|
Теоретическая и практическая профессиональная готовность классного руководителя
Воспитание является одним из важнейших компонентом образования. В настоящее время оно обретает приоритетную роль в государственной образовательной политике, что проявляется, прежде всего, в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование». Веские аргументы отечественной и мировой практики говорят в пользу существования института классного руководства. Многие виды воспитательной работы (формирование ученического коллектива, организация свободного времени учащихся, координация деятельности учителей и родителей и т. д.) не входят в непосредственные обязанности учителей-предметников, и их исполнение возлагается на классных руководителей. Должность классного наставника была введена в российских гимназиях и средних учебных заведениях в 60-х гг. XIX в. Попытки отменить эту должность в 1920-е гг. себя не оправдали, и в 1930-х гг. она была восстановлена сначала под названием «групповоды», а затем – «классные руководители». В большинстве стран мира существует и признается необходимым институт классных руководителей. Их называют по-разному: воспитателями – в Бельгии; тьюторами – в Англии и т. д. В современных образовательных учреждениях имеется несколько типов классного руководства: учитель-предметник, одновременно выполняющий функцию классного руководителя; классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, т. е. имеющий минимальную учебную нагрузку; классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции; классный наставник (освобожденный классный руководитель), а также тьютор (защитник, опекун, покровитель). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку. Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Классный руководитель является ближайшим и непосредственным воспитателем и наставником учащихся. Классный руководитель – истинный педагог и центральное лицо воспитательного процесса. Доминантой его работы является самостановление каждого ребенка как субъекта, способного строить свою жизнь на ценностных основаниях в контексте культуры. Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Классному руководителю вверяется класс – группа учащихся одного возраста, осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательной направленности. Класс как коллектив сохраняется и в школах разных профильных направлений. Работа классного руководителя объемна. Она требует от педагога высокой психолого-педагогической подготовки и дополнительного напряжения сил. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, – педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цель исполнения данной миссии – содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности и педагогическая поддержка в ее нелегком вхождении в общественную жизнь и восхождении к мировой культуре. Исполнение обозначенной миссии требует создания определенных организационных условий, обеспечение которых и возлагается на классного руководителя: • координация деятельности класса с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и учащихся; • содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности класса для достижения успешности каждого учащегося; • вовлечение школьников в разнообразную внеклассную деятельность, обеспечивающую разносторонность развития; • установление связи с родителями и взаимодействие с семьей на основании заботы о максимальном развитии каждого учащегося; • ведение документации, отражающей процесс развития личности каждого ученика класса; • педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей и соответствующее педагогическое корректирование физического и духовного развития каждого ученика вверенного класса. Таким образом, главные функции классного руководителя определяют важнейшие направления деятельности педагога-воспитателя. К ним относятся: системно-организующая, диагностирующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно-деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая функции. Среди ведущих задач, которые решает классный руководитель в процессе педагогической деятельности, следует выделить: признание личности как абсолютной ценности, знание идей гуманистического воспитания и использование их на практике, определение воспитывающей среды, выявление уровня воспитанности личности и коллектива, создание программы воспитания учащихся, обеспечение инновационных подходов к организации воспитательного процесса (системно-структурного, гуманистического, ценностного, культурологического, организационно-деятельностного, отношенческого, личностно-ориентированного, комплексного и других), организацию разносторонней деятельности и работу с органами самоуправления, использование системы методов и вариативных технологий воспитательного процесса. Таким образом, обязанности классного руководителя заключаются в следующем: 1) Организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива. 2) Оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога). 3) Установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога). Реализация обозначенных задач предъявляет высокие требования к профессионализму, общей культуре, профессиональной компетентности организатора воспитательного процесса. Под профессиональной компетентностью классного руководителя следует понимать интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность всегда проявляется в деятельности – предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной. При этом важно всегда рассматривать контекст, в котором проявляется компетентность. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата или способа поведения. Выделенные компоненты отражают специфику деятельности классного руководителя и соответствуют трем основным группам компетентностей, по И.А. Зимней: компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности. Овладение данными видами компетентности позволит обеспечить решение задач развития класса в школе, эффективного посредничества между классом, школой и социумом (схема 6). Построение воспитательной системы образовательного учреждения требует от учителя создания воспитательной системы подразделений: класса, группы, объединения. Ряд педагогов (Е.Н. Степанов, Е.В. Алексеев, А.А. Андреев, Л.В. Байбородова и др.) рассматривают воспитательную систему класса как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющую собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, способствующих развитию личности и коллектива (индивидуально-группового, целостно-ориентационного, функционально-деятельностного, пространственно-временного, диагностико-аналитического). Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению. Еще одной важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений следующих ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных форма работы. Взаимодействия с родительским коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении родительского педагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения. По нашему мнению, условиями успешности деятельности классного руководителя являются: - качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие исследовательской компетентности, медиаобразованности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения); - мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс; - возможность проявления самостоятельности и творчества; - необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы классного руководителя; - оценку его деятельности по результату. Эффективность деятельности классного руководителя определяют следующие критерии: - степень стабильности и четкости работы всех звеньев воспитательной работы в классе (воспитание в процессе обучения, внеклассная работа по предмету, собственно воспитательная работа классного руководителя во внеурочное время, взаимодействие с детскими и юношескими организациями и объединениями, с учреждениями дополнительного образования, с семьей); - уровень воспитанности, образования и развития школьников; - уровень развития коллектива класса (психологический климат в коллективе); его роль в развитии каждой отдельной личности; - массовость и качество участия школьников во внеклассной работе; их инициатива, самостоятельность, творчество в самоуправлении; - отсутствие правонарушений среди школьников класса; - степень влияния классного коллектива на характер деятельности общешкольного коллектива; - использование идей опыта классного руководителя другими
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|