Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общение как психолого-педагогическое понятие





 

Содержание профессиональной деятельности учителя составляет общение с учащимися. Каждый день он решает большое количество коммуникативных задач. Педагогика общения, основы которой будут изложены в лекции и на практических занятиях, призвана помочь студентам использовать в своей будущей профессии систему ролевых и межличностных коммуникаций. Вот почему в центре внимания лекции – основополагающее общение «учитель-ученик», задающее тон всей системе педагогического взаимодействия.

Общение относится к числу межпредметных категорий. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания.

Общение – многоплановый процесс налаживания и развития контактов между людьми, который предусматривает обмен информацией, определенную стратегию и тактику взаимодействия, восприятие и понимание субъектами общения друг друга.

Общение – это разнообразные контакты между людьми, обусловленные потребностями совместной деятельности.

Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. В их числе:

– обмен или передача информации;

– формирование умений и навыков или развитие профессиональных качеств;

– формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

– обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

– осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;

– обмен эмоциями и др.

С конца 60-х годов на стыке социальной и педагогической психологии появилось понятие «педагогическое общение», которое впоследствии стало разрабатываться рядом отечественных ученых.

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями образования и, соответственно, общения, необходимого для его осуществления. При этом указанные цели и ценности должны быть приняты всеми участниками общения как субъектами этого процесса в качестве императива их индивидуального поведения.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении.

В начале 80-х годов ученые-педагоги А.А.Бодалев и В.Я.Ляудис отмечали, что проблема педагогического общения является новой областью знания, открывающей «более широкие перспективы понимания путей становления личности и возможностей управления ее формированием по сравнению с теми перспективами, которыми мы располагаем до сегодняшнего дня» (Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся // Сб. науч. тр. НИИ общей педагогики АПН СССР. М., 1980. С. 3.)

Следует отметить заслугу А.А.Леонтьева, который сумел заострить внимание на чрезвычайной актуальности проблемы педагогического общения для практики обучения и воспитания (Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.). В своей работе он доступным и понятным языком каждому учителю раскрыл сущность понятия.

В разработке проблем учебно-воспитательного общения значительна роль В.А. Кан-Калика. Его учебное пособие «Учителю о педагогическом общении» (1987) в доступной форме дает систематизированную информацию о психологических закономерностях учебно-воспитательного общения как творческом процессе. В.А. Кан-Калик раскрывает психологическое содержание, структуру, стили, стадии и т. д. общения. В целостном процессе педагогического общения впервые были выделены дидактический и коммуникативный («коммуникативное обеспечение») аспекты.

С конца 70-х годов стали появляться педагогические исследования различных сторон общения. Таковы, например, работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства коллективом старшеклассников (Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. М., 1977); А.В.Мудрика о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них (Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984); В.В. Чечета об особенностях общения родителей с детьми (Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. Мн., 1987) и др.

Сделанные в 80-х годах попытки включить педагогическое общение в категориальный аппарат теории обучения и воспитания оказались, к сожалению, нереализованными и в 90-е годы.

Все вышеизложенное позволяет логично сформулировать вопрос о специфике психологического и педагогического подходов к изучению учебно-воспитательного общения.

Процесс педагогического общения имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Психология сосредоточивает внимание на первой, а педагогика – на второй. Педагогическую теорию и практику интересуют не только психические процессы, происходящие между учителем и учащимися, но и способы управления ими. Так, педагогу важно понимать как психологические закономерности развития межличностных отношений, также знать технологию их целенаправленного формирования.

Педагогической науке свойственна значительно более широкая интерпретация учебно-воспитательного взаимодействия, выходящая далеко за психологические рамки. Она призвана разрабатывать такие важные ее аспекты, как нравственно-этический, эстетический, технологический.

Отталкиваясь от психологического определения общения как «информационного и предметного взаимодействия» (Я.Л. Коломинский), в целостном процессе педагогического общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты. Они органически взаимосвязаны. Предметное взаимодействие порождает коммуникативное. Последнее же в свою очередь обеспечивает продуктивность первого.

Подчеркивая детерминированность коммуникативного взаимодействия целью и содержанием предметной деятельности, следует отметить, что в некоторых случаях оно является самоценным. Таковы, например. Разговоры воспитателя с воспитанниками по душам, «с глазу на глаз». Педагогический смысл доверительного общения заключается в интенсивном обмене личностными духовными ценностями. Школьники испытывают дефицит именно такого общения.

Педагогическое общениеширокое понятие, включающее все многообразие коммуникаций учителя – не только с учащимися, но и с их родителями, коллегами, администрацией. Объектом нашего анализа темы является базальное, т.е. основное профессиональное. Взаимодействие с детьми. Другие виды педагогического общения, призванные обеспечивать его продуктивность, имеют свою специфику.

Итак, педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическое общение рассматривается как профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата (А.А. Леонтьев).

Поэтому для правильной организации эффективного педагогического общения будущему педагогу необходимо понимать цель и содержание этого общения, знать его функции и средства, виды и стили педагогического общения, его общую структуру и различные модели.

Цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, так и в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. Именно общение способствует возникновению и становлению, формированию и развитию новых свойств и качеств индивидуальности как обучаемых, так и обучающих. Только в процессе педагогического общения может успешно осуществляться формирование общей и профессиональной культуры студентов, системы жизненных целей и ценностей, нравственных норм и принципов.

Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию преподавателем взаимопонимания и взаимоотношений со студентами с помощью различных коммуникативных средств. Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многопредметный социально-психологический феномен. Оно разнообразно по своей направленности и своему внутреннему содержанию. Познать сущность педагогического общения можно, лишь проанализировав предмет общения, то есть, то, по поводу чего оно происходит.

Средства педагогического общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели.

Реализация педагогического общения, успешное достижение его целей и содержания при помощи выбранных средств обеспечиваются путем осуществления определенной совокупности функций этого общения. В ходе выполнения этих функций происходит желаемое взаимодействие педагога с учащимися, в результате которого и формируются необходимые педагогические условия для возможности решения поставленных задач учебно-воспитательного процесса.

Восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) – это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований. Понятия, формирующиеся у учителя, способствуют регуляции его поведения и деятельности в отношении учащихся. На основе действия механизмов обратной информации он получает знания об объекте общения, о протекании общения, что и обеспечивает ему поиск новых, более совершенных способов общения.

Понимание личности ученика учителем создает атмосферу заинтересованного к нему отношения и доброжелательности, помогает в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию восприятия и понимания личности ученика учителем можно рассматривать как важнейшую.

Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе. Информационная функция предусматривает организацию индивидуального, группового и коллективного общения.

Функция организации деятельности способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений.

Нормативная, котораянаправлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию. Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов.

В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.

Регулятивная. Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации.

Обмен ролями предоставляет возможность войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать, прочувствовать позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деятельности. Обмен ролями – это функция общения, направленная на социализацию личности школьника через смену социальных ролей. Смена ролей приводит к изменению проявлений личности, адекватному восприятию и пониманию других людей.

Сопереживание – уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей и целых коллективов, обеспечивает учителю выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения. Формирует способность стать на позицию, точку зрения другого человека, нормализует отношения в коллективе. В основе сопереживания лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого человека, и гуманное отношение к личности другого.

Умение учителя сопереживать помогает понять внутренний мир ребенка, его личностную позицию для обеспечения гармоничного взаимодействия, как бы исходя от инициативы объекта общения.

Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные физические и интеллектуальные силы, осознание своего «Я», инициирование духовной силы, стимулирует его творческие способности, формирует адекватную самооценку, ставит приоритетные, значимые ориентиры его самоопределения и будущих самостоятельных действий. Способствует реализации стремлений ребенка к высокой оценке и самооценке своих личностных достижений.

Все многообразие функций общения не сводится только к рассмотренным нами. Но их реализация обеспечивает основную педагогическую направленность общения. Осознание их учителем, воспитателем поможет по-строить модель общения, обеспечивающую решение как коммуникативных, так и дидактических задач урока или воспитательного воздействия.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.