|
Психическое развитие ребенка в эмбриональном периодеСтр 1 из 2Следующая ⇒ Семестр Семинарское занятие № 1 Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде Цель: проанализировать особенности протекания эмбрионального периода. основные понятия: эмбриология, эмбриональный период, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, зигота, беременность, триместр, эмбрион, плод,роды, эмбриональная психопатология, кризис новорожденности. контрольные вопросы: 1. Что изучает эмбриология. 2. Дайте краткую характеристику трёх периодов пренатального развития и опишите основные стадии каждого из них. 3. На каком основании выделяется период эмбриона и период плода. 4. Какие факторы влияют на внутриутробное развитие плода. 5. С чем связано развитие эмбриональной психопатологии. Что такое тератогены? Опишите последствия их воздействия в течение пренатального периода. 6. Назовите основные факторы, влияющие на появление патологий в развитии ребенка. 7. Дайте краткую характеристику основным стадиям родов. 8. Какие факторы могут стимулировать развитие детей недоношенных, маловесных или переживших родовую травму? 9. Почему Л.С. Выготский считал, что в период новорожденности развитие носит смешанный, промежуточный характер между внутри- и внеутробной жизнью? 10. Способны ли новорожденные к научению? Как это можно доказать? 11. В чём заключаются критерии, по которым, по которым млжно судить о формировании потребности в общении у младенца? 12. Какова роль общения в психическом развитии младенца? Когда появляется и о чём свидетельствует избирательность эмоциональных реакций младенца? 13. Приведите примеры исследования зрительной и слуховой систем и интермодальной перцепции. Тестовые задания 1. Самые быстрые пренатальные изменения, когда закладываются основания всех структур тела и внутренних органов, происходят: а) в герминальный период; б) на стадии зиготы; в) в эмбриональный период; г) на стадии плода. 2. Фетальный период продолжается: а) с рождения до двух недель; б) со 2-й по 8-ю недели; в) с 8-й недели до 7-8 месяцев; г) с 9-й недели до рождения. 3. Жизнеспособность, т.е. способность плода жить вне организма матери при условии интенсивной поддержки и особого ухода наступает приблизительно в возрасте: а) 24недель; б) 7-8 недель; в) 8 месяцев; г) 1-2 месяцев. 4. Термин «тератогены» означает: а) условия среды, способствующие развитию цефалокаудальной тенденции развития; б) токсические агенты, нарушающие цефалокаудальную тенденцию развития; вусловия среды, способствующие развитию в пренатальный период; г) токсические агенты, вызывающие нарушение нормального развития в пренатальный период. 5.Психологическим критерием окончания кризиса новорожденности считается: а) появление зрительного и слухового сосредоточения; б) возможность образования условных рефлексов; в) момент, когда ребёнок после потери веса наберёт первоначальный вес, с которым он родился; г) комплекс оживления как эмоциональная реакция на взрослого человека. 6.Центральное новообразование новорожденности, по Л.С.Выготскому, - это: а) комплекс оживления; б) ощущения; в) индивидуальная психическая жизнь; г) безусловные рефлексы. Кейсовые задания 1. Ситуация. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон. Назовите причину данного явления. 2. Ситуация. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всем телом. Объясните это явление. Как в этом случае должна мама одевать малыша. 3. Ситуация. Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Практически неизменным остается новорожденный ребенок, который по прежнему снабжен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. С чем связано рождение ребенка как самого беспомощного среди детенышей животного мира? Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привычек у ребенка? Что такое «комплекс оживления»? Какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка? 6. Ситуация. Кисти рук новорожденного, крепко сжатые в кулачки, к 2 мес. Начинают расслабляться. Раскрытая ладонь – орган познания. Теперь ребенок может взять игрушку, которую протягивает взрослый, может выбрать самую интересную и заняться ею – ухватить её, вертеть, ощупывать, подносить поближе к лицу, пробовать «на зуб». В чем психологический смысл подобных действий? Семинарское занятие № 2. Какое значение имеет это для психического развития ребенка? 2. Ситуация. Мама Наташи (4 мес.) все время - и на прогулке, и дома – говорит, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!». Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка? 3. Ситуация. Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг заплакала. Почему это случилось? В каком возрасте и в какой последовательности дети овладевают предметными действиями? Назовите приемы формирования действий с предметами. В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка? Как взрослый должен удовлетворять потребность малыша в общении? Как развивать такое общение? 7. Ситуация. Родители Нины заметили, что в первые 2-3 месяца их дочка легко вступала в контакт с любым человеком, а к 6-му месяцу узнавая знакомое лицо, отдавала ему некоторое предпочтение перед чужими. После 6 мес. Девочка стала очень избирательна в своих контактах, стала больше тянуться к родителям, неизменно отстраняясь от незнакомых людей. С чем связана такая метаморфоза? Стоит ли организовывать для годовалых детей какие-то совместные со сверстниками игры, общение? 9. Ситуация. Жене 1 год. Она передвигается, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается. Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равновесия, падением)? 10. Что должны делать родители, чтобы развивать самостоятельность ребенка при общении его с внешним предметным миром? С чем связан процесс перехода ребенка от свободного манипулирования вещами к предметной деятельности? 12. Ситуация. В раннем возрасте одним из основных факторов развития является предметное действие. Чем предметное действие отличается от манипуляций младенца? 13. Мише (1 год 3 мес.) ещё трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание. Влияет ли такой подход к ситуации на развитие речи ребенка? · Составить таблицу: «Физическое развитие младенца»:
Семинарское занятие № 3. Дошкольный возраст Какие качества личности формируются у детей в данной игре? 2. Ситуация. Если ребенок рисует то, что наблюдал лично, чего не было в его личном опыте, тогда у него получаются рисунки-схемы, рисунки-планы. Семинарское занятие № 4-5 (4 часа) ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Цель: дать представления об основных особенностях развития детей в младшем школьном возрасте основные понятия: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, новообразование, внутренний план действий, произвольность психических процессов, учебная деятельность, готовность вопросы для обсуждения: 1. Анатомо-физиологические особенности младшего школьника. 2. Основные условия и факторы психического развития и формирования личности младшего школьника. 3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в период начального обучения. 4. Особенности общения и трудовой деятельности младшего школьника. 5. Формирование психологической готовности младшего школьника к переходу в средние классы. контрольные вопросы: 1. Особенности психического развития младшего школьника. 2. Особенности познавательной сферы младшего школьника. 3. Кризис 7 лет. Причины выделения, пути сглаживания. 4. Учебная деятельность и причины ее становления. 5. Диагностика отклонения психического развития в этом возрасте. 6. Особенности личностного становления ребенка в младшем школьном возрасте. 7. Как формируется общественное мнение в группе младших школьников? 8. Кто и почему пользуется авторитетом у младшего школьника? 9. Охарактеризуйте отношение младшего школьника к сверстникам противоположного и того же пола. 10. Психологическая готовность к переходу в средние классы (формирование и проявления). Тестовые задания Младший школьный возраст соответствует стадии в периодизации психосексуального развития 3. Фрейда: 1. Фаллической 3. Латентной 2. Генитальной 4. Анальной Семинарское занятие № 6 С чем это связано? 16. ситуация. мама обратила внимание на то, что её сын миша стал каким-то безразличным ко всему. мама говорит: «ты плохо выполни домашнее задание». он отвечает: «ну и пусть плохо!». после грубого разговора сына по телефону со сверстником мама сказала, что так ведут себя плохие мальчики. он опять: «и пусть я плохой». Семестр Семинарское занятие № 1 Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|