|
Результаты изучение сформировавший начальных навыков учебной деятельности в дошкольном возрасте ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Я проходила практику в ГУО «Ясли-сад № 9 г.Лида». Целью моей работы было изучить особенности формирование начальных навыков учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Первым методом, который я использовала было опрос детей. В течение нескольких дней я опросила детей средней группы. В результате опроса, я заметила, что дети были с разной умственной подготовкой. Поэтому я рещила провести эксперементальную работу. Она проходила в 3 этапа. 1 этап: Констатирующий Цель: Выявления уровня развитие умственной деятельности. Для проведение данного этапа я решила использовать «Шкалу умственного развития Бине - Симона» (смотреть приложение 1). Данная методика ориентирована для большой группы детей для 4-5 лет. В ней представлены различные задание, которые дети должны выполнить. В течение нескольких дней я проводила с 4 детьми,и вносила в лист ответов (смотреть Таблицу 1,2),пользуясь определенной шкалой. Таблица 1
Таблица 2
Проведя эксперемент, я внесла в лист ответов. Сделав вывод о том, что у детей разные степени умственной подготовки. Есть дети у которых, не все получилась. Эти м детям нужна подготовительная подготовка со стороны взрослого. 2 этап: Формирующий Цель: Совершенствование выявленных навыков на предыдущем этапе. Проанализировав результаты первого этапа, я выявила, что у Алексы Агаты не развита слуховая память; у Будревича Егора не развита сравнение предметов, форма, слуховая память, речь, мышление; у Семашко Анастасии не развита внимание; у Бобрик Влада не развита слуховая память, а так же и зрительная, речь. Для реализации поставленной цели я использовала следующие методы: 1. Игры и упражнение на развитие памяти, внимание, формы, мышление. В ходе проведения игр и упражнений я совершенствовала те качество, у которых детей были не развиты. Дети с удовольствием выполняли поставленные перед ним задачи. (смотрите приложение 2) 2.Занятие по развитию речи «Рассматривание обуви» (смотрите приложение 3) При проведении занятия, я старалась обратить внимание на тех детей, у которых была плохо развита речь. Дети на этом занятии отвечали более уверенно в себе. Так же отвечали полным и связанными по смыслу предложения. 3.Консультации для родителей на тему ««Интеллектуальное развитие дошкольников» (смотрите приложение 4) Разитие интеллектуальных способностей- это многосторонний процесс, поэтому большая роль отводится не только педагогам, но и родителям. При проведении консультаций я старалась обратить внимание родителей на то, что необходимо развивать интеллектуальные способности своего ребенка. Так,как в дошкольном возрасте закладываются основы умственной деятельности. 3 этап: Контрольный После проведения работы по формированию начальных навыков умственной деятельности, я провела контрольный эксперимент. Повторно предложила методику «Шкала умственного развития Бине - Симона» (смотрите приложение 1). Полученные данные внесла в таблицу. (смотрите таблицу 3,4) Таблица 3
Таблица 4
Сравнив результаты первого исследования (смотрите стр.17-21) и результаты контрольного этапа, я сделала вывод. Что при ранней диагностике и своевременно организованной работе, проявление начальных навыков умственной деятельности улучшаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведённое мной исследование показало, проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. В рамках проделанной мной работы я проанализировала такие основополагающие понятия как «предпосылки учебной деятельности». Я выяснила, что развитие предпосылок учебой деятельности у детей среднего дошкольного возраста происходит постепенно и последовательно, требует согласованного участия многих психических функций: памяти, сосредоточенности, внимания, восприятия. В ходе констатирующего эксперимента сначала был установлен исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у средних дошкольников. Результаты обследования детей средней группы показали, что в результате проведённой диагностики у детей преобладают высокий и средний уровни развития предпосылок учебной деятельности. Высокий уровень присутствует у одного человека, средний уровень у двоих детей.. Низкий уровень развития предпосылок учебной деятельности присутствует у одного ребенка. На этапе формирующего эксперимента мы апробировали содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности. Были подобраны различные игры, с помощью которых мы целенаправленно смогли повлиять на развитие предпосылок учебной деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Эти игры были направлены на развитие внимание, развитие памяти, внимания, развитие мышление. После повторного проведения диагностических методик на контрольном этапе эксперимента, я выяснили, что у большинства дошкольников уровень развития предпосылок учебной деятельности стал значительно выше. Так, до эксперимента высокий уровень развития предпосылок учебной деятельности имели 1 ребенка, средний уровень развития предпосылок учебной деятельности был выявлен у 2 детей, низкий уровень развития предпосылок учебной деятельности выявлен у 1 ребенка. После эксперимента высокий уровень развития предпосылок учебной деятельности выявлен у 2 детей; средний уровень развития предпосылок учебной деятельности был выявлен у 2 детей, низкий уровень предпосылок учебной деятельности не выявлен ни у одного ребёнка. Таким образом, анализ полученных результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что реализация работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством систематически и последовательности проведений занятий, создаёт условия для более эффективного их развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ: 1. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» Поддьяков Н.Н., Николаева С.Н., Парамонова Л.А., Просвещение М,1988. 2. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И. Цеханская; М.:Просвещение,1989 г. 3. «Умственное воспитание детей раннего возраста» Фролова А.Н.; К.: Рад.шк, 1989 г. 4. Учебная программа дошкольного образование 5. «Материнская школа» Каменский Я.А. 6. «Дошкольная педагогика» С.А. Козлова, Г.А. Куликова; Москва, Академия,2007 г. 7. «Обучения в детском саду» А.П.Усова; Москва,Просвещения.1981г. 8. «Механизмы формирования начальных навыков в дошкольном возрасте» [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2229572/page:3/ (дата обращение 26.12.2015г.) 9. «Взгляды А.П.Усовой на проблемы обучения детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-409330.html (дата обращения 26.12.2015г.) 10. «Методы обучения и умственное развитие ребенка.» Гальперин П.Я. М., 1985. 11. «Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников» Смолякова И.Н.: 4-е издание, г. Мозырь: Содействие,. 2014 г.
Приложения Приложение 1 В средней группе обследование начинается со шкалы умственного развития Бине-Симона. Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Детям предлагаются следующие задания: 1. Назвать свой пол. 2. Назвать несколько показываемых предметов 3. Повторить ряд из трех однозначных чисел. 4. Сравнить длину показанных линий. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий. В диагностический журнал, на страницу, отведенную для средней группы, вносятся условные обозначения, позволяющие быстро фиксировать результаты выполнения заданий (таблица 1): Задание выполнено – «+»; Задание выполнено не полностью – «+?»; Задание не выполнено – «-». Таблица 1
Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи. Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?» Перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (формочки), два из которых совпадают по цвету, размеру и форме, и предлагают ребенку найти одинаковые стаканчики. Эти же стаканчики ставят в ряд и просят ребенка запомнить их расположение. После чего местоположенисе стаканчиков меняют и задают вопрос: «Что изменилось?» При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Целое - часть». (Разрезанные картинки из трех – четырех частей.) Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные цвета, и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем ребенку предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом (в процессе игры взрослый не называет цвет кружочков). Восприятие формы проверяется с помощью игры – классификации «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту–таблицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что и в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соответствии с их формой. Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту». Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать предложение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушечную машину и пошел в детский сад». После этого психолог спрашивает у ребенка о порядке действий Вити. При исследовании слуховой памяти ребенку предъявляют для запоминания ряд слов, например: мальчик, дерево, осень, мама, дождь, свеча, луна, бант. Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых геометрических фигур и дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил. Для диагностики мышления используется проба из методики «Классификация по заданному принципу». Перед ребенком раскладывают набор картинок. На одних картинках изображено несколько предметов, на других – один. Ребенка просят разложить картинки в две стопки, исходя из количества изображенных предметов. Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз». Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик…», «Мальчик весело смеялся, потому что…», «Если дождь пойдет, то…». Данные проведенной диагностики фиксируются в таблице 2. Таблица 2
Приложение 2 ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|