Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие о школе как образовательной организации и открытой социально-педагогической системе





 

Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования.

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

В настоящее время школа согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представляет собой образовательную организацию, под которой понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Гл. 1.,ст. 2, п.18, Гл. 3.,ст. 21).

«Организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности» (ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Гл. 1.,ст. 2, п.19).

Организациям присуще особое свойство, особое системное качество – способность добиваться большей производительности своей деятельности за счет интеграции действий своих членов. Это свойство принято называть организационным эффектом.

Любое учебное заведение, представляющее собой организацию, может быть рассмотрено как:

• сообщество людей – взрослых и детей;

• система их совместной деятельности и общения;

• среда обитания, среда жизнедеятельности членов сообщества.

Школа, как образовательная организация, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.

Школа является самостоятельной социально-педагогической системой.

Система – это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют взаимосвязанные и взаимозависимые между собой элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего – по месту и функции.

Педагогическая система – это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система. Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления.

Можно выделить некоторые признаки любой системы:

– наличие компонентного состава, структурность;

– многоуровневость, иерархичность;

– присутствие системообразующего компонента;

– зависимость функции каждого компонента и определение его места в системе;

– обусловленность действия системы свойствами ее структуры;

– несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов;

– взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более широких систем и содержать в себе более мелкие.

Б.С. Гершунский отмечает следующие признаки системы: целенаправленность; управляемость; сложная иерархическая структура организации; наличие интегральных свойств; многосвязность; многокритериальность [3].

Существенным для педагогических систем является:

– целенаправленность любой системы;

– динамичность, постоянное развитие, изменение и отдельных компонентов, и системы в целом;

– способность к саморегуляции и самоорганизации.

Структурными компонентами педагогической системы (выделены крупнейшим российским психологом Н.В. Кузьминой) являются:

1) цели обучения и воспитания (общие и частные цели образуют иерархию целей);

2) субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив и др.);

3) объекты обучения и воспитания (те же – педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив и др.);

4) осваиваемый опыт, т.е. содержание образования – знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений;

5) педагогические средства (сюда относятся всевозможные методы, формы, материально-технические средства обучения и воспитания).

Некоторые исследователи выделяют дополнительные компоненты педагогической системы: управление учебно-воспитательным процессом, результаты педагогической деятельности, образовательная среда, педагогическая технология. Но нетрудно убедиться, что указанные компоненты – это производные от компонентов, выделенных Н.В. Кузьминой.

Особенностью школы как педагогической системы является ее тесная связь с внешней средой – окружающим миром. Данная особенность характеризует ее как открытую систему. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.

Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий (см. таблицу 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на развитие образовательной организации
Экономические факторы Состояние экономики страны, ее финансовой системы влияет через уровень благосостояния в обществе на рост или отсутствие роста образовательных потребностей граждан, обусловливает большие или меньшие возможности для финансирования образовательной сферы. Высокий уровень общего экономического развития создает благоприятные условия для развития секторов экономики, специально ориентированных на обслуживание образования. Кризисные ситуации в экономике сокращают возможности оптимизации сети учреждений образования, уменьшают возможности материального стимулирования работников образования
Политические факторы Курс внутренней и внешней политики страны, конкретные политические действия. Для развития образовательных учреждений желательна спокойная, конструктивная, созидательная социально-политическая обстановка в обществе. Многое зависит от содержания и характера проведения в жизнь собственно образовательной политики. Например, провозглашенный в нашей стране принцип деполитизации школы предостерегает ее от излишней вовлеченности в политику, но не делает школу и ее коллектив изолированными от политических проблем
Правовые факторы Действующие законодательные акты и правовые нормы задают рамки, границы правового поля жизнедеятельности образовательного учреждения, «правила игры» на этом поле. Положения Конституции страны, Закона «Об образовании», соответствующих правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативные акты правительства и образовательных ведомств должны непременно учитываться учреждениями образования при определении ориентиров собственной жизнедеятельности  
Экологические факторы Состояние окружающей природной среды оказывает существенное влияние на состояние здоровья обучающихся и педагогов, что значительно усиливает требования к профилактической и оздоровительной направленности деятельности образовательного учреждения. Характер географической и исторической среды, в которой функционирует учреждение образования, имеет большое значение как образовательный фактор. Само учреждение может внести свой вклад в улучшение экологической ситуации через осуществление экологического образования и воспитания учащихся, через активное участие в природоохранной деятельности, через подготовку учащихся к здоровому образу жизни  
Демографические факторы Динамика процесса рождаемости и смертности, типичный состав семей влияют на ситуацию в учреждениях образования. Если не заниматься изучением тенденций в этой области, то школа через какое-то время может оказаться, например, без контингента учащихся или, напротив, — в ситуации резкой нехватки ученических мест  
Культурные и духовно- идеологические факторы Состояние культуры в стране, уровень духовного здоровья и культурных запросов населения являются фоном для проявления образовательной активности людей, ее направленности. Девальвация духовных ценностей, снижение культурного уровня общества, обеднение культурной жизни, широкое распространение массовой культуры объективно затрудняют решение учреждениями образования, особенно школой, ее образовательных задач, понижают уровень востребованности хорошего образования обществом  
Социально-психологические факторы Общий морально-психологический климат в обществе, образ и стиль жизни разных слоев населения, реально действующие моральные нормы и правила самым прямым образом влияют на образовательные учреждения, требуют от них способности реально предлагать учащимся такие нормы и образцы дея-тельности, поведения, отношений, человеческого общения, которые помогали бы учащимся сохранить свободу, чувство собственного достоинства, доверие и открытость миру, людям и в то же время противостоять безнравственности и бесчеловечности  
Отраслевые факторы Тенденции модернизации системы образования в стране и мире, новые идеи, концепции, образцы лучшего образовательного опыта влияют на отдельно взятое образовательное учреждение, поскольку предлагают ему определенные варианты для выбора собственной концепции и траектории движения. Созидательная, продуманная федеральная, региональная образовательная политика, четкая линия поведения муниципальных образовательных систем, в которые включено учреждение образования, — важнейшие факторы, определяющие возможности и ограничения деятельности учреждения, выбор стратегии его развития  
Институциональные факторы Разветвленная сеть специализированных социальных институтов, организаций, с которыми бы могло сотрудничать учреждение образования в решении своих задач, является элементом социальной среды образовательного учреждения. Способность последнего к установлению продуктивных и взаимовыгодных контактов с разными институтами существенно повышает его общий потенциал, способствует росту престижа, репутации, улучшению имиджа образовательного учреждения  
       

 

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему.

Основными источниками формирования социального заказа образовательной организации являются:

1. Государство и его образовательные ведомства, которые формируют общие принципы образовательной политики, регистрируют, лицензируют, аттестовывают, аккредитовывают образовательные учреждения, устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты.

2. Родители учащихся, чье влияние на ситуацию в учреждениях образования в последнее время заметно возрастает.

3. Учащиеся, по мере того как они становятся субъектами образования, осмысленно относятся к нему. Образовательные учреждения не могут не учитывать свой рейтинг, репутацию «хорошего» или «плохого» учреждения в ряду подобных себе.

4. Представители регионов и местных сообществ, выражающие интересы местного населения, его специфические образовательные потребности. Регионализация образования сегодня тесно связана со стремлением соединить систему образования с потребностями, традициями и задачами, решаемыми конкретным регионом.

5. Представители различных организаций – потенциальных работодателей, а также вооруженных сил.

6. Представители этнических групп, ставящие вопросы о необходимости большего учета в учреждениях образования национально-культурных традиций.

7. Представители общественных организаций и религиозных конфессий, стремящиеся активно влиять на ситуацию в образовательных учреждениях.

8. Педагоги и руководители образовательных организаций, которые не только призваны осмыслить, но и исполнить суммарный социальный заказ.

9. Представители педагогической науки, разрабатывающие и реализующие инновационные технологии в учреждениях образования.

Школа как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.

Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся-учащиеся; учителя-учащиеся; учителя-родители и т.д.

Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой – адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

1. Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме.

2. Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

3. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.

4. Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство.

5. Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс (схема 1).

Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психически отклонения, правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении, и т.п.

 

 

Схема 1

Органы социальной защиты семьи, материнства и детства    
  Правовые органы содействия школе
Государственные органы управления образованием   Попечительские советы
    Спонсорские организации
Территориальные детские объединения    
    Учебно-производственные базы, комбинаты
Медицинские службы детства Школа  
    Внешкольные детские учреждения (центры досуга, детского творчества)
Дошкольные учреждения воспитания детей    
    Редакции газет,радио
Семья    
    Учреждения культуры (кино, театры, музеи, библиотеки, клубы)
Неформальные фонды и объединения (Детский фонд, Фонд мира и др.)   Специальные школы, студии художественные, музыкальные, спортивные, театральные и др.)

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.