Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Понятие личности в психологии.





Вопросы для обсуждения:

1. Проблема личности в системе современного научного знания.

2. Содержание понятия «личность». Критерии сформированной личности. Формирование личности: генеральный путь. Этапы: («первое» и «второе» рождение личности по А.Н. Леонтьеву).

3.Теории личности в психологии: зарубежные концепций личности (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон, А. Маслоу, К.Роджерс, Дж. Келли, К. Левин, Р. Кеттела, Г. Олпорт и др.); отечественные подходы к изучению личности (А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Л.И. Божович).

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить терминологический словарь следующих понятий:

Активность- понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей....

Аутсайдер- человек оставшийся в своей социализации.

Группа- совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков (см. также малая группа).

Коллектив- (отлат. collectivus - собирательный) - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Конформность-( лат. conformis - подобный, сообразный) - некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Личностный смысл- избирательное отношение личности к значимым для нее явлениям.

Мировоззрение- система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Направленность личности- понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Нравственный идеал- представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

Потребность- состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.

Статус- ( лат. status - положение, состояние) - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы.

Социализация- процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей.

Самооценка- оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Самоконтроль- осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

Эмпатия- ( греч. empatheia - сопереживание) - способность человека к сопереживанию, умение "вчувствоваться" в состояние другого человека, понимать его не "умом", а "сердцем".

Честь- по отношению к личности человека это его достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы. В общественном мнении это хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

2. Сделать сравнительный анализ понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект». Определения понятий запишите в таблицу.

Сравнительный анализ понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект»

Таблица

Понятие Определение понятия
   

 

Заполнить таблицу «Зарубежные теории личности».

 

Зарубежные теории личности

Таблица

Название теории Представители Определение личности Структура личности
       

 

Заполните таблицу «Теории личности в отечественной психологии».

 

Теории личности в отечественной психологии

Таблица

Авторы теории личности Краткая характеристика теории
   

5. Определите авторство:

1) «Реальным базисом личности человека является совокупность его и общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами». (Автор: ____________________)

2) «Личность – это перекресток, на котором уживаются индивидуально-своеобразное и социально-типичное. Психические свойства личности – «это то, чем может оказаться человек при определенных внешних условиях». Поэтому характеристика психики личности, является вместе с тем и предсказанием, как может вести себя человек при данных обстоятельствах». (Автор: ____________________)

3) «Личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса... Формирование и развитие личности определяется совокупностью социальных условий существования в данную историческую эпоху». (Автор: ____________________)

 

Основная литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. – СПб: Питер, 2012.

4. Петровский А.В. Психология: учебник – М.Изд. центр «Академия», 2009.

5. Психология: учебник /под ред. В.Н.Дружинина. – СПб: Питер,2009.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МПСИ, 2005.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., Питер, 2010.

3. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб., 2000.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.-336 с.

Тема: Потребностно-мотивационная сфера личности

Вопросы для обсуждения: (подготовить доклады)

1. Общее понятие мотива и мотивации. Формирование и развитие мотивации человека в онтогенезе. Пути осознания мотивов.

2. Определение потребностей. Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу.

3. Потребность и мотив в концепции А.Н. Леонтьева.

4. Мотивация, самооценка и уровень притязаний.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Заполнить таблицу «Зарубежные теории мотивации».

 

Зарубежные теории мотивации

Таблица

Название теории Краткое описание Основные представители
психоаналитическая теория мотивации    
поведенческая теория мотивации    
познавательная теория мотивации    

2. Составить словарь терминов по следующим понятиям:

3. Составить сравнительную характеристику мотивации животных и мотивации человека, выделите их фундаментальные различия, развитие в филогенезе биологических механизмов мотивации.

4. Составить классификацию потребностей.

Основная литература:

1.Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2007.-528 с.

2.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.-512 с.

3.Немов Р.С. Психология в 3 кн. – М.: Владос, 2007. – кн.1: Психология.

4.Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М., 2009.

Дополнительная литература:

1.Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006.

2.Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: «Юрайт», 2008.

3.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.2-е перераб. СПб.:Питер; М.:Смысл, 2003.

Тема: Самосознание и его место в структурной организации личности

Вопросы для обсуждения: (подготовить доклады)

1. Понятие о Я-концепции.

2. Самооценка и ее роль для становления самосознания личности.

3. Развитие самосознания. Компоненты самосознания. Функции самосознания.

Задания для самостоятельной работы студентов:







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.