Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НЕСОВЕРШЕНСТВО САМОАКТУАЛИЗИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА





Общая ошибка литераторов ╬ романистов, поэтов, эссеистов ╬ заключаетсяв том, что, взявшись за изображение положительного героя, они зачастуюпредставляют его нам исключительно в розовых тонах, в результате чего ихгерой превращается в пародию на хорошего человека, он настолько неестествен,что вряд ли кто-нибудь пожелает стать похожим на него. Среднестатистическийчеловек, пусть даже сам очень далекий от совершенства, склонен проецироватьсвое стремление к идеалу, также как и свое представление о вине и о стыде навсех, кого встречает на своем пути. Вспомните, как часто вы готовы былиувидеть в своем учителе или наставнике человека очень серьезного,чрезвычайно солидного, чуждого всех земных радостей и наслаждений.Подвигаемые этой же склонностью, многие романисты, пытаясь написать портретположительного героя, изображают не реального человека с присущими емуслабостями и недостатками, не крепкого, жизнелюбивого здоровяка, а какой-тонеестественный, ходульный образ этакого зануды-праведника. А между темсамоактуализированные люди, с которыми мне довелось общаться, ╬ этоздоровые, нормальные люди со своими слабостями и недостатками. Так же, какобычные люди, они могут поддаться вредной привычке. Они могут бытьзанудными, упрямыми, раздражительными. Они не застрахованы от тщеславия,гордости, пристрастности, особенно по отношению к результатам собственноготруда, к своим детям и друзьям. Они тоже подвержены вспышкам гнева иприступам меланхолии. Иногда их поступки могут показаться окружающим жестокими. Но мы недолжны забывать, что мы имеем дело с очень сильными людьми. Их жестокостьсродни безжалостности хирурга, они могут резать по живому, если ситуациятребует того. Например, один из моих испытуемых, обнаружив предательстводруга, не колеблясь, прервал все отношения с ним. Или другой пример.Замужняя женщина поняла, что не любит мужа, с которым прожила более двадцатилет. Она подала на развод и сделала это почти с жестокой решительностью.Некоторые из них так быстро смиряются со смертью любимого человека, чтомогут заслужить звания бездушных людей. Эти люди не только сильны, но и независимы от мнения окружающих.Например, одна из моих испытуемых как-то поведала мне, что однажды навечеринке она была так раздражена глупостью одной дамы, что не смогласдержаться и просто послала ее ко всем чертям, шокировав своим поведением игостей, и хозяев дома. Конечно, можно было бы сказать, что так, мол, и надообходиться с дураками, если бы не одно обстоятельство ╬ поставленная наместо дама страшно обиделась, причем не только на свою обидчицу, но и нахозяев дома. И если наша героиня хотела отделаться от надоевшей собеседницы,то вот хозяева вовсе не хотели разрывать отношения с ней. Можно упомянуть еще об одной особенности этих людей, котораянепосредственно связана с их служением. Погружаясь в какую-то проблему,предельно концентрируясь на ней, они могут просто забыть о своих близких, обих нуждах, заботах и тревогах. В такие минуты для них не существует ничего,кроме их дела, все остальное становится несущественным. В такие минуты онине слышат обращенных к ним вопросов, не выходят к гостям, забывают обэлементарной вежливости, могут обидеть и даже оскорбить дорогих им людей.Другие негативные (с точки зрения окружающих) последствия такойотстраненности перечислены выше. Даже их доброта, их великодушие порой становятся недостатком, так какзаставляют их ошибаться. Например, мужчина, отличающийся великодушием, изжалости не решается оставить нелюбимую жену, или часами выслушивает жалобылюбителя поплакаться в жилетку, или содержит какого-нибудь негодяя илипсихопата. И наконец, эти люди, как я уже говорил, не свободны от чувства вины, отстыда и тревоги, от самобичевания, самоедства и внутренних конфликтов. Ноэто еще не позволяет нам отказывать им в праве называться здоровыми людьми,так как их чувство вины принципиально отличается от вины невротика. И представьте себе, в результате своего исследования я пришел к одномуочень банальному выводу. Совершенных людей нет! Есть люди, которых можноназвать хорошими, очень хорошими и даже великими. Есть творцы, провидцы,пророки, святые, люди, способные поднять людей и повести их за собой. Такихлюдей немного, их считанные единицы, но уже сам факт их существованиявселяет в нас надежду на лучшее, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее,ибо показывает нам, каких высот может достичь человек, устремленный ксаморазвитию. Но даже эти люди несовершенны ╬ им, как и простым смертным,знакомы скука, раздражение, гнев, эгоизм и депрессия. Чтобы не испытыватьгорьких разочарований, мы должны освободиться от иллюзий относительночеловеческой природы, должны смотреть на нее трезвым взглядом.

ЦЕННОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

В основании системы ценностей самоактуализированного человека лежит егофилософское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологическойприродой, приятие социальной жизни и физической реальности. Это отношение кжизни тотально и повседневно, его следы можно отметить в каждой оценке и вкаждом суждении самоактуализированного человека. Все, что он любит или нелюбит, все, что он одобряет или осуждает, все, что он предлагает илиотвергает, все, что радует его или огорчает, все его вкусы, предпочтения иоценки ╬ все это уходит корнями в присущее ему базовое приятие жизни. Эта характеристика, судя по всему, универсальна и надкультурна, это тообщее, что объединяет всех самоактуализированных людей независимо откультуры, взрастившей их; она лежит в основе прочих качеств и особенностей,таких как: 1) комфортные взаимоотношения с реальностью, 2) чувство общности(Gemeinschaftsgefuhl),3) базовая удовлетворенность и ее эпифеномены, такиекак чувство благополучия, достатка, изобилия, 4) умение отделять средство отцели, и другие качества, о которых мы говорили выше. Одним из самых важных следствий и, вероятно, подтверждением этогоотношения к жизни и к миру является иное качество свободы воли, которое мыможем отметить у самоактуализированного человека по сравнению с обычнымчеловеком. Необходимость выбора не вызывает у него амбивалентного отношения,сомнений или колебаний; в чем бы ни состоял выбор, он делает его легко исвободно. Я уверен, что изобилие так называемых нравственных проблем иморальных вопросов вызвано именно недостатком жизнелюбия, обусловленоотсутствием базового приятия действительности или же является прямымследствием присущей нам базовой неудовлетворенности. Стоит лишь разокунуться в атмосферу языческого приятия жизни, испить любви к ней во всехее проявлениях, и тут же очень многие из ныне существующих проблем покажутсявам несущественными, неважными. Неверно было бы заявить, что они находятсвое решение, скорее они отступают, уходят в небытие в тот момент, когдачеловек понимает, что это надуманные проблемы, проблемы, порожденныенездоровым сознанием. Разве стоят серьезного внимания такие "проблемы" какпроблема отношения к азартным играм, проблема ношения коротких юбок,употребления алкоголя или множество псевдорелигиозных вопросов, вроде:"Можно ли переступать порог храма в головном уборе?", "Можно ли есть мясо почетвергам?" и т.д. и т.п. Но нас перестают тревожить не только пустячные,надуманные проблемы ╬ процесс заходит гораздо глубже, он затрагивает самыефундаментальные уровни взаимоотношений человека с окружающей егодействительностью, например, такие как отношение человека к представителямпротивоположного пола, отношение к собственному телу и к его отправлениям, идаже его отношение к смерти. Это наблюдение подтолкнуло меня к выводу, что склонность задаватьсямногими из тех вопросов, которые мы по привычке относим к разряду моральных,этических или ценностных ╬ на самом деле психопатологическая склонность. Этота психопатология, которая присуща среднестатистическому человеку. То, чтосреднестатистический индивидуум воспринимает как мучительный конфликт, то,что обрекает его на муки ценностного выбора ╬ для самоактуализированногочеловека даже не вопрос, и он управляется с этим так же легко, как свыбором, танцевать ему или не танцевать. Мучительные вопросы, связанные слюбовью и дружбой, проблемы взаимоотношений с противоположным полом, которыедля обычных людей обращаются в поле битвы, становятся гладиаторской ареной,на которой разворачиваются кровавые единоборства за самоутверждение ╬ невопрос и не проблема для самоактуализированного человека, ╬ в дружбе и любвион видит только приятную возможность для сотрудничества. Для него несуществует проблемы отцов и детей, конфликт поколений ╬ не конфликт длянего. Он спокоен не только по отношению к половому и возрастномуполиморфизму, он считает настолько же безопасными и биологические, иклассовые, и политические, и ролевые, и религиозные различия между людьми.Нам не придется слишком долго искать примеры тому, как эти различиястановились благодатной почвой для тревог, страхов, враждебности, агрессии изависти, и нас это почти не удивляет, кажется неизбежным и дажеестественным. Но, пообщавшись некоторое время с самоактуализированными людьми, выубедитесь, что тревога, страх, враждебность, агрессия и зависть вовсе неестественны в данном случае, а скорее, напротив, противоестественны. У моихиспытуемых человеческое разнообразие не только не вызывало страха илитревоги, но, наоборот, вселяло в них радость и оптимизм. Взяв за парадигму такие отношения как "учитель╬ученик", которые оченьчасто становятся отношениями противоборства, мы увидим, что в интерпретациисамоактуализированного педагога эти отношения получают совершенно инуюокраску. Урок для самоактуализированного педагога ╬ это не ситуацияпротивостояния, не арена борьбы разнонаправленных желаний и интересов, априятная возможность сотрудничества с учеником, возможность совместногоисследования и совместного познания истины. Он отказывается от внешних,сомнительных и спорных атрибутов своего превосходства, хотя и знает о своемпревосходстве над учеником, но его превосходство сущностно. Ему чужданачальственность тона, многозначительность интонаций, он ведет себя просто иестественно. Он не давит на ученика своей эрудицией или авторитетом, неизображает из себя профессора-всезнайку, он оставляет за собой право простобыть человеком. Он и сам не соперничает со своими учениками и стараетсясделать так, чтобы они не конкурировали друг с другом. В результате такойустановки преподавателя в стенах его класса невозможны зависть, страх,подозрительность или тревога. Мы знаем, что все эти реакции возникают вответ на угрозу, следовательно, для того, чтобы искоренить зависть, страх,подозрительность и тревогу, необходимо всего-навсего исключить возможностьугрозы. Несложно расширить все эти рассуждения на отношения между супругами,между родителями и детьми, на другие межличностные отношения, которые стольже заслуживают гармонии, как и вышеописанные отношения "учитель╬ученик". Очевидно, что моральные принципы и ценности отчаявшегося человека, еслине все, то хотя бы некоторые из них, отличаются от принципов и ценностейпсихологически здорового человека. Эти люди по-разному воспринимаютфизическую, социальную и психологическую реальность, по-разномуструктурируют и интерпретируют ее. Человек, не удовлетворенный в своихбазовых потребностях, воспринимает мир как вражескую территорию, как дикиеджунгли, населенные сильными и слабыми животными, хищниками и жертвами,победителями и побежденными. Система ценностей обитателя джунглей неизбежноподчинена потребностям низших уровней, главным образом животным потребностями потребности в безопасности. Иное дело ╬ человек, удовлетворивший своибазовые потребности. У него сформировано чувство психологического достатка,которое он воспринимает как само собой разумеющееся, и потому онустремляется к поиску иного, более высокого удовлетворения. Таким образом,можно уверенно утверждать, что эти люди исповедуют ╬ должны исповедовать ╬разные ценности. Ценностная система самоактуализированного человека представлена главнымобразом ценностями уникальными и идиосинкратическими для данного человека,ценностями, которые непосредственно отражают его характер. Поэтому мы можемговорить о том, что ценностная система самоактуализированного человекапредставляет собой скорее экспрессивный, нежели функциональный феномен. Этоумозаключение не требует доказательств, оно справедливо уже по определению,╬ самоактуализация всегда предполагает актуализацию собственной "самости",собственного Я, которое всегда уникально и неповторимо. Не может быть двухидентичных Я. Есть только один Ренуар, один Брамс и один Спиноза. Я говорило том, что мои испытуемые во многом схожи, но, несмотря на это, каждый изних абсолютно индивидуален, каждый является самим собой и только собой, ╬никогда и ни при каких обстоятельствах их не спутаешь друг с другом. Ониодновременно и очень похожи, и очень непохожи друг на друга. Это совершенноособая группа людей, она отлична от любой группы из когда-либо описывавшихсяв психологической литературе. Каждого из этих людей можно назватьиндивидуалистом, но каждый из них в то же самое время является глубокосоциальной личностью, личностью, идентифицирующей себя со всемчеловечеством. В отличие от других людей эти люди сумели приблизиться и ксвоей человеческой, общевидовой природе, и к своей уникальной,индивидуальной природе.





Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.