Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ КАК САМОВЫРАЖЕНИЕ





Дифференциация поведения на два класса поможет нам лучше понять процесссвободных ассоциаций. Если вы следом за мной придете к выводу, что свободныеассоциации ╬ по сути своей экспрессивный феномен, вы поймете, в чем причинадейственности этого метода. Если задуматься, то вся эта глыба психоанализа, огромное количествотеорий, созданных на его основе, и методик, рожденных им, держится наединственной процедуре ╬ на методе свободных ассоциаций. В связи с этимкажется просто невероятным, что эта процедура так плохо изучена.Исследований по этой проблеме практически не проводится, она так и не сталапредметом серьезного научного обсуждения. Мы знаем, что свободные ассоциацииприводят к катарсису и инсайту, но до сих пор можем лишь гадать, отчего такпроисходит. Для начала обратимся к проективным тестам, таким как тест Роршаха,поскольку они являют собой наглядный и всем известный образец экспрессии.Образы, о которых сообщает пациент в процессе тестирования, не имеют цельюрешить какую-то проблему, они просто отражают его взгляд на мир. Посколькуэкспериментальная ситуация почти не структурирована, и потому мы можем бытьуверены в том, что образы, сообщаемые пациентом, почти всецелодетерминированы структурой его характера и почти совсем не детерминированытребованиями внешней ситуации. Отсюда мы можем заключить, что имеем дело сактом экспрессии, а не преодоления. Именно поэтому, на основании содержанияэтих образов, мы вправе делать выводы о характере пациента. Мне кажется, что метод свободных ассоциаций несет в себе тот же смысл иможет быть использован в тех же целях, что и тест Роршаха. Метод свободныхассоциаций, так же как тест Роршаха, наилучшим образом работает внеструктурированной ситуации. Если мы согласимся, что в основе свободысвободного ассоциирования лежит отказ от диктата внешней реальности,реальности, которая требует от человека подчинения сиюминутной конкретике,законам физического, а не психического мира, то мы поймем, почему проблемаадаптации с такой обязательностью навязывает индивидууму целеполагание.Проблема адаптации активизирует и делает насущными те возможности организма,которые помогают ему преодолеть требования насущного. Насущное становитсяорганизационным принципом, в соответствии с которым разнообразныевозможности организма актуализируются именно в той последовательности,которая единственно возможна и необходима для решения этой внешней задачи. Говоря о структурированной ситуации, мы имеем в виду ситуацию, логикакоторой предопределяет и направляет реакции организма. Совсем другое дело ╬неструктурированная ситуация. В неструктурированной ситуации внешняяреальность не столь важна, не столь значима для организма. Она непредъявляет к организму ясно выраженных требований, не указывает ему наединственно возможный, единственно "правильный" ответ. Именно в этом смысленеструктурирован тест Роршаха, все реакции организма в данном случаеравновозможны и одинаково верны. Проблема, встающая перед испытуемым,разглядывающим пятна Роршаха, прямо противоположна проблеме студента,всматривающегося в чертеж, сопровождающий геометрическую задачу; ситуация, вкоторой оказался студент, настолько жестко структурирована, что в нейвозможен лишь один-единственный, правильный ответ, который никак не связан смыслями, чувствами и надеждами человека. Все вышесказанное с полным правом можно повторить и относительно методасвободных ассоциаций, быть может, даже с большей убедительностью, так какздесь пациенту не предлагается никакого стимульного материала. Перед ним непоставлено никакой конкретной задачи, никакой конкретной цели, наоборот, ондолжен избегать любого целеполага-ния. Только тогда, когда пациент в концеконцов научается ассоциировать легко и свободно, когда он сможет "выдать" теобразы, мысли, воспоминания, которые проносятся в его сознании, не подвергаяих цензуре, не пытаясь связать логически, только тогда они перестают бытьответом на внешний стимул и становятся отражением его характера, и чемменьше проступает в его ответах внешняя реальность, тем выше экспрессия,представленная в них. Совершенный испытуемый излучает эти ассоциации изсамой сердцевины личности, из ее ядра, в котором заключена его сущность. Все ассоциации индивидуума будут детерминированы только егопотребностями, фрустрациями и установками, то есть его личностнойструктурой. То же самое можно сказать и о сновидениях: их также следуетсчитать выражением характерологической структуры индивидуума, так каквнешняя реальность не оказывает практически никакого влияния на содержаниесновидений. Тики, нервозность, оговорки, ошибки, забывание, хотя ифункциональны по своей природе, тоже содержат экспрессивный компонент. Значение свободных ассоциаций состоит в том, что они обнажают сутьчеловека. Ориентация на достижение, на разрешение проблемы, на преодоление ╬все это лишь поведенческие феномены, феномены, связанные с адаптациейличности, детерминированные требованиями внешней реальности, тогда какструктура личности в большей степени детерминирована законами психическойреальности, нежели законами логики или физической среды. Фрейдовское Эго,именно оно непосредственно связано с реальностью и поэтому, чтобы успешновзаимодействовать с ней, должно подчиняться ее законам. Для того, чтобы добраться до сердцевины личности, для того, чтобыпроникнуть в суть человека, нужно ослабить, если не исключить полностью,детерминирующее воздействие реальности и законов логики. Именно для этогопсихоаналитику и его пациенту нужны тихая комната, кушетка иблагожелательная атмосфера; устремляясь именно к этой цели они пытаютсяосвободиться от всех запретов и обязательств, которые возложила на нихкультура. Только тогда, когда пациент научается выражать свою сущностьсловами, когда слова теряют свое функциональное значение, только тогда мыможем наблюдать все благотворные эффекты метода свободных ассоциаций. Отдельная проблема теоретического плана встает перед нами, когда мыприступаем к изучению преднамеренных или сознательных актов экспрессии.Давно замечено, что такие акты могут выполнять функцию своего рода обратнойсвязи, вызывая изменения в характерологической структуре человека. Довольночасто, работая со специально отобранными для этого людьми, я обнаруживал,что если регулярно просить человека изобразить какое-то качество или эмоцию(храбрость, нежность, гнев и т.д.), то в конце концов человеку все легчепроявлять эти качества в реальных ситуациях, ему все легче на самом делебыть храбрым, нежным или сердитым. Как правило, испытуемые, отбираемые дляподобных терапевтических экспериментов, ╬ это люди, в личности которыхисследователь почувствовал те или иные подавленные тенденции. В такихслучаях сознательная экспрессия способна изменить человека. И последнее, что я хочу сказать по этому поводу. Я убежден, что высшейформой выражения своеобразия личности является искусство. Любая научнаятеория, любое открытие, любое изобретение в большей мере детерминированотребованиями внешней ситуации, нежели уникальной природой ее автора. Неродись Менделеев, кто-нибудь другой обязательно составил бы периодическуютаблицу химических элементов. Но полотна Сезанна могли выйти только из-подкисти Сезанна. Только художник незаменим.

ГЛАВА 11

САМОАКТУАЛИЗИРОВАННЫЕ ЛЮДИ:ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ОТ АВТОРА

Исследование, о котором пойдет речь в этой главе, во многом необычно.Оно не планировалось так, как обычно планируются научные исследования, ононе было продиктовано каким-то социальным заказом, я провел его из чистоголюбопытства, желая разрешить те нравственные, этические и научные проблемы,которые волновали меня в ту пору. Мне хотелось открыть нечто новое для себя,я вовсе не думал удивить мир или доказать что-то своим недругам. Однако совершенно неожиданно для меня результаты этого исследованияоказались столь впечатляющими, содержали в себе столько информации, что ясчитаю необходимым рассказать о нем, даже несмотря на все егометодологические изъяны. Есть еще одно соображение, которое заставляет меня вынести на судобщественности результаты этого сугубо приватного исследования. Мнедумается, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас,что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные,могут иметь огромную эвристическую ценность. В принципе, такого родаисследования очень сложны, сложны именно потому, что исследователю в этойобласти особенно сложно избежать влияния своих собственных взглядов,предубеждений и заблуждений. Но если и дальше ждать абсолютно точных,надежных, достоверных данных, то мы рискуем никогда не сдвинуться с мертвойточки. Я убежден, что нам не остается ничего другого, как безбоязненношагнуть в неизвестность, в полную темноту и на ощупь брести в ней, избираято одно, то другое направление, пока в конце концов впереди не забрезжитсвет. У нас есть только один выбор ╬ либо тащиться, либо бездействовать,отказаться от исследования проблемы. Убедив себя подобными аргументами, явыношу на суд читателя результаты своего исследования, питая надежду, чтоони прольют некоторый свет на поставленную проблему, и приношу всенеобходимые извинения тем, кто озабочен в первую очередь проблемамивалидно-сти, надежности или репрезентативности.

МЕТОД ОТБОРА ИСПЫТУЕМЫХ

Я отбирал испытуемых из числа своих знакомых и друзей, а также изобщественных деятелей и исторических персонажей. Кроме того, я провелскрининговое исследование на трех тысячах студентов колледжа, но только одиниз них стал моим испытуемым, и еще десяток студентов или около того я отнеск разряду потенциальных испытуемых ("растущие личности"). Исходя из этого, я вынужден был заключить, что самоактуализация в томвиде, в каком она обнаруживается у людей старшего возраста, для молодых,развивающихся людей в нашем обществе, практически невозможна. В соответствии с этим заключением, я несколько упростил задачу исовместно с Е. Раскиным и Д. Фридманом начал искать среди студентов колледжаотносительно здоровых людей. Мы определили для себя, что отберем 1%студентов этого колледжа, отличающихся особым здоровьем. Через два года мыбыли вынуждены прервать наше исследование, но, даже не будучи завершенным,оно позволило нам получить большое количество данных, ценных для клиническойпрактики. Мне бы хотелось привести в качестве примера идеального испытуемогокакого-нибудь героя литературного произведения, но мне так и не удалосьнайти среди них героя нашего времени и нашей культуры (и этот факт сам посебе наводит на размышления). Исходное клиническое определение самоактуализированной личности, набазе которого мы отбирали испытуемых, состояло из позитивного и негативногокритериев. В качестве негативного критерия мы избрали отсутствие неврозов,психозов, психопатических черт характера, а также выраженных невротическихили психопатических тенденций. Каждый случай психосоматического заболеванияисследовался нами отдельно ╬ подробно и тщательно. Всегда, когда это быловозможно, мы использовали тест Роршаха, но очень скоро поняли, что он большеподходит для выявления скрытой психопатологии, чем для диагностики здоровья.В качестве позитивного критерия мы приняли наличие признаковсамоактуализации ╬ этот набор симптомов до сих пор точно не определен. Всамом общем виде мы определяли самоактуализированного человека какиндивидуума, сумевшего реализовать свои таланты, способности, потенции.Самоактуализированный человек постоянно находится в процессе самовоплощения,глядя на него, хочется вспомнить призыв Ницше: "Так стань же тем, кем можешьстать!". Эти люди развивают или развили потенции, заложенные в их природе(148, 160, 347, 398), и идиосинкратические, и общевидовые потенции. Позитивный критерий предполагает не только удовлетворенность базовыхпотребностей (в безопасности, принадлежности, любви, уважении исамоуважении), но и удовлетворение потребностей когнитивного уровня ╬потребности в познании и понимании, а иногда и способность человекаподчиниться им. Другими словами, все отобранные нами испытуемые не толькобыли уверенными в себе, добрыми, благожелательными, уважаемыми людьми, ониобладали глубоко личными философскими, религиозными и аксиологическимиубеждениями. Мы пока не знаем, является ли базовое удовлетворениедостаточным условием самоактуализации, или оно не более чем ее необходимаяпредпосылка. В целом технику отбора, использованную нами, можно определить припомощи математического термина итерация, то есть многократное повторениеодной и той же операции. Предварительно мы опробовали эту технику приисследовании таких личностных синдромов, как самооценка и тревожность (см.Приложение В). В ходе беседы с испытуемыми мы спрашивали их, как онипонимают самоактуализацию, и таким образом собрали множество субъективных,житейских определений исследуемого нами синдрома. Затем мы сопоставили этиопределения и вывели более точное, но все же еще не научное определение, приэтом мы попытались избавиться от всех логических и фактическихнесоответствий, которыми грешат житейские определения (это предварительноеисследование мы называем лексикографической стадией исследования). На основе уточненного житейского определения мы отобрали первые двегруппы испытуемых, соответственно с высоким и низким показателямисамоактуализации. Мы всесторонне обследовали этих людей, и на основерезультатов нашего клинического исследования уточнили первоначальноеопределение самоактуализации, получив, таким образом, клиническоеопределение синдрома. Опираясь на новое определение, мы произвели повторныйотбор испытуемых, получив новую группу высокоактуализированных людей, вкоторую вошли несколько человек, первоначально отвергнутых нами. Эту группумы вновь обследовали с помощью клинических методов, присовокупив к нимнесколько экспериментальных методов, и это позволило нам еще тоньшеопределить искомое понятие, модифицировать, уточнить и расширить его сугубоклиническое определение. На основе этого нового определения еще раз былаотобрана группа испытуемых, и вся процедура повторилась вновь. Такимобразом, первоначально расплывчатое, ненаучное, народное пониманиесамоактуализации становилось все более и более четким, все болееоперациональным, а следовательно, и более научным. Разумеется, процесс коррекции определения не был столь гладким, как этоможет показаться на первый взгляд. Нам постоянно приходилось вносить те илииные поправки, вызванные соображениями как теоретического, так ипрактического характера. Так, например, мы довольно скоро обнаружили, чтожитейское определение самоактуализации предъявляет чрезмерно высокие,слишком нереалистичные требования к человеку. Поэтому мы перестали сгорячаотвергать испытуемых, которых хотя бы с небольшой натяжкой можно былоотнести к разряду самоактулизированных личностей, у которых обнаруживалисьлишь отдельные, незначительные изъяны и недостатки, или, говоря другимисловами, мы поняли, что совершенство не может быть критериемсамоактуализации, так как совершенных людей, по-видимому, просто несуществует. Другая проблема заключалась в том, что далеко не во всех случаях намудавалось получить необходимую для клинического исследования полную ивсеобъемлющую информацию о человеке. Некоторые из испытуемых, узнав о целиисследования, приходили в замешательство, смущались, становились скованнымиили же поднимали нас на смех и отказывались участвовать в эксперименте. Учтяэтот негативный опыт, мы стали обследовать своих испытуемых, особеннопожилых людей, косвенными методами, а честно говоря ╬ методамиполупартизанскими. Только молодых людей мы изучали непосредственно. Поскольку нашими испытуемыми были конкретные живые люди, имена которыхмы не вправе называть, то мы не смогли соблюсти два требования из тех, чтообычно предъявляются к научному исследованию, а именно: воспроизводимостьисследования и доступность данных, на основе которых делаются заключения.Эти изъяны отчасти скомпенсированы тем фактом, что в число наших"испытуемых" попали много широко известных людей и исторических личностей,кроме того, мы провели дополнительное исследование на молодых людях и детях,и эти данные могут быть обнародованы. В результате предварительного исследования нами были отобраны четырекатегории испытуемых: А. Образцы самоактуализированной личности: семь очевидных и дваусловных примера самоактуализации (наши современники; обследованыклинически); В. Два очевидных примера самоактуализации из живших в прошлом людей(Линкольн в последние годы его жизни и Томас Джефферсон); С. Семь очень условных примеров самоактуализации известных людей иисторических личностей (Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адаме, УильямДжеме, Щвейцер, Олдос Хаксли и Спиноза); D. Примеры частичной самоактуализации: пять человек из числа нашихсовременников, которые лишь частично соответствуют критериямсамоактуализации, однако мы сочли возможным использовать их в нашемисследовании. Потенциальные или предположительные примеры самоактуализации (примеры, использованные и исследованные другими учеными): Карвер,Юджин Дебс, Томас Эйкинс, Фриц Крейслер, Г"те, Пабло Касальс, Мартин Бубер,Данило Дольчи, Артур Морган, Джон Ките, Дэйвид Хилберт, АртуЗи, ДайсэцуСудзуки, Эдлай Стивенсон, Шолом-Алейхем, Роберт Браунинг, Ральф УолдЭмерсон, Фредерик Дуглас, Иозеф Шумпетер, Боб Бенчли, Ида Тарбелл, ГарриетТабмен, Джордж Вашингтон, Карл Мюнзингер, Иозеф Гайдн, Камиль Писсарро,Эдвард Байбринг, Джордж Уильям Рассел, Пьер Ренуар, Генри Уодсуорт Лонфелло,Петр Кропоткин, Джон Альтгельд, Томас Мор, Эдуар Беллами, БенджаминФранклин, Джон Маир, Уолт Уитмен.34





Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.