Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ, ПРЕДСОЗНАНИЕ





Нем.: Das Vorbewusste, vorbewusst. — Франц.: preconscient. — Англ.: preconscious. Исп.: preconsciente. — Итал.: preconscio. — Португ.: preconsciente.

• А) В первой топике Фрейда: а) как существительное – система психического аппарата, четко отличная от системы бессознательного (Бсз); б) как прилагательное – оно определяет содержания и действия этой предсознательной системы (Псз). Эти содержания и действия не входят в актуальное поле сознания и поэтому являются бессознательными в “описательном” смысле слова (см.: Бессознательное Б), но отличаются от содержаний системы бессознательного, поскольку остаются доступными сознанию (например, неактуализированные знания и воспоминания).

С метапсихологической точки зрения система предсознания управляется вторичным процессом. Она отделена от системы бессознательного цензурой*, которая допускает бессознательные содержания и процессы в предсознание лишь в преобразованном виде.

Б) Во второй фрейдовской топике термин “предсознательное” употребляется только как прилагательное для обозначения того, что ускользает от актуального сознания, но не является бессознательным в узком смысле слова. С точки зрения систематики этот термин определяет содержания и процессы, относящиеся преимущественно к Я, а также к Сверх-Я.

• Разграничение между предсознательным и бессознательным имеет для Фрейда важнейшее значение. Для обозначения самой возможности бессознательного психического как такового он опирался на бесспорные проявления душевной жизни, выходящие за пределы актуального сознания (1а). Если понимать бессознательное в том смысле, который Фрейд называет “описательным”, - как то, что находится за пределами сознания, - то граница между предсознательным и бессознательным стирается. Следовательно, это разграничение следует понимать прежде всего в топическом (или систематическом), а также динамическом смысле.

Это разграничение было установлено Фрейдом в ранний период – в процессе разработки метапсихологии (2а). Согласно концепции, изложенной в “Толковании сновидений” (Die Traumdeutung, 1900), предсознательное расположено между бессознательным и сознанием; от бессознательного оно отделено цензурой, не допускающей бессознательные содержания в предсознание и в сознание, а доступ к сознанию и двигательным реакциям контролируется самим предсознательным. В этом смысле можно связать сознание с предсознанием: так, Фрейд говорил о системе Предсознание-Сознание (Псз-Сз). Однако в других местах из “Толкования сновидений” Фрейд резко разграничивал предсознание и систему так называемого восприятия-сознания: эта двусмысленность связана с тем, что сознание, как впоследствии оказалось, плохо поддается структурному анализу (см.: Сознание) (1b).

Переход от предсознания к сознанию обусловлен, по Фрейду, действием “второй цензуры”; она отлична от цензуры в собственном смысле слова (или цензуры между бессознательным и предсознательным) тем, что не столько искажает, сколько отбирает: ее роль, по сути, заключается в том, чтобы преградить тревожным мыслям доступ в сознание. Тем самым она позволяет вниманию сосредоточиваться на том или ином объекте.

Предсознательное отличается от бессознательного формой энергии (“связанная” энергия) и типом процесса (вторичный процесс). Однако это разграничение не абсолютно: если некоторые бессознательные содержания (например, фантазии), как подчеркивал Фрейд, изменяются под воздействием вторичного процесса, то и элементы предсознательного могут подчиняться первичному процессу (остатки дневных впечатлений в сновидении). В более общем смысле изучение предсознательного и его защитных функций свидетельствует о воздействии принципа удовольствия и о влиянии первичного процесса.

Фрейд всегда объяснял различие между Бсз и Псз тем фактом, что предсознательные представления соотнесены со словесным языком, со “словесными представлениями”*.

Помимо того, весьма тесно связаны между собой предсознательное и Я. Не случайно, что, впервые вводя понятие предсознательного, Фрейд уподобил его “нашему официальному Я ” (2b). А когда позднее, во второй топике, он иначе определил Я, предсознательное органично вошло в него, хотя в целом эти инстанции и не уподоблялись друг другу – ведь часть Я оставалась бессознательной. Наконец, и в новоявленной инстанции Сверх-Я можно отчасти обнаружить предсознательное.

*

Каково место предсознательного в переживаниях субъекта и, в частности, в опыте психоаналитического лечения? Чаще всего здесь приводят в пример воспоминания, которые непосредственно не осознаются, но могут быть оживлены в памяти. В более общем смысле предсознательное есть то, что неявно и неосознанно присутствует в психике; именно это имеет в виду Фрейд, "описательно" определяя предсознательное как бессознательное, но доступное осознанию, тогда как собственно бессознательное навсегда остается оторванным от сознания.

В работе "Бессознательное" (Das Unbewusste, 1915) Фрейд опре­делял предсознательное как "осознанное знание" (bewusste Kenntnis) (lb); причем здесь важен сам выбор терминов, подчеркивающих отличие от бессознательного: "знание" предполагает нечто познан­ное в субъекте и в его личностном мире; "осознанное" указывает на то, что даже неосознанные содержания и процессы связаны с сознанием в топическом смысле.

Динамическое подтверждение этого топического разграничения происходит во время лечения и проявляется прежде всего в том факте, на который указывает Д.Лагаш: если признание предсознательных содержаний может привести к умолчаниям, которые требу­ется устранить ходом свободных ассоциаций, то признание бессознательных элементов сталкивается со столь же бессознатель­ными сопротивлениями, которые требуется постепенно истолковы­вать и преодолевать в анализе (хотя, конечно, и умолчания нередко основываются на сопротивлениях).

а) Выбор этого слова нельзя назвать удачным. Фактически выявить различия между предсознательным и бессознательным можно и на описательном уровне, не прибегая к разграничениям на уровне топики. Выражение "бессознательное в описательном смысле" обозначает всю совокупность психических содержаний и процессов, которым присущ лишь один общий признак — неосознанность.

(1) Cf. Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. — a) G.W., X, 264—265; S.E., XIV, 166—167; франц., 92—93. — b) G.W.,X, 291; S.E, XIV, 192; франц., 139. —с) G.W., X, 265; S.E., XIV, 167; франц., 94.

(2) Cf. Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902, письмо от 6.12.1896. — а) Нем., 185; англ., 173; франц., 153. — b) Нем., 186; англ., 174;франц., 155.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Нем.: Vorstellung. — Франц.: representation. — Англ.: idea or presentation. — Исп.: representacion. — Итал.: rappresentazione. — Португ.: representacao.

 

• Классический термин философии и психологии: "То, что человек представляет, то, что образует конкретное содержание мыслительного акта", "в особенности воспроизводство прежних восприятий" (1). Фрейд противополагает представление и аффект*; у каждого из этих двух видов психических явлений — своя судьба.

Термин Vorstellung по традиции входит в Словарь немецкой классической философии. Поначалу Фрейд понимал его вполне традиционно, а использовал — необычно (а). Нижеследующие соображения поясняют, в чем именно состоит это своеобразие.

1) Первые теоретические модели психоневрозов основаны на различении “кванта аффекта”* и представления. При неврозе на­вязчивости квант аффекта смещается с патогенного представления, связанного с травмирующим событием, на другое представление, которое кажется субъекту малозначимым. При истерии квант аф­фекта преобразуется в соматическую энергию, а вытесненное пред­ставление символизируется той или иной областью тела и телесной активности. Этот тезис, согласно которому разделение аффекта и представления лежит в основе вытеснения, заставляет по-разному описывать их судьбу и особенно связанные с ними процессы: так, представление подвергается "вытеснению", а аффект — "подав­лению".

2) Когда Фрейд говорил о "бессознательных представлениях", он отдавал себе отчет в парадоксальности совмещения этих двух терминов. И потому в этом выражении традиционный философский смысл термина Vorstellung, а именно, акт субъективного представ­ления объекта сознанием, отходит на задний план. По Фрейду, представление определяется объектом, но вписывается в "мнесические системы".

3) Как известно, память для Фрейда —это не простое вместилище образов в строго эмпирическом смысле слова, но скорее совокупность мнесических систем; он расчленяет воспоминание на различные ассоциативные ряды и в конечном счете обозначает термином "мнесический след"* не столько "слабое впечатление", сохраняющее сходство с объектом, сколько знак, который постоянно соотнесен с другими знаками, но не связан с тем или иным чувственным качеством. И потому у нас есть основания связывать фрейдовское Vorstellung с лингвистическим понятием означающего.

4) Здесь уместно вспомнить о том, что Фрейд разграничивал два уровня представлений: "словесные представления"* и "предметные представления"*. При этом в основу кладется различие, которому Фрейд приписывал важнейшее значение в своей топике: предметные представления, характеризующие систему бессознательного, теснее связаны с предметами, а потому в случае "первичных галлюцинаций", например, представление об отсутствующем предмете становится для ребенка равнозначным непосредственно воспринимаемому и энергетически нагруженному предмету (см.: “Опыт удовлетворения”).:

И потому, когда Фрейд (ср. его первые описания психоаналитической терапии в 1894—1896 гг.) стремился обнаружить в конце ассоциативных цепочек "патогенные бессознательные представления", конечной целью его поиска выступала та точка, где объект и его следы неразрывны, а означаемое неотделимо от означающего.

5) Хотя различие между мнесическим следом и представлением как его нагрузкой всегда неявно присутствовало у Фрейда, оно нигде четко не определялось (4). Причина этого, конечно, в том, что Фрейду трудно было помыслить чистый мнесический след, т. е. такое представление, которое было бы полностью лишено нагрузки как в системе сознания, так и в системе бессознательного.

а) Многие авторы полагают, что на Фрейда, возможно, повлияла концепция "механики представлений" (Vorstellungsmechanik) Гербарта. Как указывает О. Андерссон, "гербартианство было ведущим психологическим подходом в тот период, когда формировались научные взгляды Фрейда "(5).

(1) Lalande (A.). Vocabulaire technique et critique de la philosophie, Paris, P.U.F., 1951.

(2) Cf. Freud (S.). Studien uber Hysterie, 1895. Passim.

(3) Cf. Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. G.W., X, 300; S.E., XIV, 201—202; франц., 155—156.

(4) Cf. Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. G.W., XIII, 247; S.E., XIX, 20; франц., 173.

(5) Andersson (0.). Studies in the Prehistory of Psychoanalysis, Svenska Bokforlaget, Norstedts, 1962, 224.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ [-TOP] [ВЛЕЧЕНИЯ]

Нем.: Vorstellungsreprasentanz или -tant. — Франц.: Representant-representation. — Англ.: ideational representative. — Исп.: representante ideativo. — Итал.: rарpresentanza data da una rappresentazione. — Португ.: representante ideativo.

• Представление или группа представлений, на которых фиксируется влечение в ходе истории субъекта и посредством которых это вле­чение вписывается в его психику.

• Французское выражение "representant -representation" двусмысленно, поскольку немецкое слово, составленное из двух разных существительных, переводится здесь двумя однокоренными словами. К сожалению, избежать этой двусмысленности и найти точный перевод фрейдовского термина, по-видимому, невозможно.

“Репрезентатор” — это перевод немецкого термина латинского происхождения Reprasentanz (б), который означает "представительство" (г). Vorstellung — это философский термин, для которого традиционный русский эквивалент — “представление”. Vorstellungsreprasentanz означает то, что репрезентирует влечения в области представления (д). Этот смысл мы и пытались передать термином "представление как репрезентатор".

Понятие "представление как репрезентатор" встречается в тех текстах Фрейда, где он определяет отношение соматического к психическому как отношение влечения к тому, что его представляет. Это понятие определяется и используется прежде всего в работах 1915 г. по метапсихологии (Die Verdrangung, Das Unbewusste], причем оно яснее всего выступает у Фрейда при разработке теории вытеснения.

Напомним, что влечение в той мере, в какой оно является соматическим, не подлежит прямому вытеснению в бессознатель­ное. Вытесняются лишь психические репрезентаторы влеченияили представления как репрезентаторы влечения.

Фактически Фрейд четко различает в психической репрезен­тации влечения два элемента, представление и аффект, и указывает на различие их судеб: лишь первый элемент (представление как репрезентатор) может без всяких изменений войти в систему бес­сознательного (об этом различии см.: Репрезентатор психический; Аффект; Вытеснение).

Что значит представление как репрезентатор? Фрейд нигде не дает ясного определения этого понятия. О значении термина "ре­презентатор" и об отношении "представительства" между репрезен-татором и влечением см. нашу статью "Репрезентатор психический". О термине "представление", означающем мыслительный элемент в противоположность аффективному элементу, можно прочитать в статьях "Представление" (Vorstellung), "Представление предметное" (Sachvorstellung или Dingvorstellung) и "Представление словесное" (Wortvorstellung).

В своей теории бессознательного, изложенной в статье 1915г., Фрейд трактовал представления-репрезентаторы не только как '"со­держания" бессознательного, но и как самое основу его организации. Фактически фиксация влечения на отдельном репрезентаторе и становление бессознательного происходят в едином процессе первовытеснения*: "У нас есть основания предположить наличие первовытеснения, или, иначе, первого этапа вытеснения, на котором психический репрезентатор влечения получает доступ в сознание. Это вызывает фиксацию: отныне данный репрезентатор остается неизменным, а влечение сохраняет свою связь с ним" (1а).

В приведенном отрывке понятие "фиксация"* связано одновременно с двумя различными идеями: той, что лежит в основе генетического подхода, предполагающего фиксацию влечения на определенной стадии или объекте, и той, что требует записи влечения в бессознательном. Эта последняя мысль (или образ) появляется у Фрейда не впервые. Она присутствует уже в письмах Флиссу, где изложена одна из первых схем психического аппарата, использующая многослойные записи знаков (Niederschriften) (2), и вновь встречается в "Толковании сновидений" (Die Traumdeutung, 1900), особенно там, где обсуждается гипотеза об изменении записи представления при переходе из одной системы в другую (3).

Эта аналогия между отношением влечения к своему репрезентатору и знаковой записью (или, в терминах лингвистики, означа­ющим) позволяет прояснить природу представления как репрезентатора.

а) См. сноску а к статье "Репрезентатор влечения".

б) Обычный немецкий термин der Reprasentant редко встречается у Фрейда, который предпочитает форму die Reprasentanz, теснее связанную с латынью и более абстрактную.

г) "X — мой репрезентатор".

д) Перевод Vorstellungsreprasentanz как "репрезентация представления" был бы грубым искажением фрейдовской мысли: представление есть то, что репрезентирует влечение, а не то, что, в свою очередь, чем-то репрезентируется. Из текстов Фрейда это ясно видно (1b,4).

(1) Freud (S.). Die Verdrangung, 1915. — a) G.W., X, 250; S.E., XIV, 148; франц., 71. — b) Cf. G.W., X, 255; S.E., XIV, 152—153; франц., 80—8l.

(2) Cf. Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Письмо от 6.12.96: нем., 185—186; англ., 173; франц., 153.

(3) Cf. Freud (S.). G.W., II—III, 615; S.E., V, 610; франц., 496.

(4) Cf. Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. G.W.,X, 275—276; S.E., ХIV, 177; франц., 112.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.