Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В наши дни общепринятым является крепелиновское значение термина.





Крепелин предложил термин "парафрения" раньше Фрейда (между 1900 и 1907 гг.). Его нозологическая концепция парафрении, ныне ставшая общепринятой, излагается во многих книгах по психиатрии.

Фрейд использовал это понятие совершенно иначе. Он пред­почитал терминам "раннее слабоумие" и "шизофрения"* термин "парафрения", строившийся на иных допущениях относительно основного механизма болезни, хотя сходство терминов "пара­френия" и "паранойя" подчеркивало сходство самих этих расст­ройств (1).

Во "Введении в нарциссизм" (Zur Einfuhrung des Narzissmus, 1914) Фрейд вновь обратился к термину "парафрения" в более широком его значении (паранойя и шизофрения, вместе взятые), продолжая, однако, называть шизофрению "парафренией в собст­венном смысле слова" (eigentliche Paraphrenie) (2).

Вскоре, видимо вследствие успеха блейлеровского термина "шизофрения", Фрейд отказался от этого терминологического нов­шества.

(1) Cf. Freud (S.). Psychoanalytische Bemerkungen uber einen autobiographisch beschriebenen Fall von Paranoia (Dementia paranoides), 1911. G.W., VIII, 312—313; S.E., XII, 75; франц., 319.

(2) Cf. Freud (S.). G.W., X, 138—170; S.E., XIV, 73—102.

ПЕРВОВЫТЕСНЕНИЕ

Нем.: Urverdrangung. — Франц.: refoulement originaire. — Англ.: primal repression. — Исп.: represion primitiva или originaria. — Итал.: rimozione originaria или primaria. — Португ.: recalque (или recalcamento) primitivo или originario.

• По Фрейду, первый этап вытеснения. В результате этого процесса возникает определенное количество бессознательных представлений, или "первовытесненное". Возникшие таким образом бессознательные ядра участвуют затем в процессе вытеснения в собственном смысле слова, притягивая к себе подлежащие вытеснению содержания, тогда как вышестоящие инстанции, напротив, отталкивают их.

• Мы предпочли переводить на русский язык немецкую приставку "Ur" корневым элементом "перво-": он же встречается и в других фрейдовских терминах, например, Urphantasie (первофантазия, первофантазм*), Urszene (первосцена*).

Хотя понятие первовытеснения далеко от ясности, оно выступает как одна из важнейших составных частей фрейдовской теориии вытеснения и постоянно встречается у Фрейда, начиная со случая Шребера. О наличии первовытеснения можно судить прежде всего по его последствиям. По Фрейду, представление не может быть вытеснено, если оно не подвергается одновременно двоякого рода воздействиям: отталкиванию со стороны вышестоящих инстанций и притяжению со стороны уже погрузившихся в бессознательное содержаний. Все это, однако, не позволяет объяснить наличие в бессознательном таких образований, которые не были объектом притягивающего воздействия других образований: отсюда та роль, которая приписывается "первовытеснению" в отличие от собственно вытеснения или вытеснения в последействии (Nachdrangen). В 1926 г. Фрейд заявил, что наши знания о первовытеснении очень ограниченны (1а). Из фрейдовских гипотез можно, однако, сделать несколько выводов (а).

1) Между первоначальным вытеснением и фиксацией* сущест­вуют тесные отношения. В исследовании случая Шребера первая стадия вытеснения описывается как фиксация (2). Если в этом тексте фиксация рассматривается как "задержка развития", то в других случаях этот термин имеет менее узкий генетический смысл и обозначает не только фиксацию на определенной либидинальной стадии, но также фиксацию влечения на представлении и "запись" (Niederschrift) этого представления в бессознательном: "У нас есть основания предполагать существование первовытеснения как первой стадии вытеснения, заключающейся в том, что психический репрезентатор (представление как репрезентатор влечения) не получает доступа в сознание. Это и порождает фиксацию: данный репрезентатор остается неизменным, а влечение сохраняет свою связь с ним" (3).

2) Хотя первовытеснение лежит в основе первых бессознательных образований, его механизм невозможно объяснить ни нагрузкой* бессознательного, ни разгрузкой* системы предсознание- сознание, но лишь противонагрузкой*. "Именно [противонагрузка] есть та постоянная растрата, которая происходит при первовытеснении, обеспечивая его постоянство. Противонагрузка - это единственный механизм первоначального вытеснения: при вытеснении в собственном смысле слова (или, иначе, вытеснении в последействии) к нему добавляется также разгрузка предсознания" (4).

3) Природа этой противонагрузки остается неясной. По Фрейду, маловероятно, чтобы она была связана со Сверх-Я, которое формируется позже первовытеснения. Быть может, ее истоки следует искать в очень сильных архаических переживаниях. "Весьма вероятно, что непосредственными побуждающими причинами первовытеснений были такие количественные факторы, как слишком большой напор возбуждений или прорыв защиты от возбуждений (Reizschutz)" (lb).

а) Попытка истолковать понятие первоначального вытеснения содержится в работе Ж. Лапланша и С. Леклера "Бессознательное" (Les temps Modernes, 1961, XVII, n.183).

1) Freud (S). Hemmung, Symptom und Angst, 1926.—a) Cf. G.W., XIV, 121; S:F., XX, 94; франц., 10.— b) G.W., XIV, 121; S.E., XX, 94; франц., 10.

(2) Cf. Freud (S.). Psychoanalytishe Bemerkungen uber einen autobigraphisch beschriebenen Fall von Paranoia (Dementia paranoides), 1911. G.W., VIII, 303—304; S.E., XII, 67; франц., 311.

(3) Freud (S.). Die Verdrangung, 1915. G.W., X, 250; S.E., XIV, 148; франц., 71.

(4) Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. G.W., X, 280; S.E., XIV, 181; франц., 120.

ПЕРВОСЦЕНА

Нем.: Urszene. — Франц.: scene originaire. — Англ.: primal scene. — Исп.: escena primitiva или originaria или protoescena — Итал.: scena originaria или primaria. — Португ.: cena primitiva или originaria или protoscena.

• Сцена сексуальных отношений между родителями, наблюдаемая или воображаемая ребенком на основе каких-то признаков. Обычно ребенок истолковывает эту сцену как акт насилия со стороны отца.

• Термин Urszenen (первоначальные или первичные сцены) впер­вые появляется во фрейдовской рукописи, датированной 1897 г. (1) для обозначения травматического детского опыта, построенного в виде отдельных сценариев или сцен (см.: Фантазия, фантазм); в этот период Фрейд еще не придавал особого значения сценам с родительским коитусом.

В "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) речь не идет о первосцене как таковой, хотя Фрейд подчеркивал, что зрелище родительского коитуса порождает у ребенка чувство страха: “Я нашел объяснение этому страху: он связан с сексуальным возбуждением; ребенок не способен ни совладать с ним, ни понять его и, конечно, пытается самоустраниться из сцены, в которой участвуют его родители” (2).

Психоаналитический опыт заставил Фрейда придать большее значение сцене, где ребенок выступает как свидетель сексуальных отношений между родителями: эта сцена "редко отсутствует в запаснике бессознательных фантазмов, она всегда присутствует у невротиков и, быть может, у всех детей вообще" (3). Сцена эта входит в набор так называемых "первофантазий" (Urphantasien). Зрелище родительского коитуса описано Фрейдом и названо "первосценой" лишь в "Человеке с волками" (Aus der Geschichte einer infantilen Neurose, 1918). Изучая этот случай, Фрейд выявил различные аспекты первосцены: ребенок видит в коитусе агрессию со стороны отца при отношениях садомазохистского типа; он испытывает одновременно и сексуальное возбуждение, и страх кастрации и истолковывает эту сцену в духе детской сексуальной теории как анальный коитус.

По мнению Рут Мак Брунсвик, "...детское понимание родитель­ского коитуса и интерес ребенка к нему основаны на его собствен­ном доэдиповском опыте телесных отношений с матерью и связанных с ним желаний" (4).

Следует ли видеть в первосцене воспоминание о действительно пережитом событии или чистую фантазию ребенка? Этот вопрос стал предметом собственных размышлений Фрейда, его споров с Юнгом; он неоднократно возникал по поводу “Человека с волками”. Ответы Фрейда на этот вопрос, при всем их разнообразии, распо­лагаются где-то между двумя крайними полюсами. В первой редакции "Человека с волками"(1914) Фрейд стремился доказать реальность первосцены и подчеркивал, что ее понимание и истол­кование у ребенка обусловливается механизмом последействия* (nachtraglich). С другой стороны, он подчеркивал в первосцене все то, что обусловливалось ретроспективным фантазированием (Zuruckphantasieren), утверждая, однако, что реальность (звуки, шумы, коитус у животных и т.д.) дает здесь, по крайней мере, ключ к разгадке (5).

Помимо участия в спорах о реальных и воображаемых элементах первосцены, Фрейд — прежде всего в противоположность Юнгу — настаивал на том, что эта сцена, в онтогенетическом и филоге­нетическом смысле, принадлежит прошлому индивида — как событие, возможно мифическое, но всегда уже присутствовавшее в человеческой психике до того, как механизмы последействия наделили его значением.

(1) Cf. Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Нем., 210. англ., 197; франц., 174.

(2) Freud (S.). G.W., II—III, 591; S.E., V, 585; франц., 478.

(3) Freud (S.). Mitteilung eines der psychoanalytischen Theorie widersprechenden Falles von Paranoia, 1915. G.W., X, 242; S.E., XIV, 269; франц., 8.

(4) Mack Brunswick (R.). The Preoedipal Phase of the Libido Development, The Psycho-Analytic Reader, 1950, 247.

(5) Cf. Freud (S.). G.W., XII, 137, n.; S.E., XVII, 103, n.; франц., 404, n.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.