силы" (Зb);

2) однако, Фрейд не был последовательным приверженцем этой концепции: он подверг ее пересмотру (например, в письме к Ференци от 6.12.1910), подчеркивая, что в основе возврата вытесненного лежит особый механизм (4). Это предположение получает дальнейшее развитие в "Вытеснении" (Die Verdrangung, 1915), где возврат вытесненного рассматривается как третий самостоятельный этап в процессе вытеснения в широком смысле слова (5). Описывая этот процесс применительно к различным типам невроза, Фрейд показал, что возврат вытесненного происходит в результате сме­щения, сгущения, конверсии и т.д.

Фрейд выявил также общие условия возврата вытесненного: это ослабление противонагрузки*, возрастание силы влечения (например, под влиянием полового созревания), возникновение в данный момент событий, не понятных без отсылок к вытесненному в прошлом материалу (6).

а) Относительно проблем, порождаемых таким подходом, см. примечание в "Торможении, симптоме, страхе" (1926), где Фрейд поднимает вопрос о том, пере­носят ли вытесненные желания всю свою энергию в эти ответвляющиеся от них образования или же остаются замкнутыми в бессознательном (7).

(1) Cf. Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. G.W., II-III, 583; S.E., V, 577; франц., 472.

(2) Freud (S.). Weitere Bemerkungen uber die Abwehr-Neurosen, 1896. G.W., 387; S.E., III, 170.

(3) Freud (S.). a) Cf. G.W., VII, 60—61; S.E., IX, 35; франц., 139—140. —b) G.W., VII, 60—61; S.E., IX, 35; франц., 139—140.

(4) Cf. Jones (E.). Sigmund Freud: Life and Work, 1953, 1955, 1957, vol. II, англ., London, Hogarth Press, 1955; франц., Paris, P.U.F., 472.

(5) Cf. Freud (S.). G.W., X, 256—258; S.E., XIV, 154—156; франц., 82—86.

(6) Cf. Freud (S.). Der Mann Moses und die monotheistische Religion, 1939. G.W., XVI, 210—212; S.E., XXIII, 95—96; франц., 145.

(7) Cf. Freud (S.). G.W., XIV, 173, n.; S.E.,XX, 142, n.; франц., 67, n.

ВОЗМЕЩЕНИЕ

Нем.: Wiedergutmachung. — Франц.: reparation. — Англ.: Reparation. — Исп.: reparacion.—Итал.: riparazione.—Португ.: reparacao.

• В терминологии М. Кляйн — механизм, посредством которого субъект старается возместить ущерб, причиненный объекту любви его разрушительными фантазиями. Этот механизм связан с депрессивным страхом и чувством вины: фантазматическое возмещение ущерба, причиненного материнскому объекту извне и изнутри, поз­воляет субъекту преодолеть свою депрессивную установку и обеспечить своему Я устойчивое (само)отождествление с "хорошим" объектом.

• Прежде всего, отметим, что в текстах М. Кляйн встречается несколько терминов с близким значением: Wiederherstellung (по-английски — restoration, восстановление), Wiedergutmachung (по-английски — restitution или reparation, особенно в последних сочинениях). В этих терминах (особенно в "возмещении") необ­ходимо различать смысловые оттенки: ведь можно говорить о "возмещении чего-то" и "возмещении кому-то".

Понятие возмещения — это составная часть кляйновской кон­цепции раннего детского садизма, выражающегося в фантазиях, связанных с разрушением (Zerstorung), разрыванием (Ausschneiden; Zerschneiden), пожиранием (Fressen) и т.д. Возмещение в сущности своей связано с депрессивной установкой (см. этот термин), возникающей одновременно с отношением к целостному объекту. Ребенок, побуждаемый свойственным этой установке чувством страха и вины, стремится сохранить или восстановить целостность тела матери. Это стремление к возмещению "ущерба, нанесенного собственным садизмом" (1а), выражается в различных фантазмах: уберечь тело матери от нападения "плохих" объектов, собрать вместе его разрозненные части, оживить погубленное и т.д. Восстанавливая тем самым целостность объекта любви, устраняя принесенное ему зло, ребенок утверждается в обладании "хорошим" и надежным объектом, интроекция которого усиливает его Я. Фантазии, связан­ные с возмещением, играют, таким образом, структурирующую роль в развитии Я.

Если механизмы возмещения прочно не установились, они оказываются сходными либо с маниакальными защитами (чувство всевластия), либо с навязчивостью (повторение действий, направ­ленных на возмещение). Успешное возмещение означает, по М. Кляйн, победу влечений к жизни над влечениями к смерти (см. эти термины).

М. Кляйн подчеркивала роль процесса возмещения в работе скорби и сублимации: "...сила, препятствующая разрушению объекта, требует вернуть ему красоту и совершенство" (1b, 1с).

(1) Klein (M.). Contributions to Psycho-Analysis, 1921—1945. —а) 289. —b) 290. —c) Cf.227-235.

ВООБРАЖАЕМОЕ (сущ. и прил.)

 

Нем.: Das Imaginare. — Франц.: imaginaire. — Англ.: imaginary. —Исп.: imaginario. — Итал.: immaginario. — Португ.: imaginario.

• У Лакана (как правило, в форме сущ.) — один из трех главных регистров (реальное, воображаемое, символическое) психоа­налитического поля. Этот регистр отличается преобладанием отно­шения к образу себе подобного.

• Понятие "воображаемое" связано с первыми теоретическими разработками Лакана, посвященными стадии зеркала*. Здесь Лакан выдвинул мысль о том, что биологически незрелый младенец строит свое Я на основе образа себе подобного (зримое Я).

Опираясь на этот фундаментальный опыт, можно определить воображаемое:

а) с точки зрения межсубъектной — как основополагающее нарциссическое отношение субъекта к собственному Я (1);

б) с точки зрения внутрисубъектной — как дуальное отношение, основанное на образе себе подобного (эротическое притяжение, агрессивное напряжение) и запечатленное в этом образе. Для Лакана человек, подобный мне, — мое другое Я — существует лишь постольку, поскольку Я — это изначально Другой (2);

в) с точки зрения окружения (Umwelt) — как отношение, сходное с теми, что описываются в этологии животных (Лоренц, Тинберген) и показывают роль того или иного Gestalt'a в формировании определенного типа поведения;

г) с точки зрения значения — как способ схватывания, при котором определяющую роль играют такие факторы, как сходство, подобие форм, свидетельствующее о совпадении означающего и означаемого.

Лакан понимает воображаемое необычно, хотя и в связи с обыденным значением этого слова: всякое поведение, всякое вооб­ражаемое отношение обречено, по Лакану, на заблуждение (а).

Лакан настаивает на различии и даже противоположности между воображаемым и символическим, показывая, что интерсубъ­ективность вовсе не сводится к совокупности отношений, обобщенно называемых воображаемым, и что, в частности, в психоаналитическом лечении важно не путать эти два "измерения" (3).

 

а) […].

(1) Cf. Lacan (J.). Le stade du miroir comme formateur de la fonction du Je, 1949. In: R.F.P., XIII, 449—453.

(2) Ср., например: Lacan (J.).L' agressivite en psychanalyse, 1948. In:R.F.P., XII,367—388.

(3) Cf. Lacan (J.). La direction de la cure et les principes de son pouvoir, 1958. In: La Psychanalyse, Paris, P.U.F., vol. VI.

ВОСПОМИНАНИЕ МАСКИРУЮЩЕЕ

 

Нем.: Deckerinnerung. — Франц.: souvenir-ecran. — Англ.: screen-memory. — Исп.: recuerdo encubridor. — Итал.: ricordo di copertura. — Португ.: recordacao encobridora.

• Детское воспоминание, характеризующееся одновременно и особой ясностью, и очевидной незначительностью содержания. При его анализе обнаруживаются яркий детский опыт и бессознательные фантазии. Подобно симптому, маскирующее воспоминание — это компромиссное образование между вытесненным и защитой.

• С самых первых попыток психоанализа и самоанализа Фрейд обратил внимание на парадокс памяти о событиях детства: важные факты в памяти не сохраняются (см.: Детская амнезия), а события, по видимости незначимые, запоминаются. В феноменологическом смысле некоторые из этих воспоминаний предстают с исключитель­ной четкостью и постоянством, вопреки их неинтересному и вполне невинному содержанию: субъект и сам удивляется, почему он помнит все это.

Подобные воспоминания, относящиеся к вытесненному сексу­альному опыту или к фантазиям, Фрейд называл маскирующими воспоминаниями (а); в 1899 г. он посвятил им статью, основные мысли которой потом излагались в главе IV "Психопатологии обыденной жизни" (Zur Psychopatologie des Alltagslebens, 1904).

Маскирующее воспоминание — это компромиссное образо­вание*, подобное ошибочным действиям* или (в более общем смысле) симптомам. Попытки объяснить сохранность вос­поминания его содержанием не приводят к результату (1а). Здесь господствует механизм смещения*. Обращаясь к различию между маскирующими воспоминаниями и другими детскими вос­поминаниями, Фрейд пришел к постановке более общего вопроса: существуют ли такие воспоминания, относительно которых можно быть уверенными, что это действительно детские, а не более поздние воспоминания о детстве (1b)?

Фрейд разграничивал различные маскирующие воспоминания — положительные и отрицательные — в зависимости от того, противоречит ли их содержание вытесненному; направленые на более ранний или на более поздний период времени — в зависимости от того, связано ли содержание воспоминания с предшествующими или последующими ему во времени событиями; в первом случае маскирующее воспоминание выступает лишь как опора фантазирования о прошлом: "Значение такого воспоминания связано с тем, что оно представляет в памяти более поздние впечатления и мысли, содержание которых сходно с его собственным содержанием или же связано с ним символической связью" (1с).

Поскольку в маскирующих воспоминаниях сосредоточено мно­жество реальных или фантазматических элементов детства, психо­анализ придает им большое значение: "Маскирующие воспоминания содержат в себе не только некоторые существенные элементы детства, но вообще все, что было в нем существенного. Вопрос лишь в том, как извлечь его с помощью анализа. В этих воспоминаниях забытые годы детства предстают так же точно, как сновидные мысли — в явном содержании снов" (2).

(а). […].

(1) Cf. Freud (S.). Uber Deckerrinnerungen, 1899. — a) G.W., I, 536; S.E., Ill, 307. Эта статья не переведена на франц. язык. Отрывок из нее включен в работу: Д. Анзье L'auto-analyse, Paris, P.U.F., 1959, 277—286. В переведенном отрывке говорится о маскирующих воспоминаниях, подробно описанных и проанализированных Фрей­дом; как показал С. Бернфельд [S. Bernfeld], речь здесь идет о фрагменте автобиографии. — b) G.W., I, 553; S.E., III, 321—322. — с) G.W., I, 546; S.E., 315—316; франц., loc.cit., 283.

(2) Freud (S.). Erinnern, Wiederholen und Durcharbeiten, 1914. G.W.,X, 128; S.E., XII, 148; франц., 107.

ВОСПРИЯТИЕ-СОЗНАНИЕ (Вс-Сз)

Нем.: Wahrnehmung-Bewusstsein. — Франц.: perception-conscience. — Англ.: per­ception-consciousness. — Исп.: percepcion-conciencia. — Итал.: percezione-coscienza. — Португ.: регсерсао-consciencia.

См.: Сознание, в смысле Б.

ВЫБОР НЕВРОЗА

Нем.: Neurosenwahl. — Франц.: choix de la nevrose. — Англ.: choice of neurosis. — Исп.: elecction de la neurosis. — Итал.: scelta della nevrosi. — Португ.: escolha da nevrose.

• Совокупность процессов, посредством которых субъект участвует в формировании именно данного, а не какого-либо иного типа психоневроза.

• Проблема, связанная с понятием "выбор невроза", лежит в основе психоаналитической психопатологии: как и почему общие процес­сы, приводящие к неврозу (например, защитный конфликт), нахо­дят свое воплощение в столь различных формах, что на их основе можно построить целую систему классификации болезней.

Этот вопрос постоянно интересовал Фрейда: он неотделим от глубинного прояснения невротической структуры. Фрейд отвечал на этот вопрос по-разному; мы не можем здесь проследить всю историю этих ответов, связанную с понятиями травмы, фиксации, предрасположенности, неравномерности развития либидо и Я и пр. Широта этой проблемы не позволяет представить ее здесь целиком.

Ограничившись терминологическим аспектом проблемы,мысразу же сталкиваемся с вопросом: почему Фрейд столь последовательно использовал понятие "выбор"(1)? Речь, очевидно, не идет об интеллектуальном выборе одной из наличных возможностей; это относится, впрочем, и к понятию "выбор объекта" (Objektwahl). Во всяком случае важно, что в концепции, которая стремится к абсолютному детерминизму, возникает понятие, предполагающее необ­ходимость какого-то субъективного действия для того, чтобы различные исторические и конституциональные факторы, выявля­емые психоанализом, обрели свой смысл и побудительную силу.

(1) Ср., например: Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902, письмо от 20.05.1896, а также Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913. G.W., VIII, 442; S.E., XII, 317; франц., 437.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.