|
Источники удовлетворения потребности в персонале
Организация может использовать внутренние и внешние источники привлечения персонала. К внутренним источникам относятся люди, работающие в организации. В ряде стран, например, в Японии, при появлении вакансий в аппарате управления принято вначале объявлять внутренний конкурс на замещение должности из числа сотрудников и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Считается, что это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию [57]. Существуют следующие методы набора персонала из внутренних источников: • внутренний конкурс (при стремлении к формированию минимальной численности персонала); • совмещение профессий (для выполнения небольшого объема работ или если исполнитель требуется на короткое время); • ротация – периодически проводимая смена выполняемых работником производственных функций (для устранения односторонних перегрузок, усиления взаимосвязи работников). Набор персонала из внутренних источников обладает как рядом преимуществ, так и недостатков. К преимуществам относятся: • достаточно хорошее знание профессиональных и личностных качеств перемещаемого работника, снижение вероятности ошибки. Однако не следует забывать, что работник перемещается в новую для него среду, в новую ситуацию, а ситуативные факторы могут в радикальной степени повлиять на его поведение (эксперименты С. Милгрэма и Ф. Зимбардо); • появление шансов для служебного роста; • низкие затраты на привлечение кадров; • сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в организации; • быстрое заполнение освободившейся штатной должности без длительной адаптации; • возможность роста молодых кадров данной организации; • возможность осуществить «цепочку перемещений»: на вакансию, освободившуюся при перемещении работника, назначить его подчиненного; • «прозрачность» кадровой политики; • высокая степень управляемости сложившейся кадровой ситуацией; • возможность целенаправленного повышения квалификации персонала; • решение проблемы занятости собственных кадров; • повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом. К недостаткам набора персонала из внутренних источников можно отнести: • недостаточное проявление инновационного потенциала на новом месте, поскольку общая окружающая среда представляется достаточно привычной и удобной; • ограничение возможностей для выбора кадров; • возможность напряженности и соперничества в коллективе в случае появления нескольких претендентов; • появление панибратства при решении деловых вопросов, так как только вчера претендент на должность руководителя был наравне с коллегами; • нежелание отказать в чем-либо сотруднику, имеющему стаж работы в данной организации; • снижение активности рядовых работников, претендующих на должность руководителя, так как автоматическим преемником является заместитель руководителя, и др. К внешним источникам набора персонала относятся следующие: 1. Государственная служба занятости. Поможет найти персонал для работы, не требующей высокой квалификации – простой, рутинной или требующей неполной занятости. Как правило, через службу занятости устраиваются на работу специалисты, потерявшие работу из-за банкротства своих предприятий и прошедшие переобучение для освоения новой специальности. 2. Агентства по найму персонала. Агентству представляется заявка на специалистов с указанием должности, оклада, содержания деятельности. Обычно агентство представляет нескольких кандидатов, чтобы работодатель мог сделать выбор самостоятельно. 3. Участие в ярмарках вакансий. Возможен выбор среди активно ищущих работу или желающих ее сменить. 4. Объявления в прессе, по радио и телевидению, на специальных стендах и рекламных щитах. Дает возможность широкомасштабного поиска, хотя может быть дорогостоящей. 5. Поиск среди выпускников учебных заведений. Дает возможность получить персонал, обладающий современными знаниями, а также возможность присмотреться к кандидатам, приглашая их на практику. 6. Выбор из тех, кто обратился в организацию самостоятельно. Как правило, позволяет найти самых активных и целенаправленных кандидатов. 7. Рекомендации работающих сотрудников организации. Обычно работающие сотрудники хорошо представляют себе нужды организации в области персонала. 8. Использование личных связей и рекомендаций знакомых и коллег. Их рекомендации бывают ответственными и взвешенными, хотя такой поиск может занять много времени и усилий. Основное достоинство внешних источников – возможность получения работника со свежим взглядом на вещи, с инновационным потенциалом и другими необходимыми организации элементами потенциала. Появляется также возможность «приобщиться» к инновациям и даже коммерческим тайнам организации, в которой работал новичок, что особенно ценно, если предыдущее место его работы – организация-конкурент. Недостатками внешних источников пополнения персонала можно считать: • невозможность в достаточной степени составить представление о новом работнике на основе приемочных испытаний и даже испытательного срока (можно получить «кота в мешке», конфликтную личность); • более высокие затраты; • усиление тенденции к текучести кадров; • ухудшение социально-психологического климата в коллективе; • высокая степень риска при прохождении испытательного срока; • плохое знание организации новыми людьми; • длительный период адаптации; • затруднения в плане служебного роста для сотрудников организации. В современных западных фирмах все большее распространение получает вторичный наем, т. е. набор персонала среди сотрудников организации во временные подразделения и творческие группы. Он осуществляется или непосредственно руководителем, или на основе внутреннего конкурса. В результате временного привлечения работников на дополнительную работу, их вертикального и горизонтального перераспределения в крупных организациях складывается внутренний рынок труда. Его функционирование, по свидетельству специалистов, снижает издержки, создает для персонала дополнительные стимулы, позволяет закрыть наиболее важные вакансии быстрым перемещением, сохранить наиболее ценных работников и поддерживать стабильность коллектива [58]. На некоторых источниках и методах привлечения мы остановимся подробнее.
Процесс привлечения
Привлечение персонала – это процесс своевременного обращения к кругу работников на рынке труда (внешнем и внутреннем), обладающих соответствующей квалификацией и иными качествами, существенными для достижения успеха на вакантной должности, и поощрения их к подаче заявлений на работу в организации. Далее (на стадии отбора) из состава кандидатов отбирают того (тех), кто обладает качествами, наиболее точно отвечающими квалификационным требованиям. В основе привлечения лежит заранее сформулированный набор требований к работнику, определенный в процессе анализа содержания труда. Источники подбора – это места, где можно найти квалифицированных индивидуумов. Методы привлечения – это особые способы, с помощью которых потенциальные работники могут быть привлечены в фирму. После того как выявлены источники, используются соответствующие методы внутреннего (см. раздел «Профориентация») или внешнего привлечения кандидатов на вакансии. Чтобы максимально увеличить эффективность подбора, крайне необходимо, чтобы используемые источники и методы подбора подходили под нужды конкретной организации.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|