|
Понятие о школе как образовательной организации и открытой социально-педагогической системе
Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. В настоящее время школа согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представляет собой образовательную организацию, под которой понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Гл. 1.,ст. 2, п.18, Гл. 3.,ст. 21). «Организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности» (ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Гл. 1.,ст. 2, п.19). Организациям присуще особое свойство, особое системное качество – способность добиваться большей производительности своей деятельности за счет интеграции действий своих членов. Это свойство принято называть организационным эффектом. Любое учебное заведение, представляющее собой организацию, может быть рассмотрено как: • сообщество людей – взрослых и детей; • система их совместной деятельности и общения; • среда обитания, среда жизнедеятельности членов сообщества. Школа, как образовательная организация, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов. Школа является самостоятельной социально-педагогической системой. Система – это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют взаимосвязанные и взаимозависимые между собой элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего – по месту и функции. Педагогическая система – это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система. Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Можно выделить некоторые признаки любой системы: – наличие компонентного состава, структурность; – многоуровневость, иерархичность; – присутствие системообразующего компонента; – зависимость функции каждого компонента и определение его места в системе; – обусловленность действия системы свойствами ее структуры; – несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов; – взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более широких систем и содержать в себе более мелкие. Б.С. Гершунский отмечает следующие признаки системы: целенаправленность; управляемость; сложная иерархическая структура организации; наличие интегральных свойств; многосвязность; многокритериальность [3]. Существенным для педагогических систем является: – целенаправленность любой системы; – динамичность, постоянное развитие, изменение и отдельных компонентов, и системы в целом; – способность к саморегуляции и самоорганизации. Структурными компонентами педагогической системы (выделены крупнейшим российским психологом Н.В. Кузьминой) являются: 1) цели обучения и воспитания (общие и частные цели образуют иерархию целей); 2) субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив и др.); 3) объекты обучения и воспитания (те же – педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив и др.); 4) осваиваемый опыт, т.е. содержание образования – знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений; 5) педагогические средства (сюда относятся всевозможные методы, формы, материально-технические средства обучения и воспитания). Некоторые исследователи выделяют дополнительные компоненты педагогической системы: управление учебно-воспитательным процессом, результаты педагогической деятельности, образовательная среда, педагогическая технология. Но нетрудно убедиться, что указанные компоненты – это производные от компонентов, выделенных Н.В. Кузьминой. Особенностью школы как педагогической системы является ее тесная связь с внешней средой – окружающим миром. Данная особенность характеризует ее как открытую систему. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная. Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий (см. таблицу 1). Таблица 1
Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Основными источниками формирования социального заказа образовательной организации являются: 1. Государство и его образовательные ведомства, которые формируют общие принципы образовательной политики, регистрируют, лицензируют, аттестовывают, аккредитовывают образовательные учреждения, устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты. 2. Родители учащихся, чье влияние на ситуацию в учреждениях образования в последнее время заметно возрастает. 3. Учащиеся, по мере того как они становятся субъектами образования, осмысленно относятся к нему. Образовательные учреждения не могут не учитывать свой рейтинг, репутацию «хорошего» или «плохого» учреждения в ряду подобных себе. 4. Представители регионов и местных сообществ, выражающие интересы местного населения, его специфические образовательные потребности. Регионализация образования сегодня тесно связана со стремлением соединить систему образования с потребностями, традициями и задачами, решаемыми конкретным регионом. 5. Представители различных организаций – потенциальных работодателей, а также вооруженных сил. 6. Представители этнических групп, ставящие вопросы о необходимости большего учета в учреждениях образования национально-культурных традиций. 7. Представители общественных организаций и религиозных конфессий, стремящиеся активно влиять на ситуацию в образовательных учреждениях. 8. Педагоги и руководители образовательных организаций, которые не только призваны осмыслить, но и исполнить суммарный социальный заказ. 9. Представители педагогической науки, разрабатывающие и реализующие инновационные технологии в учреждениях образования. Школа как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система. Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся-учащиеся; учителя-учащиеся; учителя-родители и т.д. Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой – адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами. Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются: 1. Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме. 2. Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов. 3. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом. 4. Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство. 5. Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности. Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс (схема 1). Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психически отклонения, правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении, и т.п.
Схема 1
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|