|
Культурные модели в международном менеджментеДля начала познакомимся с группами стран, разделёнными по признаку сходства ценностей (данная классификация выпонена Роненом и Шенкаром:[19] Группа 1 – англоязычные страны: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Великобритания, США Группа 2 – германские (немецкоговорящие) страны; Австрия, Германия, Швейцария Группа 3 – латиноевропейские страны: Бельгия, Франция, Италия, Португалия, Испания Группа 4 – скандинавские страны: Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция Группа 5 – латиноамериканские страны: Аргентина, Чили, Колумбия, Мексика, Перу, Венесуэла Группа 6 – ближневосточные страны: Греция, Иран, Турция Группа 7 – дальневосточные страны: Гонконг, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южный Вьетнам, Тайвань Группа 8 – арабские страны: Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты Группа 9 – страны, не имеющие сходства с другими: Япония, Индия, Израиль Примечание: 1) классификация создана на основе эмпирических исследований, которое не охватывало Африку, большую часть Азии и Восточную Европу. Именно это объясняет отсутствие в данном перечне России, Китая и др. стран; 2) группы расположены по принципу их приблизительного сходства. Группировка стран по принципу общности культуры может быть полезна менеджеру международной компании. Приведём примеры, дающие представление о том, каким образом эту информацию можно учитывать в процессе принятия управленческих решений: 1. Предполагается, что основные культурные ценности всех входящих в группу стран схожи, и люди, проживающие в этих странах, ведут себя относительно одинаково. менеджер, имеющий опыт работы в какой-либо стране, может относительно легко переехать в другую страну в пределах той же группы, например, из Норвегии в Финляндию. предполагается, что опыт, полученный в Норвегии, окажется полезным при адаптации в Финляндии. 2. Менеджер может переезжать из одной страны в другую в пределах одной группы, испытывая при этом минимальный культурный шок и относительно невысокую потребность в адаптации. При переезде в страну другой группы менеджеру необходима осведомлённость о последствиях, которые могут быть вызваны культурными различиями. Он должен быть готов к «культурному шоку» и адаптации к условиям новой культуры. 3. Страны, относящиеся к различным группам, скорее всего, имеют разные культурные ценности, и поведение людей тоже будет разным. Менеджер должен быть готов к столкновению с трудностями и необходимости адаптировать стиль своего управления к новым культурным особенностям, насколько это возможно. 4. при принятии решений относительно расположения дочерних компаний нужно использовать преимущества, которые даёт владение информацией о делении стран на группы. Фирма, желающая расширить сферу своей деятельности за пределами своей страны, может сначала получить опыт работы в странах с родственной культурой. 5. При принятии решений, связанных с обеспечением персоналом, также может извлечь пользу из информации о группах стран. Перевод персонала в страны с относительно близкими культурами минимизирует культурный шок, избавляет от необходимости в широкой программе обучения особенностям чужой культуры и в программе поддержки. И, напротив, переезд в страну, относящуюся к другой группе, может представлять собой значительную проблему. 6. Менеджер международного уровня может воспользоваться информацией о группах стран в случае организации совместных предприятий и стратегических альянсов. Многие союзы распадаются по причине того, что стороны, в них вошедшие, преследовали при его заключении различные цели, и цели эти в некоторой степени являются отражением национальной культуры. Например, японские менеджеры предпочитают более долгосрочное планирование, нежели американские. 7. Менеджер может обнаружить. Что в пределах своей страны правила ведения переговоров схожи, в то время как при их сравнении с правилами стран из другой группы моет быть обнаружено значительное отличие. Менеджер, которому известно об этом обстоятельстве, скорее всего, преуспеет в переговорах больше, потому что будет готов к этому и сможет извлечь выгоду из существующих сходств и различий. 8. Менеджеру необходимо задуматься о том, могут ли управленческие методы и подходы быть перенесены из одной страны в другую. Менеджер, который успешно руководил в одной стране, сможет эффективно работать и в других странах, принадлежащих к этой же группе. 9. Менеджеру международного уровня зачастую приходится принимать решения, касающиеся расширения деятельности за пределами страны. При наличии выбора страны расширения из каких-либо двух, одинаково привлекательных во всех остальных отношениях, сходство или различие их культур может оказаться решающим фактором. Экспанвия в другую страну в пределах той же группы, вероятнее всего, повлечёт за собой меньше неожиданностей, но, с ругой стороны, отличия, имеющие место в новой группе, могут предоставить возможности, которых нет в странах с похожими культурами. 10. Дочерние фирмы международных компаний часто классифицируются по признаку сходства деятельности, но нередко классификации проводятся по региональному признаку. Классификация по региональному признаку предпочтительнее. Поскольку страны, принадлежащие к одной группе, могут обладать такими общими характеристиками, как язык, религия и т. д. и иметь относительно схожие ценности. Существование общих черт наводит на мысль, что к странам одной группы применим один и тот же подход. 11. Большой проблемой для менеджера международной компании может стать организация маркетинга в другой стране. Основной задачей маркетологов является использование преимуществ, которые даёт следование стандартизированным подходам маркетинга, в сочетании с адаптацией их к особенностям культуры. Относительное сходство стран внутри одной группы подсказывает. Что для них может быть уместной большая степень стандартизации, в то время как существование разницы между группами выдвигает на первый план необходимость адаптации.
9. Классификация обществ по отношению к основным проблемным зонам: отношение к природе, временнáя ориентация, основа природы человека, направление деятельности, человеческие отношения Решения, выработанные обществами для пяти проблемных зон: отношение к природе, временнáя ориентация, основа природы человека, направление деятельности, человеческие отношения (по Клукхону и Стродтбеку).[20] Отношение к природе: подчинение, гармония, господство Общества, относящие себя к подчинённым природе, считают. Что жизнь, в сущности, предопределена; человек не является хозяином своей судьбы и пытаться изменить неизбежное бесполезно. Общества, считающие, что они живут в гармонии с природой, придерживаются взгляда, что люди должны изменить своё поведение таким образом, чтобы приспособиться к природе. Общества, признающие себя способными господствовать над природой, мыслят категориями превосходства человеческой расы и покорения сил природы. Временнáя ориентация: на прошлое, на настоящее, на будущее Общества, ориентированные на прошлое, ищут решения своих проблем в прошлом: как поступили бы предки? Общества, ориентированные на настоящее, принимают во внимание немедленный результат их действий: что произойдёт, если сделать это? Общества, ориентированные на будущее, смотрят на долгосрочные последствия имеющих место сегодня событий: что будет с грядущими поколениями, если мы сделаем это сегодня? Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|