Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция: ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ПАРТИИ





 

1.Группы интересов.

2. Типология партий и их функций.

3. Партийные системы.

 

Группы интересов - это добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Функции групп интересов: артикулирования - преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;

агрегирования - отбор наиболее политически значимых требований, выделение тех, что имеют наибольшие шансы для практического воплощения;

информирование - группы интересов доносят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, трансляция общественного мнения;

Формирования политических элит, властных структур общества;

РАЗЛИЧАЮТ АНОМИЧЕСКИЕ (ВОЗНИКАЮЩИЕ СТИХИЙНЫМ ОБРАЗОМ , КАК СПОНТАННАЯ РЕАКЦИЯ НА ТУ ИЛИ ИНУЮ СИТУАЦИЮ -ДЕМОНСТРАЦИЯ, МИТИНГИ) И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ (ФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ, УСТОЯВШИМИСЯ ФУНКЦИЯМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАДРОВЫМ АППАРАТОМ);

УЧИТЫВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕЙСТВИЙ, ВЫДЕЛЯЮТ НЕАССОЦИАТИВНЫЕ (НЕФОРМАЛЬНОЕ И НЕДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА РОДСТВЕННОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОСНОВЕ) И АССОЦИАТИВНЫЕ ( ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ИНТЕРЕСОВ И НАЦЕЛЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАДАЧ).

По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на одноцелевые и многоцелевые. Распространена классификация групп интересов по сферам управления обществом ( в сфере экономики, культуре и т.д.), по территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.



В формировании партий выделяют три этапа: а) аристократическая группировка; б) политические клубы; в) современные массовые партии.

Четыре признака партий ( Дж. Лапаломбара и М. Вейнер)

1.Партия - это организация, т.е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей.

2.Существование устойчивых местных организаций.

3.Цель партии - завоевание и осуществление власти.

4.Обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии.

Эти признаки дополнены еще идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.

Итак, политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местных уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке.

Мир политических партий чрезвычайно разнообразен, поэтому попытка типологизации достаточно условна. Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М.Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни, он выделил кадровые и массовые партии. Дж.Сарторри дополнил эту классификацию новым типом партии - партии избирателей ( рис.1.)

 
 


Политические партии (виды)

           
     


Кадровая Массовая Партия избирателей

 
 

 


П Р И З Н А К И

           
     
 
 


1.Цель 1.Цель партии - 1.Цель партии -

деятельности - захват власти победа на выборах

победа на выборах 2.Организацион- 2.Стремление

2.Организацион- ная основа - выражать общена-

ная основа пар- первичные циональные,

тии - комитеты, организации а не групповые

имеющие откры- (ячейки, отряды интересы

тый характер. и т.д.), имеющие 3.Отказ от идео-

3.Небольшая открытый характер логии

численность 3.Массовый 4.Территориаль-

партии характер партии ный принцип

4.Территориаль- 4.Территориаль- организации

ный принцип ный и производ- деятельности

организации ственный прин- 5.”Сезонный”

деятельности ципы организации характер деятель-

5.Слабая партий- деятельности ности: от выборов

ная дисциплина, 5.Жесткая к выборам

нефиксированное партийная 6.Слабая партий-

членство дисциплина, ная дисциплина

6.Приверженность фиксированное

либеральной или членство, взносы

консервативной 6.Приверженность

идеологии радикальной

идеологии

 

 

Рис.1. Классификация партий (по М.Дюверже и Дж.Сарторри)

 

 

 

По отношению к правящему режиму партии подразделяются на правящие (победившие на выборах и сформировавшие правительство) и оппозиционные (их функции:1.систематическая критика деятельности правительства с указанием его ошибок и недостатков; 2.предложение альтернативных вариантов решения возникающих проблем; 3.контроль за действиями властей с точки зрения их соответствия конституции, предвыборным обещаниям; 4.смена существующего правительства на следующих выборах).

Партии могут различаться по характеру их идеологических доктрин: революционные, реформистские, консервативные.

Функции партий: согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов; представительство интересов; коммуникация -взаимосвязь власти и общества; политической социализации; политического рекрутирования. В тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти.

Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему, которые различаются по количественному и качественному критерию.

По количеству партий, существующих в обществе, выделяют: монопартийную систему, двухпартийную систему (заметное преобладание двух наиболее влиятельных ), многопартийную систему.

Партийные системы различаются по политическому весу партий, который состоит из трех переменных: а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских мандатов, полученных партией на выборах.

По политическому влиянию выделяют четыре типа партий:

1.мажоритарная партия, т.е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса. 2. Партия с мажоритарным призванием, т.е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах. 3.доминирующая партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест. 4. Миноритарная партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов.

 

 

Лекция: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

 

1.Сущность, назначение и функции политической культуры.

2.Типы политических культур.

3.Политическая социализация.

 

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.

Политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты: 1.Под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. 2.Политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. 3.комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Функции политической культуры:

Идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.

Ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

Адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде.

Социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

Интеграции, обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом.

Коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой, они выделили три “чистых” типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.

Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров - Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур. Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабско-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией.

Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей, а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации.

Различия в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить следующие типы политической социализации:

n гармонический, отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей.

n гегемонистский, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме “своей”.

n плюралистический, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам.

n конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками.

 

 

Словарь использованных терминов:

Авторитаризм— это идеология и практика правления, основанного на абсолютном под­чинении общества государству; власть при этом осуществляется исключительно «сверху» и действует без какой бы то ни было оглядки на общественное мнение. Являет собой прямую противоположность всем ви­дам власти, основывающимся на отношени­ях легитимности и в этом смысле осуществ­ляемым «снизу». Авторитаризм, однако, сле­дует отличать от тоталитаризма, которому, как показывает история, присуще стремле­ние совершенно стереть все и всякие грани между государством и обществом. Автори­тарные режимы (абсолютные монархии, не­которые диктатуры и военные режимы), как правило, не идут дальше задач подавления оппозиции. В этой связи можно сказать, что авторитаризм допускает ту или иную степень экономических и социальных свобод.

 

Авторитарно-подданическая традиция - в отличие от традиций демократического гражданства предполагает не взаимообязательные (договорные) отношения граждан с государством, а односторонние обязательства подданных.

Азиатские ценности— ценности, пред­положительно отражающие историю, культуру и исторические предпосылки формирования азиатских обществ; в ка­честве примеров можно привести соци­альную гармонию, уважение к власти и веру в семейные ценности.

 

Вестминстерская модель— государ­ственное устройство, в котором испол­нительная власть исходит от парламен­та (собрания) и (теоретически) подотчет­на ему.

 

Геополитика - наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств в пространстве. Термин введен в оборот шведским политиком Челленом (1846-1922).

 

Гражданское общество - совокупность неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных, религиозных, культурных), граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности, неподопечности и автономии по отношению к государству.

 

Деидеологизация - требование отказа от идеологии как препятствия для рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только частично условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.

 

Демократия свободы - понятие, означающее одну из разновидностей посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому мыслителю А.Токвилю (1805-1859), демократическими являются все постфеодальные общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них пошли по пути демократии свободы - рыночной и иной соревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к успеху наиболее предприимчивых, а другие - по пути демократии равенства - ограниченной свободной соревновательности и втискивания неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства.

 

Идентичность (в социокультурном смысле) - совокупность устойчивых черт, позволяющих той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.

Коммунизм— общественный строй, основой которого является общественная собственность на средства производства. Как теория чаще всего ассоциируется с учением Маркса, который под коммунизмом понимал бесклассовое общество, где производство ориентировано на потребности людей, государство «отмирает», а всем людям предоставлены возможности свободного самораз­вития. Этот термин также употребляется по отношению к обществам, которые следовали марксиз­му в том его варианте, что был разработан Лениным и Сталиным. Основные признаки ортодок­сального коммунизма как политического режима:

•официальная идеология — марксизм-ленинизм

•неограниченная власть коммунистической партии, организованной по принципу демократи­ческого централизма

•коммунистическая партия «находится у власти» в том смысле, что она контролирует государ­ственный механизм, порождая тем самым смешанный государственно-партийный аппарат

•коммунистическая партия — руководящая и направляющая сила в обществе, также в эконо­мике, образовании и культуре

•основа экономики — государственная собственность и принцип централизованного плани­рования.

 

Консенсус - согласие; в политике означает готовность к взаимным компромиссам и уважение прав другой стороны

 

Конформизм - установка на пассивно-приспособительный , соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.

Концепция исключительности— чер­ты отдельно взятой политической сис­темы, характерные исключительно для нее одной, которые, таким образом, ог­раничивают применимость к данной си­стеме общих категорий.

 

Латентный - скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.

 

Легитимность - законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматический (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).

 

Либерализм - идейно-политическое течение, ставящее целью освобождение общества от оков государства, личности от давления авторитарной коллективности.

 

Либертаризм - концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Сегодня настойчиво пропагандируется “чикагской школой” (М.Фридман, Г.Бэккер, А.Лаффер, П.К.Робертс).

 

Лоббизм - способ давления на процессы принятия политических решений, осуществляемый организованными группами для протаскивания своих интересов.

 

Логос (греч. - слово, мысль, упорядочивающий разум) - термин, обозначающий всеобщий закон - логику, которым подчиняются и объективный мир и человеческий разум.

 

Мажоритарная избирательная система - система таких процедур, которые позволяют отсекать голоса, полученные мелкими партиями, в пользу представительства наиболее крупных партий, образующих устойчивое парламентское большинство.

 

Макиавелизм -образ политического поведения, при котором ради поставленных целей считается приемлемым и оправданным использовать любые средства вплоть до самых вероломных, коварных и жестоких. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и мыслителя Н.Макиавелли.

 

Маргинализация - выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.

 

Марксизм - учение К.Маркса (1818-1883) об обществе и выросшая из него идеология, основанная на следующих постулатах:

n базисно-надстроечном детерминизме (производственно-экономические отношения - это базис, определяющий политико-юридическую, идеологическую и культурную надстройку);

n учение о частной собственности как источнике всех бед и противоречий общественного развития;

n учение о классовой борьбе как движущей силе истории и об исторической миссии рабочего класса, освобождающего человечество от частнособственнического строя и связанных с ним противоречий.

 

Ментальность - исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.

 

Модернизации теория - теория перехода от традиционного к современному «высокоорганизованному» обществу; при этом под традиционном фактически понимается любое общество - от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана. Современность же отождествляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного «эталона».

Онтология - философское учение о бытии ( в отличии от гносеологии - учения о нашем познании).

 

Плюрализм - социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.

 

Политическая система— система от­ношений, посредством которой государ­ство реагирует на те или иные воздей­ствия со стороны общества (в теории систем это называется «вводом» или «вхо­дом» в систему) соответствующими ре­шениями, политическими программами и направлениями политики («выход»).

Полудемократия— политический ре­жим, при котором демократические и ав­торитарные тенденции уживаются друг с другом и составляют стабильную основу

 

Постиндустриальное общество - понятие, означающее общественный порядок, приходящий на смену индустриальному обществу. Одни исследователи (Д.Белл,Ж.Фурастье) связывают его со сферой услуг, в отличии от промышленной экономики, другие (Г.Беккер, А.Турен) - с интеллектуальной сферой ( наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи - с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ценности качества жизни.

 

Правовое государство - государство, не только насаждающее универсально действующие юридические нормы, но и само подчиняющееся им - ограничивающее свои действия конституционно-правовыми нормами.

 

Пропорциональная избирательная система - система при которой партии получают в парламенте долю мест, равную доле полученных ими голосов избирателей.

 

Соборность - концепция общественного устройства, восходящая к русскому философу А.С.Хомякову (1804-1860), который определил его так: “Соборное Единство есть единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви”. В отличие от тоталитарной коллективности модель которой В.И.Ленин определял в виде общества, “организованного как единая фабрика”, соборное единство имеет в виду модель общества, организованная как храмовая община.

Согласительная демократия— демо­кратия функционирующая на основе распределения власти и тесном сотруд­ничестве между партиями или полити­ческими группировками.

Социализация - процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.

 

Социальное государство - государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.

Теократия - форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.

 

Тирания - система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти. У Аристотеля - режим, связанный с вырождением демократии в диктатуру, опирающуюся на одобрение и поддержку охлоса (черни).

 

Тоталитаризм (от лат. Тотус - весь, целый, совокупный) - система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, возглавляемой лидером (фюрером, вождем,каудильо).

 

Унитарное государство - государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.

 

Формационная теория - теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющих своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.

 

Харизма (греч. - божественный дар, благодать) - термин введен в социально-политические науки немецкими учеными Э.Трельчем и М.Вебером. Харизматическое лидерство основано на исключительных качествах избранной личности, способной внушить веру и энтузиазм массам.

Хунта— буквально, совет; клика (обыч­но военная), пришедшая к власти в ходе революции или государственного пере­ворота.

 

Шариат— исламское право, базирую­щееся, по убеждению мусульман, на бо­жественном откровении и идущее от Корана, учения Мухаммеда и других ис­точников.

 

Этатизм - превознесение государства как высшей ценности, стремление подчинить его контролю и вмешательству во все сферы общественной жизни.

 

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.