Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)





ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)

Б.3 Б.6.1

Учебно-методический комплекс

(программа и методические указания по изучению курса)

для студентов бакалавриата направления 030900 Юриспруденция

профиля «Гражданское право»

 

Иркутск

Издательство БГУЭП


УДК 347.1 (075.8)

ББК 67.404я7

Г75

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

 

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Гражданского права и процесса (протокол № 1 от «04» сентября2013 г.)

 

 

Составители: доцент кафедры гражданского права и процесса, канд. юрид. наук, Ю.В. Виниченко, доцент кафедры гражданского права и процесса, канд. юрид. наук А.С. Райников, ассистент кафедры гражданского права и процесса А.Ю. Старицын

 

Рецензент: профессор кафедры гражданского права и процесса, канд. юрид. наук Е.А. Каткова

 

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета Гражданского и предпринимательского права

кандидат юридических наук Ю.В. Арбатская

 

«09» сентября 2013 г.

 

Начальник УМУ Т.А. Бутакова

9 сентября 2013 г.

 

 

Г75 Гражданское право (Общая часть): учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентовбакалавриата направления 030900 Юриспруденцияпрофиля «Гражданское право» / сост. Ю.В. Виниченко, А.С. Райников, А.Ю. Старицын. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. – 52 с.

 

Учебно-методический комплекспо дисциплине составлен на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата030900 Юриспруденция, утвержденного «04» мая 2010 г. Содержит программу и методические указания по изучению курса.



Предназначен для студентов очной и заочной форм обучения.

 

ББК 67.404я7

© Издательство БГУЭП, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка.. 4

1.1. Цели освоения дисциплины.. 4

1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. 4

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4

2. Структура дисциплины.. 7

2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура. 7

2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения. 7

3. Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы.. 12

3.1. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению.. 14

3.2. Список рекомендуемой литературы.. 38

3.2.1. Основная литература. 38

3.2.2. Дополнительная литература. 39

3.2.3. Электронные ресурсы.. 39

4. Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 39

4.1. Организация текущего контроля. 40

4.2.Форма и правила проведения промежуточной аттестации (зачета, экзамена) 40

4.3. Перечень вопросов к зачету, экзамену. 44

4.4. Образцы экзаменационных тестов, заданий. 49


Пояснительная записка

УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденцияи в соответствии с учебным планом профиля «Гражданское право», утвержденного ученым советом вуза.

 

1.1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Гражданское право (Общая часть)» является формирование знаний, умений и навыков, связанных с гражданско-правовым регулированием общественных отношений, а именно:

- формирование устойчивого понятийно-категориального аппарата по гражданскому праву;

- приобретение знаний основного теоретического и нормативно-правового материала по темам курса;

- формирование умения толкования норм гражданского права;

- приобретение навыков составления гражданско-правовых документов, а также ведения научной полемики.

 

1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к базовой (общеобразовательной) части профессионального цикла Б.3. Гражданское право (Общая часть) является основной дисциплиной, которая предназначена для подготовки студентов к профессиональной юридической деятельности. Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), прежде всего Логика, Экономика; информационно-правового цикла (Б.2) и в процессе изучения курсов базовой общепрофессиональной части (Б.З): Теория государства и права (Б3.Б1), Конституционное право (Б3.Б4).

Данную учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное освоение следующих дисциплин: Римское право (Б3.В1), Гражданское право (Особенная часть (Б3.Б6.2), Правовое регулирование интеллектуальной собственности (Б3.ДВ5.1), Деликтное право (Б3.ДВ6.1), МЧП (Б3.Б17), Гражданский процесс (Б3.Б7), Арбитражный процесс (Б3.Б8)и др.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.

 

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (пометка «частично» означает, что компетенция в рамках данной дисциплины формируется не в полном объеме).

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции Компетенция
ОК-3 владеет культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
ПК-9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
ПК-15 способен толковать различные правовые акты

Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины являются ОК-4, ПК-6, ПК-15

Уровневое описание признаков компетенции ОК-4:

Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) Способен ясно, логически верно и аргументированно строить свою письменную и устную речь. Может не просто «воспроизводить» полученную ранее информацию, но и путем логических рассуждений самостоятельно делать определенные выводы, ясно их излагать и аргументировать.
Базовый (71 – 90 баллов) Способен логически верно строить как письменную, так и устную речь. Излагает ясно, однако не всегда аргументированно. В устной речи хорошо «воспроизводит» определенные суждения; способнен самостоятельно рассуждать на заданную тему присутствует, однако изложение не всегда отличается логической стройностью.
Минимальный (41 – 70 баллов) Способен логически верно строить письменную речь. В устной речи испытывает затруднения: говорит сбивчиво, не вполне ясно прослеживается логика изложения, не способен аргументировать свой ответ.

Уровневое описание признаков компетенции ПК-6:

Форма обучения очная

 

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинар Лаборат. Практич. Самост. раб.
Раздел 1. Общая характеристика гражданского права 2.1 Устные опросы, письменные работы (контрольные работы, тестирование)
1.1 Тема 1. Введение в гражданское право 2.1 контрольная работа «Срез остаточных знаний по теории права и римскому праву); устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
1.2 Тема 2. Источники гражданско-правовых норм 2.1 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
Раздел 2. Гражданское правоотношение   2.1-2.2 устные опросы, решение задач и выполнение ситуационных заданий, письменные работы (контрольные работы, тестирование), коллоквиумы, рефераты, собеседование, деловые игры
2.1 Тема 3. Понятие и виды гражданских правоотношений 2.1 устные опросы; выполнение ситуационных заданий
2.2 Тема 4. Граждане как субъекты гражданских прав   2.1 подготовка и обсуждение рефератов по вопросу «Опека и попечительство»
2.3 Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских прав   2.1 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; коллоквиум; контрольная работа по вопросу «Организационно-правовые формы юридических лиц»
2.4 Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданских прав 2.1 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
2.5 Тема 7. Объекты гражданских прав 2.1 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; коллоквиум по вопросу «Ценные бумаги»
2.6 Тема 8. Осуществление и защита субъективных гражданских прав 2.2 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; контрольная работа (тестирование) по итогам 1 триместра
2.7 Тема 9. Юридические факты. Сделки 2.2 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
2.8 Тема 10. Представительство 2.2 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; составление доверенностей (деловая игра «Представительство»); собеседование
2.9 Тема 11. Сроки в гражданском праве 2.2 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
Раздел 3. Право собственности и иные вещные права 2.2-2.3 устные опросы, решение задач и выполнение ситуационных заданий; письменные работы (контрольные работы, тестирование); рефераты; кроссворды; ролевая игра
3.1 Тема 12. Общие положения о праве собственности 2.3 творческая контрольная работа (составление кроссворда по предмету); устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
3.2 Тема 13. Право общей собственности 2.3 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
3.3 Тема 14. Ограниченные вещные права 2.3 подготовка и обсуждение рефератов по отдельным видам вещных прав; устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
3.4 Тема 15. Защита права собственности и других вещных прав 2.3 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; контрольная работа; ролевая игра
Раздел 4. Обязательственное право 2.3 устные опросы, решение задач и выполнение ситуационных заданий; письменные работы (контрольные работы, тестирование), собеседование
4.1 Тема 16. Общая характеристика обязательственного права и обязательственного правоотношения 2.3 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
4.2 Тема 17. Динамика обязательственного правоотношения 2.3 - устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
4.3 Тема 18. Общие положения о договорах 2.3 - устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
4.4 Тема 19. Гражданско-правовая ответственность 2.3 устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; контрольная работа (тестирование); собеседование
  ИТОГО    

Форма обучения заочная

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинар Лаборат. Практич. Самост. раб.
Раздел 1. Общая характеристика гражданского права 2.1 - Устные опросы, письменные работы (контрольные работы, тестирование)
1.1 Тема 1. Введение в гражданское право 2.1   контрольная работа «Срез остаточных знаний по теории права и римскому праву); устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
1.2 Тема 2. Источники гражданско-правовых норм 2.1 -   устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
Раздел 2. Гражданское правоотношение   2.1-2.2 устные опросы, решение задач и выполнение ситуационных заданий, письменные работы (контрольные работы, тестирование), коллоквиумы, рефераты, собеседование, деловые игры
2.1 Тема 3. Понятие и виды гражданских правоотношений 2.1 - устные опросы; выполнение ситуационных заданий
2.2 Тема 4. Граждане как субъекты гражданских прав   2.1 - подготовка и обсуждение рефератов по вопросу «Опека и попечительство»
2.3 Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских прав   2.1 - устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; коллоквиум; контрольная работа по вопросу «Организационно-правовые формы юридических лиц»
2.4 Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданских прав 2.1 - - устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
2.5 Тема 7. Объекты гражданских прав 2.1   устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; коллоквиум по вопросу «Ценные бумаги»
2.6 Тема 8. Осуществление гражданских прав. Защита субъективных гражданских прав 2.2   устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; контрольная работа (тестирование) по итогам 1 триместра
2.7 Тема 9. Юридические факты. Сделки 2.2   устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
2.8 Тема 10. Представительство 2.2   - устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; составление доверенностей (деловая игра «Представительство»); собеседование
2.9 Тема 11. Сроки в гражданском праве. Исковая давность. 2.2   устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
Раздел 3. Право собственности и иные вещные права 2.2-2.3   устные опросы, решение задач и выполнение ситуационных заданий; письменные работы (контрольные работы, тестирование); рефераты; кроссворды; ролевая игра
3.1 Тема 12. Общие положения о праве собственности 2.3   творческая контрольная работа (составление кроссворда по предмету); устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
3.2 Тема 13. Право общей собственности 2.3   устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
3.3 Тема 14. Ограниченные вещные права 2.3   подготовка и обсуждение рефератов по отдельным видам вещных прав; устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
3.4 Тема 15. Защита права собственности и других вещных прав 2.3   устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; контрольная работа; ролевая игра
Раздел 4. Обязательственное право 2.3   устные опросы, решение задач и выполнение ситуационных заданий; письменные работы (контрольные работы, тестирование), собеседование
4.1 Тема 16. Общая характеристика обязательственного права и обязательственного правоотношения 2.3   устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
4.2 Тема 17. Динамика обязательственного правоотношения 2.3   устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
4.3 Тема 18. Общие положения о договорах 2.3   устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий
4.4 Тема 19. Гражданско-правовая ответственность 2.3   устные опросы; решение задач и выполнение ситуационных заданий; контрольная работа (тестирование); собеседование
  Итого:    

 

3. Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы

 

Для успешного освоения дисциплины самостоятельная работа должна носить систематический характер.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при текущей аттестации студента. При этом проводятся: тестирования, экспресс-опрос на семинарских занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

Задания по самостоятельной работе студентов могут иметь следующие формы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- изучение учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературы) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

- анализ источников гражданского права;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

- выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий,

- решение казусов;

- написание рефератов (эссе);

- работа с тестами и вопросами для самопроверки;

- моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций;

- составление кроссвордов в рамках соответствующей творческой контрольной работы;

 

Самостоятельную работу по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, изучаемого курса, рекомендуется организовать в следующей последовательности:

1. Ознакомление с программой и методическими указаниями по всем темам курса, подбор основной и дополнительной литературы.

2.Систематическое изучение разделов различных учебных пособий по каждой теме и чтение дополнительной литературы с составлением краткого конспекта.

3. Усвоение юридической терминологии по изучаемой теме.

 

Приступая к выполнению заданий, относящихся к самостоятельной работе, учащимся, прежде всего, следует самостоятельно работать над подготовкой реферата (доклада) или составлением документа, избегая копирования готовых шаблонов, предлагаемых в правовых системах или в многочисленной справочной литературе, а также обращения к ресурсам компьютерной сети Интернет или помощи иных лиц.

Работу всегда следует начинать с изучения соответствующих теоретических положений, включая порядок регламентации данного положения действующим законодательством.

 

В отношении нормативно-правовых актов особое внимание следует уделять:

- статусу документа (как действующего или уже утратившего юридическую силу): при составлении документов следует руководствоваться исключительно положениями действующего законодательства. Необходимо принимать во внимание дату вступления в законную силу того или иного нормативного акта или его отдельных норм. Следует помнить, что комментарии к нормативным актам не являются источниками права, а потому содержащиеся в них разъяснения не являются общеобязательными правила поведения;

- не следует забывать об иерархии нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы: в случае противоречия норм, содержащихся в разных актах следует руководствоваться той из них, которая закреплена в акте большей юридической силы (если же они имеют равную юридическую силу приоритет имеет более поздняя норма);

- следует помнить о правиле, что специальная норма имеет приоритет перед общей нормой;

- характеру правового предписания, содержащегося в норме (имеет оно императивный или диспозитивный характер): императивно установленные положения в отличие от диспозитивных не могут быть изменены соглашением сторон;

- имеется ли руководящее разъяснение высших судебных инстанций по данному вопросу: если да, то его следует учитывать.

 

При подготовке докладов

Следует помнить, что доклад является видом работы, предполагающим не только подготовку собственно текста доклада, но и его презентацию аудитории. Таким образом, выполнение данного вида задания включает в себя два этапа: 1) самостоятельная подготовка доклада на определенную тему; 2) выступление с докладом с его последующим обсуждением в аудитории.

При подготовке доклада сначала необходимо собрать и изучить соответствующий нормативный материал и юридическую литературу.

Излагая имеющиеся точки зрения на заданный вопрос, следует уточнять автора той или иной позиции, а также аргументировано сформулировать свою позицию (либо оригинальную, либо присоединившись к одной из имеющихся).

Работая над текстом доклада, следует помнить, что аудитории предстоит воспринимать излагаемый материал «на слух». По этой причине доклад не стоит чрезмерно перегружать датами, числами.

Приветствуется сопровождение доклада презентацией PowerPoint.

При подготовке рефератов

Следует руководствоваться теми же правилами, что и при подготовке доклада. Вместе с тем больше внимания следует уделить оформлению работы, поскольку реферат является письменной работой и, следовательно, должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым обычно к работам такого рода.

В частности, обязательно должны иметься все части работы: титульный лист, введение, основная часть, заключение, список литературы и нормативного материала (поскольку это работа по юриспруденции).

 

Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению

 

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 1. 1. Общее понятие гражданского права. Многозначность выражения «гражданское право». Общее понятие гражданского права в объективном смысле (как отрасли права), в субъективном смысле (субъективного гражданского права), как правомочия, как учебной дисциплины, как науки гражданского права. Появление понятия «гражданское право», его соотношение с цивильным правом Древнего Рима. 2. Место гражданского права в системе российского права. Критерии отграничения гражданского права от иных отраслей российского права. Предмет правового регулирования отрасли гражданского права. Понятие и виды имущественных, личных неимущественных отношений. Дискуссия о регулировании гражданским правом личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. Понятие и виды организационных отношений. Понятие корпоративных отношений. Понятие, признаки метода гражданско-правового регулирования. Понятие принципов гражданского права, соотношений понятий «принципы гражданского права» и «основные начала гражданского законодательства». Виды и общая характеристика основных принципов гражданского права. Ограничение принципов гражданского права. 3. Гражданское право как отрасль частного права. Понятие частного права, основные теории деления прав на частные и публичные. Система частного права. Место гражданского права в системе частного права. 4. Система гражданского права. Институционная и пандектная системы права. Структура отрасли российского гражданского права. Значение норм Общей части гражданского права. 5. Наука гражданского права. Понятие цивилистики. Предмет и методология науки гражданского права. Общая характеристика герменевтического, догматического, сравнительно-правового и комплексного методов научного познания.

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 1. Вводный семинар. Контрольная работа «Срез остаточных знаний по теории права и римскому праву».
Занятие 2. Теоретический опрос по вопросу «Гражданское право как отрасль права». Решение казусов (задач и ситуационных заданий).

 

Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы

Занятие 1.

Вводный семинар. Контрольная работа «Срез остаточных знаний по теории права и римскому праву»

Занятие 2.

Контрольные вопросы

  1. Критерии разграничения частного и публичного права: теории, практический аспект
  2. Предмет гражданского права:

- Имущественные отношения: понятие, признаки

- Личные отношения: понятие, виды

- Корпоративные отношения

- Организационные отношения: понятие, признаки, виды.

 

  1. Метод гражданского права:

- Виды предписаний: дозволение, обязывание, запрет.

- Черты метода гражданского права: правонаделительная направленность, правовая инициатива, правовая диспозитивность, юридическое равенство, особый механизм принуждения.

  1. Принципы и функции:

Принципы:

- принцип равенства участников гражданских правоотношений;

- принцип неприкосновенности собственности;

- принцип свободы договора;

- принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

- принцип обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав и в том числе посредством судебной защиты;

- принцип самостоятельности и инициативы (диспозитивности) в приобретении и осуществлении гражданских прав;

- принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

- принцип добросовестности.

 

Функции:

- регулятивная;

- охранительная;

- превентивная;

- воспитательная,

  1. Отграничение гражданского права от иных отраслей российского частного права

 

 

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 2. 1. Гражданско-правовые нормы: понятие, структура, виды. Понятие и особенности норм гражданского права. Логическая структура норм гражданского права. Классификация норм гражданского права и ее практическое значение. Критерии деления и общая характеристика гражданско-правовых норм: регулятивных и охранительных; управомочивающих, запрещающих и обязывающих; абсолютно определенных и оценочных; императивных и диспозитивных; общих и специальных и др. 2. Понятие и виды источников гражданско-правых норм. Соотношение понятий «источник гражданского права» и «источник гражданско-правовых норм». Понятие источников норм гражданского права в материальном и в формальном смыслах. Виды источников российских гражданско-правовых норм. Значение актов высших судебных инстанций, их соотношение с источниками норм гражданского права. 3. Характеристика отдельных видов источников гражданско-правых норм. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры как источники российских гражданско-правовых норм. Понятие гражданского законодательства. Соотношение понятий «гражданское право» и «гражданское законодательство». Система гражданского законодательства России. Гражданский кодекс РФ как основной специальный источник норм гражданского права: структура, соотношение с иными федеральными законами. Иные акты, содержащие нормы гражданского права: понятие, виды, соотношение с другими источниками норм гражданского права. Правовой обычай как источник гражданско-правовых норм: понятие, виды. 4. Действие гражданско-правовых норм. Понятие действия норм гражданского права. Действие гражданско-правовых норм по лицам, в пространстве, во времени. Обратная сила норм гражданского права: понятие, условия. 5. Применение гражданско-правовых норм. Понятие применения норм гражданского права. Субъекты правоприменения. Аналогия закона и аналогия права. Понятие и способы интерпретации гражданско-правовых норм.

 

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 3. Теоретический опрос по теме. Проверка ранее выполненного студентами домашнего задания по видам гражданско-правовых норм (работа с ГК РФ).
Занятие 4 Решение казусов по действию источников гражданского права. Толкование гражданско-правовых норм.

 

Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы

Занятие 3.

Контрольные вопросы

1. Гражданское законодательство.

2. Подзаконные гражданско-правовые акты.

3. Нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу ГК.

4. Правовые обычаи, международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права.

 

Занятие 4.

Контрольные вопросы

  1. Действие гражданского законодательства во времени
  2. Аналогия в гражданском праве
  3. Толкование норм гражданского права.

 

 

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 3 1. Понятие и виды гражданско-правовых отношений. Понятие и особенности гражданских правоотношений. Классификация гражданско-правовых отношений и ее практическое значение. Виды гражданских правоотношений: имущественные и неимущественные; абсолютные и относительные; вещные и обязательственные; простые и сложные и др. 2. Структура гражданского правоотношения. Элементы структуры гражданского правоотношения. Понятие и виды объектов гражданско-правовых отношений. Понятие и виды субъектов гражданско-правовых отношений. Понятие, значение и элементы гражданской правосубъектности. Юридическое содержание гражданских правоотношений. Понятие и структура содержания субъективного гражданского права. Научная дискуссия о количественном составе правомочий, составляющих содержание субъективного гражданского права. Соотношение субъективного гражданского права с интересом. Понятие охраняемого законом интереса. Понятие и типы юридических обязанностей. Понятие и виды правопреемства в гражданском праве.

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 5 Выполнение заданий по видовой характеристике гражданских правоотношений. Решение задач

Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы

Занятие 5.

Контрольные вопросы

1. Понятие и особенности гражданского правоотношения.

2. Элементы гражданского правоотношения (субъекты, объект, содержание).

3. Виды гражданских правоотношений.

4. Основания динамики гражданских правоотношений (юридические факты).

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 4 1. Понятие и признаки граждан как субъектов гражданских прав. Соотношение понятий «физическое лицо» и «гражданин». Индивидуализация граждан как субъектов гражданских прав. Имя гражданина и его гражданско-правовое значение. Понятие и значение актов гражданского состояния и их регистрации. Место жительства гражданина и его гражданско-правовое значение. 2. Понятие и содержание правоспособности граждан. Понятие и признаки правоспособности физических лиц. Содержание гражданской правоспособности. Предпринимательская деятельность граждан. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Объем правоспособности субъектов гражданских прав. Возникновение и прекращение правоспособности граждан. 3. Понятие и виды дееспособности граждан. Понятие дееспособности. Факторы, влияющие на дееспособность лиц. Виды дееспособности по российскому гражданскому праву. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Эмансипация. 4. Недееспособность, адееспособность и ограниченная дееспособность граждан. Основания и правовые последствия ограничения дееспособности граждан. Соотношение частичной и ограниченной дееспособности. Адееспособность: понятие и юридическое значение. Основания и правовые последствия признания гражданина недееспособным. Опека и попечительство. Патронаж. 5. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Основания и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Основания и гражданско-правовые последствия объявления гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим.

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 6 Опрос студентов по теоретическим вопросам по теме. Решение казусов по теме

Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы

Занятие 6

Контрольные вопросы

1. Физическое лицо: понятие, имя, место жительства.

2. Правоспособность физического лица.

3. Дееспособность гражданина.

4. Опека, попечительство, патронаж.

5. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.

 

 

Содержание лекционных занятий по теме









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.