Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исторические типы государств и многомерное политическое управление





Древнегреческий философ Платон, поборник египетского кастового государства, полагал, что в обществе обязательно должно быть три сословия: философы-правители, воины и земледельцы с ремесленниками. Сословность (т.е. наследование прав и профессий) существовала как при рабовладении, так и в монархических государствах, и к сегодняшнему дню практически полностью себя изжила. Согласно древним ведическим представлениям кастовость обусловлена возрастным разделением людей и ни в коем случае не могла закрепляться за человеком на всю жизнь и, тем более наследоваться.

Греческий историк Полибий полагал, что общество развивается от одного типа власти к другому: от аристократии (власть лучших) – к олигархии (власть немногих), от олигархии – к демократии (власть народа), от демократии – к монархии (власть одного), от монархии – к тирании (абсолютная власть одного человека), от тирании – к аристократии, и цикл повторяется снова. В поисках лучших способов управления государством древние греки испытали различные пути прихода к власти: наследование, выборы, конкурс, жребий, назначение, награда. Если бы смена типа власти происходила без интриг и крови, то социальная структура общества была бы совершенной, т.е. открытой. Но интрига, положенная в основу управления государством, нередко приводила к кровавым событиям, и существует только потому, что в управлении отсутствуют этические принципы. Поэтому, когда сталкиваются политические интересы, люди ведут себя без учёта каких-либо моральных правил.

Открытость социальной структуры предполагает не только возможность бескровного становления любого типа власти (аристократии, олигархии, демократии, монархии), но и различные способы прихода к ней (выборы, наследование, конкурс и т.д.), предписанные конституцией. Одновременное сосуществование всех типов власти в государстве избавляет общество от их недостатков (поскольку они компенсируются преимуществами различных типов власти), что уничтожает бессмысленный исторический круговорот, делает социальную структуру устойчивой, а её эволюцию управляемой.



На одной из конференций по психологии приводился пример выживания одиннадцати детей, вместе прошедших несколько фашистских лагерей смерти. Старшему из них было двенадцать лет, самой младшей пять лет. Этот интернациональный коллектив лидера как такового не имел, но для каждой ситуации находился свой лидер. Благодаря чёткому распределению ролей ивзаимопомощи дети смогли выжить в условиях, которые вынесли далеко не все взрослые. Этот факт позволяет провести параллель с выживаемостью государства. Как нам представляется, в государстве должны быть независимые друг от друга функционально разделённые центры всех типов власти, и у каждого должна быть своя роль, так как это повышает жизнеспособность общества и может привести к открытости социальной структуры. В принципе, это то, что не сделали греки, но чему положил начало Наполеон, разделивший законодательную, исполнительную и судебную власти на независимые общественные институты (идея разделения власти была высказана ещё в XVIII веке французским социологом Ш. Монтескье). Но главное – не независимость властей друг от друга, а круговая соподчинённость.

Сейчас в мире отчётливо выделился по своей специфической роли ещё один центр власти, так называемая, "четвёртая власть" – средства массовой информации, которые несут политическую (идеологическую) функцию. Страны Запада поступили совершенно правильно, сделав их независимыми от государства (хотя не добились их независимости от капитала). Разделение ролей и функций власти в обществе – гарантия его выживания даже в экстремальных условиях.

Соединив идеи Полибия и Наполеона, можно получить социально открытую систему сосуществования всех пяти типов власти, которые распределены по функциям между существующими структурами общества.

(С помощью таблицы 6 становится наглядно понятным соответствие типов власти общественным структурам, их функциям и способам прихода к власти).

Никто, наверняка, не будет возражать против карающей функции, если она применяется не только к простому народу, но и к представителю власти. Да и самим власть имущим будет намного проще, если политика будет осуществляться по неизменным правилам, ведь невозможно выиграть игру, правила которой постоянно меняются. А в жизни без этических принципов именно так и происходит. Движение истории по кругу, о котором говорил Полибий, происходит потому, что обществу не хватает то законодательной власти (что приводит к демократии), то исполнительной власти (и тогда общество приходит к олигархии), то карающей власти (тогда периоды вседозволенности сменяются тиранией).

Аристократия. Признаки её власти мы можем наблюдать в формировании мнений через средства массовой информации. Допуск к ним лучших представителей общества характеризует власть аристократии. Независимые газеты и телекомпании имеют политические симпатии, а потому всегда партийны. Если мы установим, что ни одно мировоззрение не может быть государственным, то ведущая партия будет доказывать на практике жизненность своей платформы, и все удачные социальные находки могут быть использованы государством в будущем.

Олигархия в данной системе – это элементы президентской власти, которая формирует правительство во главе с премьером. Она распространяется на всю хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность страны, а также на армию. Известно, что власть вообще развращает человека, а абсолютная власть развращает абсолютно. К сожалению, президент, избранный всеобщим голосованием и ставший главнокомандующим армией, имеет все условия для установления диктатуры. Не случайно в своё время Муссолини провозгласил, что избранный всенародно глава государства – превыше закона. Российский народ не из учебников знает о влиянии качеств личности на общество и его историю. Но мы плохо учимся у истории – как на её положительном, так и отрицательном опыте. Ирокезы создали союз племён, во главе которого стоял союзный совет, состоявший из 50 сахемов и имевший двух высших вождей с равными полномочиями и властью. У спартанцев тоже было одновременно два царя. В Древнем Риме во главе государства стояло два консула. И одна из главных причин того, что эта форма правления не смогла сохраниться в истории – это отсутствие в руководстве женщин. Характерные черты мужского начала власти – стремление к преобразованиям и жёсткость, женского же – консерватизм и мягкость. Один человек не сможет сочетать в себе одновременно эти противоположные качества, но мужчина и женщина, разделившие на паритетных началах пост президента страны, такое сочетание качеств имеют. Все мировые примеры успешного правления связаны с активным участием в государственных делах женщин. Поэтому в России должно быть два правителя – мужчина и женщина, подотчётные друг другу, имеющие одинаковые права и обязанности. Правители без участия Государственного Совета назначают на ключевые правительственные посты своих единомышленников. Поскольку обществом должны управлять законы, поэтому указы Правителей и постановления правительства могут носить временный характер и действовать в период их правления. Они будут приобретать статус временного закона после утверждения их Думой, и статус закона после утверждения Референдумом. Такая многоступенчатость предотвратит проникновение в государственные законы и конституцию случайных и вредных для общества законов и позволит каждому из нас принимать участие в законотворчестве.

Монархия. Признаками её власти в стране является введение поста Верховного Арбитра государства, который переходит по наследству. Монарх, хотя и лишён исполнительной и законодательной власти, всегда сможет призвать к ответу и Думу, и Правителей, и Правительство, и Верховный Суд, если в их действиях будет нарушена Конституция или права человека. Монарх, имеющий богатое традициями семейное воспитание и разностороннее образование, носитель этических традиций, символ нации и государства, всегда будет на страже законности в России. В его функции будет входить: роспуск Думы, когда он будет не в состоянии преодолеть внутренние противоречия; объявление импичмента Правителям и Правительству при потере ими контроля над ситуацией; объявление о перевыборах Думы, Правителей и созыве Референдума. Благодаря ему будет невозможна подмена одной власти другой и вообще любая узурпация власти. Монарх – это хранитель национальных моральных традиций, всегда стоящий на страже стабильности в государстве и опирающийся на Старейшинат.

Тип власти по Полибию Функция Социальный институт Способ прихода к власти
Аристократия Идеологическая Партия, средства информации Конкурс
Олигархия     Оперативная Два правителя Конкурс, выборы
Исполнительная Правительство Назначение
Монархия Охранная Верховный арбитр Наследование
Демократия     Законодательная Дума Конкурс, выборы, жребий, награда
    Референдум Все по праву
Тирания     Судебная Верховный суд Конкурс, выборы, жребий, награда
Оценивающая Старейшинат Автоматическое вхождение

Таблица 6. Социально открытая система организации и развития общества.

Демократия. Её проявление связано с законодательной функцией, т.е. с парламентом (Думой) и Референдумом (всеобщим голосованием за апробированный обществом закон).

Для того, чтобы Референдум действительно отражал мнение народа, нужно предлагать людям выбирать не только ту или иную кандидатуру или голосовать за готовое предложение, но и самим иметь действительную возможность вносить свои предложения, замечания и кандидатуры в бюллетень.

Бывший Верховный Совет, а теперь и Дума, порой подменяли функции Президента. Принимая нелепые законы о налогообложении, которые разваливали экономику страны, члены этого совета скрывались за коллективной ответственностью. Поэтому право издавать указы и постановления нужно оставить только Правителям и Правительству, несущим персональную ответственность за положение в государстве, в руках которых находится оперативное управление страной. Необходимо ликвидировать коллективную ответственность законодательного органа, которая в действительности оказывается полнейшей безответственностью, и принять закон, по которому каждый член Думы персонально отвечает за свой шаг, получая штраф в случае поддержки неудачного закона или вознаграждение за удачный закон.

Поскольку мы стремимся, чтобы обществом управляли этические принципы, а не должностные лица, то независимо от воли новых Правителей предыдущая программа должна быть выполнена. Обычно каждая новая политическая программа стремится подавить конкурентов, в то время как должны иметь право на существование все когда-либо действовавшие положительные программы. Ведь из них сотканы прошлые и будущие события. Мы не можем отказываться от сегодняшней программы реформ, давшей свободу предпринимательству и торговле. Сосуществование программ способствует совершенствованию таких моральных принципов, как терпимость, уважение, сотрудничество, а с другой стороны, делает жизнь общества разнообразной и полной. Для реализации этого необходимо, чтобы новые Правители России, назначая своё правительство, частично оставляли прежнее, которое продолжало бы работать над осуществлением своих незаконченных программ.

Тирания. Приемлемым признаком её власти является право наказывать или награждать. Судебной властью наделяется Верховный Суд, а оценивающей – Старейшинат. Кроме права присуждения наград, ему необходимо также вменить право утверждать или отменять указы, постановления, решения правителей и правительства после окончания срока их действия. По результатам управления политических и государственных деятелей он выносит им поощрения или наказания (определяя меру вознаграждения или передавая дело в Верховный суд); призывает к ответственности исполнительные органы власти, если ухудшилось благосостояние народа или нарушены права человека. Старейшинат должен состоять из двух палат, в одну из них входят мужчины, в другую – женщины. За свои действия он отвечает перед Верховным Арбитром. Старейшинат несёт ответственность за поддержанный им или не поддержанный указ.

Сложившаяся практика выборов не гарантирует прихода к власти достойных государственных мужей, поскольку в предвыборной борьбе ныне побеждают не те, кто достоин, а те, кто имеет связи или деньги. Неудивительно поэтому, что в органах общественного управления оказывается множество непригодных к политике людей. Когда эти люди получат реальную власть, они будут вынуждены отрабатывать вложенные в них деньги и забудут о своих предвыборных обещаниях. Это болезнь не только России, но и всех стран, начиная с демократии Эллады и кончая "самой демократической страной" США. Древнегреческий философ-киник Диоген, критикуя выборную систему, говорил: "Выборы – это когда 20 ослов постановляют называть одного из них конём". Наследование власти, существовавшее при монархии, тоже имеет ряд пороков, например, когда у руля правления оказывались дети, не имеющие никакого жизненного опыта и становившиеся игрушками в руках их попечителей. В истории наиболее долгоживущей оказалась Конституция города-полиса Венеции, просуществовавшая, как считают западные историки, 960 лет. В этом городе, контролировавшем значительную часть Средиземноморья, из нескольких сотен родовых кланов, допущенных до выборов, выдвигались лучшие представители. И из лучших избирали лучшего, который и становился главой этого города-государства.

На заре цивилизации государственная служба была добровольной, и человек за неё ничего не получал. Начиная с древнеафинского законодателя Солона, за госслужбу стали платить. Уже тогда высказывались опасения, что власть превратится в источник наживы и будет доставаться не только тем, кто призван служить обществу, но и тем, кто будет наживаться на обществе.

Наиболее оптимальная форма прихода к власти – это одновременное сочетание всех форм борьбы: первоначально кандидаты проходят конкурс способностей и индивидуальных достижений. После отбора достойных происходит жеребьёвка и остаются три претендента на одно место. Они дают ответ на такие вопросы анкеты, на какие отвечают сотрудникам ФБР будущие конгрессмены США. Тогда избиратели могут выбрать уже не по внешнему виду и обещаниям, а по обнародованным анкетам, из которых всем будут ясны личностные качества и способности претендентов.

Круговорот от одной формы власти к другой можно наблюдать в истории всех народов, независимо от того, какая была у них формация: феодализм, капитализм или социализм. Эволюция общества в действительности идёт не от формации к формации, а по пути увеличения прав и свобод граждан. Так, во времена феодализма крестьяне не имели права носить такую же одежду, как феодалы, посещать балы и места, где проводили досуг их господа, учиться в учебных заведениях для высшего сословия, жениться или выходить замуж за лиц из высших кругов и т.д. Капитализм отменил официальные запреты, хотя неофициальные остались. В России все эти запреты были отменены в 1917 г., однако народ получил прав значительно меньше, чем добилась к тому времени Западная Европа. Особенно преуспели в этом Соединённые Штаты Америки, когда приняли свою знаменитую поправку к конституции "О правах человека".

Одновременное присутствие всех видов государственной власти, о которых говорили древние греки, и правильное их соотношение избавят демократию от безответственности, олигархию и тиранию от произвола, аристократию от мягкотелости, монархию – от жестокости в борьбе за трон. С другой стороны, сочетая все формы прихода к власти, общество очистится от безответственных и безнравственных политиков.

Семи вышеперечисленных функций (см. таблицу 6) вполне достаточно, чтобы система была устойчивой, – при условии, что верховные государственные организации взаимодополняют, а не подменяют друг друга, и ни одна из этих структур не может уничтожить другую. Ведь в организме органы не занимаются взаимоуничтожением, а дополняют и помогают друг другу.

В каждой из этих общественных структур для чёткого осуществления своей функции должен обязательно присутствовать моральный принцип, главным проводником которого эта общественная структура является (см. таблицу 7).

Таблица 7. Общественные структуры – главные носители моральных принципов.

Использование в реформах исторического опыта человеческой цивилизации позволит прийти к открытости государства, т.е. превратить его в живой развивающийся организм.

Механизмы эволюции общества

Вопрос не в том, как изменить мир; вопрос в том, как управлять его эволюцией. Если есть закономерность в истории, и мы её знаем, то можем строить так своё поведение, чтобы не мешать эволюции. Но, по мнению некоторых философов, в истории нет закономерности, и кроме хаоса, интриг и переворотов, в ней ничего больше увидеть нельзя. Европоцентристское представление о том, что эволюция общества идёт поступательно от Египетской цивилизации к Греческой, от Греческой к Римской, а от Римской к современной Европейской, ввёл в социологию немецкий философ Георг Гегель. Английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби выдвинул теорию круговоротов, сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения, причём, эти круговороты не создают никакой преемственности в своём развитии и, как планеты, независимы в своих обращениях. Движущей силой развития этих цивилизаций, по Тойнби, является "творческая элита", увлекающая за собой "инертное большинство".

Миром правит не борьба, как думал Гегель, а человеческие ценности. Борьба – лишь результат стремления к ним. Фридрих Ницше был более прав, чем Гегель, когда вложил в уста Заратустры слова: "Любовь и голод правят миром".

Эволюция общества, как уже указывалось, идёт в сторону снижения эксплуатации, по пути приобретения человеком всё большего количества прав и свобод. Мы это можем видеть на примере права на инициативу: в условиях рабовладения у рабов такое право отсутствовало, зато оно получило широкую свободу при капиталистических отношениях. Но количество прав, предоставляемых обществом, не может быть беспредельным. И как бы человек ни старался придумывать новые, количество свобод всегда конкретно. Общество имеет предел в своём развитии, и дальнейшая его эволюция может продолжаться при условии, если человек начнёт работать над собой и будет развивать свои внутренние свободы, способности и возможности организма, т.е. если цели социальной и индивидуальной эволюции совпадут. Тогда акцент развития общества переместится на человека. Новая формация возникнет на планете только тогда, когда совершенствование индивидов станет значимой задачей для общества.

При феодализме критерием прав являлась принадлежность к правящему сословию, при капитализме – собственность, а при создании этического государства, т.е. Живого Общества критерием прав будут способности человека.

Концепции, объясняющие историю, как правило, были противопоставлены друг другу. В действительности, формации сменяют одна другую и отличаются друг от друга видом используемой энергии и её количеством на душу населения. Но никакой исторической необходимости в их смене нет, есть только "упущенные возможности, которые никогда не повторяются", и есть индивидуальная ответственность за свои поступки или бездействие. Точно так же имеются и круговороты, о которых говорил Полибий, но все эти явления происходят только потому, что общество или не имеет никакой цели, или управление происходит без соблюдения этических принципов.

Ни в коем случае нельзя считать закон Мальтуса о росте народонаселения и убывании плодородия почв безосновательным, поскольку он уточняет проявление принципа соизмеримости в обществе, и не опровергает Маркса, как думал В.И. Ленин, а наоборот, дополняет его. В защиту правоты Мальтуса можно привести простой пример: даже муравьи, достигая при размножении критического количества, собираются и нападают на соседний муравейник.

Нельзя сбрасывать со счетов учение об обществе основателя геополитики Ш. Монтескье, который выводил законы государства из природных факторов. Наш современник Р. Шовен – исследователь поведения животных указал на удивительные примеры зависимости внутренних отношений от внешних факторов. Он рассказал о наблюдениях за двумя стадами гамадрилов, в одном из которых господствовала тирания, а в другом – демократия. В первом стаде вожак выделялся своей свирепостью, а во втором стаде вожака почти не было видно. Ясно, что такие отношения складывались при стечении внешних обстоятельств, а не из-за экономики. Маркс усматривал в происхождении эксплуатации собственность, но в действительности она была порождена человеческими отношениями, закреплёнными в традициях и законах, которые обусловлены внешними факторами и обстоятельствами. Драконовские условия рождают драконовские традиции, звериные отношения и кабальные законы.

На геополитических позициях стоял наш соотечественник Л.Н. Гумилёв, который считал разнообразие ландшафта народообразующим фактором. По выражению В.И. Вернадского, Человечество давно превратилось в геологическую силу, преобразующую ландшафты, и таким образом оно стало способным преобразовывать самоё себя. О влиянии экологии на политику было известно ещё древним грекам, которые с горечью констатировали, что Грецию съели козы. Действительно, вырубка лесов под пастбища ведёт к устойчивым засухам и, соответственно, к неурожаям и голоду, что влечёт за собой социальные напряжения и распад общества. И Греция – не единственная страна, уничтожившая сама себя. Там, где раньше шумели нивы древних цивилизаций, сейчас мы находим лишь пустыни, полупустыни и степи. По причине огненно-подсечного способа обработки земли образовались индийские пустыни, Каракумы, пустыни и степи на юге нашей страны, где ещё в начале нашего тысячелетия шумели лиственные леса и водились субтропические животные.

Хищническая вырубка лесов, совпавшая с началом становления капитализма на планете, привела к общепланетному похолоданию. Гренландия, где вплоть до XVI века выращивали виноград, покрылась льдами. Усилился ледовый покров Северного океана, умеренный климат стал резко континентальным, засухи в местах отсутствия лесов стали явлением постоянным. До революции в России, благодаря исследованиям В.В. Докучаева, был восстановлен в Поволжье участок леса, и с тех пор старожилы не припомнят, чтобы там когда-либо была засуха.

Современное земледелие в бывшем СССР мало чем отличалось (да и сейчас не отличается) от варварского огненно-подсечного способа ведения хозяйства, существовавшего в древности: всё та же возрастающая эрозия и падение плодородия почв, хотя современные достижения агробиологии позволяют наращивать гумус и предотвращать эрозию.

Приведённые примеры показывают связь социальных и природных явлений между собой. Качество этой связи, ведущее к тем или иным событиям в обществе и в природе, определяется опять-таки человеческой моралью. Чем она выше, тем лучше Человечество вписывается в окружающий мир и не отторгается им, тем полнокровней и разнообразней природа (поскольку не происходит вымирания видов из-за неразумной деятельности человека), и тем лучше становится сам человек под её воздействием.

Путь эволюции – это всё большая интеграция: от стада к племени, от племени к общине, от общины к государству, от государства к Живому Обществу – Нообиоценозу. Эти социумы отличаются друг от друга, как отличается вирус от бактерии, бактерия от клетки, клетка от многоклеточного организма, многоклеточный организм от человека. Современному обществу мешают объединиться различные религии и мировоззрения, всевозможные преходящие внешние ценности. Для того, чтобы снять противоречия между ними, необходимо, чтобы люди сосредоточили своё внимание на непреходящих внутренних ценностях: на знаниях, на своём самосовершенствовании и своих способностях.

Историю не может двигать борьба. Историю движет сила, т.е. деятельность людей. А на деятельность, как известно, влияют и ландшафты, и экология (геополитика), и количество людей (Мальтус), и формы взаимоотношений людей (мораль) и ценности, т.е. ради чего эта деятельность совершается. Если деятельность человека неизменна, то события, двигаясь по кругу, ничего особенно не меняют. Но если появились новые идеи, имеющие ценность для народа, то деятельность людей под их воздействием изменяется, изменится течение событий, а значит и история. В основе деятельности человека лежит идея. История – это реализованная идея или попытка её реализации.

Если в обществе будет создан механизм, позволяющий адаптировать законы общества к новым событиям и вновь возникающим условиям существования так, чтобы при этом не нарушалась стабильность общества, то изменение хода истории не будет болезненно отражаться на людях.

Советский философ и историк Б.Ф. Поршнев видел в истории наше будущее. Но не только историки придерживаются подобных взглядов. Писатель Э.М. Ремарк выразил это так: "Помнить – значит предвидеть". Это совершенно верно, ибо события повторяются, и предсказывать их не представляет особого труда, если внимательно относиться к выполнению морального принципа соответствия, который заложен в самой природе. Он корректирует наше поведение, если мы его учитываем, и приводит жизнь в полный хаос, если мы на него не обращаем внимания. Он действует с неизменным постоянством независимо от воли и желания людей. Подавление, угнетение или бездействие в решении социальных проблем – для политика равносильно самоубийству. Если известна история, можно, благодаря закону соответствия, прогнозировать будущее народов и государств, творить своё будущее таким, каким мы хотим, чтобы оно было. Зная этот закон, можно прогнозировать события не только своей жизни, но и других людей; не только те, которые будут, но и восстанавливать те, которые уже были в забытой истории.

Нарушения принципов соизмеримости и преемственности ведут в будущем к социальной катастрофе, к нарушению нормального хода событий. И расплачиваются за это не только горе-политики, но и весь народ. Нарушения принципов терпимости, уважения и сотрудничества в итоге приводят к распаду государства и гибели нации. Пренебрежение принципом открытости задерживает и тормозит развитие общества и государства.

Движущей силой эволюции человека и общества является мораль – генетический код общества. Если он изменяется, организм стареет и умирает. Поэтому нашей задачей является создание общества с оптимально незыблемыми, неизменными моральными принципами, ибо только тогда можно говорить о бессмертии общества, народа и человеческой цивилизации.

Этика и социальный прогресс

В настоящее время показателем развитости страны является количество продукции, выпущенной на душу населения. По этим показателям первые три места занимают США, Япония и ФРГ. Но для самого человека эти показатели не столь уж существенны. Для него прежде всего важны уровень жизни (зарплата и цены на основные продукты потребления) и социальная защищённость, т.е. гарантия государства, что все права его будут соблюдены. По этим показателям на первом месте находится Швеция. Кроме этих двух показателей, человеку также важна социальная обеспеченность, т.е. доступность образования, жилья, медицинского обслуживания, полноценного отдыха, различных льгот. Поэтому показателю на первом месте была Россия (вернее, СССР). Все другие социальные показатели так или иначе связаны с этими тремя: уровень образования населения, средняя продолжительность жизни, количество внедрённых в производство эпохальных открытий и изобретений, количество используемой обществом энергии (с учётом КПД) на душу населения, уровень занятости и т.д. Динамика этих параметров демонстрирует наличие в обществе прогресса или, наоборот, регресса. Именно по этим показателям можно судить, в какую сторону идёт социальная эволюция, но никак не по количеству валовых показателей на душу населения, которыми пользовались тогдашние руководители СССР, что не позволило им заметить надвигающийся социальный кризис.

Если государство способно гарантировать соблюдение морали в своих законах, то оно способно гарантировать соблюдение прав человека, поскольку права и мораль взаимообусловлены. Основными правами человека, частично выделенными ООН, являются: право на жизнь, здоровье, на бесплатное образование, пособие по безработице, на долю в природных богатствах, на полное вознаграждение за свой труд, на собственность, свободу передвижения, защиту своего достоинства и прав, на свободу вероисповедания, на экстренную медицинскую помощь, право избирать и быть избранным. Из приобретаемых человеком прав (права по праву) можно выделить право на привилегии, отпуска, на вознаграждение за инициативу, на медицинское обслуживание, предпринимательство, семью и воспитание детей, на занятие должностей и т.д. Правовая защищённость человека – гарантия эволюции общества.

Однако перечисленных показателей не вполне достаточно, чтобы утверждать, что на фоне социального прогресса не происходит биологического регресса человека. Поэтому необходимо придерживаться чисто биологических критериев прогресса, которые одинаково применимы и к общественным явлениям:

1. Упорядочение (ордерогенез).

2. Повышение самоорганизации, выражающееся в увеличении количества связей (органогенез).

3. Зацикливание внешнего обмена веществ – среда–Человечество (циклогенез).

4. Повышение адаптивности (адаптогенез).

5. Повышение устойчивости внутренней среды при самых разнообразных внешних изменениях, т.е. повышение выживаемости (гомеостатогенез).

6. Универсализация людей и производств (универсалогенез).

7. Повышение коэффициента полезного действия использования энергии (энергогенез).

Придерживаясь этих критериев прогресса, ни человек, ни общество, ни государство не будут подвержены вырождению.

Предотвращение апокалипсиса

На протяжении всей истории Человечества высшей ценностью государства были территория, дешёвая рабочая сила и природные ресурсы. Эти ценности являлись причиной бесконечных войн, грабежей и завоеваний. Но как только высшей ценностью государства становится Человек, его Жизнь, Развитие и Совершенство, то исчезает потребность в войнах и становятся не нужны чужие территории, поскольку страна занята организацией и совершенствованием своего жизненного пространства. Государство уже не заинтересовано в дешёвой рабочей силе и в природных ресурсах, поскольку взращенные им совершенные люди способны решить любые существующие и вновь возникающие проблемы, в том числе проблемы дешёвой рабочей силы и нехватки природных ресурсов. Конкуренция между государствами остаётся, но она переходит из области материальной в область идеальную: создавать более качественные и дешёвые товары, изобретать новые производственные технологии, открывать новые методики совершенствования и воспитания человека.

В настоящее время военное решение конфликтов полностью исчерпало себя. Рассчитывать, что в третьей мировой войне останутся победители, в высшей степени наивно. Ядерные взрывы, кроме известных поражающих факторов, наносят биосфере Земли невосполнимый ущерб. Ударная волна, выбрасывая в стратосферу тонны пыли и воздуха, способствует разложению озонового слоя, что делает планету незащищённой от жёсткого, всё испепеляющего ультрафиолетового излучения. Не случайно поэтому площадь ядерных пожаров, как правило, превосходит площадь поражения, а выделенная в результате них энергия может в десятки раз превосходить энергию самого взрыва. Пожары, вызывая испарение, стимулируют ливневые дожди. Подсчитано, что взрыв мощностью 4 Мт в зоне сгущения жизни или нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности, способен вызвать такое обилие дождевых масс, что они будут стимулировать землетрясения, которые разрушат города, военные и химические объекты, пло тины и атомные электростанции. В результате этих разрушений в атмосферу и гидросферу попадут многие тонны отравляющих и радиоактивных веществ, что сделает планету непригодной для жизни. Землетрясения и извержения вулканов, выбрасывающие многие тонны вулканического пепла в стратосферу, сокращающие поступление солнечной энергии, приостановят ливневые дожди и разогревание планеты. Зима будет длиться 3-5 лет, пока пыль, выброшенная в стратосферу, не осядет на поверхность Земли. После чего снова начнётся разогревание планеты и пойдут ливневые дожди, которые снова приведут к всемирному наводнению и землетрясениям. Циклы многолетней зимы и наводнений будут повторяться до тех пор, пока избыточное количество углекислого газа, возникшее в результате пожаров, не будет поглощено биосферой. Погибнет не только цивилизация, но и всё Человечество. И если люди смогут сохраниться где-то высоко в горах, то неизбежно в дальнейшем мутируют и выродятся в примитивные виды, при условии сохранения биосферы.

Ударная волна выбрасывает огромные массы воздуха с Земли в космос, и при взрывах общей мощностью 3000 Мт атмосферное давление упадёт до 0,3 атмосфер, что сделает вообще невозможной жизнь на Земле.

Какие бы способы убийства для новой мировой войны люди ни придумывали (боевые лазеры, нейтронное излучение, химическое, бактериологическое и сейсмооружие), вызывающие массовую гибель людей и животных, результат будет один – гибель Человечества, а, возможно, и гибель всей биосферы планеты. Это произойдёт из-за быстрого разложения трупов, что изменит состав атмосферы. Так, при одновременной гибели 700 миллионов человек, в результате анаэробных и аэробных процессов в течение первых трёх дней выделится такое количество метана и водорода, которое полностью разложит озоновый слой и вызовет массовые пожары с последующими ливнями и землетрясениями. К настоящему времени построено такое количество АЭС, что если одновременно случатся аварии хотя бы на одной десятой их части, то Человечество будет уничтожено.

Таким образом, современная мировая война становится полной бессмыслицей, поскольку она не разрешает международных конфликтов, но способна уничтожить не только противоборствующие стороны, но и всё Человечество.Мы подошли к рубежу, когда без этики в международных отношениях дальнейшее существование Человечества немыслимо, ибо всё труднее и труднее сдерживать аморальный хаос разрушения. Потребность мирового сообщества в этических принципах стала очевидной как никогда.

Этика в армии









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.