Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция: ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ПАРТИИ





 

1.Группы интересов.

2. Типология партий и их функций.

3. Партийные системы.

 

Группы интересов - это добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

Функции групп интересов: артикулирования - преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;

агрегирования - отбор наиболее политически значимых требований, выделение тех, что имеют наибольшие шансы для практического воплощения;

информирование - группы интересов доносят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, трансляция общественного мнения;

Формирования политических элит, властных структур общества;

РАЗЛИЧАЮТ АНОМИЧЕСКИЕ (ВОЗНИКАЮЩИЕ СТИХИЙНЫМ ОБРАЗОМ, КАК СПОНТАННАЯ РЕАКЦИЯ НА ТУ ИЛИ ИНУЮ СИТУАЦИЮ -ДЕМОНСТРАЦИЯ, МИТИНГИ) И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ (ФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ, УСТОЯВШИМИСЯ ФУНКЦИЯМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАДРОВЫМ АППАРАТОМ);

УЧИТЫВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕЙСТВИЙ, ВЫДЕЛЯЮТ НЕАССОЦИАТИВНЫЕ (НЕФОРМАЛЬНОЕ И НЕДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА РОДСТВЕННОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОСНОВЕ) И АССОЦИАТИВНЫЕ (ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ИНТЕРЕСОВ И НАЦЕЛЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАДАЧ).

По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на одноцелевые и многоцелевые. Распространена классификация групп интересов по сферам управления обществом (в сфере экономики, культуре и т.д.), по территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.

В формировании партий выделяют три этапа: а) аристократическая группировка; б) политические клубы; в) современные массовые партии.

Четыре признака партий (Дж. Лапаломбара и М. Вейнер)

1.Партия - это организация, т.е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей.

2.Существование устойчивых местных организаций.

3.Цель партии - завоевание и осуществление власти.

4.Обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии.

Эти признаки дополнены еще идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.

Итак, политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местных уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке.

Мир политических партий чрезвычайно разнообразен, поэтому попытка типологизации достаточно условна. Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М.Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни, он выделил кадровые и массовые партии. Дж.Сарторри дополнил эту классификацию новым типом партии - партии избирателей (рис.1.)

 
 


Политические партии (виды)

           
     


Кадровая Массовая Партия избирателей

 
 

 


П Р И З Н А К И

           
     
 
 


1. Цель 1. Цель партии - 1. Цель партии -

деятельности - захват власти победа на выборах

победа на выборах 2. Организацион- 2. Стремление

2. Организацион- ная основа - выражать общена-

ная основа пар- первичные циональные,

тии - комитеты, организации а не групповые

имеющие откры- (ячейки, отряды интересы

тый характер. и т.д.), имеющие 3. Отказ от идео-

3. Небольшая открытый характер логии

численность 3. Массовый 4. Территориаль-

партии характер партии ный принцип

4. Территориаль- 4. Территориаль- организации

ный принцип ный и производ- деятельности

организации ственный прин- 5. ”Сезонный”

деятельности ципы организации характер деятель-

5. Слабая партий- деятельности ности: от выборов

ная дисциплина, 5. Жесткая к выборам

нефиксированное партийная 6. Слабая партий-

членство дисциплина, ная дисциплина

6. Приверженность фиксированное

либеральной или членство, взносы

консервативной 6. Приверженность

идеологии радикальной

идеологии

 

 

Рис.1. Классификация партий (по М.Дюверже и Дж.Сарторри)

 

 

 

По отношению к правящему режиму партии подразделяются на правящие (победившие на выборах и сформировавшие правительство) и оппозиционные (их функции:1.систематическая критика деятельности правительства с указанием его ошибок и недостатков; 2.предложение альтернативных вариантов решения возникающих проблем; 3.контроль за действиями властей с точки зрения их соответствия конституции, предвыборным обещаниям; 4.смена существующего правительства на следующих выборах).

Партии могут различаться по характеру их идеологических доктрин: революционные, реформистские, консервативные.

Функции партий: согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов; представительство интересов; коммуникация -взаимосвязь власти и общества; политической социализации; политического рекрутирования. В тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти.

Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему, которые различаются по количественному и качественному критерию.

По количеству партий, существующих в обществе, выделяют: монопартийную систему, двухпартийную систему (заметное преобладание двух наиболее влиятельных), многопартийную систему.

Партийные системы различаются по политическому весу партий, который состоит из трех переменных: а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских мандатов, полученных партией на выборах.

По политическому влиянию выделяют четыре типа партий:

1.мажоритарная партия, т.е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса. 2. Партия с мажоритарным призванием, т.е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах. 3.доминирующая партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест. 4. Миноритарная партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов.

 

 

Лекция: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

 

1.Сущность, назначение и функции политической культуры.

2.Типы политических культур.

3.Политическая социализация.

 

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.

Политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты: 1.Под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. 2.Политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. 3.комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Функции политической культуры:

Идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.

Ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

Адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде.

Социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

Интеграции, обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом.

Коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой, они выделили три “чистых” типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.

Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров - Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур. Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабско-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией.

Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей, а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации.

Различия в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить следующие типы политической социализации:

n гармонический, отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей.

n гегемонистский, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме “своей”.

n плюралистический, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам.

n конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками.

 

 

Словарь использованных терминов:

Авторитаризм — это идеология и практика правления, основанного на абсолютном под­чинении общества государству; власть при этом осуществляется исключительно «сверху» и действует без какой бы то ни было оглядки на общественное мнение. Являет собой прямую противоположность всем ви­дам власти, основывающимся на отношени­ях легитимности и в этом смысле осуществ­ляемым «снизу». Авторитаризм, однако, сле­дует отличать от тоталитаризма, которому, как показывает история, присуще стремле­ние совершенно стереть все и всякие грани между государством и обществом. Автори­тарные режимы (абсолютные монархии, не­которые диктатуры и военные режимы), как правило, не идут дальше задач подавления оппозиции. В этой связи можно сказать, что авторитаризм допускает ту или иную степень экономических и социальных свобод.

 

Авторитарно-подданическая традиция - в отличие от традиций демократического гражданства предполагает не взаимообязательные (договорные) отношения граждан с государством, а односторонние обязательства подданных.

Азиатские ценности — ценности, пред­положительно отражающие историю, культуру и исторические предпосылки формирования азиатских обществ; в ка­честве примеров можно привести соци­альную гармонию, уважение к власти и веру в семейные ценности.

 

Вестминстерская модель — государ­ственное устройство, в котором испол­нительная власть исходит от парламен­та (собрания) и (теоретически) подотчет­на ему.

 

Геополитика - наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств в пространстве. Термин введен в оборот шведским политиком Челленом (1846-1922).

 

Гражданское общество - совокупность неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных, религиозных, культурных), граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности, неподопечности и автономии по отношению к государству.

 

Деидеологизация - требование отказа от идеологии как препятствия для рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только частично условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.

 

Демократия свободы - понятие, означающее одну из разновидностей посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому мыслителю А.Токвилю (1805-1859), демократическими являются все постфеодальные общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них пошли по пути демократии свободы - рыночной и иной соревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к успеху наиболее предприимчивых, а другие - по пути демократии равенства - ограниченной свободной соревновательности и втискивания неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства.

 

Идентичность (в социокультурном смысле) - совокупность устойчивых черт, позволяющих той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.

Коммунизм — общественный строй, основой которого является общественная собственность на средства производства. Как теория чаще всего ассоциируется с учением Маркса, который под коммунизмом понимал бесклассовое общество, где производство ориентировано на потребности людей, государство «отмирает», а всем людям предоставлены возможности свободного самораз­вития. Этот термин также употребляется по отношению к обществам, которые следовали марксиз­му в том его варианте, что был разработан Лениным и Сталиным. Основные признаки ортодок­сального коммунизма как политического режима:

•официальная идеология — марксизм-ленинизм

•неограниченная власть коммунистической партии, организованной по принципу демократи­ческого централизма

•коммунистическая партия «находится у власти» в том смысле, что она контролирует государ­ственный механизм, порождая тем самым смешанный государственно-партийный аппарат

•коммунистическая партия — руководящая и направляющая сила в обществе, также в эконо­мике, образовании и культуре

•основа экономики — государственная собственность и принцип централизованного плани­рования.

 

Консенсус - согласие; в политике означает готовность к взаимным компромиссам и уважение прав другой стороны

 

Конформизм - установка на пассивно-приспособительный, соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.

Концепция исключительности — чер­ты отдельно взятой политической сис­темы, характерные исключительно для нее одной, которые, таким образом, ог­раничивают применимость к данной си­стеме общих категорий.

 

Латентный - скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.

 

Легитимность - законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматический (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).

 

Либерализм - идейно-политическое течение, ставящее целью освобождение общества от оков государства, личности от давления авторитарной коллективности.

 

Либертаризм - концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Сегодня настойчиво пропагандируется “чикагской школой” (М.Фридман, Г.Бэккер, А.Лаффер, П.К.Робертс).

 

Лоббизм - способ давления на процессы принятия политических решений, осуществляемый организованными группами для протаскивания своих интересов.

 

Логос (греч. - слово, мысль, упорядочивающий разум) - термин, обозначающий всеобщий закон - логику, которым подчиняются и объективный мир и человеческий разум.

 

Мажоритарная избирательная система - система таких процедур, которые позволяют отсекать голоса, полученные мелкими партиями, в пользу представительства наиболее крупных партий, образующих устойчивое парламентское большинство.

 

Макиавелизм -образ политического поведения, при котором ради поставленных целей считается приемлемым и оправданным использовать любые средства вплоть до самых вероломных, коварных и жестоких. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и мыслителя Н.Макиавелли.

 

Маргинализация - выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.

 

Марксизм - учение К.Маркса (1818-1883) об обществе и выросшая из него идеология, основанная на следующих постулатах:

n базисно-надстроечном детерминизме (производственно-экономические отношения - это базис, определяющий политико-юридическую, идеологическую и культурную надстройку);

n учение о частной собственности как источнике всех бед и противоречий общественного развития;

n учение о классовой борьбе как движущей силе истории и об исторической миссии рабочего класса, освобождающего человечество от частнособственнического строя и связанных с ним противоречий.

 

Ментальность - исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.

 

Модернизации теория - теория перехода от традиционного к современному «высокоорганизованному» обществу; при этом под традиционном фактически понимается любое общество - от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана. Современность же отождествляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного «эталона».

Онтология - философское учение о бытии (в отличии от гносеологии - учения о нашем познании).

 

Плюрализм - социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.

 

Политическая система— система от­ношений, посредством которой государ­ство реагирует на те или иные воздей­ствия со стороны общества (в теории систем это называется «вводом» или «вхо­дом» в систему) соответствующими ре­шениями, политическими программами и направлениями политики («выход»).

Полудемократия — политический ре­жим, при котором демократические и ав­торитарные тенденции уживаются друг с другом и составляют стабильную основу

 

Постиндустриальное общество - понятие, означающее общественный порядок, приходящий на смену индустриальному обществу. Одни исследователи (Д.Белл,Ж.Фурастье) связывают его со сферой услуг, в отличии от промышленной экономики, другие (Г.Беккер, А.Турен) - с интеллектуальной сферой (наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи - с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ценности качества жизни.

 

Правовое государство - государство, не только насаждающее универсально действующие юридические нормы, но и само подчиняющееся им - ограничивающее свои действия конституционно-правовыми нормами.

 

Пропорциональная избирательная система - система при которой партии получают в парламенте долю мест, равную доле полученных ими голосов избирателей.

 

Соборность - концепция общественного устройства, восходящая к русскому философу А.С.Хомякову (1804-1860), который определил его так: “Соборное Единство есть единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви”. В отличие от тоталитарной коллективности модель которой В.И.Ленин определял в виде общества, “организованного как единая фабрика”, соборное единство имеет в виду модель общества, организованная как храмовая община.

Согласительная демократия — демо­кратия функционирующая на основе распределения власти и тесном сотруд­ничестве между партиями или полити­ческими группировками.

Социализация - процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.

 

Социальное государство - государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.

Теократия - форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.

 

Тирания - система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти. У Аристотеля - режим, связанный с вырождением демократии в диктатуру, опирающуюся на одобрение и поддержку охлоса (черни).

 

Тоталитаризм (от лат. Тотус - весь, целый, совокупный) - система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, возглавляемой лидером (фюрером, вождем,каудильо).

 

Унитарное государство - государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.

 

Формационная теория - теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющих своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.

 

Харизма (греч. - божественный дар, благодать) - термин введен в социально-политические науки немецкими учеными Э.Трельчем и М.Вебером. Харизматическое лидерство основано на исключительных качествах избранной личности, способной внушить веру и энтузиазм массам.

Хунта — буквально, совет; клика (обыч­но военная), пришедшая к власти в ходе революции или государственного пере­ворота.

 

Шариат — исламское право, базирую­щееся, по убеждению мусульман, на бо­жественном откровении и идущее от Корана, учения Мухаммеда и других ис­точников.

 

Этатизм - превознесение государства как высшей ценности, стремление подчинить его контролю и вмешательству во все сферы общественной жизни.

 

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.