Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кафедра экономики таможенного дела





Кафедра экономики таможенного дела

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от 22 октября 2009 г. №3)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

 

 

Дисциплина: «Управление персоналом»

 

Специальности: 080102.65 «Мировая экономика», 080502.65,

«Экономика и управление на предприятии (таможне)»,

080115.65 «Таможенное дело»

 

 

Ростов-на-Дону

 

Автор
А.Э. Гергелев
, декан экономического факультета Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат философских наук, доцент

 

Ответственный за выпуск

Л.В. Маколова, заведующий кафедрой экономики таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат экономических наук

 

 

Рецензенты:

К.Д. Скрипник, профессор кафедры гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

доктор философских наук, профессор

 

Т.Л. Кутасова, доцент кафедры теоретической социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета,

кандидат философских наук, доцент

 

 

 

© Российская таможенная академия,

Ростовский филиал, 2010

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Понятие, сущность, цели и задачи системы управления персоналом

I. Задание для самостоятельной работы

Дайте определение ключевым понятиям темы:управление персоналом; система управления персоналом в организации; цели и задачи управления персоналом; организация управления персоналом.

 

II. Рекомендации по выполнению заданий по самостоятельной работе

Для подготовки к занятию необходимо знать определения ключевых понятий темы и их взаимосвязь, изучить основные положения теорий управления персоналом. Следует обратить внимание на процесс эволюции теорий управления персоналом и положения теорий о роли человека в организации. Рассмотреть взаимозависимость между целью управления персоналом и задачами в рамках системы управления персоналом. Для лучшего восприятия материала нужно составить схему основных блоков системы управления персоналом. Особое внимание обратить на состав персонала организации, а также виды структур персонала организации. Рекомендуется составить конспект определений ключевых понятий.

III. План семинарского занятия.

(Форма обучения заочная, 1 час)

Система управления персоналом организации.

2. Эволюция теорий управления персоналом.

3. Соотношение управления кадрами и управления человеческими ресурсами.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Беляцкий Н. П. и др. Управление персоналом: учеб. пособие / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, П. Ройш – Минск: Интерпроссервис, 2002.

2. Олегов Ю. Г., Карташова Л. В. Управление персоналом, оценка эффективности: учеб. пособие. – М., Экзамен, 2004.

3. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.:ИНФРА, 2004.

4. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации: учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2003.

Дополнительная литература

1. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2004.

2. Управление персоналом организации: пособие / авт-сост. А. Э. Гергелев – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2001. – С.6–18.

3. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. – М.: Издательство «БИНОМ», 1997. – С.99–145.

4. Скрипник К. Д., Гергелев А. Э., Кутасова Т. Л., Милованов Ю. Е., Рожкова А. Ю. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. – М., 2000.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятиям « управления персоналом»; «системауправления персоналом организации».

2. Какие группы прослеживаются в эволюции развития теорий управления персоналом?

3. Охарактеризуйте основные цели и задачи управления персоналом.

4. Расскажите об основных направлениях работы в системе управления персоналом.

5. На какие блоки подразделяется система управления персоналом?

6. Охарактеризуйте разницу между управлением кадрами и управлением человеческими ресурсами.

7. Укажите на содержательные и организационные различия между отделом кадров и службой управления персоналом.

 

Тема 2. Сущность, задачи и методы кадрового планирования

I. Задания для самостоятельной работы

Составьте конспект, отражающий следующие вопросы темы:

1. Понятие планирования персонала.

2. Цели и задачи планирования по персоналу.

3. Принципы прогнозирования структуры кадров.

4. Внутренние и внешние источники кадров.

Используя конспект, составить по теме 4 тестовых вопроса.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения заочная - 1 час, очная - 2 часа)

1. Сущность, цели и задачи кадрового планирования.

2. Система прогнозирования структуры кадров.

3. Маркетинг персонала.

4. Внутренние источники кадров. Прогноз привлечения персонала со стороны.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому занятию

Для подготовки к занятию рекомендуется рассмотреть понятие кадрового планирования, уяснить, почему система кадрового планирования является неразрывной частью общей системы планирования в организации. Проанализировать, какие вопросы решаются в рамках планирования по персоналу, и выявить ключевые направления планирования персонала. Рассмотреть понятие «маркетинг персонала» и возможности его использования в крупных и небольших, а также коммерческих и государственных организациях. Изучить методы планирования персонала, попытаться сопоставить их с различными типами организаций, выявить наиболее эффективные методы планирования персонала. Обратить особое внимание на принципы планирования персонала в современной организации и выделить из них те, которые имеют наибольшую практическую значимость. Понять в чем состоит разница между планированием и прогнозированием персонала, и определить степень эффективности различных направлений прогнозирования кадровой ситуации. Ответить на вопросы для самоконтроля.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. – М.: Издательство «БИНОМ», 1997. – С. 71–98.

2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2004.

3. Скрипник К. Д., Гергелев А. Э., Кутасова Т. Л., Милованов Ю. Е., Рожкова А. Ю. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. – М., 2000.

4. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: ИНФРА, 2004

5. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации: учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2003

Дополнительная литература

1. Шермерорн Дж., Озборн Дж. Организационное поведение: учебник. – СПб: Питер, 2004.

2. Управление персоналом организации: пособие / авт-сост. А. Э. Гергелев – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2001. – С.6–18.

3. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. – М.: «Издательство БИНОМ», 1997. – С.99–145.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение кадрового планирования.

2. Является ли система кадрового планирования первичной по отношению к общему планированию в организации?

3. Охарактеризуйте цели и задачи кадрового планирования.

4. Укажите, какие вопросы решаются в рамках кадрового планирования.

5. Назовите методы кадрового планирования.

6. Каковы особенности прогнозирования кадровой ситуации?

7. Что означает понятие «маркетинг персонала»?

8. Каковы внутренние и внешние источники кадров?

 

II. План семинарского занятия

(Форма обучения заочная - 1 час, очная - 2 часа)

 

1. Сущность отбора персонала. Организация отбора претендентов. Критерии отбора персонала.

2. Тестирование и интервьюирование как средства отбора персонала. Виды тестирования, виды интервьюирования.

3. Испытательный срок: цели и задачи.

К семинарскому занятию

Для подготовки к занятию необходимо изучить материал, касающийся проблем привлечения персонала в организации, выделить составляющие отбора кадров. В ходе подготовки к семинарскому занятию необходимо проанализировать этапы отбора персонала и составить схему, в которой отразить действия по привлечению и отбору персонала на предварительном, основном и заключительном этапе. Более детально следует рассмотреть, что входит в понятие организации отбора кандидатов, каковы критерии отбора персонала, определить, какие из них наиболее значимые на современном этапе. Следует уяснить, почему тот или иной критерий отнесен к соответствующей группе (традиционные или инновационные), а также, какие из них целесообразно использовать в государственных, а какие в коммерческих организациях.

При подготовке второго вопроса семинарского занятия, следует выделить различные виды тестирования кандидатов и определить их оптимальное сочетание, изучить условия проведения эффективного тестирования кандидатов на вакантные должности. При рассмотрении вопроса о видах интервьюирования кандидатов, необходимо определить, какой вид интервью даст наибольший эффект и наибольшую объективность информации о кандидате. Проанализировать наиболее типичные ошибки, встречающиеся на этапе отбора кандидатов на замещение вакантной должности.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2004.

2. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: ИНФРА, 2004

3. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации: учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2003

Дополнительная литература

1. Управление персоналом организации: пособие / авт-сост. А. Э. Гергелев – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2001. – С.6-18.

2. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. – М.: Издательство «БИНОМ», 1997. – С.99-145.

3. Скрипник К. Д., Гергелев А. Э., Кутасова Т. Л., Милованов Ю. Е., Рожкова А. Ю. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. – М., 2000.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем сущность отбора персонала?

2. Как организуется отбор претендентов?

3. Укажите традиционные критерии отбора персонала.

4. Без каких критериев невозможен отбор персонала в современной организации?

5. Что понимается под действенностью теста?

6. Что такое эффективность теста?

7. Расскажите об основных видах тестирования при отборе персонала.

8. Что такое интервьюирование кандидатов?

9. Охарактеризуйте основные виды интервьюирования.

10. Дайте определение понятию «испытательный срок».

11. Каковы цели испытательного срока?

 

II. План семинарского занятия

(очная форма обучения, 2 часа)

1. Постановка целей обучения. Основные методы обучения. Измерение эффекта от обучения.

2. Система непрерывного обучения персонала.

3. Программы переподготовки и повышения квалификации с целью развития управленческого персонала.

К семинарскому занятию

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо ознакомиться с предлагаемыми учебными пособиями, сравнить различные подходы к обучению персонала. Следует уделить особое внимание вопросу непрерывного обучения персонала организации и понять, в чем разница между первоначальным обучением, обучением с целью повышения квалификации и переподготовкой персонала. Рассмотреть особенности обучения и развития управленческого персонала. Проанализировать способы измерения эффективности обучения персонала. Ответить на вопросы для самоконтроля.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2002. – С.190–206.

2. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. – М.: Издательство «БИНОМ», 1997. – С.145–161.

3. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.287–325.

Дополнительная литература

1. Олегов Ю. Г., Карташова Л. В. Управление персоналом, оценка эффективности: учеб. пособие. – М., Экзамен, 2004

2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. –М.: Дело, 2004.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое система обучения персонала?

2. Охарактеризуйте основные цели обучения

3. Назовите основные методы обучения.

4. Как измеряется эффект после обучения персонала?

5. Что такое система непрерывного обучения персонала?

6. В чем особенности переподготовки и повышения квалификации с целью развития управленческого персонала?

 

Тема 5.Мотивация и стимулирование персонала

I. Задания для самостоятельной работы

Выписать основные понятия темы, составить схему мотивации сотрудников через потребности, проанализировать факторы, влияющие на мотивацию сотрудников в организации. Изучить мотивирующие и стимулирующие средства воздействия на сотрудников. Провести сравнительный анализ эффективности материальной и нематериальной мотивации персонала. Рассмотреть методы стимулирующего воздействия на персонал. Сравнить возможности мотивации и стимулирования в коммерческих и государственных организациях. Заполнить следующие таблицы:

Способы мотивация персонала Государственные организации Коммерческие организации
Достоинства   Недостатки   Достоинства Недостатки
1.        
2.        

 

Методы стимулирования персонала Государственные организации Коммерческие организации
Достоинства   Недостатки   Достоинства Недостатки
1.        
2.        

 

II. План семинарского занятия.

(очная форма обучения, 2 часа)

1. Понятие мотивации персонала.

2. Содержательные и процессуальные теории мотивации, их достоинства и недостатки.

3. Сущность стимулирования персонала и возможности стимулирования персонала в различных организациях.

4. Необходимость мотивации в управлении персоналом.

К семинарскому занятию

Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме следует ознакомиться с предлагаемыми учебными пособиями, акцентировав свое внимание на сходствах и различиях между стимулированием персонала и мотивацией персонала. Провести анализ возможностей мотивации и стимулирования сотрудников в современных государственных и коммерческих организациях. Проанализировать возможности применения теорий мотивации в практической деятельности организации в неизмененном виде.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2002. – С.190-206.

2. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. – М.: Издательство «БИНОМ», 1997. – С.145–161.

3. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.287–325.

4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. –М.: Дело, 2004.

5. Скрипник К. Д., Гергелев А. Э., Кутасова Т. Л., Милованов Ю. Е., Рожкова А. Ю. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. – М., 2000.

Дополнительная литература

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. – М., 1990. – С.356–376.

2. Управление персоналом организации: пособие / авт-сост. А. Э. Гергелев – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2001.

3. Скрипник К. Д., Мокрянин М. Н., Воробей Л. В., Шевченко М. В. Управленческая деятельность: решения, тренинги, оценки. – М. 1999.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте понятие мотивации.

2. Что такое потребности в мотивации?

3. Какие виды вознаграждений применяются в организациях?

4. В чем особенности содержательных теорий мотивации?

5. Охарактеризуйте особенности процессуальных теорий мотивации.

6. Дайте определение понятию стимулирование персонала.

7. Как соотносятся понятия «стимулирование персонала» и «мотивации персонала»?

II. План семинарского занятия

(очная форма обучения, 2 часа)

1. Понятие, основные признаки и структура коллектива. Виды коллективов.

2. Возможности формирования коллективов. Основные этапы развития коллектива.

3. Психологический климат в коллективе.

4. Функциональная слаженность коллектива.

К семинарскому занятию

Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме следует ознакомиться с предлагаемыми учебными пособиями. Проанализировать возможности формирования различных видов коллективов исходя из целей и задач, стоящих как перед организацией в целом, так и перед конкретным подразделением. Изучить различные виды структуры коллектива и понять возможности их практического использования. Сделать выводы о возможности применения в практике управления персоналом только одной из возможных структур коллектива. Проанализировать основные этапы формирования коллектива, с целью выявления проблем, наиболее остро стоящих на каждом из этапов. Рассмотреть различные виды коллективов, их сходства и различия с точки зрения их практического применения в управлении персоналом. Дать определение благоприятного психологического климата в коллективе и функциональной слаженности коллектива. Проследить взаимосвязь между психологическим климатом в коллективе и его функциональной слаженностью. Выявить закономерности развития коллективов организации. Ответить на вопросы для самоконтроля.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2002. – С.30–49.

2. Управление персоналом организации: пособие / авт-сост. А. Э. Гергелев – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2001. – С.25–52.

3. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

Дополнительная литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. – М., 1990.

2. Скрипник К. Д., Гергелев А. Э., Кутасова Т. Л., Милованов Ю. Е., Рожкова А. Ю. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. – М., 2000.

3. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2004.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию «коллектив».

2. Сколько признаков коллектива Вы знаете?

3. Назовите виды коллективов.

4. По каким признакам различаются виды коллективов?

5. Укажите основные этапы формирования коллективов.

6. Дайте определение благоприятного психологического климата в коллективе.

7. Назовите признаки благоприятного психологического климата в коллективе.

8. Что такое функциональная слаженность коллектива?

9. Как связаны функциональная слаженность и психологический климат в коллективе?

 

II. План семинарского занятия

(очная форма обучения, 4 часа)

 

1. Понятие лидерства в управлении.

2. Основные элементы лидерства и их соотношение.

3. Формальное и неформальное лидерство в коллективе.

4. Соотношение власти и влияния в управлении персоналом.

5. Стили лидерства в управлении.

6. Типология лидеров.

 

К семинарскому занятию

В ходе самостоятельной работы студентам, для лучшего усвоения материала рекомендуется подготовить презентацию, в которой отразить вариативность подходов к лидерству, элементы лидерства, формальное и неформальное лидерство в организации, типологию лидерства. С этой целью следует, опираясь на лекционный материал и литературные источники рассмотреть различные теории лидерства, проанализировать соотношение элементов лидерства, сравнить формальное и неформальное лидерство по степени влияния, выделить наиболее распространенные типы лидеров в подразделении.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2002. – С.257–299.

2. Управление персоналом организации: пособие / авт-сост. А. Э. Гергелев – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2001. – С.18-25.

3. Скрипник К. Д., Гергелев А. Э., Кутасова Т. Л., Милованов Ю. Е., Рожкова А. Ю. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. – М., 2000. – С.45–95.

4. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

Дополнительная литература

1. Друкер П. Эффективный управляющий. – М., 1994

2. Милованов Ю. Е. Лидерство в малых группах, управлении и политике. – Ростов-на-Дону, 1996.

3. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации: учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2003

4. Олегов Ю. Г., Карташова Л. В. Управление персоналом, оценка эффективности: учеб. пособие. – М., Экзамен, 2004

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение лидерства в управлении персоналом.

2. Сколько элементов лидерства Вы знаете?

3. Как соотносятся власть и влияние в управлении персоналом?

4. Что оказывает большее воздействие на сотрудников властные полномочия руководителя или влияние неформального лидера коллектива?

5. Какие типы лидеров Вы знаете?

6. Какие теории лидерства Вы знаете?

 

II. План семинарского занятия

(Форма обучения заочная - 1 час, очная - 2 часа)

1. Понятие и сущность ротации кадров в организации.

2. Цели и задачи ротации сотрудников.

3. Временные перемещения сотрудников. Переводы для постоянной работы.

4. Ротация кадров, функциональная слаженность и психологический климат в подразделениях.

К семинарскому занятию

Для подготовки к занятию необходимо знать определения ключевых понятий темы. Рассмотреть цели временных и постоянных переводов сотрудников. Проанализировать факторы, влияющие на процесс ротации кадров. Понять зависимость между ротацией кадров, функциональной слаженностью подразделения и психологическим климатом в коллективе. Охарактеризовать взаимосвязь и взаимозависимость между ротацией кадров и другими направлениями работы с персоналом в организации.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2002.

2. Управление персоналом организации: пособие / авт-сост. А. Э. Гергелев – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2001.

3. Скрипник К. Д., Гергелев А. Э., Кутасова Т. Л., Милованов Ю. Е., Рожкова А. Ю. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. – М., 2000.

4. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

5. Скрипник К.Д., Кутасова Т.Л. Навыки руководителя: результаты анализа управленческой структуры // Проблемы теории и практики управления. – 1997. – №3. – С. 91-95.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию ротация кадров.

2. В чем разница между вертикальной ротацией кадров и горизонтальной ротацией кадров?

3. Каковы цели временного перевода сотрудников?

4. На основе чего может приниматься решение о перемещении сотрудников?

5. Какова взаимосвязь между ротацией кадров и функциональной слаженностью подразделений?

6. Существует ли взаимосвязь между ротацией кадров и психологическим климатом в подразделении?

Примерный перечень вопросов к зачету

 

1. Эволюция теорий управления персоналом.

2. Цели и задачи управления персоналом.

3. Методология управления персоналом.

4. Маркетинг персонала.

5. Внутренние источники кадров.

6. Привлечение персонала со стороны.

7. Сущность отбора персонала.

8. Организация отбора персонала.

9. Критерии отбора персонала.

10. Тестирование как средство отбора персонала, виды тестирования.

11. Интервьюирование кандидатов, виды интервью.

12. Стажировка кандидатов.

13. Цели обучения персонала.

14. Основные методы обучения персонала.

15. Система непрерывного обучения персонала.

16. Стимулирование персонала. Сущность стимулирования.

17. Необходимость стимулирования и мотивации в управлении персоналом.

18. Понятие и основные признаки коллектива.

19. Виды коллективов.

20. Формирование коллективов.

21. Основные этапы развития коллектива.

22. Психологический климат в коллективе.

23. Функциональная слаженность коллектива.

24. Типы лидеров.

25. Стили лидерства.

26. Руководитель и лидер.

27. Деловое общение.

28. Понятие и сущность ротации кадров.

29. Временные переводы сотрудников.

30. Переводы сотрудников для постоянной работы.

31. Ротация кадров и функциональная слаженность коллектива.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Гончаров В. Руководство для высшего управленческого персонала в XXI веке: В 4-х т. Т.1-4. – 6-е изд., доп. – М.: МНИИПУ, 2006. – ISBN 5 – 900003 – 25 – 6.

2. Малуев П. А. Управление персоналом. – М.: Альфа-Пресс, 2005. – 184 с. – ISBN 5 – 94280 – 105 – 3.

3. Сперанский В. И. Современные технологии управления персоналом: учебно-практич. пособие. – М.: Альфа – Пресс, 2008. 496 с. – ISBN 978 – 5 – 94280 – 331 – 5.

4. Теория и практика таможенного дела: учебное пособие. Ч. 1 / Н. П. Бондаренко, О. Г. Старикова, И. Б. Чепко и др. – Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2005.

5. Управление персоналом организации: практикум / под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.:ИНФРА, 2008. – 365 с. – (Высш. образование). – ISBN 978 - 5 – 16 – 001973 – 4.

6. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.:ИНФРА, 2004. – 638 с. Рек. М-вом образования РФ. – ISBN 5 – 16 – 000315 - 0

7. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации: учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2003

Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. – М., 1990.

2. Албастова Л. Н. Технологии эффективного менеджмента: учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «ПРИОР», 1998.

3. Аунапу Ф. Ф. Методы подбора и подготовки руководителей. –М.: Экономика, 1974.

4. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. – СПб., 1999.

5. Друкер П. Эффективный управляющий. – М., 1994

6. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2004.

7. Милованов Ю. Е. Лидерство в малых группах, управлении и политике. - Ростов-на-Дону, 1996.

8. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

 

Дисциплина: «Управление персоналом»

 

Специальность: 080102.65 «Мировая экономика»,

080502.65 «Экономика и управление на предприятии (таможне)»,

080115.65 «Таможенное дело»

 

Автор

Гергелев Александр Эдуардович

 

Подписано в печать 11.01.2010.

Формат 60х84/16. Ксерокопия. Таймс. Усл. п.л. 1,4.

Тираж 50 экз. Заказ 2535.

РИО Ростовского филиала Российской таможенной академии,

344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20.

 

 

Кафедра экономики таможенного дела

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от 22 октября 2009 г. №3)

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.