|
Менеджмент и отношения собственности.Стр 1 из 11Следующая ⇒ ГЛАВА I ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 1.1. Менеджмент как вид деятельности, научная дисциплина, предмет изучения. История возникновения и развития.
Под управлением понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели. Объектом управления является персонал предприятия, а субъектом управления руководители всех уровней.
Необходимость управления организацией обуславливается потребностями: 1. спланировать работу; 2. расставить персонал и скоординировать его действия; 3. принимать наилучшее решение; 4. активизировать и стимулировать деятельность персонала; 5. осуществлять контроль и учет выполненной работы; 6. вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности.
Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название – МЕНЕДЖМЕНТ. Цель менеджмента: наиболее полное удовлетворение постоянно учитываемых реальных потребностей человека через рыночный механизм спроса, предложения и прибыли. Понятия менеджмент и менеджер пришли к нам из США «манус» - на латыни «рука». Первоначально англичане употребляли это слово для обозначения управления людьми, а слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь. В странах с рыночной экономикой менеджер – массовая профессия. В США около 10 млн. (примерно 8%) от всех работающих. Менеджер – это специально отобранный и подготовленный руководитель-профессионал, работающий по найму у собственника, обеспечивающий уставные задачи организации и нацеленный на умножение прибыли (т.е. это руководитель в условиях рыночной экономики, а менеджмент – то, чем занимается менеджер). В отдельных случаях менеджер может сам выступать в качестве собственника и владеть акциями предприятия.
Для менеджера характерны некоторые отличительные черты: 1. кардинально новая цель деятельности; 2. переход к экономическим методам управления; 3. способность к новациям, прогнозированию и рискам;
Менеджер – новатор по природе, ведь рынок это, прежде всего новшество. Важнейшими профессиональными чертами менеджера являются умение принимать обоснованные решение брать на себя за них ответственность. Менеджер – творческая личность и должен хорошо знать экономику. Овладение профессией менеджера предполагает следование ряду правил тона, начиная с одежды и внешнего вида, заканчивая стилем и современными методами работы с персоналом. Весьма важными для каждого менеджера являются правовая подготовка, знание компьютера, иностранного языка, экономики. На сегодняшний день менеджмент – это специальная область в современной науке. Источники междисциплинарной области науки менеджмента: 1. социально-экономический поток (социология, политология, психология, политэкономия, философия); 2. кибернетический поток (синергетика, кибернетика, теория сложных систем); 3. поток управления техническими системами (теория управления и теория автоматического регулирования).
Первый поток принес в менеджмент научное обоснование организации труда и руководство трудовыми коллективами, знание закономерностей рыночных отношений и экономики предприятия. Второй поток дал менеджменту теорию построения структуры организации и ее системы управления, методы обоснования и принятия оптимальных управленческих решений, прогнозирования и риска, знания по самоуправлению и самоорганизации сложных систем. Третьему потоку менеджмент обязан знаниями в области управления современным производством, его автоматизации, компьютеризации, обеспечением высокой надежности систем управления.
Указанные источники реализуются в современном менеджменте в качестве 3-х составных частей в 3-х основных сферах деятельности: 1. в коммерческой сфере - в интересах бизнеса и предпринимательства; 2. в социальной сфере – в учреждениях образования, здравоохранения, культуры; 3. в политической сфере – в органах исполнительной власти на государственном и муниципальном уровнях.
Главная цель – обеспечить управление субъектами федерации в условиях рыночной экономики и гражданского демократического общества. Предметами менеджмента и объектами его изучения является: 1. формы организаций и соответствующее отношение к собственности; 2. структуры организаций; 3. внешняя и внутренняя среда организаций; 4. инфраструктура менеджмента; 5. деловые коммуникации; 6. функции менеджмента; 7. методы менеджмента; 8. моделирование управленческих процессов; 9. система управления предприятиями; 10. оптимизация распределения ресурсов; 11. выработка управленческих решений; 12. динамика групп, власть и лидерство; 13. управление персоналом; 14. конфликты и их разрешения; 15. управление финансами; 16. риск; 17. хозяйственно-финансовый анализ.
1.2. Основное содержание. Терминология. Классификация. Место менеджмента в науке и рыночной экономике:
Экономическая Менеджмент Маркетинг теория
Менеджмент занимает определенное место в общей системе знаний о рыночной экономике, находясь в одном ряду с экономической теорией и маркетингом.
Основное содержание менеджмента: 1. Целеполагание – рассматривается определение смысла и главного направления деятельности организации, установление конечных результатов ее деятельности, а также пути, ведущие к их достижению; 2. Организация – рассматривается построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие; 3. Система управления – рассматривается структура органов власти, место и роль менеджера, система движения командной информации и информации состояния (обратная связь); 4. Деловые коммуникации – рассматриваются процессы передачи информации делового общения как внутри организации, так и с внешним миром; 5. Функции менеджмента – рассматриваются основные задачи, решаемые менеджером, что он должен делать; 6. Методы менеджмента – рассматриваются рычаги управления организацией, способы, с помощью которых менеджер достигает своих целей; 7. Работа с персоналом (персонал-менеджмент) – рассматриваются формы, методы и содержание кадровой работы в организации; 8. Разрешение конфликтов – рассматривается происхождение, природа конфликтов в организации и пути их устранения; 9. Стиль менеджера и имидж организации; 10. Выработка и принятие управленческих решений – рассматривается теория и практика рационального выбора оптимального способа действий; 11. Прогнозирование – рассматриваются способы и методы предвидения менеджером проблемных ситуаций и их использования для практической деятельности; 12. Риск (риск-менеджмент) – рассматривается происхождение риска менеджера, рациональное поведение в условиях неопределенности ситуации, связанного с неизбежностью риска; 13. Управление финансами и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (финансовый менеджмент); 14. Стратегический менеджмент; 15. Новации, инвестиции и организационное развитие; 16. Этика и организационная культура менеджмента; 17. Развитие основных идей менеджмента – рассматриваются основные концепции, принципы и школы менеджмента и их современная роль и место;
Термин управления в общем виде означает воздействие определенного органа на объект, направленное на достижение цели. С позиции кибернетики можно говорить об управлении как о процессе целенаправленного преобразования информации. Орган управления передает на объект управления командную информацию. Объект выполняет команду и сообщает о происшедших изменениях органу управления. Сообщение это носит название информации состояния или обратной связи. Получив информацию состояния, орган управления преобразует ее в командную информацию и направляет ее на объект и т.д. В результате переработки информации в органе управления рождается управленческое решение, т.е. выбор наилучших вариантов действий из возможных. В более узком смысле управление – это процесс выполнения определенных функций.
Функции менеджмента: · прогнозирование; · планирование; · активизация и стимулирование; · координация и регулирование; · учет; · контроль; и другие, необходимые для формулирования и достижения намеченных целей.
Близким по смыслу к понятию управления находится понятие руководство, оно предполагает в качестве объекта управления человека.
Управление, руководство, организацией в условиях рыночной экономики, как правило, направлено на получение прибыли и осуществляется на профессиональной основе специально отобранным специалистом, нанятым собственником – получило название менеджмента. Одним из центральных понятий менеджмента является понятие «организация». Слово организация применяется в трех различных значениях: 1. организация как объект объединения по определенному признаку; 2. организация как структура, форма связей и взаимоотношений между элементами; 3. организация как процесс упорядочения с целью добиться результата.
Организация – это совокупность людей, чья деятельность сознательно направляется и согласовывается применительно к общей цели. С правовой точки зрения организация выступает в качестве юридического лица. Юридическим лицом признается организация, обладающая имуществом, имеющая имущественные и не имущественные права, отвечающая имуществом по своим обязательствам и выступающая в качестве истца и ответчика на суде. Юридические лица создаются в форме предприятий и учреждений. Предприятие – имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Близким по смыслу к предпринимательству является понятие «бизнес». Бизнес – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах с целью получения прибыли. В законодательстве слово «бизнес» не применяется, только на практике (бизнес и предпринимательство – синонимы). Промышленное, торговое или хозяйственное предприятия – юридическое лицо часто называют фирмой или компанией. Фирме присваивается название. Предприятие – главное поле деятельности менеджера в сфере коммерции. Учреждение – это организация, создающаяся для решения социально-культурных, управленческих или других некоммерческих задач (учреждения культуры, образования и т.п., органы гос. и муниципального управления). Менеджменту учреждений присущ ряд особенностей. Важнейшим и вполне самостоятельным направлением в менеджменте является маркетинг, коротко – это управление спросом. Более расширенно маркетинг – это изучение рынка, создание товара, продвижение товара на рынок, организация продаж с целью получения максимально возможной прибыли. Маркетинг – деятельность по превращению потребностей населения в товарах и услугах в прибыль фирмы. Менеджмент осуществляется в определенной среде – в мире, с которым он соприкасается, взаимодействует и обменивается информацией и материальными ресурсами. Различают внутреннюю среду (организационная структура, система и органы управления) и внешнюю среду (партнеры, покупатели, конкуренты, органы власти, общественные организации). Менеджмент нуждается во всестороннем надежном обеспечении, инфраструктуре управленческой деятельности. Под инфраструктурой понимается комплекс учреждений и организаций, обслуживающих менеджмент (это органы гос. и местного управления, юридические организации, учебные и консультационные организации, аудиторские фирмы, банки, биржи, рынки, аукционы, системы связи, орг. Техника и компьютерное обеспечение). Поскольку менеджмент связан с постоянным получением, переработкой и передачей информации, видное место в нем отводится проблемам обработки информации делового общения, эти проблемы объединяет понятие «деловые коммуникации». Основным источником, с помощью которого менеджмент достигает своей цели, являются ресурсы предприятия, его социально-экономический потенциал. Различают ресурсы предприятия: · материальные (здания, сооружения); · интеллектуальные (патенты); · трудовые (персонал); · финансовые (капитал, денежный оборот); · природные. Задача менеджмента использовать эти ресурсы наилучшим образом. Исходя из этого, можно дать еще одно определение: менеджмент – это деятельность по рациональному распределению ресурсов, обеспечивающих получение максимальной прибыли. Сегодня менеджмент как наука представляет собой сложную, разветвленную систему знаний. Для облегчения ориентировки в этой системе знаний целесообразно квалифицировать менеджмент применительно рассматриваемых вопросов.
МЕНЕДЖМЕНТ по кругу по области по объектам рассматриваемых применения применения вопросов в коммерции организация общий социальный в политике персонал история развития персональный в соц. сфере финансы терминология финансовый новации классификация риск. мен-т внешнеэк-я деят-ть методы инновационный предмет стратегический функции
по решаемым проблемам по приоритетам целеполагание получение прибыли система управления выполнение устава орг. Структура и некоммерч-х целей функции методы стиль имидж этика орг. культура деловые коммуникации разрешение конфликтов выработка и принятие решений прогнозирование стратегическое управление эффективность управления
ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение. Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженеромФ.У. Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством. Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия. Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты. Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назватьГенри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилбрет и его супругаЛилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Фордпродолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.
УПРАВЛЕНИИ Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называютадминистративной. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч. На основе разработок Файоля и его последователей сформироваласьклассическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах: · четкое функциональное разделение труда; · передача команд и распоряжений сверху вниз; · единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»); · соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных). Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
2.2.3. ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой. Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета СШАГ. Мюнстербергом. В 20—30-е годы нашего столетия зародиласьшкола человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений. Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения. Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университетаЭлтон Мэйо. Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство». К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов. Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента. Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университетаДугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
2.2.4. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСКТВЕННАЯ ШКОЛА) Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления: 1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов. 2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ. Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ). Особое место принадлежитД.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым. В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов. Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив. Таким образом, 50-е гг.XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство. ГЛАВА III ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ 4.1. Коммерческие организации.
В зависимости от различий законодательного регулирования, связанного с формами собственности, а также особенностей организации, юридические лица подразделяются:
Формы организаций Коммерческие Некоммерческие Государственные, Производственные Потребительский Объединения муниципальные кооперативы кооператив юридических лиц и унитарные предприятия Учреждения Фонды
Общественные и религиозные организации
Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества
Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества Полные На вере АО ООО ОДО ОАО ЗАО
Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими признаются организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности, извлечение прибыли и имеющие право распределять эту прибыль по своему усмотрению между участниками. Некоммерческие организации не имеют цель удовлетворения общественных потребностей, в том числе за счет получения прибыли от хозяйственной деятельности. Хозяйственные товарищества – коммерческая организация с разделенным на доли общим капиталом. Имущество, которое создано за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное товариществом в ходе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. ГЛАВА V. СОБСТВЕННИК
Генеральный директор
Заместитель генерального директора ЛИНЕЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Производственное Прогнозно-плановый подразделение № 1 отдел Б р и г а д ы
Производственное Финансовый подразделение № 2 отдел Б р и г а д ы
Производственное Отдел маркетинга подразделение № 3 Б р и г а д ы ...................
....................................
Штабная структура является модификацией, дальнейшим развитием линейно-функциональной схемы. Здесь функциональные руководители получают в свое распоряжение развитые обособленные функциональные подразделения (финансовое управление, управление снабжения и т.д.), которые могут самостоятельно вести работу с производственными подразделениями, в том числе и на коммерческой основе. Данная структура применима лишь на крупных фирмах. Целевая структура ориентирована на управление достижением конечных целей организации. Вместо руководителей выстраивается иерархия целей. За достижение каждой цели отвечает определенное лицо – целевой руководитель, который получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые, чтобы прийти к цели. Ему же определяется и срок достижения цели. Цели предприятия могут быть подробно расписаны и в части способов их достижения, тогда целевая структура обретает характер целевой программы (а управление получает название программно-целевого). Главное достоинство данной схемы – целеустремленность на конечный результат и хорошая наглядность.
Целевая структура. СОБСТВЕННИК
Генеральный директор
ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ
П О Д Ц Е Л И
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|